РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РАСЧЕТА ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ «ТРЕЙДСОФТ: ЛИЗИНГОВЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР И УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ» В ООО «РЕГИОН» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РАСЧЕТА ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ «ТРЕЙДСОФТ: ЛИЗИНГОВЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР И УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ» В ООО «РЕГИОН»

Борисова В.В. 1, Давлеткиреева Л.З. 1
1ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время создание любого продукта в независимости от того, что это – детская игрушка, машина или информационная система, начинается с разработки проекта. При этом все проекты разрабатываются на основании грамотно составленного технического задания. Именно в техническом задании прописываются все функции, выполняемые тем или иным продуктом, а также его внешний вид.

Как правило, заказчик всегда старается включить в техническое задание максимум функций, в независимости от того, нужны они ему или нет. Исполнитель же в свою очередь старается максимально снизить требования заказчика. Отсюда следует, что разработанное техническое задание будет успешным лишь в случае совместной работы заказчика и исполнителя, а также и с привлечением потребителей и сторонних экспертов.

Грамотно составленное техническое задание должно не только содержать конкретные требования к продукту, но и учитывать уровень технологического развития отрасли, наличие требуемой инфраструктуры и кадров для изготовления и эксплуатации. Причём абсолютно не важно, идёт речь о земледелии, космической отрасли или IT-технологиях. Часто на стадии разработки технического задания от первоначальной идеи не остаётся и следа.

Именно техническое задание является критерием соответствия того что сделали тому, что заказывали. А всем известно, что на пути от идеи до внедрения с продуктом может произойти всё, что угодно. Чем точнее в техническом задании определены термины, параметры, условия и методы измерения параметров, требования по технике безопасности и экологической безопасности, тем выше вероятность успешного получения продукта [5].

Наличие утверждённого технического задания служит гарантией того, что заказчик и исполнитель поняли друг друга.

Объектом исследования курсовой работы является отдел лизинговых проектов компании ООО «РЕГИОН».

Предмет исследования: внедрение программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией».

Целью курсовой работы является: оптимизация работы отдела лизинговых проектов по средствам внедрения программного комплекса для расчета лизинговых платежей «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» в ООО РЕГИОН согласно разрабатываемому техническому заданию на внедрение готового решения.

Для достижения вышеизложенной цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. обследовать объект автоматизации;

  2. проанализировать существующие разработки и обосновать выбор технологии;

  3. разработать концепцию и проектное решение по видам обеспечения АС;

  4. разработать системную архитектуру.

Средствами анализа являлись методология ARIS (Organization Chart Diagram – организационная диаграмма, eEPC – функциональная диаграмма), также была построена диаграмма потоков данных (DFD) и диаграмма прецедентов (Use Case).

Апробация курсовой работы проходила посредством участия в конференциях различного уровня:

  1. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Регион в зеркале научного знания (исследованиях молодых ученых)» (г.Находка).

  2. III Международная научно-практическая конференция «Современные технологии и управление» (г.Светлый Яр).

  3. Х Международная научно-практическая Интернет-конференция «Молодежь. Наука. Инновации» (г.Пенза).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Технико-экономическая характеристика деятельности отдела лизинговых проектов

ООО «РЕГИОН» функционирует на рынке лизинга с 19.01.1999 г. Компания входит в состав группы компаний ООО ИК «Расчетно-фондовый центр».

Основным видом деятельности общества является осуществление лизинговой деятельности с предприятиями группы компаний ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» [3].

Основным потребителем услуг ООО «РЕГИОН» является не только ОАО «ММК», но и его дочерние предприятия.

Основными направлениями деятельности общества являются:

  • финансовая аренда (лизинг) металлургического оборудования;

  • финансовая аренда (лизинг) железнодорожной техники;

  • финансовая аренда (лизинг) легковых и грузовых автомобилей;

  • финансовая аренда (лизинг) офисного оборудования;

  • финансовая аренда (лизинг) двигателей, турбин и станков;

  • финансовая аренда (лизинг) горного оборудования;

  • финансовая аренда (лизинг) подъемно-транспортного оборудования, дорожно-строительной техники;

  • финансовая аренда (лизинг) профессиональной радиоаппаратуры и аппаратуры связи;

  • финансовая аренда (лизинг) контрольно-измерительной аппаратуры;

  • финансовая аренда (лизинг) машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования.

Приоритетом в политике является оказание услуг на уровне мировых стандартов при безусловном соблюдении интересов клиентов, акционеров, инвесторов и деловых партнеров.

В коллективе ООО «РЕГИОН» работают квалифицированные специалисты в областях экономики, таможенного дела, правовых взаимоотношений, финансового анализа. Всего штат насчитывает 18 сотрудников.

В настоящее время организационная структура компании ООО «РЕГИОН» представляет собой структуру матричного типа (рис. 1).

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «РЕГИОН» (матричный тип)

Согласно уставу предприятия, руководство текущей деятельностью компании осуществляется единоличным исполнительным органом – директором. Под руководством директора находятся 4 отдела:

  •  
    •  
      • бухгалтерия;

      • планово-экономический отдел;

      • отдел лизинговых проектов;

      • отдел по общим вопросам.

Для более подробного и наглядного отображения отношений между сотрудниками компании и их должностями была использована организационная диаграмма (рис. 2). В модели отражаются все сотрудники компании в виде иерархической структуры.

Рисунок 2 – Организационная диаграмма

Компания ООО «РЕГИОН» действует в соответствии ГК РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года №14-ФЗ и иными нормативными актами, в том числе и организационно-распорядительным документом самой организации.

Согласно цели исследования, в дальнейшем будет рассматриваться структура и деятельность только отдела лизинговых проектов.

Основные функции отдела лизинговых проектов

Для более точного понимания функционала деятельности отдела лизинговых проектов в приложении А были раскрыты основные понятия.

Основными функциями отдела лизинговых проектов являются:

  • расчет лизинговых платежей;

  • подготовка и дальнейшее подписание договора купли-продажи;

  • составление договора лизинга на основании данных договора купли-продажи и расчетов лизинговых платежей;

  • получение оборудования, в том числе и внешний осмотр на целостность и комплектность;

  • подготовка актов ввода в эксплуатацию и дальнейшее их подписание с лизингополучателем;

  • предоставление дополнительных документов по запросу Таможенных органов РФ;

  • формирование пакета документов, и сдача их в бухгалтерию.

Одной из важнейших функций отдела является заключение договора купли-продажи и договора лизинга, которая в дальнейшем более подробно будет рассмотрена в параграфе 1.2.

Постановка задачи отдела лизинговых проектов в ООО «РЕГИОН»

В качестве основного бизнес-процесса был взят процесс «Заключение договора лизинга и договора купли-продажи». Для более подробного представления данного бизнес-процесса была использована диаграмма потоков данных или DFD (рис. А.1, А.2). Данная диаграмма подробно демонстрирует, как каждый процесс преобразует входные данные в выходные, а также выявляет отношения между этими процессами.

Заключение договоров включает в себя следующие этапы:

  • анализ полученного заявления;

  • согласование;

  • расчет лизинговых платежей;

  • составление договора купли-продажи и договора лизинга;

  • согласование договора купли-продажи;

  • подписание договоров.

Этап «Анализ полученного заявления» заключается в обработке информации, указанной в заявлении, а также пакета сопроводительных документов.

Перед составлением договора лизинга и договора купли–продажи менеджер согласовывает условия договора с поставщиком. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме. Каждый договор лизинга с ОАО «ММК» или с его дочерним предприятием имеет своего менеджера, курирующего его на протяжении всего срока действия договора лизинга. Клиент контактирует только со своим менеджером. Составленный договор лизинга передаётся на ОАО «ММК» или его дочерние предприятия для подписания.

На этапе «Согласование» директор ООО «РЕГИОН» принимает решение о согласии или несогласии предоставления требуемого оборудования в лизинг лизингополучателю.

На этапе «Расчет лизинговых платежей» менеджер, ответственный за лизинговый проект (назначается директором), рассчитывает срок полезного использования оборудования, для этого определяет код ОКОФ, исходя из этого, определяется срок лизинга оборудования. Расчет представлен в электронной форме и передается ответственному сотруднику для проверки. В ходе дальнейшей работы могут вноситься изменения в связи с дополнительными затратами, которые так же входят в окончательную сумму лизинговых платежей.

Этап «Составление договора купли-продажи и договора лизинга» заключается в заполнении формы договора согласно данным из расчета лизинговых платежей и пакета сопроводительной документации. На следующем этапе – «Согласование договора купли-продажи» ответственный менеджер, назначенный директором, ведет переговоры с поставщиком, предоставляет ему график платежей. При обоюдном согласии договор купли-продажи подписывается поставщиком и лизингодателем. Договор купли-продажи подписывается лизингополучателем и лизингодателем только в том случае, если договор лизинга уже подписан.

Сбор, передача и хранение информации, полученной на всех этапах, осуществляется путем обмена сообщениями по электронной почте между отделами компании.

На основании составленных договоров менеджер направляет данные для планирования бюджета ответственному лицу – заместителю директора по коммерции. Далее менеджер осуществляет контроль над сроками оплаты расходов, производимой лизинговой компанией поставщику в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Вместе с поступающим на склад лизингополучателя оборудованием поступают так же отгрузочные документы – товарная накладная (ТОРГ-12), товарно-транспортная накладная, счет-фактура. После проверки все документы подписываются директором и отправляются в учетный центр ОАО «ММК». На основании прочих затрат, произведенных в ходе таможенного оформления менеджер производит пересчет общей суммы договора лизинга.

При вводе в эксплуатацию менеджером составляются акт приема-передачи готового к эксплуатации оборудования, акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1), приказ по сроку лизинга; в случае, если был осуществлен монтаж оборудования, составляются акты о приеме (поступлении) оборудования (ОС-14), о приемке-передаче оборудования в монтаж (ОС-15). Копию акта приема-передачи готового оборудования отправляют в ФСФМ в течение трех рабочих дней для проверки на легальность полученных доходов.

Все данные из документов, составленных менеджером по ходу работы, передаются в бухгалтерию для удостоверения счетов по лизинговым платежам, после чего бухгалтерия выставляет счета-фактур, подписанных директором.

По окончанию срока лизинга акт ОC-1 передается контрагенту, один экземпляр ОС-1 передается в бухгалтерию, где проверяется полнота взаиморасчетов.

Одним из основных недостатков бизнес-процессов отдела лизинговых проектов является формирование расчетов лизинговых платежей с помощью MS Excel, следовательно, затрачивается много времени. Более того, существует угроза потери информации из-за отсутствия единой базы.

В связи с вышеперечисленными проблемами было принято следующее управленческое решение – внедрить АИС, которая позволит рассчитывать лизинговые платежи автоматически и при этом формировать сопутствующие документы. В параграфе 1.3 будут рассмотрены готовые программные продукты, позволяющие автоматизировать работу лизинговых компаний.

Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии

Тема автоматизации деятельности лизинговых компаний актуальна в настоящее время, поскольку сектор лизинговых услуг в России продолжает развиваться. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении такой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, как переоснащение основных фондов промышленных предприятий.

Чтобы быть лидером на столь динамичном рынке, лизинговым компаниям необходима автоматизация основной деятельности. Далеко не все компании сегодня внедрили промышленные учетные системы, большая часть работает на системах собственной разработки, а это и неэффективно, и недешево вопреки принятому мнению [2].

Согласно результатам маркетингового исследования «Автоматизация лизинговой деятельности. Тенденции и перспективы», проведенном в 2012 году, можно сказать, что лизинговые компании в основной своей массе осуществляют деятельность на ИС, которая была приобретена как типовое решение с последующей доработкой собственными силами (64% опрошенных), полностью «заказные» (разработка, обновление, сопровождение и обслуживание специализированными ИТ – разработчиками) пользуются 36% опрошенных компаний.

Технология дальнейшего использования и целостность ИС во многом является следствием формата разработки. Результаты опроса в ходе ранее упомянутого исследования показывают, что 73 % лизинговых компаний заявили об использовании в своей деятельности как данные, полученные из их ИС, так и из вспомогательных баз данных и таблиц (как правило, Excel), 18% используют комплексные системы, и лишь 9% применяют различные ИС для автоматизации различных участков [4].

Все лизинговые компании, принимавшие участие в маркетинговом исследовании «Автоматизация лизинговой деятельности. Тенденции и перспективы», отметили необходимость развития ИС с целью автоматизации деятельности сотрудников. Компании считают необходимым наращивать информативность и удобство ИС, а также развивать дополнительные сервисы для лизингополучателей. Стратегия развития ИС в лизинговых компаниях четко зависит от размеров бизнеса и развития самих компаний.

Дальнейшее исследование проблемы требует проведения сравнительной характеристики наиболее распространенных готовых решений для осуществления расчета лизинговых платежей. Обзор систем будет проведен по следующим ключевым позициям: наименование компании-разработчика; платформа; основной функционал; опыт внедрения; цена.

Для проведения сравнительной характеристики, представленной в табл. 1, были выбраны четыре программных продукта, созданных с целью автоматизации деятельности лизинговых компаний – «CRM-Лизинг. Управление продажами», «Хомнет Лизинг 14» (модуль «Лизинговый калькулятор»), «Ортикон: Лизинг. Бухгалтерский учет» и «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией».

Таблица 1 – Сравнительная характеристика готовых решений для автоматизации деятельности лизинговых компаний

№ п/п

Наименование программного продукта,

краткое описание

Компания-разработчик

Плат-форма

Основной функционал

Опыт внедрения

Стоимость 1 лицензии (руб.)

1.

CRM-Лизинг. Управление продажами.

Программный продукт, предназначенный для автоматизации бизнес-процессов продаж в лизинговой компании, начиная от первого контакта с клиентом, заканчивая согласованием сделки и передачей в лизинг [1].

Бизнес Лоджик

  • регистрация событий с клиентами и партнерами;

  • регистрация обращений клиентов;

  • подготовка предварительных расчетов, коммерческого предложения;

  • интеграция с лизинговым калькулятор данного разработчика;

  • учет лизинговых проектов и т.д.

Внедрено в одну из крупных лизинговых компаний. Автоматизировано около 150 рабочих мест менеджеров по продажам и других сотрудников компании, работающих как в Московском офисе так и более чем в 25 региональных представительствах.

31000

22.

Хомнет Лизинг 14 (модуль «Лизинговый калькулятор») - гибкий функциональный инструмент для обеспечения лизинговой деятельности [10].

Хомнет Лизинг

  • возможность выбора предмета лизинга и лизинговой программы;

  • задание основных параметров (стоимость предмета лизинга, срок лизинга, ставка финансирования и вознаграждения и пр.);

  • определение выкупных платежей;

  • учет и возмещение дополнительных расходов;

  • управление платежным расписанием.

Калькулятор внедрен и используется в таких компаниях, как «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус», «МАН Файненшиал Сервисес», «Де Лаге Ланден Лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «БОТ Лизинг (Евразия)», «Интеза Лизинг» и др.

29000

Продолжение табл. 1

33.

Ортикон: Лизинг.

Бухгалтерский учет

Предназначено для автоматизации бухгалтерского, налогового и управленческого учета в лизинговой компании [6].

Ортикон

  • учет договоров лизинга;

  • учет графиков поступления лизинговых платежей;

  • поддержка гибкого изменения графиков;

  • ввод дополнительных соглашений к договорам лизинга;

  • встроенный лизинговый калькулятор;

  • автоматизированное выставление счетов;

  • документооборот, обеспечивающий передачу основных средств в лизинг;

  • гибкость настройки счетов учета.

В результате внедрения данного решения было автоматизировано 1 рабочее место в ООО «НПБ-Лизинг» и 2 рабочих места в ООО «АФ Лизинг».

31800

44.

ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией

Данная конфигурация предназначена для автоматизации наиболее ответственной части лизингового бизнеса - управления лизинговыми расчетами [9].

ТрейдСофт

  • фиксация обращения клиента;

  • комплектация предметов лизинга;

  • пересчет стоимостей комплектации;

  • расчет амортизации;

  • формирование профилей кредитования и расходов сторон;

  • формирование графиков с не равными долями лизинговых платежей;

  • погашение выкупной стоимости вместе с лизинговыми платежами;

  • учет дополнительных затрат;

  • формирование графика финансирования;

  • расчет платежей лизингополучателя с подробной расшифровкой и др.

Собственные разработки "Трейд Софт": -Управление лизинговой компанией; -Управление электронной документацией; -Управление коллекторским агентством; -обмен данными с клиент-банком на основе системы «MultiCash» Программные комплексы ООО"Трейд Софт" имеют сертификаты "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие".

29000

Исследование готовых решений показало, что функционал у систем разных разработчиков в большинстве случаев схож. Однако, некоторые системы имеют модульную архитектуру («Хомнет Лизинг 14»), что позволяет компании наращивать функционал в связи с развитием бизнеса. По результатам проведенного анализа видно, что стоимость рассмотренных программных продуктов варьируется от 29000 до 32000 рублей. Можно также отметить, что все программные продукты, рассмотренные выше, разработаны на платформе «1С: Предприятие».

В нашем случае в качестве объекта автоматизации выступает лизинговая компания ООО «РЕГИОН» (г. Магнитогорск), которая входит в состав группы компаний ООО ИК «Расчетно-фондовый центр». Основным видом деятельности общества является осуществление лизинговой деятельности с предприятиями группы компаний ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» [3].

В настоящее время расчеты лизинговых платежей осуществляются менеджерами отдела лизинговых продаж в MS Excel, что приводит к высоким временным затратам. Кроме того, в компании отсутствует полная автоматизация документооборота.

На основании вышеперечисленных недостатков было сформировано предложение по усовершенствованию работы сотрудников отдела лизинговых проектов путем внедрения программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией». Выбор данного программного продукта обосновывается тем, что он направлен на автоматизацию наиболее ответственной части лизингового бизнеса – управление лизинговыми расчетами. С помощью этого продукта осуществляется широкий спектр функций, обеспечивающих быструю и качественную работу сотрудников, что, в свою очередь, влияет на доходы компании. Кроме того, стоимость данного программного продукта является минимальной среди готовых решений, рассмотренных ранее (табл. 1).

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Первая глава курсовой работы посвящена обследованию объекта автоматизации, а именно лизинговой компании ООО «РЕГИОН». При написании технико-экономической характеристики деятельности отдела лизинговых проектов была подробно рассмотрена деятельность всей компании в целом, ее функциональные возможности.

В данной главе также был подробно описан основной бизнес-процесс отдела лизинговых проектов – заключение договора купли-продажи и договора лизинга. Для заключения договоров менеджерам рассматриваемого отдела необходимо рассчитывать лизинговые платежи. В настоящее время все расчеты осуществляются посредством MS Excel, что значительно усложняет работу сотрудников.

Для того, чтобы выбрать средство автоматизации был проведен анализ существующих решений, позволяющих автоматически рассчитывать лизинговые платежи, также были рассмотрены статистические данные по использованию ИТ в лизинговых компаниях. Все рассмотренные программные продукты разработаны на платформе 1С. Данный факт был важен, так как на рабочих местах сотрудников уже установлено средство «1С: Предприятие», при этом стоимость лицензии значительно уменьшается.

В результате анализа было принято решении о внедрении программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией», который направлен на автоматизацию процесса управления лизинговыми расчетами. Данное программное средство осуществляет широкий спектр функций, которые позволят сотрудникам компании ООО «РЕГИОН» качественно и быстро выполнять свою работу.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Разработка концепции программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией»

Компания ООО «РЕГИОН» входит в состав группы компаний ООО ИК «Расчетно-фондовый центр» и осуществляет лизинговую деятельность начиная с 1999 года. Общество является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, а также Уставом предприятия, обязательным для исполнения [3].

Политика ООО «РЕГИОН» основана на следующих основных принципах:

  • организация экономически эффективных схем построения лизинга на основе минимизации налоговых издержек и максимального использования механизма ускоренной амортизации;

  • формирование максимально конкурентоспособных предложений клиентам при стабильном доходе компании;

  • компетентность и открытость при работе с клиентами;

  • абсолютная прозрачность в расчетах лизинговых платежей;

  • ориентация на интересы потребителей, гибкое реагирование на изменение окружающей деловой среды;

  • внедрение современных технологий в сферу управления бизнесом;

  • постоянное повышение профессионального уровня персонала.

Основными потребителями услуг ООО «РЕГИОН» являются: ОАО «ММК», его дочерние предприятия, входящие в группу компаний Открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат».

По результатам рейтинга за 1-е полугодие 2011года, проведенного РА Эксперт, ООО «РЕГИОН» занимает 73-е место в ТОП-110 лизинговых компаний России [3].

Основной целью ООО «РЕГИОН» является извлечение прибыли в результате осуществления следующих видов деятельности:

  • лизинговой деятельности;

  • совершение всех видов операций на рынке, в том числе на рынке ценных бумаг (покупка, продажа, мена, залог), которые не запрещены действующим законодательством;

  • торговые и посреднические услуги;

  • инвестиционная деятельность;

  • приобретение, продажа, посреднические услуги по продаже автомобильного транспорта, в том числе легкового, грузового для юридических и физических лиц;

  • оказание услуг населению;

  • обработка новых технологий;

  • иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом РФ.

Для осуществления лизинговых сделок в обязательном порядке заключаются и подписываются договор купли-продажи и договор лизинга. В приложении к договору лизинга указывается график платежей, уплата которых производится лизингополучателем. Пример приложения к внутреннему договору лизинга представлен в прил. Б данной курсовой работы. В настоящее время расчеты лизинговых платежей осуществляются с помощью MS Excel.

Раннее уже говорилось о том, что было принято решение внедрить программный комплекс по расчету лизинговых платежей «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией». Назначением данного программного продукта является оптимизация работы менеджеров отдела лизинговых проектов. Общими целями проекта внедрения являются: оптимизация и автоматизация процесса расчета лизинговых платежей; автоматизация учета информации.

Программный продукт позволяет фиксировать обращение клиента, создавать различное количество вариантов расчета, формировать на их основе коммерческие предложения и отправлять их на рассмотрение клиенту. По каждому расчету система показывает «финансовый результат», позволяющий оценить финансовую эффективность лизинговой сделки.

Требования к структуре и функционированию системы

Программный комплекс «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» должен быть установлен на рабочих местах (персональных компьютерах) менеджеров, объединенных между собой с помощью локальной сети и должна использовать единую базу данных, расположенную на выделенном сервере. Управление базой данных осуществляется по технологии клиент-сервер.

В основном режиме функционирования система должна обеспечивать:

  • работу пользователей в режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);

  • выполнение своих функций – сбор, обработка и загрузка данных; хранение данных, предоставление отчетности.

В профилактическом режиме Система должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:

  • техническое обслуживание;

  • модернизацию аппаратно-программного комплекса;

  • устранение аварийных ситуаций.

Требования к персоналу

В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации программного комплекса в соответствующем подразделении Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц: руководитель эксплуатирующего подразделения - 1 чел.; системный администратор – 1чел.

Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности. Руководитель эксплуатирующего подразделения на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает общее руководство группой сопровождения.

Системный администратор на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает контроль процессов ETL, подготовку, загрузку и выгрузку данных из внешних источников в хранилище данных, распределение дискового пространства, модификацию структуры БД, оптимизацию производительности и поддержку пользователей.

К квалификации персонала, эксплуатирующего программный комплекс, предъявляются следующие требования:

  1. Конечные пользователи (менеджеры отдела лизинговых проектов, зам. директора по финансам, директор) - знание соответствующей предметной области; знание основ многомерного анализа; знания и навыки работы с аналитическими приложениями; уровень владения ПК – уверенный пользователь.

  2. Системный администратор - знание методологии проектирования хранилищ данных; знание методологии проектирования ETL процедур; знание интерфейсов интеграции ХД с источниками данных; глубокое знание СУБД; знание языка запросов SQL; знание архитектуры построения сетей и операций архивирования и восстановления данных; знание инструментов разработки.

Требования к надежности

К надежности оборудования предъявляются следующие требования:

  • в качестве аппаратной платформы должно использоваться средство с повышенной надежностью;

  • возможность восстановления в случаях сбоев.

Для исправной работы программного комплекса должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.

Надежность программного комплекса должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

  • предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;

  • своевременного выполнения процессов администрирования;

  • соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания;

  • своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.

Требования к эргономике

Программный комплекс «Трейд Софт: Лизинговый калькулятор и управление документацией 1.0» обеспечивает удобный для конечного пользователя интерфейс, отвечающий следующим требованиям.

В части внешнего оформления интерфейс системы типизирован, обеспечено наличие русскоязычного интерфейса пользователя, использована цветовая палитра Windows (синий, белый цвета); в шапке отчетов используется логотип Заказчика.

В части диалога с пользователем для наиболее частых операций предусмотрены «горячие» клавиши, при возникновении ошибок в работе программы на экран монитора выводится сообщение с наименованием ошибки и с рекомендациями по её устранению на русском языке.

В части процедур ввода-вывода данных имеется возможность многомерного анализа данных в табличном и графическом видах.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Система должна обеспечивать:

  • ограничение доступа к информации путем назначения каждому пользователю наборов прав доступа (группы). Таким образом, пользователи будут иметь доступ к областям программы, определенным в наборе прав;

  • модификацию существующих групп;

  • создание новых групп;

  • возможность изменения прав доступа для группы;

  • контроль доступа; т.е. в начале работы система автоматически будет запрашивать логин пользователя и пароль; пользователь не сможет получить доступ к системе без ввода правильной информации;

  • возможность введения временного периода, в течение которого пользователь с определенным логином может работать в системе;

  • возможность учета времени работы пользователей в системе;

  • смену паролей;

  • ведение протокола изменений для зарегистрированных пользователей: кто, когда и что добавлял, изменял, удалял.

Требования к информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности Программного комплекса должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. защита обеспечивается комплексом программно-технических средств.

  2. защита обеспечивается на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.

  3. программно-технические средства защиты не влияют на основные функциональные характеристики программы (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации).

  4. обеспечивается разграничение прав доступа пользователей и администраторов.

Требования к антивирусной защите

Средства антивирусной защиты должны быть установлены на всех рабочих местах пользователей Программного комплекса. Средства антивирусной защиты рабочих мест пользователей обеспечивают:

  • централизованное управление сканированием, удалением вирусов и протоколированием вирусной активности на рабочих местах пользователей;

  • централизованную автоматическую инсталляцию клиентского ПО на рабочих местах пользователей;

  • централизованное автоматическое обновление вирусных сигнатур на рабочих местах пользователей;

  • ведение журналов вирусной активности;

  • администрирование всех антивирусных продуктов.

Требования к стандартизации и унификации

Во внедряемом программном продукте были использованы методы решения аналогичные методам «1С:Предприятие 8». К методам решения «1С:Предприятие 8» относятся: применение стандартных средств визуализации данных (формы, отчеты) и применение стандартных средств и методов программирования.

Краткая спецификация автоматизированных рабочих мест (АРМов)

В системе должно быть определено рабочее место - АРМ «Управление обращением, расчетами, предложениями», ограничивающееся следующей функциональностью:

  • расчет лизинговых графиков;

  • ведение списка предметов лизинга;

  • комплектация предметов лизинга;

  • учет договоров поставки в различных валютах;

  • задание произвольного набора свойств для контрагентов, договоров контрагентов и предметов лизинга.

Таким образом, была разработана концепция будущей системы, сформированы основные требования, предъявляемые как к самой системе, так и к персоналу, обеспечивающему эксплуатацию. В качестве итога была построена модель eEPC, отображающая изменения в работе отдела в целом, с использованием программного средства Microsoft Office Visio.

Обоснование проектных решений по видам обеспечения АС «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией»

К входным данным Программы относятся: данные, вводимые пользователями с клавиатуры и данные, импортируемые из внешних источников. Данные вводятся пользователями в Программу путем заполнения полей соответствующих экранных форм и/или таблиц или путем вызова специальных процедур импорта.

К выходным данным Программы относятся: печатные формы (накладные, расчеты); экранные формы (расчеты); данные, экспортируемые во внешние источники (Word, Excel).

Требования к программному обеспечению

Приложение «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» должно иметь все функциональные компоненты, структуры и типы данных согласно конфигурации лицензии.

В состав поставляемой конфигурации включена внешняя компонента, разработанная ООО "Трейд Софт", содержащая защищаемый участок кода программы и предназначенная для взаимодействия с редактором Microsoft Word. Компонента защищена аппаратным ключом защиты HASP HL [9].

Для возможности использования функции склонения ФИО необходима внешняя компонента, разработанная фирмой "1С" и доступная подписчикам ИТС (диск "Работаем с программами").

Конфигурация "Управление электронными документами 2.0" не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной платформы "1С:Предприятие 8".

Требования к техническому обеспечению

Конфигурация сервера:

  • процессор с архитектурой x86-64 (Intel с поддержкой EM64T, AMD с поддержкой AMD64);

  • оперативная память 2048 Мб и выше;

  • жесткий диск 40Гб и выше;

  • устройство чтения компакт-дисков;

  • USB-порт;

  • SVGA-видеокарта.

Серверная платформа. Технические характеристики компьютера и операционная система должны соответствовать требованием Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database.

Клиентскаяплатформа:

  • процессор Intel Pentium Celeron 2400 Мгц и выше;

  • оперативная память 1024 Мб и выше;

  • жесткий диск 40Гб и выше;

  • устройство чтения компакт-дисков;

  • USB-порт;

  • SVGA-видеокарта.

Сетевое оборудование и протоколы. Должна обеспечиваться поддержка протоколов TCP/IP или NetBEUI.

В данном параграфе было описано обоснование проектных решений к внедряемому программному комплексу – были сформированы требования к программному и техническому обеспечению.

Разработка системной архитектуры отдела лизинговых проектов ООО «РЕГИОН»

Системная архитектура – это организация системы, включающая основные компоненты, связи между ними, как они взаимодействуют для удовлетворения системных требований, и принципы их проектирования и развития.

Системная архитектура состоит из трех взаимосвязанных компонентов – прикладной архитектуры, архитектуры данных и технической архитектуры. Кратко рассмотрим состав каждого компонента.

В состав прикладной архитектуры входят:

  1. прикладные системы (приложения), обеспечивающие исполнение бизнес- функций и бизнес-процессов;

  2. интерфейсы взаимодействия прикладных систем между собой и с внешними системами и источниками или потребителями данных;

  3. средства и методы разработки и сопровождения приложений.

Архитектура данных включает в себя:

  1. автоматизированные базы данных, обеспечивающие накопление, хранение и обработку данных, определяемых бизнес-архитектурой;

  2. применяемые для этого системы управления базами данных или хранилищами данных;

  3. правила и средства санкционирования доступа к данным.

Техническая архитектура в свою очередьсостоит из сетевой архитектуры и архитектуры платформ. Сетевая архитектура включает в себя:

  1. локальные и территориальные вычислительные сети;

  2. используемые в сетях коммуникационные протоколы, сервисы и системы адресации;

  3. аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы сетей в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Архитектура платформ включает в себя:

  1. аппаратные средства вычислительной техники;

  2. операционные и управляющие системы, утилиты и офисные программные системы;

  3. аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы аппаратуры (главным образом - серверов) и баз данных в условиях чрезвычайных обстоятельств.

С целью лучшего представления системной архитектуры отдела лизинговых проектов компании ООО «РЕГИОН» была построена модель, отображающая инфраструктуру отдела (рис. 4).

Рисунок 3 – Инфраструктура отдела лизинговых проектов

Согласно уставу предприятия, руководство текущей деятельностью компании осуществляется единоличным исполнительным органом – директором. Под руководством директора находятся 4 отдела. Каждый отдел оснащен компьютерной техникой, периферийными устройствами. Связь между отделами осуществляется посредством локальной сети.

На данный момент проблемы взаимодействия между АРМами нет, передача информации не затруднена. Каждый сотрудник имеет доступ к локальным дискам, на которых хранятся все документы и расчеты. Так как локальных дисков большое количество, затрудняется поиск нужного документа, поэтому сотрудники иногда вынуждены использовать электронную почту для обмена документами.

Состав и стоимость технической и информационной инфраструктуры представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Описание технической и информационной инфраструктуре

Параметры

Наименование

Технические характеристики

Кол-во

Цена

Стоимость

Типовая конфигурация

Системный блок

IRU Corp 310 P

Процессор:

  • Модель — Pentium G2010;

  • Тактовая частота — 2.8 ГГц;

  • Количество ядер – 2.

Оперативная память:

  • Объем – 4 Гб;

  • Тип памяти – DDR3;

  • Частота шины – 1333 МГц.

10

13 000

65 000

Монитор

ACER K192HQLb

  • Диагональ – 18,5 дюймов

  • Разрешение – 1366*768 Пикс

  • Тип матрицы – TN

10

3 260

16 300

Клавиатура Logitech K120

  • Проводная клавиатура;

  • Тип – QWERTY;

  • Интерфейс связи с ПК – USB 1.1

10

550

2 750

Мышь

Logitech M100 910-001604

  • Проводная мышь;

  • Тип мыши – оптическая;

  • Оптическое разрешение – 1000 т/д;

  • Интерфейс связи с ПК – USB 1.1

10

349

1 745

Периферийные устройства

МФУ Xerox WorkCenter 3210

  • Тип принтера – лазерный;

  • Тип печати – монохромный;

  • Скорость печати – 24 стр/мин;

  • Тип сканера – планшетный;

  • Объем памяти – 128 Мб (макс. 384 Мб)

2

12 390

24 780

Телефон

Panasonic KX-TS2356 RU-W

Телефон проводной

18

1 190

21 420

Продолжение табл. 2

Программное обеспечение

Операционная система

Windows 7 Professional

18

-

-

Антивирус

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса (стандартный)

18

-

-

1С: Предприятие

Клиентская лицензия на 20 рабочих мест

18

-

78 000

Microsoft Office

Microsoft Office профессиональный 2010

18

-

-

Сеть

Коммутатор

D-link DES-1210-28P

Количество портов – 24*Ethernet 10/100 Мбит/сек

1

11 600

11 600

Сервер SL2500/4UT8G2

Процессоры: до 2-x Intel Xeon E5-26XX;

Диски: 8x3,5" SATA/SAS HDD с горячей заменой;

Память: до 512GB (16 слотов);

Слоты: 3xPCI-E 16X, 3xPCI-E 8X полнопрофильные;

Сеть: 2xGbE LAN Ports RAID: Intel SW 0,1,10

1

72 500

72 500

Ниже представлен интерфейс внедряемого программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» для лучшего представления функциональных возможностей (рис. 5, 6, 7).

Рисунок 4 – Форма «Обращение клиента»

Форма «Обращение клиента» (рис. 5) заполняется для того, чтобы на основании введенных данных можно было произвести все необходимые расчеты.

В первой таблице «Комплектация предмета лизинга в валюте договора» указываются данные о предмете лизинга, цена оборудования, указанная в договоре. В таблице ниже – «Комплектация предмета лизинга в валюте поставки», указываются все поставляемые комплектующие, название поставщика, номер договора поставки, цены на комплектующие, указанные в договоре поставки.

В таблице «Свойства» прописываются свойства каждого предмета лизинга, такие как: год выпуска, дата регистрации, мощность, номер кузова, страна производитель, регистрационный номер и т.д.

Рисунок 5 – Форма «Расчет платежей»

Форма «Расчет платежей» (рис.6) предназначена для произведения и отслеживания всех расчетов. Позволяет так же создавать отчетные формы.

Вверху формы также, как и на форме «Обращение клиента» указываются: номер обращения, дата, название организации, лизингополучатель, номер договора лизинга, валюта расчета. Отличие от предыдущей формы состоит в том, что на форме «Расчет платежей» имеется поле «Цена договора», в котором автоматически появляется цена договора за срок лизинга при произведении расчетов и заполнении всех необходимых данных. В поле «Описание расчета» можно ввести комментарии к расчету.

Ниже представлена форма «Графика платежей и начислений» (рис. 7). С помощью данной формы возможно выполнение следующих функций:

  • формирование графика финансирования договора лизингодателем;

  • учет дополнительных затрат;

  • расчет графика изменения задолженности лизингополучателя;

  • расчет графика платежей лизингополучателя;

  • расчет графика начислений услуг лизинга.

Рисунок 6 – Форма «График платежей и начислений»

При помощи функционального модуля «Управление документацией» создаются печатные формы в MS Word на основе шаблонов (рис. 8), также возможна отправка документов клиентам по e-mail. Данный модуль предназначен также для формирования бланков, актов, писем, анкет и коммерческих предложений.

Рисунок 7 – Форма «Шаблоны печатных документов»

В данном параграфе была рассмотрена инфраструктура отдела лизинговых проектов. Также был представлен интерфейс внедряемого программного продукта «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией».

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

После определения основных целей и функций внедряемого программного продукта по расчету лизинговых платежей были описаны проектные решения, а именно требования к структуре и функционированию системы, требования к персоналу, надежности, информационной безопасности, эргономике и др. Были также описана краткая спецификация автоматизированных рабочих мест.

Была построена диаграмма прецедентов (рис. Г.1) для отражения отношений между актерами и прецедентами, инфраструктура отделения пропаганды при помощи программного средства Microsoft Visio.

В результате разработано техническое задание на внедрение программного комплекса для расчета лизинговых платежей «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» в ООО «РЕГИОН».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня лизинг является уникальным инвестиционным инструментом, составляющим основу для обновления основных производственных фондов компаний, различных отраслей экономики России. За время своего развития деятельность лизинговых компаний превратилась в стремительно развивающуюся отрасль. В последнее время ведется огромнейшая работа в части законотворческой деятельности, изменяется состав участников рынка лизинговых услуг, появляются новые решения и продукты для лизингополучателей. Кроме того, последние тенденции в мировой экономике заставляют лизинговые компании принимать не простые решения в части управления рисками и стратегии своего развития, меняются подходы и взгляды к порядку работы с лизингополучателями [7].

Автоматизация деятельности остается насущным вопросом лизинговых компаний. Уникальность и особенности лизинговой деятельности определяют специфику требований к информационным технологиям для ее автоматизации. В свою очередь все требования к средствам автоматизации должны быть задокументированы с помощью технического задания.

Написание технического задания - один из первых этапов работы над проектом. Он предваряет разработку самой системы. В техническом задании мы описываем предметную область, существующую инфраструктуру Заказчика, требования к создаваемому функционалу, а также нефункциональные требования. Получившийся документ необходим как бизнес-пользователю для того, чтобы он убедился в том, что все его пожелания к будущей системе учтены, так и нам, чтобы оценить стоимость разработки системы [8].

На основании поставленной цели данной курсовой работы было принято решение о внедрении программного комплекса для расчета лизинговых платежей «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» в ООО «РЕГИОН». Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

  1.  
    1. обследован объект автоматизации;

    2. проанализированы существующие разработки и обоснован выбор технологии;

    3. разработана концепция и проектное решение по видам обеспечения АС;

  2. разработана системная архитектура.

Для детального анализа деятельности отдела лизинговых проектов компании ООО «РЕГИОН» были построены: модель, описывающая организационную структуру компании в целом; диаграмма потоков данных; диаграмма прецедентов; модель, описывающая инфраструктуру отдела лизинговых проектов. Также при выборе средства автоматизации было проведено обследование программных продуктов и составлена сравнительная характеристика.

В процессе написания курсовой работы было написано три статьи для участия в конференциях различного уровня:

  1. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Регион в зеркале научного знания (исследованиях молодых ученых)» (г.Находка).

  2. III Международная научно-практическая конференция «Современные технологии и управление» (г.Светлый Яр).

  3. Х Международная научно-практическая Интернет-конференция «Молодежь. Наука. Инновации» (г.Пенза).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Бизнес Лоджик. Софт Центр. CRM-Лизинг. Управление продажами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bs-logic.ru/soft-leasing/crm-front-office-leasing/.

  2. Ведров М.Н. Роль и место лизинга в управлении интегрированным бизнесом // Лизинг, 2010. – № 5.

  3. Инвестиционно-финансовая группа «РФЦ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rfci.ru/.

  4. Консалтинговое агентство «Территория лизинга». Автоматизация лизинговой деятельности 2012 г. Состояние, тенденции и перспективы. Итоги открытого исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kleasing.ru/index.php?module=articles&c=deyatel&b=4&a=225.

  5. Необходимость разработки технического задания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtrk-omsk.ru/data_new/127218/detail.

  6. Ортикон: Лизинг. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orticongroup.ru/solutions/detail.php?ID=5090.

  7. Торгово-промышленная палата РФ. Подкомитет по лизингу. Автоматизация лизинговой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf-leasing.ru/100/

  8. Требования к выпускной квалификационной работы студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»: метод. рекомендации / под общ. ред. О.Б. Назаровой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 82 с

  9. ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1oms.ru/themes/trustmed2/material.asp?folder=1934&matID=2359

  10. Хомнет Лизинг. Хомнет Лизинг 14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.leasingsoft.com/solutions/homnet14/front_office/calculator/

  11. ГОСТ 19.201-78. Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению

  12. ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы. Основные положения».

  13. ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы. Общие требования».

  14. ГОСТ 34.003-90Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.

  15. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем.

  16. ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания.

  17. ГОСТ 34.602-89 «Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

  18. ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем.

  19. ГОСТ Р 50922-96. Защита информации. Основные термины и определения.

  20. ГОСТ Р 51275-99. Защита информации. Объект информации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения.

  21. ГОСТ Р ИСО/МЭК 159 10-2002. Процесс создания документации пользователя программных средств.

  22. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15271-02 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств

  23. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

  24. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

  25. СМК-МИ 29.2-06. Общие требования к построению, содержанию, оформлению, обозначению и управлению Стандартом университета (организации) и Методической инструкцией.

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Диаграмма потоков данных (DFD)

(обязательное)

Рисунок А.1 - Диаграмма потоков данных (DFD; контекстный уровень)

Рисунок А.2 -Диаграмма потоков данных (DFD; декомпозиция)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Понятийный аппарат

(справочное)

Таблица Б.1 – Понятийный аппарат

Термин

Определение

Лизинг

совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением Предмета лизинга.

Предмет лизинга

любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Договор лизинга

договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Лизингодатель

физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель

физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец

физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся Предметом лизинга. Продавец обязан передать Предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Лизинговые платежи

платежи по договору внутреннего лизинга, в которые входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей Предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором внутреннего лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

ПРИЛОЖЕНИЕ В – Пример приложения к договору внутреннего лизинга

(справочное)

Приложение № 2

к Договору внутреннего лизинга

№ ___________

от «___» _________________ 2011 г.

__________________________________________, именуемое в дальнейшем «Лизингодатель», в лице ______________________________________________________, действующего на основании _______________________________________, с одной стороны, и ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат», именуемое в дальнейшем «Лизингополучатель», в лице _______________________________________________, действующего на основании _________________________________________с другой стороны, будучи СТОРОНАМИ по ДОГОВОРУ ВНУТРЕННЕГО ЛИЗИНГА №_______________ от «___» ____________ 2011г., подписали настоящее Приложение № 2 о нижеследующем:

1. Сумма платежей по Приложению № 2 составляет: _________________ (____________________________________________________________) рублей 00 копеек, включая НДС __________________ (_______________________________________________) рублей __ копеек.

2. Общее число платежей равняется _____ (______________).

3. Уплата периодических платежей производится ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕМ независимо от фактического пользования ПРЕДМЕТОМ ЛИЗИНГА в соответствии со следующим графиком платежей:

№ п/п

Номер платежа

Сумма, руб. (с учетом НДС).

1

Лизинговый платеж № 1

 

2

Лизинговый платеж № 2

 

3

Лизинговый платеж № 3

 

…….

 

n-1

Лизинговый платеж № n-1

 
 

Выкупной платеж

 
ИТОГО:    

4. Первый лизинговый платеж ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ осуществляет не позднее ___ (____________) числа месяца следующего за месяцем подписания акта приема-передачи готового к эксплуатации ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА.

Последующие платежи ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ осуществляет ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ. Данные платежи производятся ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕМ не позднее ____ (______________) числа месяца платежа.

5. Выкупной платеж осуществляется не позднее ____ (_______________) числа месяца следующего за месяцем последнего лизингового платежа.

Настоящее Приложение является неотъемлемой частью договора внутреннего лизинга №_______________ от «___» ____________ 2011 г.

ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ

______________ _______________ _________________ _____________

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Техническое задание

(обязательное)

Внедрение программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На 15 листах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ 7

Технико-экономическая характеристика деятельности отдела лизинговых проектов 7

Постановка задачи отдела лизинговых проектов в ООО «РЕГИОН» 10

Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии 13

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 19

Разработка концепции программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» 19

Обоснование проектных решений по видам обеспечения АС «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» 25

Разработка системной архитектуры отдела лизинговых проектов ООО «РЕГИОН» 27

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Диаграмма потоков данных (DFD) 38

1.Общие сведения

1.1.Полное наименование системы

Программный комплекс «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» на базе «1С: Предприятие 8».

1.2.Шифр темы или шифр (номер) договора

Проектный контракт на выполнение работ по внедрению программного комплекса «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» в ООО «РЕГИОН» №032037 от 14.02.20014г.

1.3.Наименование предприятий разработчика и заказчика системы и их реквизиты

Заказчик – ООО «РЕГИОН»

Юридический адрес: РФ, Челябинская область, 455002, г. Магнитогорск, ул. Кирова,93. Фактический адрес: РФ, Челябинская область, 455049, г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 9, тел.: (3519) 25-60-07, 25-60-06, факс: (3519) 25-60-08, 25-60-09,

e-mail: [email protected]

Расчетный счет № 40701810000000100264 в «КредитУралБанк» ОАО г. Магнитогорск, БИК 047516949, ИНН 7445015269, КПП 744501001

Корреспондентский счет в РКЦ г. Магнитогорска 30101810700000000949

Исполнитель - Борисова Виктория Владимировна

1.4.Перечень документов, на основании которых внедряется система

Основанием для разработки являются:

Проектный контракт между ООО «РЕГИОН» и Борисовой Викторией Владимировной №032037 от 14.02.2014 г.

1.5.Плановые сроки начала и окончания работ

Дата начала работ: 01.04.2014

Дата окончания работ: 21.08.2014

1.6.Сведения об источниках и порядке финансирования работ

Финансирование работ осуществляет Заказчик. Объем и порядок финансирования определяется Календарным планом работ, Рабочей программой и Протоколом договорной цены, являющихся неотъемлемой частью Контракта (Дополнительных Соглашений) на выполнение работ в соответствии с настоящим Частным техническим заданием.

1.7. Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ.

Система передается в виде функционирующего комплекса на базе средств вычислительной техники Заказчика и Исполнителя в сроки, установленные Договором. Приемка системы осуществляется комиссией в составе уполномоченных представителей Заказчика и Исполнителя.

К составу отчетной документации относятся следующие документы:

  • техническое задание, выполненное в соответствии с ГОСТ 34.602-89;

  • протоколом испытаний;

  • акт приёмки системы в опытную эксплуатацию;

  • акт передачи системы в промышленную эксплуатацию;

  • акт завершения работ.

2. Назначение и цели этапа работ

Назначением программного комплекса является оптимизация работы менеджера отдела лизинговых проектов.

Общими целями проекта являются:

  • оптимизация и автоматизация процесса расчета лизинговых платежей;

  • автоматизация учета информации.

В качестве базового приложения берется «1С: Предприятие 8». Программный комплекс «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» предназначен для работы менеджеров отдела лизинговых проектов ООО «РЕГИОН».

Программный продукт позволяет фиксировать обращение клиента, создавать различное количество вариантов расчета, формировать на их основе коммерческие предложения и отправлять их на рассмотрение клиенту. По каждому расчету система показывает «финансовый результат», позволяющий оценить финансовую эффективность лизинговой сделки.

3.Характеристика объекта автоматизации

3.1.Краткие сведения об объекте автоматизации

ООО «РЕГИОН» функционирует на рынке лизинга с 19.01.1999 г. Компания входит в состав группы компаний ООО ИК «Расчетно-фондовый центр».

Основным видом деятельности общества является осуществление лизинговой деятельности с предприятиями группы компаний ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Основным потребителем услуг ООО «РЕГИОН» является не только ОАО «ММК», но и его дочерние предприятия.

Основными направлениями деятельности общества являются:

  • финансовая аренда (лизинг) металлургического оборудования;

  • финансовая аренда (лизинг) железнодорожной техники;

  • финансовая аренда (лизинг) легковых и грузовых автомобилей;

  • финансовая аренда (лизинг) офисного оборудования;

  • финансовая аренда (лизинг) двигателей, турбин и станков;

  • финансовая аренда (лизинг) горного оборудования;

  • финансовая аренда (лизинг) подъемно-транспортного оборудования, дорожно-строительной техники;

  • финансовая аренда (лизинг) профессиональной радиоаппаратуры и аппаратуры связи;

  • финансовая аренда (лизинг) контрольно-измерительной аппаратуры;

  • финансовая аренда (лизинг) машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования.

В коллективе ООО «РЕГИОН» работают квалифицированные специалисты в областях экономики, таможенного дела, правовых взаимоотношений, финансового анализа. Всего штат насчитывает 18 сотрудников.

В настоящее время организационная структура компании ООО «РЕГИОН» представляет собой структуру матричного типа.

Согласно уставу предприятия, руководство текущей деятельностью компании осуществляется единоличным исполнительным органом – директором. Под руководством директора находятся 4 отдела:

  •  
    •  
      • бухгалтерия;

      • планово-экономический отдел;

      • отдел лизинговых проектов;

      • отдел по общим вопросам.

Внедряемый программный комплекс предназначен для автоматизации процесса расчета лизинговых платежей.

4. Требования к системе

4.1.Требования к системе в целом

4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы

Программный комплекс «Трейд Софт: Лизинговый калькулятор и управление документацией 1.0» должен быть установлен на рабочих местах (персональных компьютерах) менеджеров, объединенных между собой с помощью локальной сети и должна использовать единую базу данных, расположенную на выделенном сервере. Управление базой данных осуществляется по технологии клиент-сервер.

В основном режиме функционирования Система должна обеспечивать:

  • работу пользователей в режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);

  • выполнение своих функций – сбор, обработка и загрузка данных; хранение данных, предоставление отчетности.

В профилактическом режиме Система должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:

  • техническое обслуживание;

  • модернизацию аппаратно-программного комплекса;

  • устранение аварийных ситуаций.

4.1.2. Требования к персоналу

В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации программного комплекса в соответствующем подразделении Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц:

- Руководитель эксплуатирующего подразделения - 1 человек.

- Системный администратор – 1человек.

Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности: руководитель эксплуатирующего подразделения на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает общее руководство группой сопровождения; системный администратор на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает контроль процессов ETL, подготовку, загрузку и выгрузку данных из внешних источников в хранилище данных, распределение дискового пространства, модификацию структуры БД, оптимизацию производительности и поддержку пользователей.

К квалификации персонала, эксплуатирующего программный комплекс, предъявляются следующие требования.

Конечные пользователи (менеджеры отдела лизинговых проектов, зам. директора по финансам, директор) - знание соответствующей предметной области; знание основ многомерного анализа; знания и навыки работы с аналитическими приложениями; уровень владения ПК – уверенный пользователь.

Системный администратор - знание методологии проектирования хранилищ данных; знание методологии проектирования ETL процедур; знание интерфейсов интеграции ХД с источниками данных; глубокое знание СУБД; знание языка запросов SQL; знание архитектуры построения сетей и операций архивирования и восстановления данных; знание инструментов разработки.

Рисунок Г.1 - Диаграмма UseCase

4.1.3. Требования к надежности

К надежности оборудования предъявляются следующие требования:

  • в качестве аппаратной платформы должно использоваться средство с повышенной надежностью;

  • возможность восстановления в случаях сбоев.

Для исправной работы программного комплекса должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.

Надежность программного комплекса должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

  • предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;

  • своевременного выполнения процессов администрирования;

  • соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания;

  • своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.

4.1.4 Требования к эргономике

Программный комплекс «Трейд Софт: Лизинговый калькулятор и управление документацией 1.0» обеспечивает удобный для конечного пользователя интерфейс, отвечающий следующим требованиям.

В части внешнего оформления:

  • интерфейс системы типизирован;

  • обеспечено наличие русскоязычного интерфейса пользователя;

  • использована цветовая палитра Windows (синий, белый цвета);

  • в шапке отчетов используется логотип Заказчика.

В части диалога с пользователем:

  • для наиболее частых операций предусмотрены «горячие» клавиши;

  • при возникновении ошибок в работе программы на экран монитора выводится сообщение с наименованием ошибки и с рекомендациями по её устранению на русском языке.

В части процедур ввода-вывода данных имеется возможность многомерного анализа данных в табличном и графическом видах.

4.1.5. Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Система должна обеспечивать:

  • ограничение доступа к информации путем назначения каждому пользователю наборов прав доступа (группы). Таким образом, пользователи будут иметь доступ к областям программы, определенным в наборе прав;

  • модификацию существующих групп;

  • создание новых групп;

  • возможность изменения прав доступа для группы;

  • контроль доступа; т.е. в начале работы система автоматически будет запрашивать логин пользователя и пароль; пользователь не сможет получить доступ к системе без ввода правильной информации;

  • возможность введения временного периода, в течение которого пользователь с определенным логином может работать в системе;

  • возможность учета времени работы пользователей в системе;

  • смену паролей;

  • ведение протокола изменений для зарегистрированных пользователей: кто, когда и что добавлял, изменял, удалял.

4.1.5.1. Требования к информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности Программного комплекса должно удовлетворять следующим требованиям:

  • защита обеспечивается комплексом программно-технических средств;

  • защита обеспечивается на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ;

  • программно-технические средства защиты не влияют на основные функциональные характеристики программы (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации);

  • обеспечивается разграничение прав доступа пользователей и администраторов.

4.1.5.2. Требования к антивирусной защите

Средства антивирусной защиты должны быть установлены на всех рабочих местах пользователей Программного комплекса. Средства антивирусной защиты рабочих мест пользователей обеспечивают:

  • централизованное управление сканированием, удалением вирусов и протоколированием вирусной активности на рабочих местах пользователей;

  • централизованную автоматическую инсталляцию клиентского ПО на рабочих местах пользователей;

  • централизованное автоматическое обновление вирусных сигнатур на рабочих местах пользователей;

  • ведение журналов вирусной активности;

  • администрирование всех антивирусных продуктов.

4.1.6. Требования к стандартизации и унификации

Во внедряемом программном продукте были использованы методы решения аналогичные методам «1С:Предприятие 8». К методам решения «1С:Предприятие 8» относятся:

  • применение стандартных средств визуализации данных (формы, отчеты);

  • применение стандартных средств и методов программирования.

4.1.7. Дополнительные требования

Дополнительных требований не предъявляется.

4.2.Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

4.2.1.Требования к структуре и функционированию системы

Система предусматривает выполнение пользователями следующих основных функций:

  • фиксирование обращения клиента;

  • создание различного количества вариантов расчета;

  • формирование счетов, накладных отправляемых клиенту;

  • формирование финансового результата по завершении сделки.

4.2.2. Краткая спецификация автоматизированных рабочих мест (АРМов)

В системе должно быть определено рабочее место, ограничивающееся следующей функциональностью:

  • АРМ «Управление обращением, расчетами, предложениями»;

  • расчет лизинговых графиков;

  • ведение списка предметов лизинга;

  • комплектация предметов лизинга;

  • учет договоров поставки в различных валютах;

  • задание произвольного набора свойств для контрагентов, договоров контрагентов и предметов лизинга.

4.3. Требования к видам обеспечения

4.3.1.Входные и выходные данные

К входным данным Программы относятся:

  • данные, вводимые пользователями с клавиатуры,

  • данные, импортируемые из внешних источников.

Данные вводятся пользователями в Программу путем заполнения полей соответствующих экранных форм и/или таблиц или путем вызова специальных процедур импорта.

К выходным данным Программы относятся:

  • печатные формы (накладные, расчеты),

  • экранные формы (расчеты),

  • данные, экспортируемые во внешние источники (Word, Excel).

4.3.2. Требования к программному обеспечению

Приложение «ТрейдСофт: Лизинговый калькулятор и управление документацией» должно иметь все функциональные компоненты, структуры и типы данных согласно конфигурации лицензии.

В состав поставляемой конфигурации включена внешняя компонента, разработанная ООО "Трейд Софт", содержащая защищаемый участок кода программы и предназначенная для взаимодействия с редактором Microsoft Word. Компонента защищена аппаратным ключом защиты HASP HL.

Для возможности использования функции склонения ФИО необходима внешняя компонента, разработанная фирмой "1С" и доступная подписчикам ИТС (диск "Работаем с программами").

Конфигурация "Управление электронными документами 2.0" не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной платформы "1С:Предприятие 8".

4.3.4. Требования к техническому обеспечению

Конфигурация сервера

  • процессор с архитектурой x86-64 (Intel с поддержкой EM64T, AMD с поддержкой AMD64);

  • оперативная память 2048 Мб и выше;

  • жесткий диск 40Гб и выше;

  • устройство чтения компакт-дисков;

  • USB-порт;

  • SVGA-видеокарта.

Серверная платформа

Технические характеристики компьютера и операционная система должны соответствовать следующим требованиям: Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database.

Клиентская платформа

  • процессор Intel Pentium Celeron 2400 Мгц и выше;

  • оперативная память 1024 Мб и выше;

  • жесткий диск 40Гб и выше;

  • устройство чтения компакт-дисков;

  • USB-порт;

  • SVGA-видеокарта.

Сетевое оборудование и протоколы

  • поддержка протоколов TCP/IP или NetBEUI.

5. Состав и содержание работ по внедрению системы

Рисунок Г.2 – Состав и сроки исполнения работ

6. Порядок контроля и приемки системы

6.1.Виды испытаний

Для проверки выполнения заданных функций системы, определения и проверки соответствия требованиям ТЗ качественных характеристики системы должны быть проведены следующие виды испытаний:

  • предварительные испытания – тестирование и отладка модифицированного приложения; проводятся Исполнителем на своих объектах; могут быть использованы тестовые примеры, подготовленные Заказчиком;

  • приемочные – для определения соответствия системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации, решения вопроса о возможности приема системы в постоянную эксплуатацию; проводятся на объектах Заказчика по тестовым примерам, подготовленным Заказчиком.

Порядок проведения испытаний, а так же контрольные примеры определяются в виде «Программы и методики испытаний».

Приемочные испытания должны включать:

  • Тестирования функционала информационной системы (рабочих мест). Выполняется совместно сторонами согласно календарному плану выполнения работ по проекту. Данные для тестирования предоставляются Заказчиком за неделю до начала этапа тестирования.

  • Тестирования сетевой среды (физических каналов). Выполняется силами Заказчика и состоит в определении устойчивого и бесперебойного доступа к центральному серверу и достаточной скорости работы с базой данных.

  • Тестирование структуры базы данных (внутренними системными тестами). Этот вид тестирования производится внутренними системными тестами и предназначен для проверки целостности базы данных и ее защищенности от сбоев.

6.2.Общие требования к приемке работы

Для проведения испытаний назначается двусторонняя комиссия, состоящая из представителей Исполнителя и Заказчика.

Все работы, выполняемые в соответствии с «Программой и методикой испытаний», должны протоколироваться и завершаться оформлением акта о проведенных испытаниях (акт приемки системы в эксплуатацию).

Подписание акта сдачи-приемки производится в конце каждого этапа проекта, после того, как Ключевые пользователи проверят документы, прототип или программу. Следующие этапы проекта не выполняются, пока не будет подписан акт сдачи-приемки текущего этапа.

6.3. Порядок согласования этапов работ

Замечания по документам и отчетам должны быть представлены с обоснованием, оформлены в печатном виде и подписаны руководителем проекта. Срок согласования не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней.

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

7.1. Технические мероприятия

Силами работников сторонней организации по оказанию монтажных услуг в срок до начала этапа «Пусконаладочные работы» должны быть выполнены следующие работы:

  • сооружение кабельных каналов;

  • монтаж технических средств и линий связи.

8. Требования к документированию

Документация к стандартному приложению состоит из документации, поставляемой со стандартными модулями (на русском и английском языках); из руководства программиста на английском языке.

Вся документация должна быть подготовлена и передана как в печатном, так и в электронном виде (в формате Microsoft Word), согласно уставу ООО «РЕГИОН» от 11 ноября 2013.

9. Источники разработки

  1. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

  2. ГОСТ 34.601-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания.

  3. ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

  4. ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем.

  5. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей ПОТРМ М-016-2001.

  6. СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации труда».

  7. Федерального закона РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1990 № 181-ФЗ.

  8. ГОСТа 12.2.002.75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

  9. ГОСТа Р 50923-96. Рабочее место оператора.

  10. ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».

  11. ГОСТ 21958-76 «Система «Человек-машина». Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования».

Просмотров работы: 2782