ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ: К ТЕОРИИ ВОПРОСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ: К ТЕОРИИ ВОПРОСА

Кабачек В.В. 1, Черняева Т.Н. 1
1НИУ СГУ им. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Учитесь жить в мире неопределенности! Учитесь жить в мире, где много вопросов и мало ответов! Учитесь жить в мире, где вы сами ответчики за свои собственные действия! Учитесь жить не в черно - белом мире, а во всем его многоцветии и полутонах. Учитесь жить в культуре, где на троне – свобода личности и ценности личности, где индивидуальность сама ищет ответы на свои вопросы»

Н.В. Ванюхина [Ванюхина 2008: 14].

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в общей и социальной педагогике.

Социализация в социальной педагогике сегодня рассматривается как процесс, и как результат. Как процесс социализация связана со становлением личности, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. В этом плане она напрямую связана с социальным развитием человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. А как результат, социализация отражается в сформированности социального опыта человека, уровне его социализированности.

С точки зрения социальной педагоги социализация длительный, многоаспектный, сложный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека во взаимодействиях его с различными факторами – условиями, ситуациями, субъектами. Он не всегда проходит без проблем, препятствий, многие из которых связаны с неформированостью необходимых качеств личности: эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, доброжелательность, взаимоуважение, сдержанность, толерантность и др. Следует отметить, что в последние годы особенно актуальной, даже злободневной становится проблема формирования толерантного отношения «К» и «В» социуме.

В последнее время у подростков наблюдается рост всевозможных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. И не редко многие из девиаций (агрессивность, жестокость, вандализм и др.) напрямую связаны с несформированностью толерантности как важнейшего качества личности.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Действительно, в современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Кроме того, необходимость развития толерантности у людей вызвана событиями, происходящими в мире. Появление нетерпимости, непримиримости ведёт к серьёзным последствиям, таким как пренебрежение к другим, этнические чистки, геноцид, войны, терроризм, репрессии, эксплуатация и др. [http://www.webkursovik.ru].

В связи с этим возникает необходимость максимально раннего воспитания толерантности, которое ориентирует на формирование у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам, (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает «терпение». В словаре С.И. Ожегова по отношению к данному термину используются синонимичные, близкие по значению – «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется им с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. При этом «терпеть» означает – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела [http://www.ozhegov.ru/bukva/19/5.html].

Имея много общего, термины «толерантность» и «терпимость», тем не менее, не однозначно равны. Так, в каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. В английской это снисходительность, китайской – великодушие, русской – умение терпеть.

Наиболее точна, на наш взгляд трактовка феномена толерантности, данная Б.В. Вульфовым, как «… способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни» [Вульфов 2002: 12].

Другие исследователи, считают, что толерантность может рассматриваться, как способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпимо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию/инакомыслию [Васильева 2009: 109].

Доказательством значимости толерантности как качества личности является то, что с 1995 года 16 ноября весь мир отмечает День Толерантности. В этот день ЮНЕСКО в рамках «Декларации принципов толерантности» был официально утвержден термин «толерантность» как «терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению». Там же в статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии…». А в 1.2 данного документа подчеркивается, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [Декларация принципов толерантности 2004: 7].

Толерантность не означает терпимого отношения с социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Принятие других не подразумевает, что человек должен раствориться в окружающих, забыв о себе. Уважая других, человек должен сохранить своё достоинство, жить своей, а не чужой жизнью.

Наряду с толерантностью используется антагонист данного термина – интолерантность. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека [Безюлева 2003: 77].

Анализируя различные источники (Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.Г. Федоренко), можно определить, основные виды толерантности: моральная, естественная, нравственная, социальная, этническая.

В связи с последними событиями в мире, стране и конкретно Саратовской области проблема этнической толерантности приобретает особую актуальность и воспитание толерантности вообще и конкретно этнической на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

В формировании этнической толерантности принимают участие, как отмечалось, многие – родители, ближайшее окружение, учителя, друзья. Но в последние годы в этом плане не последнюю роль стал играть уникальный специалист – социальный педагог. Именно он, находясь в клубке различных детских проблем, наиболее явно видит те из них, которые корнями уходят в интолерантность сегодняшних детей и подростков. Детский мир, нередко живет по своим правилам, отличается не всегда позитивностью отношений.

Явление моббинга («дедовщина» в детско-школьной среде), в том числе и на этнической почве, хотя и в различной степени имеет место быть. И поэтому, тесно взаимодействуя с детьми группы риска, в том числе и с детьми из семей переселенцев, беженцев, эмигрантов, семей, где присутствует слияние нескольких этнических культур, социальный педагог использует все возможности, чтобы помочь этим ребятам адаптироваться к новой, в чем-то непривычной этнокультурной, даже языковой среде. И в тоже время он работает и с теми, кто относится к этническому большинству с целью снять существующие предубеждения, предрассудки, ошибочное восприятие другого с позиции его национально-этнической самобытности, «непохожести».

Социальный педагог ориентируется в своей деятельности на формирование у подрастающего поколения умения строить доброжелательные, уважительные взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. И при этом стимулирует интерес к «инаковости» – иной культуре, традициям, быту, обрядам и т.п., понимая, что воспитание толерантности у подрастающего поколения позволит им в будущем быть более успешными в обществе, в дальнейшей жизни, построенной на ценностях ненасилия, терпимости, умении уважать права и свободу другого человека.

Литература

1. Толерантность – что это такое?: пособие для старшеклассников/ Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева, Г.Г. Семенова-Полях и др.; под ред. И.М. Юсупова. - Казань: Познание, 2008.

2.http://www.webkursovik.ru

3. http://www.ozhegov.ru/bukva/19/5.html

4. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства //Внешкольник, 2002. - №6. – С. 12-16.

5. Информационно-справочные материалы к государственным экзаменам по социальной педагогике / Авторы-составители: Васильева Л.Л.,Кащеева А.В., Кириленко Н.П., Логинов Д.А., Митрофанова Л.М. , Петрова Л.Ю., Питина Т.П., Черняева Т.Н. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2010

6. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. //Защити меня! – 2004. – С. 6-11.

7. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003.

Просмотров работы: 1370