СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Пальчикова Т.С. 1
1СГУ им.Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире деятельность университетов имеет большое значение для развития общества в целом, являясь средоточием национальной культуры, средой воспроизводства и развития науки, образования и социализации личности. Студент, находясь в данной среде, учится быть не только самостоятельным, но и получает возможность раскрыть свои творческие способности, улучшить свои коммуникативные навыки.

Термин «социализация» означает следующее: процесс становления индивида как члена общества; присвоение индивидом ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества; социально-адаптированная психическая саморегуляция личности; процесс активного построения личности; выработка адекватного отношения к социальным ценностям.

В современных исследованиях достаточно часто отмечается что, высшее образование – является неотъемлемой частью современного государства, стремящегося сохранить независимость, социальный генофонд, конкурентоспособную экономику, культуру. Так, по мнению П.С. Фёдоровой миссия современного вуза заключается в том, чтобы за счет фундаментальной образовательной подготовки и успешной социализации молодежи осуществлять последовательные и эффективные инновации в окружающем мире.

Каждый студент, только поступив в вуз, сталкивается с рядом проблем, связанных с адаптацией студента к новой обстановке во время присвоения новой социальной роли и адаптации к условиям деятельности.

Социализация студенческой молодежи в процессе обучения включает не только усвоение знаний и умений, но приобретение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество факторов, влияющих на социализацию студентов в период обучения в вузе: экономические (Сложное материально-финансовое положение студента и его семьи, очевидные различия в имущественном, финансовом положении разных студентов, неопределенность трудоустройства), политические (модель проведения государством политики влияет на всех его граждан), социальные (например, перемены при переходе к рыночной экономике возникает ряд проблем, как безразличие к социально-неполноценным людям), так же моральные и культурные. Но помимо внешних факторов, на процесс адаптации студентов к взрослой жизни оказывают индивидуально-личностные факторы (характер, воспитание)

Поэтому вуз берёт на себя не малую ответственность при таком сложном, и очень важном процессе. Ведь обществу нужны реализующие свои таланты люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад во всеобщее развитие и благосостояние.

Из выше сказанного следует, что процесс социализации должен захватывать не только учебную деятельность студентов, но и внеучебную. Несомненно, для успешной социализации студентов учебная программа предполагает наличие в своем содержании общих гуманитарных, социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин. На этом этапе у студента должны быть сформированы представления о научных, философских, религиозных картинах мироздания; структуре, форме, методах научного познания; сущности, назначении и смысле жизни человека; об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни и умение ориентироваться в них; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; нравственных обязанностях человека по отношению к себе и другим и многое другое.

Но, по моему мнению, особая роль в социализации студента играет внеучебная деятельность, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, а также создания межличностных отношений, позволяющих снять проблемы социальной студентов в группе.

Прежде всего, хочу отметить, что выпускаясь из школы и поступая в вуз, человек становится вполне полноценной личностью, имеющий права на свободу слова и действия. По мере взросления, на человеке возрастает ответственность за его поступки. Для воспитания важнейших моральных качеств, таких как: чувств ответственности, долга, справедливости, любви и гуманизма, и умений: быть конкурентоспособным специалистом, уметь приспосабливаться к разным ситуациям, не только уметь планировать, но и импровизировать, организовывать, мотивировать и переосмысливать происходящее, анализировать собственные действия, существует студенческое самоуправление.

Если рассматривать данный вопрос с точки зрения науки, то студенческое самоуправление как социальный феномен получил освещение в работах Н.П. Бугаенко, О. Виштака, А.И. Давыдовой, И.Ф. Ежуковой, А.А. Исаева, О.А. Колмогоровой, И.Н. Крещенко, В.М. Певзнера, С.С. Петровой, И.А. Правдиной и др. Изучение данных работ позволило сделать следующие выводы:

1) наряду с тем, что студенческое самоуправление является компонентом воспитательной системы вуза, оно представляет собой особую форму инициативной, самостоятельной, общественно полезной деятельности студентов по решению различных вопросов студенческой молодежи: организации обучения, быта, досуга, развития ее социальной активности и поддержке социально приемлемых инициатив;

2) студенческое самоуправление выступает в качестве формы самостоятельной общественной деятельности студентов по осуществлению функций управления жизнью студенческого коллектива;

3) основной приоритет самоуправления – организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста;

4) как целостная система студенческое самоуправление отражает различные организационные формы, обеспечивающие участие в управлении студенческими коллективами;

5) студенческое самоуправление является хорошей школой для развития умений принятия и реализации решений, касающихся организации и осуществления жизнедеятельности студентов.

В сущности, студенческое самоуправление охватывает все без исключения сферы жизнедеятельности современного вуза. Иными словами, студенческое самоуправление представляет собой форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, соединение самостоятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза, а так же эффективный метод социализации студента.

Студенческое самоуправление - это самостоятельное управление жизнью студенческого коллектива во всех её направлениях:

  1. образовательном;

  2. профессиональном;

  3. воспитательном;

  4. бытовом;

  5. коммуникативном (связь с другими факультетами)

  6. досуговом

и др.

В компетенцию студенческого самоуправления в вузе входит:

- решение социальных и бытовых вопросов,

- помощь в учебной деятельности,

- организация мероприятий в вузе,

- помощь студентам, способствующая раскрытию новых талантов и умений,

- помощь, способствующая приобретению важных качеств и навыков,

- воспитание чувств гуманизма, патриотизма, этики и эстетики,

- знакомство с различными формами внеучебной деятельности,

- развитие коммуникативных навыков на основе знакомства со студентами из-за границы,

- помощь в профессиональной подготовке,

и т.д.

При всем при этом возникает вопрос о том, каковы возможности студенческого самоуправления (его отдельных органов, студенческих организаций и отдельных инициативных групп студентов) в расширении и усилении педагогического и профессионального влияния на студенческую молодежь, а также ее социализацию. Мне бы хотелось раскрыть этот вопрос на примере собственного студенческого совета.

Студенческий совет ФИЯиЛ- это дружная, слаженная команда, которая образует официальный орган, представляющий интересы студенчества. Поступая на наш факультет, первокурсники знакомятся не только с руководством и преподавателями, но и со студенческим советом. Проводится обязательное анкетирование для выявления особенностей каждого студента, творческого потенциала, учитываются их пожелания. Несомненно, при обработке анкет попадаются ответы студентов-первокурсников, такие как: «Я ничего не умею делать», «Хочу только учиться», «Я пришел сюда только за дипломом». Данные ответы подтверждают то, что после школы студенты еще не полностью социализованы, не видят возможности в дополнительном самообразовании и саморазвитии, привыкли к «родительскому контролю», который требует только результат «отлично» в зачетной книжке.

Для таких студентов проводятся различные тренинги на командообразование, веревочные курсы, тимбилдинг. Обязательным условием данных мероприятий является то, что должна участвовать вся группа студентов. (Группа на нашем факультете состоит из 10-15 человек) При этом молодые люди, которые при анкетировании не хотели участвовать в совместных мероприятиях и общаться со своими одногруппниками в 90% случаев не захотели остаться в стороне и решили поучаствовать. После подобных мероприятий студенты меняют свое мнение о студенческом совете, в них появляется уверенность в себе и своих сокурсниках, просто общение на ученические темы сменяется дружественными беседами. Такие мероприятия помогают раскрепоститься и, вероятно, узнать с совершенно другой стороны бывших школьников.

Обязательно нужно отметить, что каждый студсовет, как общественная организация, имеет собственную структуру. Во главе студсовета стоит председатель. В его компетенцию входит:

1) разработка плана работы, который в дальнейшем утверждается на заседании студсовета;

2) организацию деятельности студенческого совета факультета;

3) подготовка заседаний студсовета факультета, организация исполнения решений совета;

4) представление студенческого совета факультета по вопросам его деятельности в совете студентов и аспирантов университета;

5) обязательное посещение заседаний ССА;

6) выбор, назначение и закрепление тьюторов за группами первого курса;

7) поиск на посты председателей секторов, заместителя, секретаря компетентных лиц и постановка вопроса об их избрании на пост на заседании студенческого совета;

8) постановка задач секторам студсовета, тьюторам, заместителю и секретарю;

9) контроль за выполнение поставленных задач;

10) контроль за успеваемостью членов студ.совета;

11) обязательное присутствие на всех важных университетских мероприятиях;

12) прямая ответственность за эффективную работу и участие факультета во университетских делах;

а так же: проведение тренингов, мастер-классов, мероприятий, участие в различных форумах, слетах, съездах и пр.

Заместитель председателя обязан обеспечивать непосредственную помощь председателю факультета, выполнять его поручения. С разрешения председателя, заместитель получает некоторые компетенции председателя, которые обязуется выполнить в данное ему время. В отсутствие председателя получает все его полномочия и обязуется выполнять их.

Секретарь обязуется: протоколировать все собрания студенческого совета факультета, «вести» документацию, относить всю документацию, как отчет о деятельности подразделения в ССА, архивировать документацию.

Так же существуют сектора, которые разделены по сфере деятельности. Во главе каждого сектора стоит руководитель, который является непосредственным членом студсовета.

Несомненно, в студенческом совете ФИЯиЛ учитываются мнения и интересы каждого студента факультета. Все силы руководства направлены на социализацию студентов и раскрытие их творческих потенциалов. Для этого студенческий совет разделён на 5 секторов: культмассовый, арт-сектор, информационный, спортивный, научный.

Культмассовый сектор предназначен для организации внеучебной жизни студентов. Он является одним из самых массовых секторов факультета. Именно на нём лежит организация и проведение различных развлекательных мероприятий: конкурсов, акций, вечеров, концертов, праздников, дискотек и.т.д. Студенты, занятые в данном секторе, всегда смогут правильно подобрать развлекательную программу, написать сценарий, найти актеров, провести увлекательную игру и даже заинтересовать своей деятельности другие факультеты. Кроме этого, в обязанности культмассового сектора входит отчет о проведении мероприятий перед студ.клубом СГУ

Арт-сектор непосредственно связан с культ-массовым сектором. Занимается оформлением праздников, концертов и других мероприятий. А так же постоянно следит за эстетическим оформлением нашего корпуса, устраивает фото-выставки, конкурсы плакатов, конкурсы на самую красиво-оформленную аудиторию к определенному празднику.

Спортивный сектор дают возможность заняться собой и своим здоровьем, развивает сплоченность студентов, позволяет принять участие в совренованиях по различным видам спорта. В обязанности спортивного сектора входит проведение внутривузовских спортивных мероприятий («День здоровья», соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису и.т.д.), а также контроль участия студентов в городских спортивных мероприятиях.

Информационный сектор собрал самых знающих, всегда выдающих лишь достоверные новости, факты людей, которые развивают информационное поле факультета, а именно: печать объявлений, информирование о проходящем или прошедшем событии на факультетеуниверситете остальных студентов подразделения, фото-видео отчеты различных мероприятий. Несколько репортеров тесно сотрудничают с университетским журналом «Сгущенка», а так же регулярно отправляют свежие новости на оф. сайт СГУ. На базе информационного сектора совсем недавно открылась «Группа теле- и радиокоммуникаций», которая готовит полноценные видеорепортажи, приглашения на праздники, соц.-опросы, видеоотчеты мероприятий. В дальнейшем планируется расширить данную группу и создать собственный «канал» факультета ИЯиЛ.

Социальный сектор стремится обеспечить социально-благотворительную деятельность студсовета, помогая детским домам Саратова и Саратовской области, регулярно посещая их, а также занимается организацией различных социальных акций в поддержку инвалидов. Занимается проведением различных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи. Кроме того, данный сектор взял на себя обязанности курирование и поддержание морального духа пенсионеров - фронтовиков. Под руководством данного сектора для фронтовиков проводятся различные мероприятия. На нашем факультете сформировалась традиция, ежегодно организовывать праздничное мероприятие, посвящённое дню победы, на котором фронтовикам студенты устаивают концерт, раздают подарки.

Научный сектор занимается подготовкой и проведением научно-практических конференций, различных олимпиад, форумов проводимых как на факультете, так и на межфакультетском уровне. Кроме того, учебный сектор занимается контролем учебной деятельности. В его компетенцию входит налаживание коммуникаций со студентами из-за границы.

Кроме секторов на базе факультета существуют клубы по интересам: «Хенд - Мейд», «Клуб английского языка», «Киноклуб», который показывает фильмы на иностранном языке, «Школа вожатского мастерства», «Школа тьютора», «Школа волонтера». Из названий можем увидеть, что данные клубы предназначены не только для проведения массового досуга, но и являются дополнением к образовательному процессу, при этом они полностью учитывают специфику нашего направления образования, контингент и возрастную группу.

Внеучебная деятельность студентов СГУшников можно рассматривать как специально смоделированную среду и условие, обеспечивающее разнообразные варианты выбора оптимальной траектории социального развития и взросления личности, обеспечивая все стороны социализации – познавательную, ценностно-ориентированную, деятельностную.

Студенческое самоуправление обеспечивает внеучебной составляющей высшего образования сохранение традиций и постоянное инновационное преобразование с учётом социокультурных реалий, профессиональных требований и потребностей студентов.

В заключение хотелось бы добавить, что социализация в период обучения в вузе играет важнейшую роль в развитии каждой личности. Она может проходить как естественно и легко, так и сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому процессу достойное внимание. Но социализация, как и саморазвитие, осуществленные в студенческие годы, значительно упрощают взрослую жизнь, помогают грамотно принять решения и найти выходы из трудных жизненных ситуаций, показать себя в роли полностью сформировавшейся сильной личностью.

Библиография:

  1. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 560с.

  2. Фёдорова П.С. Социально-психологические характеристики образовательной среды высшего учреждения профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С.162-165.

  3. Столярова Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. – Усть-Каменогорск, 2010.

  4. Чичёва Н.А. Интеграция гендерных образовательных программ по блоку социально-гуманитарных дисциплин как условие процесса социализации студентов // Ростовский государственный университет путей сообщения, 2012.

Просмотров работы: 4392