ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС В ТОРГОВЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС В ТОРГОВЛЕ

Кузнецов А.А. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Торговля выполняет роль связующего звена между производством и потреблением по всем аспектам бизнеса. Формами связи между потребителем продукции и производителем, как известно, являются механизмы различных продаж. В рыночной торговле, как и в оптовой, услуги можно разделить на услуги торгового предприятия, маркетинговые и транспортные, однако их содержание существенно отличаются. И наиболее существенные отличия связаны с информационным сервисом [1].

В оптовой торговле в набор информационного сервиса входят:

– полные сведения о товаре (название, торговый ассортимент, отпускная цена, основные потребительские свойства, сроки службы и годности);

– сведения об условиях (торговые скидки, поставки товара, хранение и доставка товара);

В розничной торговле к информационному сервису относят те информационные услуги, которые предоставляют удобства покупателю:

– предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, которые оказывает торговое предприятие ( торговая маркировка в виде этикеток, ярлыков, бирок, штампов; объявление, плаката, рекламные ролики, каталоги;усная информация персонала торгового предприятия и др.);

– ауди-, и видеосредства предоставления информации о товарах, включая также информацию в Интернет.

– консультация специалистов в части разъяснения потребительских свойств товаров и их основных преимуществ, а также по правилам эксплуатации и способам использования.

В оптовой и розничной торговле важное место занимают услуги платежной системы(финансовое посредничество) и страховые услуги, что характерно для «доэлектронного периода» в торговле. Однако, ситуация в экономике стала меняться одновременно с процессами конвергенции информационных технологий. Под конвергенцией будем понимать процессы сближения и взаимного проникновения технологий в торговлю. Вначале под конвергенцией информационных технологий понималось лишь одно - слияние телевидения и Интернет. Сегодня же понятие конвергенции информационных технологий широко проникло в экономику и под этим стали понимать процессы слияния систем дистрибуции, различных каналов сбыта, платежных и страховых систем, категорий товаров и услуг. Поэтому торговлю уже нельзя рассматривать как самостоятельный вид экономической деятельности изолированно от бизнеса в целом. Сейчас торговля становится одним из связующих звеньев в бизнесе наряду с финансовым посредничеством, транспортом, связью. Схематически это показано на схеме (рис. 1) . [2].

В рамках, показанных на рис. 1 взаимосвязей торговли с другими сис-темоопределяющими функциями в экономике можно разделить на три основные формы таких взаимосвязей: В2В, В2С и В2Л (G). Стоит добавить, что каждый из выделенных на рис. 1 блоков A (G), В, С, I, а также блоки «Банк» и «Торговля» имеют информационные системы различной степени совершенства и сложности типа ERP-систем (систем управления ресурсами предприятия). Это означает, что прослеживаются контуры целостной информационной среды экономики, в которой особое место занимает торговля, участвуя в реализации основной функции бизнеса через механизм «товар — деньги —товар».

Рис. 1 Торговля, как связующее звено в бизнесе, вместе с финансовым посредничеством , транспортом, связью.

В – бизнес; С – покупатель; Л – администрация; G – правительство; I –страхование.

Для достижения функционирующей информационной среды в торговле еще далеко, но не видеть здесь тенденции продвижения к ней тоже нельзя. Основными проблемами, которые предстоит решить, являются:

– внедрение и разработка унифицированной в рамках мирового сообщества систем организации данных в части их систем кодирования для перевода информации в цифровую;

– создание унифицированных платежных систем с высоким уровнем правовой защиты и безопасности;

– создание оперативно функционирующих систем доставки материальных объектов с высоким уровнем безопасности (усовершенствование материальных потоков) [3]..

Одной общей проблемой для указанных направлений, определяющих создание информационной среды для торговли, является обеспечение безопасности всех аспектов бизнеса. Поэтому, необходимо научиться управлять рисками в электронной коммерции.

Изолированное рассмотрение электронной торговли бессмысленно, как магазин без продавцов и торговля по каталогам без средств доставки товара покупателям. Также, тенденция увеличения сферы применения электронной торговли с каждым годом набирает силу и можно с уверенностью сказать, что торговые предприятия, не включившие ее в свою структуру, скорее всего просто перестанут существовать. Это можно связать с тем, что на пути к получению прибыли предпринимателю необходимо выполнить множество действий, которые требует информационной поддержки.

Необходимо понимать, что бизнес не существует сам по себе, он «пронизывает» всю экономику, но анализ бизнеса, ведется по очень укрупненным группировкам отраслей экономики. В качестве таковых отраслей выступают:

– производство;

– торговля (оптовая и розничная);

– услуги.

Сфера услуг разделяется в свою очередь по следующим наборам таких группировок: финансы, строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, страхование, недвижимость, средства массовой информации. Если обратиться к различного рода статистическим публикациям, то можно легко обратить внимание на отсутствие какой-либо системы в формировании группировок отраслей экономики применительно к задачам анализа и информационного обеспечения бизнеса. Более того, сами выделяемые группировки в пределах одного перечня зачастую выполняются некорректно, имея пересечения по содержанию понятий и номенклатуре входящих в них видов экономической деятельности. Нет при этом и четкости в понимании содержания понятий «отрасль экономики» как двуединой конструкции, формируемой по принципу объединения предприятий с однородными видами экономической деятельности (так называемые «чистые отрасли») и по принципу объединения предприятий по однородности основного вида деятельности (так называемые «хозяйственные отрасли»). Если к этому еще добавить, что множество решаемых задач в сфере бизнеса требует различной степени детализации по отраслевому срезу, то мы неизбежно должны прийти к более разумной систематике в анализе и информационном обеспечении бизнеса [4].

Таким образом, торговля как объект информатизации представляет совокупность видов и результатов деятельности с «привязкой» их к конкретным видам экономической деятельности. Под представленную таким образом структуру формируется информационный сервис бизнеса по направлениям.

Литература

  1. Дуванская, Е.В. Влияние информационного сервиса на деятельность торговых организаций / Е.В.Дуванская, Е.В.Лемешенко, М.А.Лемешко, Ж.В.Горностаева, А.А.Кузнецов. Экономика и социум. 2014. №1-3(10). С. 82-85

  2. Алехина, Е.С. Информационные сервисные технологии как фактор конкурентоспособности розничных торговых сетей / Н.С.Алехина, М.В.Иванова / В сборнике: Мир на пороге новой эры. Как это будет? Институт управления и социально-экономического развития, Саратовский государственный технический университет, Richland College (Даллас, США). Саратов, 2014. С. 10-11.

  3. Дуванская, Е.В. Модель информационного сервиса и системный подход при решении задачи фильтрации / Е.В.Дуванская, В.Г.Фетисов, И.И.Панина. Фундаментальные исследования. 2014. №3-2. С. 253-257

  4. Селеменева, Е.А. Информационный сервис как ведущий вид современного рынка услуг / Е.А.Селеменева, Ж.В.Горностаева / В сборнике: Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе. Саратов, 2014. С.40-41.

Просмотров работы: 1232