ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Михайлов С.М. 1
1ИСОиП (филиал) ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Потребительский рынок товаров и услуг г. Шахты одним из первых активно включился в проведение рыночных реформ. Создание и развитие предприятий потребительского рынка в период становления рыночных отношений обеспечили условия для выживания значительной части самых разнообразных слоев населения. Благодаря этому, основная масса населения стала заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. Развитие рыночных отношений способствовало бурному росту количества предприятий торговли и общественного питания, бытовых услуг, появлению новых форм торговой деятельности, организации новых форматов и концепций обслуживания. Сфера потребительского рынка и услуг наиболее быстро реагирует на изменения социально-экономических условий.

Российский рынок общественного питания в последние время развивается достаточно интенсивно: темпы роста оцениваются в 20–40% (различается в зависимости от региона). Исключением не стал и город Шахты. Аналитики считают, что причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные.

По статистическим данным на начало 2014 года на рынке города Шахты существует около 700 предприятий общественного питания. Предприятий ресторанного типа занимающих существенную долю рынка – 50. Лидерами рынка являются 6 предприятий.

С целью оценки конкурентной среды на рынке общественного питания г. Шахты было проведено кабинетное исследование на основе анализа статистической информации (таблица 1).

Используя данные таблицы 1 и базовые характеристики типологии рынка, проведем анализ конкурентной среды.

Таблица 1- Статистика рынка общественного питания г. Шахты

Показатели

Значение

Число производителей

50

Объем реализации продукции в год всего, тыс.руб.

9076

Объем реализации «Шакудо», тыс.руб.

381,19

Объем реализации «Рис», тыс.руб.

462,88

Объем реализации «Бочка», тыс.руб.

381,19

Объем реализации «Малиновка», тыс.руб.

408,42

Объем реализации «Осака», тыс.руб.

853,14

Объем реализации «Будда», тыс.руб.

562,71

Средняя сумма чека низшей ценовой категории, руб

210,7

Средняя сумма чека средней ценовой категории, руб.

386,2

Средняя сумма чека высокой ценовой категории,руб.

756,0

По числу фирм, работающих на рынке, оцениваем уровень конкурентоспособности рынка. Для более точной оценки используют коэффициенты концентрации рынка (Ккр):

Таким образом, на рынке общественного питания г.Шахты 6 крупных предприятий обеспечивают 38% продаж.

Для оценки уровня дифференциации продукции (Удп) используют порядковую шкалу с качественными параметрами характера дифференциации продукта и балльной оценкой, соответствующей каждой её градации:

Дифференциация продукта ориентирована на то, чтобы выгодно позиционировать продукт на рынке, придав ему существенные отличительные особенности. По шкале, представленной в таблице 2 УДП=3, что свидетельствует о насыщенном ассортименте предлагаемых услуг.

Таблица 2- Шкала оценки уровня дифференциации продукта

Стандартный

продукт

Модифициро-

ванный

продукт

Насыщенный

ассортимент

Марочный

продукт

Уникальный

продукт

1

2

3

4

5

Для оценки действия ценового фактора на рынке используем коэффициент ценового давления (Кцд), который характеризует вариацию цен в пространстве и во времени.

Кцд = δ/ρ,

где δ – среднее квадратическое отклонение цен на продукт;

ρ – средняя цена продукта.

Доминирующая на рынке ценовая политика зависит, с одной стороны, от чувствительности спроса к изменениям цены, а с другой – от потенциальной реакции конкурентов на возможные изменения цены. Для оценки действия ценового фактора на рынке используют коэффициент ценового давления. Для этого необходимо рассчитать среднюю стоимость чека:

р = (210,7+386,2+756,0)/3 = 451,0

Среднеквадратическое отклонение составило 227,3. Тогда коэффициент вариации (уровень ценового давления) будет равен:

Кцд = 227,3/451,0 = 0,50

Чем ближе Кцд к нулю, тем ниже уровень ценовой конкуренции. В данном случае можно отметить, что цена на рынке общественного питания является важным фактором. На рынке действуют и неценовые приемы воздействия на покупателя: расширение ассортимента, экстравагантный (нестандартный) дизайн интерьера, оригинальные блюда и т.д.

Индекс концентрации рынка Герфинделя (Iг) представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех фирм, работающих на данном рынке: Iг=0,02

Таблица 3- Основные характеристики рынка общественного питания г. Шахты

Основные

характеристики

рынка

Показатель

измерения

факторов

Границы

изменения

факторов

Значение

показателя

Количество

предприятий,

работающих

в отрасли

Ккр – коэффициент

концентрации

рынка

0 < Ккр ≤ 1

0,38

Отличительные

особенности

продута

УДП – уровень

дифференциации

продукции

1 ≤ УДП ≤ 5

3

Ценовая политика

Кцд – коэффициент

ценового давления

0 ≤ Кцд < 1

0,5

Доля на рынке

Iг – индекс Гефинделя

0 < Iг ≤ 1

0,02

Рынок предприятий ресторанного типа г. Шахты можно охарактеризовать следующим образом:

- на рынке г. Шахты функционируют 50 предприятий ресторанного типа;

- определяющими факторами, влияющими на выбор посетителей, являются как качественные (неценовые) характеристики заведения: кухня, уровень и скорость обслуживания, ассортимент блюд, так и цена;

- конкуренция на рынке развита, барьеры выхода на рынок умеренные;

Таким образом, рынок общественного питания г. Шахты можно назвать весьма привлекательным.

Несмотря на наличие конкурентной борьбы, у предпринимателей есть возможность развить свой бизнес на высоком уровне, применяя правильные инструменты маркетинга. Основная задача здесь – точно определить и попасть в ожидания, потребности посетителей, соблюдая при этом все правовые нормы и требования в сфере общественного питания.

Одним из путей получения фирмой конкурентного преимущества является рыночное позиционирование торговой марки, услуги и т.д. Для выбора правильного варианта необходимо четкое понимание позиции определенной марки или услуги в сознании потребителя.

Список литературы

  1. Горностаева Ж.В., Алехина Е.С., Щербакова Н.В. Использование динамических моделей прогнозирования финансовых рисков модернизации сервисного предприятия / Журнал «Экономика и предпринимательство», №4 ч.1 (45-1), 2014.-864с. ISS 1999-2300 www.intereconom.com

  2. Кушнарева, И.В. Сервисная деятельность / И.В.Кушнарева, В.Е.Жидков, Е.С.Алехина, Ж.В.Горностаева / учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению 100100.62 – Сервис / Москва; Ставрополь, 2013.

Просмотров работы: 1585