РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Полякова Е.В. 1
1Саратовский Государственный Университет им.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речевая агрессия – явление, которое массово охватило почти все сферы жизни общества от повседневного общения в кругу семьи, среди коллег, улице, в транспорте, в магазинах и других общественных местах. Всё чаще агрессия в слове и жестах наблюдается в выступлениях бизнесменов, политиков, общественных деятелей и артистов в телевизионных передачах. Резкое, а то и бранное слово нередко помогает родителям «воспитывать» своих чад.

Не является исключением в этом смысле и школьная среда. Нередко педагогам приходится сталкиваться с тем, что общение с подростками не складывается так, как хотелось бы, а порой и совсем выходит из-под контроля. Одной из самых распространенных проблем в таких случаях является всё та же речевая агрессия.

Безусловно, обидное и грубое общение должно быть пресечено, однако некоторые приемы могут не только усугубить речевую ситуацию, но и спровоцировать физическую агрессию. Так как же лучше всего реагировать на оскорбительное отношение со стороны подростка? И возможно ли его избежать?

Целью нашей публикации является исследование природы речевой агрессии, причин её распространения в образовательной среде школы и способов устранения и профилактики в ситуациях учебного общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Прежде всего, уточним научное понимание термина «речевая агрессия».

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что речевая агрессия – это:

  • использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство[1];

  • речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие: оскорбление (в том числе грубая брань), насмешка, угроза, враждебное замечание, злопожелание, категоричное требование без использования общепринятых этикетных средств [2];

  • конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизирующее воздействие на адресата [3].

Таким образом, в самом общем виде речевую агрессию можно определить как эмоционально негативное, оскорбительное, обидное, грубое общение.

Анализ школьной среды выявил следующие сферы общения, в которых наиболее распространена речевая агрессии: ученик-ученик, сотрудник школы (охранник, технический работник и др.)-ученик, педагог-ученик, педагог-педагог.

Среди основных форм агрессивных высказываний в школьной среде наблюдаются оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка.

Откуда берется желание нагрубить другому человеку и почему оно так заманчиво для подростка?

Для начала следует разобраться в природе речевой агрессии. Мы не ошибемся, если предположим, что колоссальное влияние на формирование речевой среды ребенка оказывает окружающая социальная среда, в частности педагогическое общение.

Иногда педагоги сами не замечают, как подают пример оскорбительного поведения. Например, когда учителя делают оскорбительное замечание ребенку, повышают голос и просто кричат на учеников, часто употребляют выражения вроде «ты должен» и «ты сделал неправильно», привносят в свою речь негативную эмоциональную окраску, они провоцируют ответную реакцию. Постоянные замечания, нотации, жалобы педагогов склоняют ребенка к агрессии. Действительно, кто сможет выдержать непрекращающиеся «опять ты не…» и «вечно у тебя ничего не получается»?

Тем не менее, ответная негативная реакция ученика чаще всего не может быть выражена в вербальной форме. Взрослые нередко замечают, что им позволено неуважительное обращение к ребенку, в то время как ребенку к взрослым – нет. Иногда они одновременно и запрещают, и разрешают агрессию - многим знакома фраза: «С друзьями так будешь разговаривать». Таким образом, ребенок понимает, что речевая агрессия вполне допустима, нужно лишь только подыскать подходящую ситуацию.

Нужно всегда помнить, что ребенок – это личность, достойная уважения и понимания, обладающая собственным мнением и требующая самовыражения. Поэтому агрессивное поведение может быть и способом самоутверждения, отстаивания своей независимости.

Учителю крайне важно не допускать в своей речи агрессивного тона и обидных выражений в адрес учеников. Стоит избегать авторитарного отношения к детям, резких замечаний, частого употребления глаголов в повелительном наклонении. Агрессивное обращение демонстрирует не что иное, как отсутствие профессионализма, приводит к враждебности между учителем и учеником, непониманию. Значит, агрессивная речь не только недопустима по этическим соображениям, но и просто неэффективна в учебном процессе. А уж стоит ли говорить о том, какие непоправимые последствия она может за собой повлечь. У детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется страх перед учителем и перед школой в целом. Часто ученики думают, что агрессия учителя направлена не на конкретное их поведение в определенной ситуации, а на саму личность. Все это может привести к формированию неврозов и психических расстройств.

Рассмотрим некоторые приемы по контролю над агрессией слова. Во-первых, если агрессия не выражена в неприемлемой форме, то наиболее эффективный прием – игнорирование. Не стоит отвечать грубостью на агрессивное высказывание – лучше промолчать, сделать вид, что оно не было замечено, продолжить общение в спокойной атмосфере. Если отношение ученика сильно задело учителя, то предпочтительнее будет отвернуться, уйти, отказаться от продолжения общения, нежели вступать в словесную перепалку. Такая стратегия обескуражит ученика, разрушит его ожидания и в результате приведет к прекращению агрессии.

Можно попробовать переключить внимание ученика, отвлечь его от намерения выразить агрессию, перевести обсуждение на другую тему. Существует несколько способов переключения внимания: выполнение необычного задания (ролевая игра, просмотр фильма), неожиданный вопрос («Сколько времени мы уже потратили на ссору?»), отвлекающее предложение («Давай спросим у остальных ребят, что они думают по этому вопросу»), чередование различных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение).

Другая возможность изменить агрессивный настрой подростка предоставляется благодаря методу проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная сильные стороны ученика, его положительные качества, учитель способен их актуализировать, обозначить и тем самым подчеркнуть случайность, нелепость проступка («ты же взрослый человек», «это на тебя не похоже»). Одна из ярких разновидностей метода проецирования – метод «подзадоривания», или «тактическое сомнение». Это в некоем роде словесная провокация: «Кто самый смелый, тот будет первым мириться» или «Ты, наверное, не можешь потерпеть еще немного».

Кажущееся на первый взгляд неэффективным, словесное порицание также может быть вполне удачным приемом прекращения агрессии. В таком случае важно сделать свое замечание вежливым и корректным («пожалуйста, не делай так»).

Если педагог выбирает в качестве метода противостояния агрессии убеждение, то ему не следует разъяснять ученикам и без того понятные этические нормы («нельзя оскорблять других людей») и призывать к невозможному («никогда не ссориться»). Наиболее эффективно использовать способность ученика к эмпатии («представь, если бы это сказали тебе») и смоделировать такую ситуацию, в которой «агрессор» и «жертва» поменялись бы местами. Такой прием поможет агрессивно настроенному подростку осознать неправильность своего поведения.

Не нужно бояться извиниться перед учеником – это вовсе не унизительно. Извинение изменяет атмосферу в общении и приводит к достижению взаимопонимания.

Необходимо помнить, что резкое и категоричное выражение несогласия с мнением ученика провоцирует его возмущение, которое вполне справедливо. Целесообразнее высказать сомнение («быть может, это не совсем так»), предположение («а что, если мы посмотрим на этот вопрос с другой стороны»), неуверенность («я не совсем уверен, что ты прав»), нежели полностью отвергнуть мысли учащегося [4].

Педагог, тем не менее, должен осознавать, что конфликтной ситуации практически всегда можно избежать. В выборе верного типа поведения ему могут помочь рефлексия и эмпатия.

Самоконтроль и самонаблюдение над своим речевым поведением – вот главный ключ к предотвращению агрессии в классе. Подключая другие профессиональные качества (терпимость, снисходительность, умение прощать) и понимая эмоциональное состояние ученика, его личностные особенности, учитель демонстрирует высокую степень развитости коммуникативной компетенции и профессионализма в целом.

Похвала, одобрение, доброжелательное отношение к ученику также препятствуют возникновению речевой агрессии. Для выражения положительной оценки можно использовать не только привычные «молодец» и «умница», но и высказать благодарность, поддержать мнения учащихся, процитировать их умозаключения.

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что залог успешного педагогического общения лежит в вежливом обращении к ученикам. Желательно избегать требований – их можно заменить просьбой («пожалуйста, сделай…»), вопросительным предложением («ты не сделаешь...?»), высказыванием с глаголом в сослагательном наклонении («ты не мог бы сделать…»), намеком («нужно бы сделать…»).

В целом, главное, что препятствует возникновению агрессии – это авторитет педагога, уважение к нему со стороны учеников. Учитель, увлеченный своей работой, прилагающий все возможные усилия и обладающий высокой степенью профессионализма, если и столкнется с проблемой речевой агрессии, то сумеет благополучно ее решить и предотвратить в дальнейшем.

Таким образом, на формирование речевой культуры подростков большое влияние оказывает школа. Речь педагога выступает важным фактором формирования коммуникативной личности ученика, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия. Поэтому самоконтроль собственного речевого поведения и овладение коммуникативной компетенцией в процессе педагогического общения являются первоочерёдными задачами для учителя в решении проблемы речевой агрессии в школьной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1)Стилистическийэнциклопедическийсловарьрусскогоязыка. –М:. "Флинта", "Наука".ПодредакциейМ.Н.Кожиной.2003. 2)Басовская Е.Н. Творцы черно-белой реальности:о вербальной агрессии в средствах массовой информации / Е. Н. Басовская // Критика и семиотика. – Новосибирск: НГУ, 2004. – Вып. 7. – С. 257-263.3)Воронцова Т.А. Речевая агрессия :коммуникатив.- дискурсив. подход : автореф. Дис. д-ра филол. наук / Воронцова Т.А. ;Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2006. – 42 с. – Библиогр.: с. 39-43.4)Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде. М., 2001. 304 с.5)Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира
Просмотров работы: 2442