РЕБЁНОК – НЕПОСЕДА И КАК ЕГО УЧИТЬ? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕБЁНОК – НЕПОСЕДА И КАК ЕГО УЧИТЬ?

Бесхлебная О.Ю. 1
1Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т.П.Хризман

Что делать, если поведение ребенка выходит за рамки привычных норм – активность бьет через край, и он не может ни на чем сосредоточиться? Если начинаются проблемы в детском саду, школе: и с поведением и с учебой? Это нормально, или с ребенком что-то не так? К кому обращаться? Врачи отвечают – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью, иначе СДВГ.

Но как бы мы не называли проблему, она стоит очень остро и ее надо решать, поскольку число гиперактивных детей растет с каждым годом, родители опускают руки, воспитатели и учителя бьют тревогу и теряют последнее самообладание. Что делать?

Задача данной статьи – раскрыть особенности познавательной сферы и поведения детей СДВГ младшего школьного возраста и предложить способы взаимодействия с ними в образовательном процессе школы.

Прежде всего, для решения поставленной задачи разберёмся в природе детей с синдромом гиперактивности.

Обращение к научной литературе выявило несколько аспектов исследования поставленной проблемы – медицинский, психологический и педагогический.

Первый непоседа был зафиксирован в исследовательской практике немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом около 150 лет назад. Этому исторически ценному и чрезвычайно подвижному ребёнку, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, он дал ему прозвище Непоседа Фил.

Несмотря на то, что невротические отклонения поведения и учебные трудности являются предметом научного изучения более ста лет, до настоящего времени нет единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Назовём лишь некоторые из тех, которые мы выявили в результате анализа медицинской и психологической литературы:

  • «лёгкая дисфункция мозга»,

  • «гиперкинетический хронический мозговой синдром»,

  • «лёгкое повреждение мозга»,

  • «лёгкая детская энцефалопатия»,

  • «гиперкинез»,

  • «гиперактивность»,

  • «гиперкинетические импульсивные нарушения»,

  • «минимальная мозговая дисфункция» и многие другие.

Нет единства во мнении среди врачей и в отношении клинических проявлений. Так, Г.В. Болотовский называет следующие: дисграфия (нарушение письма), дизартрия (нарушения артикуляции речи), дискалькулия (нарушение счёта), гиперактивность, недостаточная концентрация внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

Большинство исследователей (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Медики и психологи обращают внимание, что синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей можно диагностировать начиная с дошкольного возраста. Но нельзя торопиться с выводами, следует помнить, что для постановки диагноза необходимо наблюдать поведение ребенка как минимум 6 месяцев, и дома, и в учебном учреждении. Интересные наблюдения учёных: СДВГ у мальчиков встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

На основе собственных наблюдений за такими детьми в учебном процессе поясним, в чём выражаются эти проявления.

Так, гиперактивность проявляется в избыточной двигательной активности, такой ребёнок отличается беспокойством и суетливостью, болтливостью, несформированности мелкой моторики. По наблюдениям родителей – они двигаются даже во сне. Такие дети характеризуются забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, рассеянностью и частой потерей личных вещей. Нарушение внимания проявляется в трудностях его удержания, в выраженной отвлекаемости с частым переключением с одного занятия, какой-либо детали на другие. Соответственно они избегают заданий, которые требуют длительных умственных усилий. Но, если деятельность ребенку интересна, что-то его увлекает, он делает это с удовольствием и способен удерживать внимание часами. Импульсивный ребенок часто действует не подумав, перебивая других, может встать без разрешения и выйти из класса. Они не умеют подчиняться определенным правилам (или попросту про них забывают), часто меняется их настроение.

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом СДВГ часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли и нервные напряжения.

Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных до 80% преступников страдают этим заболеванием (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.) [3]. По данным директора Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Т.Б.Дмитриевой, когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются у 85 % подростков и 65 % взрослых людей. Есть мнение, что в России от 70-90 % детей с СДВГ остаются вообще без всякого лечения (МурашоваЕ.В., 2004) [5].

Изложенное даёт нам основание считать детей СДВГ особой категорией, а работу с ними не только медицинской, но и психолого-педагогической проблемой. Необходимость решения этой педагогической проблемы актуализируется потребностями школьной практики, поскольку количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Если несколько лет назад в начальной школе детей с СДВГ было по одному-два в классе, то сейчас они составляют уже около 20-30% учащихся.

Подавляющее большинство таких детей не получает никакого медицинского лечения и психолого-педагогической помощи, родители не видят её опасности в развитии личности ребёнка. Действительно, как показывают наши наблюдения и доказывают многочисленные научные исследования, гиперактивные дети часто бывают одарены, талантливы. Однако нередко предоставленные самим себе, лишённые понимания окружающих, испыты-вающие трудности в общении со сверстниками, такие дети находят понимание и самореализацию в неблагоприятной среде. В итоге всё это порождает отклонения от социальных норм и традиций в поведении, ведёт к распро-странению социально-педагогического явления – девиантного поведения детей.

Как работать в классе с учеником(ами) с СДВГ? Полагаем, учитывая психолого-педагогические особенности этой категории детей, вопрос нужно ставить так: Как природную, познавательную пытливость, активность и быстроту реакции использовать в образовательном процессе во благо развития ребёнка?

Для ответа на вопрос рассмотрим школьные факторы риска, с которыми может столкнуться ребёнок в образовательном процессе.

Низкая двигательная активность на уроке и запрет бегать на переменах.

Ребенок с СДВГ очень подвижный и сидеть за партой по 40 минут 4-5 уроков подряд – очень сложная задача для него. А, если к тому же урок проходит монотонно, не интересно, без смены форм деятельности, то совсем катастрофа! Уже через 15 минут от начала урока он начинает ерзать на стуле, смотреть по сторонам, играть с ручками, карандашами и любыми попавшими под руку предметами, отвлекаясь от основного дела на уроке, «не обращая внимания на учителя».

Можно несчётно делать замечания ребенку, призывая к внимательности, спокойствию, тишине – всё это не будет эффективным.

Педагогу следует понимать, что такое поведение вызвано «не специально», а следствие быстрого утомления ребенка. Замечания и наказания не улучшают его поведение, а только усиливают плохое эмоционально-психологическое состояние, что в свою очередь блокирует познавательную активность и творчество, снижает работоспособность, порождает перенапряжение, неврозы и новые конфликты, которые не могут пройти бесследно для ученика в плане его физического и нравственного здоровья.

Итак, педагогу нельзя забывать, что от невнимательности и неусидчивости страдает в первую очередь сам гиперактивный ребёнок.

Большая численность класса. Например, в нашей начальной школе – 25-27 учеников в классе. Внимание ребёнка в большом классном коллективе очень подвержено различным отвлекающим факторам. Он реагирует на ответ или выкрик, фразу каждого ученика, шумы и прочие раздражители. Вместе с тем такой ребенок отвлекает и остальных учеников. Неимоверно сложно учителю удержать концентрацию внимания класса на учебных занятиях, в котором несколько гиперактивных учеников!

Очевидно, что дети с СДВГ требуют ОСОБОГО индивидуального подхода, что очень сложно (честнее сказать, даже невозможно!) осуществить при численности класса более 15 человек.

Проиллюстрируем примером из педагогической практики: Андрей П. –ученик 1 класса с высоким уровнем СДВГ. Мальчик очень подвижный и в момент превращает парту в беспорядок, в котором он сам ничего не может найти. Постоянно всё теряет: то ручку, то карандаш. Мальчик очень возбудимый, импульсивный, легко отвлекается, его внимания хватает на 10 минут урока, чаще всего совсем не работает на уроке. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей, или изрисовывает своё лицо, руки, начатую работу не доводит до конца, которую начал, выкрикивает с места не по теме урока: «А когда мы пойдём кушать?» или «А когда закончится урок? Можно я выйду?».

Он может без спросу встать во время урока и уйти из класса. Запретительный ответ учителя: «Нет, до конца урока всего пять минут, посиди» приводит его к полному расстройству. Андрей П. занимает своё рабочее место, но теперь он уже точно «не здесь»: парта ходит ходуном, он просто не в состоянии успокоиться, откровенно мучается и «считает минуты до звонка». Со звонком он срывается с места и бегает по коридору всю перемену, сбивая всех с ног. Однажды, когда дети играли на перемене, он подошёл к мальчику и укусил его за спину, назвавшись вампиром.

Вот ещё один случай: на уроке письма учащийся изрисовал всю свою пропись, а потом её разрезал на множество мелких кусочков. На замечание учителя он никак не реагировал.

Приведем другой пример: Илья С. – ученик 1-го класса: дружелюбный, спокойный, разносторонне развит, много знает об окружающем мире, о животных, любит, когда все по порядку, всегда аккуратно одет. Вместе с тем, моторика рук плохо развита, он кажется мечтательным, "отсутствующим", двигается медленно и вяло, письменные работы выполняются неряшливо,. неспособен выполнить задание без ошибок, вызвано невозможностью сосредоточиться на деталях; неспособен вслушиваться в обращенную речь. Традиционная система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего, педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения. Внимания учащегося хватает буквально на несколько минут, потом он начинает терять номер упражнения, строчку в тетради, при этом сам начинает нервничать, в следствие чего у него начинается нервный срыв, он начинает плакать и кричать: «А, что мы делаем, а где писать» и тем самым привлекает внимание всего класса на себя. Внимание других детей также нарушается.

Очевидно, что поведение таких учеников не только «тормозит» образовательный процесс, но может быть опасным как для самих, так и для остальных учеников класса. А, значит, требует большого внимания со стороны учителя.

Поделимся собственным педагогическим опытом активизации внимания и поддержания работоспособности таких детей на учебном занятии.

Итак, обобщим исследования и сформулируем следующие рекомендации учителям начальных классов.

1. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя. Желательно сажать такого ребёнка за первую парту напротив стола учителя или на среднем ряду перед доской. Но ни в коем случае не на последнюю как делают многие педагоги, облегчая себе работу!

2. Измените режим урока и перемены. Считаем, очень полезно во время урока проводить физкультминутки. Но не 1-2 как предписано нормативными документами, а каждые 7-10 минут.

Полезны также и специальные техники эмоциональной разрядки учащихся. Например, «Похлопаем НАМ за правильный ответ», «Совместное СПАСИБО!», «Ура! МЫ справились с заданием».

3. Организуйте физически активный отдых детей на перемене.

Во время перемен, чтобы не допустить бесцельной беготни, грозящей травмами, организовывать детей в игры. Вот некоторые из полюбившихся нашим ученикам – «Море волнуется раз- море волнуется два», «Съедобное и несъедобное», «Стоп, хлоп, раз». «Четыре стихии», и т.д.

4. Максимально разнообразнее проводите уроки.

Вводите проблемное обучение, которое повышает мотивацию учеников; используйте на уроке элементы игры, соревнования. Больше предлагайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.

Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Давайте короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).

5. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны, стать экспертом в классе по некоторым областям знаний или даже вашим «помощником». Давайте им маленькие поручения – вытереть с доски, полить цветы, раздать тетради, навести порядок в шкафчике.

6. Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Можно придумать условный знак понятный ТОЛЬКО вам и ему.

7. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и др.). Наглядность, с которой запланирована на уроке, вывешивать или выставлять непосредственно перед началом работы с ней.

8. Снижайте требования к аккуратности оформления в письменных работах, чтобы сформировать чувство успеха. Но постепенно эти требования следует повышать, когда видите, что ребёнок справляется. Фиксируйте вместе с ним эти успехи.

9. Введите знаковую систему оценивания деятельности и образовательных результатов обучающихся, чаще хвалите ребенка. Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку – эти простые способы психолого-педагогической поддержки ребёнка помогут ему сохранить спокойствие, уравновешенность, станут стимулами к продолжению усидчивой работы. Используйте гибкую систему поощрений и наказания. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. При этом избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

11. Расписание уроков должно быть постоянным. Любые изменения в привычном распорядке провоцируют у детей неуверенность, теряются и долго не могут понять, что произошло. В следствии чего они начинают плакать, нервничать, и даже такое состояние может вызвать агрессию.

12. Давайте учебные задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. По необходимости оставляйте доделать задание после уроков.

13. Учите детей правильно выражать свои эмоции, проговаривать трудности. Помогут в этом известные приёмы рефлексии эмоционального состояния: «Смайлики», «Светофор», «Карта настроения», «Солнышко-тучки» и др.

14. Запаситесь терпением и постепенно формируйте учебные навыки, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения, воспитывайте уважение к другим, прилежность и саморегуляцию.

15. При разговоре с ребёнком желательно опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.

Из собственного опыта отметим, что, следуя этим методам, можно помочь гиперактивному ребёнку организовать свою учебную деятельность, в нужном направлении, контролировать свои действия, развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку.

Гарантом успешности обучения и воспитания такой категории детей считаем совместные усилия школы и семьи, педагогов и родителей.

Первым шагом к установлению сотрудничества с родителем может стать родительское собрание, посвященное особенностям таких детей и направлениям работы с ними. Например, в первом классе желательно провести родительское собрание на тему: «Что же такое гиперактивность»? или «Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей».

В продолжении полезными будут такие меры, как: психолого-педагогическая консультативная помощь родителям в выработке правильного стиля семейного воспитания гиперактивных детей. Объясняйте родителям, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения, но и от спокойного и последовательного отношения.

В рамках решения проблемы, затронутой в данной статье, сформулируем рекомендаций родителям непоседливых детей.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

  • не давайте ребенку категорических указаний и избегайте слов «нет» и «нельзя»; Объясняйте ребенку, что он делает не так;

  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

  • говорите сдержанно, спокойно и мягко;

  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. При этом через небольшой промежуток времени желательно ему напомнить.

  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

  • поддерживайте четкий распорядок дня;

  • обеспечьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.

3.Уделяйте ребенку достаточно внимания:

  • проводите досуг всей семьей;

  • оградите детей от длительных игр на компьютере и просмотра телевизора;

  • не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость в наказании, то это лучше использовать спокойное сидение в определённом месте.

  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашения с ребенком на определённые виды работ;

  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.

Отметим, однако, что названные методы не устраняют нарушения, но помогают справляться с его проявлениями: такими как отставание в учебе, сниженной самооценки, неверие в собственные силы, конфликты в семье и ученическом коллективе. Работая с гиперактивными детьми необходимо выработать индивидуальную линию педагогической деятельности, что требует совместной работы педагогов, психологов, медиков и врачей.

Авторы надеются, что наш опыт будет полезен в работе по коррекции нарушений поведения у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а рекомендации помогут «найти общий язык» с такими детьми многим родителям и педагогам, а также всем, кто сталкивается в повседневной жизни с непоседливыми детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонова,Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н.Антонова. М.: Педагогика, 2013. 28-33 с.

2. Болотовский, Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. /Л.Н.Болотовский. СПБ: НПК Омега, 2010. 160 с.

3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп /И.П Брязгунов., Е.В. Касатикова– М.: Психотерапия, 2008. – 208 с

4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте,2005

5. МурашоваЕ.В., Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы" : гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. Екатеринбург : У-Фактория, 2004.- 176 с.

6.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения /А.Л. Сиротюк. DOC.М.: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.

Просмотров работы: 1585