АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Музычак Т.Ю. 1, Масленникова О.Е. 1
1ФГБО УВПО МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Необходимость успешного функционирования в условиях жесткой конкурентной среды диктует свои требования к эффективности бизнес-процессов предприятия. Решение задачи повышения эффективности неразрывно связано с обеспечением информационной поддержки процессов, поэтому сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений необходимость построения информационной системы предприятия.

Большинство людей, принимающих решения в этой области, разделяют мнение, что вопросы построения информационной системы следует решать в контексте задач совершенствования бизнес-процессов. Существует и ясное понимание того, что максимально эффективной будет система, обеспечивающая непрерывное информационное сопровождение производственного цикла. В то же время, несмотря на высокую готовность предприятий к внедрению информационных систем, подходы к их построению и методам внедрения разнообразны. При этом любое предприятие, приступающее к внедрению информационной системы, стремится осуществить этот процесс в минимальные сроки и с высоким качеством, предъявляя в связи с этим повышенные требования к организации процесса внедрения. Для достижения данной цели необходим четко продуманный и план, с назначением ответственных и сроков выполнения этапов. В противном случае - негативных последствий не избежать. В настоящее время, четкого плана нет. Актуальность проблемы позволила сформулировать тему работы: «Проект внедрения «1С: управление строительной организацией» для ОАО «Торгово-строительный дом Магнитный».

Цель работы: разработать проект внедрения АИС «1С: управление строительной организацией 8» для ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный».

Задачи:

  1. провести анализ технико-экономических характеристик предметной области;

  2. осуществить анализ методологий внедрения АС;

  3. разработать необходимую документацию проекта внедрения АИС «1С: управление строительной организацией 8» для ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный»;

  4. рассчитать экономическую эффективность проекта внедрения АИС «1С: управление строительной организацией 8» для ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный».

Информационной базой для выпускной квалификационной работы являются входящие, исходящие и внутренние документы, а именно: рабочая корреспонденция, переписка и многочисленные отчеты об оказании определенных услуг, бухгалтерская отчетность (счета на оплату, акты выполненных работ).

Методы исследования: предпроектное обследование в соответствии с ГОСТ 34.601; интервьюирование; эмпирические методы исследования – беседа, наблюдение.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методологические подходы и стандарты: теория проектирования информационных систем; стандарты в области информационных технологий; стандарты комплекса ГОСТ 34; методические указания РД 50-34.698-90. Требования к содержанию документов.

Автоматизация управления предприятием как фактор экономической эффективности

Управление предприятием является сложным многоэтапным процессом, который невозможно представить без использования информационных систем. Грамотное управление предприятие - важная составляющая успеха на рынке. Однако, с учетом сегодняшних требований к бизнесу их невозможно реализовать без современных информационных систем. При этом, информационные системы должны отвечать все требованиям бизнеса, в противном случае - систему необходимо отдать на доработку разработчику, либо внедрять новую.

В настоящее время автоматизированные информационные системы следует рассматривать как неотъемлемую часть инфраструктуры бизнеса. Они применяются как инструмент решения всего комплекса задач, представленных на рисунке:

Рисунок 1 - Задачи управления предприятием

При планировании производственной деятельности ИСУП обеспечивают поддержку решения задач составления производственных планов различного уровня – от стратегических (рассчитанных на несколько лет) до оперативных (охватывающих несколько дней) и проверки возможности исполнения планов при имеющихся производственных мощностях, трудовых и иных видах ресурсов, что позволяет существенно повысить обоснованность принимаемых планов. При этом степень детализации планов различного уровня может быть различна: от семейства продукции при решения задач стратегического планирования до конкретных материалов или производственных операций при оперативном управлении производством.

Подготавливаемая ИСУП информация создает условия для повышения эффективности использования товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Это обеспечивается за счет решения задач составления и контроля исполнения планов закупки ТМЦ строго в соответствии с потребностями производства и сбыта продукции (товаров, услуг), благодаря чему становится возможной оптимизация объема и структуры складских запасов, снижается риск остановки производства из-за отсутствия необходимых материалов и комплектующих.

ИСУП позволяют более эффективно управлять финансовыми ресурсами предприятия. Это обеспечивается, прежде всего, за счет поддержки решения задач составления и контроля исполнения системы бюджетов предприятия и составления прогнозов движения денежных средств, позволяющих вовремя предвидеть сроки возможного наступления так называемых разрывов ликвидности, когда имеющихся денежных средств недостаточно для уплаты срочных долгов.

При решении задач управления персоналом ИСУП поддерживают не только основные функции кадрового учета: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, учет рабочего времени и расчет заработной платы, но и позволяют планировать повышение квалификации и карьерный рост персонала, эффективно отслеживать условия применения различных форм материального и морального стимулирования.

ИСУП позволяют более эффективно управлять затратами предприятия. Это обеспечивается за счет максимальной детализации учета всех затрат предприятия и существенного повышения оперативности калькуляции себестоимости готовой продукции и услуг. Благодаря этому обеспечиваются условия для совершенствования системы норм и нормативов, оптимизации системы цен и ассортиментной политики предприятия.

Современная деятельность предприятия все чаще рассматривается через призму реализации производственных проектов или программ, для которых может осуществляться отдельное планирование и учет. Эти функции также могут быть существенно усовершенствованы при использовании ИСУП.

Благодаря применению ИСУП функции проектирования продукции и технологических процессов могут быть увязаны с решением других задач управления предприятием. ИСУП позволяют вести информацию о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, спецификации требований клиентов к разрабатываемой продукции, точно оценивать затраты, необходимые для ее выпуска.

Перечисленные возможности доступны только в том случае, когда все подсистемы ИСУП интегрированы, а соответствующее программное обеспечение поддерживает современные компьютерно-ориентированные технологии управления, увязывающие в одно целое решение всей совокупности задач планирования, учета и анализа. В противном случае достигается лишь частичный эффект от использования компьютерных систем. Поэтому в странах с развитой экономикой стремятся осуществить комплексную автоматизацию всей системы организационно-экономического управления. Это сложная задача, которая требует больших затрат.

Создание ИСУП, позволяющих реализовать все преимущества современных технологий управления, требует значительных инвестиций. Цена создания одного АРМ в странах с развитой экономикой может доходить до 10–40 тыс. долларов США, а эксплуатационные расходы варьируются в пределах 2,5–20 тыс. долларов США в год на одно рабочее место. Учитывая то, что на крупных предприятиях должны использоваться десятки, сотни и даже тысячи АРМ, затраты на создание полноценной ИСУП, ее последующее развитие и поддержание в работоспособном состоянии по затратам ресурсов сопоставимы с широкомасштабной модернизацией технологий основного производства.

В качестве наиболее общего количественного показателя эффективности инвестиций, как правило, выступает коэффициент возвратности инвестиций ROI (Return of Investments). Однако для информационных технологий не существует достоверных методов его расчета. В лучшем случае определение ROI производится путем анализа изменения показателей деятельности предприятия до, и после внедрения новых ИТ. [3]

По данным различных исследований очевидная положительная взаимосвязь основных показателей деятельности предприятия с внедрением новых ИТ наблюдается достаточно редко. Положительный эффект в целом от создания ИСУП, поддерживающих современные технологии управления, отмечается примерно у 40% предприятий. В большинстве же случаев явной связи показателей прибыльности и рентабельности предприятия с внедрением ИТ не наблюдается.

Однако, несмотря на такие, казалось бы, неутешительные данные, многие западные предприятия продолжают совершенствовать свои информационные системы, затрачивая на это до 6% своего бюджета. Это связано с тем, что только благодаря ИСУП руководство предприятий может получать оперативную и достоверную информацию, необходимую для принятия качественных управленческих решений, обеспечивающих сохранение конкурентоспособности и экономический рост. Поэтому основное назначение ИСУП состоит в том, чтобы оперативно предоставлять консолидированную информацию высшему управленческому персоналу предприятия. Это позволяет при принятии решений оперировать не приближенными оценками, а точными значениями, либо устанавливать доверительные интервалы оцениваемых параметров с высокой достоверностью. Таким образом, в стратегическом плане для западных компаний ИСУП являются критическими элементами инфраструктуры бизнеса, отсутствие или недостаточная эффективность которых со временем приводит к утере конкурентоспособности или управляемости, причем, чем больше размер компании, тем быстрее это происходит.

Этот подход к роли ИСУП существенно расходится с широко распространенной у руководителей российских предприятий точкой зрения, согласно которой ИТ являются не более, чем средством выполнения рутинных операций обработки данных. Вследствие этого, ИТ на многих российских предприятиях используются, главным образом, для решения задач учета и подготовки документов, а их роль как инструмента управления бизнесом явно недооценивается. Поэтому данное направление инвестиционной деятельности рассматривается как одно из наименее приоритетных.

Такое положение дел часто пытаются объяснить тем обстоятельством, что состояние отечественных предприятий в большинстве случаев характеризуется наличием устаревших технологий основного производства и высокой степенью износа основных фондов. Исходя из этого, делается вывод, что первоочередным направлением вложения инвестиций должно быть обновление основных средств и внедрение новейших технологий производства.

Однако привлечение дополнительных инвестиций может оказаться неэффективным, если не налажено организационно-экономическое управление предприятием. Следствием этого является неэффективное использование ресурсов: чрезмерная дебиторская задолженность, сверхнормативные запасы, потери от хищений, большие затраты на обслуживание кредитов, выплату штрафов и т.д. Все это образует замкнутый круг: собственных средств на модернизацию оборудования не хватает, а привлечь сколько-либо значительные долгосрочные вложения не удается из-за неудовлетворительного финансового положения. Поэтому во многих случаях прежде, чем искать средства для модернизации производства, нужно наладить эффективное управление, необходимым условием которого является внедрение прогрессивных ИТ.

Снижение издержек и ускорение оборачиваемости активов, достигаемые за счет развертывания ИСУП часто позволяют окупить вложения в информационные технологии уже в первые месяцы их промышленной эксплуатации. Это позволяет рассматривать системы комплексной автоматизации управления как одно из наиболее эффективных направлений инвестирования.

Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный»

Основные направления деятельности организации ОАО«Торгово-строительный Дом Магнитный» — строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с Государственным стандартом.

Строительная организация занимается строительством различного рода объектов: жилых домов, больниц, школ, мостов, дорог и т.д. по договорам с заказчиками (городская администрация, ведомства, частные ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный» и т.д.). Каждая из перечисленных категорий объектов имеет характеристики, свойственные только этой или нескольким категориям: например, к характеристикам жилых домов относится этажность, тип строительного материала, число квартир, для мостов уникальными характеристиками являются тип пролетного строения, ширина, количество полос для движения.

Технология строительства того или иного объекта предполагает выполнение определенного набора видов работ, необходимых для сооружения данного типа объекта. Например, для жилого дома - это возведение фундамента, кирпичные работы, прокладка водоснабжения и т.д. Каждый вид работ на объекте выполняется одной бригадой. Для организации работ на объекте составляется графики работ, указывающие в каком порядке и в какие сроки выполняются те или иные работы, а также смета, определяющая какие строительные материалы и в каких количествах необходимы для сооружения объекта. По результатам выполнения работ составляется отчет с указанием сроков выполнения работ и фактических расходов материалов.

Структурно строительная организация состоит из строительных управлений, каждое строительное управление ведет работы на одном или нескольких участках, возглавляемых начальниками участков, которым подчиняется группа прорабов, мастеров и техников. Каждой категории инженерно-технического персонала (инженеры, технологи, техники) и рабочих (каменщики, бетонщики, отделочники, сварщики, электрики, шофера, слесари, и пр.) также свойственны характерные только для этой группы атрибуты. Рабочие объединяется в бригады, которыми руководят бригадиры. Бригадиры выбираются из числа рабочих, мастера, прорабы, начальники участков и управлений назначаются из числа инженерно-технического персонала.

Организация включает восемь производственных участков, цех металлоконструкций, цех по изготовлению стеклопакетов, цех сертифицированных оконных и дверных блоков, цех погонажных деревянных изделий, цех по ремонту техники и оборудования, асфальтобетонный завод, бетонно-смесительный узел, пилораму, теплые гаражи и стоянки, котельную с эффективными энергоблоками, складские помещения, оснащенные подъемно-транспортным оборудованием.

На каждом участке возводится один или несколько объектов, на каждом объекте работу ведут одна или несколько бригад. Закончив работу, бригада переходит к другому объекту на этом или другом участке. Строительному управлению придается строительная техника (подъемные краны, экскаваторы, бульдозеры и т.д.), которая распределяется по объектам.

В сметном отделе строительной компании профессиональные сметчики занимаются составлением сметных расчетов для своей компании перед началом работ по:

  • строительству,

  • отделке,

  • реконструкции.

Смета представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.

Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются на предприятии в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов. Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период. Смета затрат на производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т.д. Сводная смета показывает все затраты и результаты по основным разделам годового плана социально-экономического развития предприятия.

Инженер-сметчик проверяет обоснованность стоимости строительно-монтажных работ и прочих затрат генподрядчика по тендерной документации или по предложениям к договору подряда на строительство объекта с учетом возможного удорожания в период строительства, обусловленного инфляцией, научно-техническим и социальным прогрессом, затратами на мероприятия по охране окружающей среды.

Общая структура предприятия представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Организационная структура

После рассмотрения отделений можно выделить следующие бизнес-потоки:

  • коммерческий, связанный с продажей продукции;

  • производственная деятельность, выполнение заказов и постройка и ремонт ;

  • учетно-финансовый - бухгалтерский учет, финансы, управленческая отчетность.

Общая схема документооборота организации выглядит следующим образом.

Рисунок 3 - Схема документооборота предприятия

Реализация услуг и продукции (продажа жилого и нежилого фонда и т.д.) является связующим звеном между производителем и потребителем. От того, как оказывается услуга, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производительности. Рассмотрим динамику реализации услуг (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика реализации

Показатель

Единица измерения

2011 год

2012 год

2013год

Объем реализации услуг

тыс.р.

31871

49060

60217

Абсолютный прирост базисный

тыс.р.

-

17189

28346

Абсолютный прирост цепной

тыс.р.

-

17189

11157

Темп роста базисный

%

-

153,9

188,9

Темп роста цепной

%

-

153,9

122,7

Темп прироста базисный

%

-

53,9

88,9

Темп прироста цепной

%

-

53,9

22,7

Среднегодовой темп роста:

Тр = √1,0 * 1,539 * 1,227 = 1,374 = 137,4%

Среднегодовой темп прироста:

Тпр = 137,4 – 100,0 = 37,4%

Динамику реализации продукции можно также изобразить графически (рисунок 4, рисунок 5).

Изучив динамику реализации услуг за 2011-2013 гг., можно сделать вывод о том, что деятельность предприятия имеет положительную тенденцию роста объемов реализации, но в то же время видно, что в 2009 году объем реализации увеличился больше, чем в 2013 году по сравнению с предыдущими периодами. Такой результат связан с тем, что в 2013 году произошло расширение внутри организации и переезд в новые офисы, что вызвало некоторый сбой в реализации услуг.

Рисунок 4 - Динамика объемов реализации услуг

Рисунок 5 - Динамика цепных темпов роста объемов реализации услуг

Оценку текущего состояния необходимо начинать с анализа имущественного положения предприятия, которое характеризуется составом и состоянием активов, которыми владеет и распоряжается предприятие для достижения своих целей. Оно изменяется с течением времени за счет различных факторов, главным из которых являются достигнутые за истинный период финансовые результаты.

Говоря об анализе имущественного положения, следует иметь в виду не только предметно-вещественную характеристику, но и денежную оценку, позволяющую делать суждения об оптимальности, возможности и целесообразности вложения финансовых результатов в активы предприятия. Имущественное и финансовое положение предприятия представляет собой две стороны экономического потенциала, которые тесно взаимосвязаны.[24]

Анализ структуры имущества осуществляется на основе сравнительного аналитического баланса, который включает в себя и вертикальный, и горизонтальный анализ. Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах.

Сопоставляя структурные изменения в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства вложены. Исследуем имущественное положение за 2011-2013 гг. (табл. 2).

Таблица 2 - Оценка имущественного положения ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный»

Показатели

Сумма, руб. (на 31.12 соответствующего года)

Изменение (на 31.12.2013 г. по сравнению с 31.12.2011г.)

2011 год, руб.

2012 год, руб.

2013 год, руб.

Темп прироста, руб.

Темп прироста, %

Имущество предприятия

576 800

638 700

727 490

150 690

126,1

I. Внеоборотные активы:

72 000

95 900

124 610

52 610

173,0

1. Основные средства

50 100

73 100

100 391

50 291

200,4

2. Долгосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

3. Незавершенное строительство

21 900

22800

24 219

2 319

110,6

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что за исследуемый период общая стоимость имущества предприятия увеличилась на 150 690 руб. или на 126,1 %. Увеличение произошло, главным образом, за счет увеличения оборотных активов на 119 980 руб. или на 124,8 %, доля в необоротных активов уменьшилась в общей сумме активов, а в стоимостном выражении увеличилась на 52610 руб., их прирост составил 173,0 %.

Рассматривая подробнее внеоборотные активы, можно отметить, что, несмотря на уменьшение основных средств в общей сумме активов, в стоимостном выражении основные средства увеличились на 50 291 руб. или на 200,4 %, это является следствием развития материально-технической базы ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный».

Отсутствие во внеоборотных активах нематериальных активов говорит о том, что ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный» не ориентировано на вложение средств в интеллектуальную собственность.

Также в составе внеоборотных активов в 2011 и 2013 годах не представлены долгосрочные финансовые вложения, что свидетельствует об отсутствии у предприятия финансово-инвестиционной стратегии.

На протяжении двух лет прослеживается увеличение доли незавершенного строительства. Данные активы не участвуют в производстве и, следовательно, при определенных условиях увеличение их суммы может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный».

Для осуществления строительной деятельности в организации ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный» активно используются информационные технологии, автоматизирующие основные процессы: административный, коммерческий. Предприятие располагает современной материальной базой, включающей вычислительную технику и периферию (таблица 3).

Таблица 3 – Комплектация вычислительной техникой

Назначение

Кол-во компьютеров

Кол-во периферии

Кол-во оргтехники

Управление

7

4

4

Отдел снабжения

2

2

1

Отдел эконом. безопасности

2

2

1

Отдел ИТ

5

3

2

Сметный отдел

3

2

1

Бухгалтерия

4

3

2

Отдел учёта материалов

3

2

1

Производственно-техн. отдел

4

0

1

Итого

30

18

13

На предприятии развернута локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая позволяет осуществлять централизованное хранение и обработку информации. Сеть охватывает все складские, служебные помещения, здание управления.

Инструментальные средства поддержки бизнеса.

На предприятии используются следующие программно-аппаратные средства.

Программные средства:

  • Windows 7 - операционная система семейства Windows корпорации Microsoft.

  • Windows Server 2011 — операционная система семейства Windows от компании Microsoft, предназначенная для работы на серверах.

  • Гранд-смета

  • Гидравлический калькулятор

  • 1С: Бухгалтерия 8.2.

  • Зарплата и кадры

  • AutoCad 2013

  • Антивирус Касперского 2012 - программа обеспечивает антивирусную защиту, защиту от спама и хакерских атак.

Аппаратные средства:

  • В подразделениях предприятия установлены компьютеры со следующей конфигурацией: Intel 3.0 GHz, DDR 512 Mb, VGA 128 Mb

  • Периферийные устройства и оргтехника.

  • Все компьютеры объединены в единую локальную вычислительную сеть и имеют доступ в Интернет.

  • Информационные системы и прикладные программные комплексы:

  • 1С: Бухгалтерия 8.2 - универсальная система массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности.

  • 1С: Предприятие 8.2 - система, для автоматизации управленческого учета деятельности организации, данные из которой выгружаются в 1С: Бухгалтерия 8.2

  • MS Office - комплекс программ для подготовки документации

На предприятии функционируют локальная сеть. Сеть организована на базе 24 портового Cisco SG100-24-EU (сетевой коммутатор) под управлением Windows 2011 Server, топология сети – «звезда». На большинстве компьютерах установлена ОС Windows 7 или Windows XP. Основным используемым программным обеспечением являются: MS Office 2007, продукция 1С (Бухгалтерия, предприятие, и тд.).

Каждый из отделов связан между собой производственными задачами. Информационные потоки между отделами осуществляются как на бумаге, так и в электронном виде.

Постановка задачи на внедрение АИС «1С: управление строительной организацией 8» для ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный»

Автоматизированная система должна подходить для комплексной автоматизации строительства. Продукт должен полностью автоматизировать различные участники строительного процесса по всем циклам управления: финансами, производством и ресурсами, персоналом и др. [15]

Автоматизированная система управления должна быть ориентирована на работу следующих категорий пользователей: финансового директора, директора по персоналу, главный бухгалтер, генерального директора, главного инженера, сметчики, бухгалтера, юристы.

Она должна предоставлять следующие возможности:

  • Управление строительным производством (ресурсное планирование)

  • Сметное ценообразование

  • Управление финансами

  • Бюджетирование

  • Управление денежными средствами

  • Управление взаиморасчетами

  • Налоговый учет

  • Учет по международным стандартам

  • Подбор кадров и ведение регламентированного кадрового документооборота

  • Расчет зарплаты

  • Управление промышленным производством

  • Планирование производства

  • Посменное планирование производства

  • Управление данными об изделиях

  • Управление основными средствами и ремонтами

  • Управление продажами

  • Управление закупками

  • Управление складом (запасами)

  • Управление отношениями с покупателями и поставщиками

  • Мониторинг и анализ деятельности предприятия

Ожидаемыми результатами внедрения являются:

  • повышение эффективности управления проектами и портфелями проектов

  • управление рисками строительных проектов

  • анализ, планирование и гибкое управление ресурсами компании

  • оперативное управление строительно-монтажными работами

  • комплексное планирование, контроль и учет доходов и расходов

  • эффективное использование инвестиционных средств

  • своевременное обеспечение информацией ответственных лиц и руководства предприятия для управления бизнесом.

Надежность системы определяется надежностью функциональных подсистем, общего программного обеспечения, комплексов технических и инженерных средств.[31]

Проектные решения должны обеспечивать:

  • Сохранение работоспособности системы при отказе или выходе из строя по любым причинам одного из компонентов комплекса технических средств или телекоммуникационной подсистемы;

  • Сохранение всей накопленной на момент отказа или выхода из строя информации при отказе двух и более одинаковых по назначению компонентов системы не зависимо от их назначения, с последующим восстановлением после проведения ремонтных и восстановительных работ функционирования системы.[28]

Должны быть обеспечены два уровня надежности системы:

  • Уровень сохранения работоспособности;

  • Уровень сохранности информации.

  • Показатели надежности должны обеспечивать возможность эффективного выполнения функциональных задач системы.

Показатели надежности включают:

  • Среднее время между выходом из строя отдельных компонентов системы;

  • Среднее время на обслуживание, ремонт или замену вышедшего из строя компонента;

  • Среднее время на восстановление работоспособности системы.

Показатели надежности системы должны достигаться комплексом организационно-технических мер обеспечивающих доступность ресурсов, их управляемость и обслуживаемость.

Технические меры по обеспечению надежности должны предусматривать:

  • Резервирование критически важных компонентов и данных системы и отсутствие единой точки отказа;

  • Использование технических средств с избыточными компонентами и возможностью их горячей замены;

  • Конфигурирование используемых средств и применение специализированного ПО, обеспечивающего высокую доступность.

Организационные меры по обеспечению надежности должны быть направлены на минимизацию ошибок клиентов и системных пользователей, а также персонала службы эксплуатации при эксплуатации и проведении работ по обслуживанию комплекса технических средств системы, минимизацию времени ремонта или замены вышедших из строя компонентов за счет:

  • Квалификации системных пользователей;

  • Квалификации обслуживающего технического персонала;

  • Регламентации и нормативного обеспечения выполнения работ персонала (пользователей);

  • Регламентации проведения работ и процедур по обслуживанию и восстановлению системы;

  • Своевременного оповещения пользователей о случаях нештатной работы компонентов системы;

  • Своевременной диагностики неисправностей;

  • Наличия ЗИП;

  • Наличия договоров на сервисное обслуживание и поддержку компонентов комплекса технических средств.

В целом, надежность аппаратно-программного обеспечения должна обеспечивать выполнение задач системы с временем однократного простоя не более 30 мин и суммарным временем простоя не более 24 часов в год.

Требования к аппаратному обеспечению автоматизированной системы управления торговой деятельностью предприятия вытекают из текущего состояния технической оснащенности предприятий, поэтому, на сегодняшний день, эти требования не должны быть очень высокими. Минимальные требования к компьютеру для работы с автоматизированной системой – IntelPentiumI 200MHz, 32Mb ОЗУ. Обязательным условием является наличие локальной сети Ethernet спецификации IEEE 802.3(10 Мбит/с) или выше и оборудования для обеспечения ее функционирования. Требования к топологии сети - звезда.

Выделим следующие требования к программной совместимости: возможность внедрения на платформе Windows 2000 Server; поддержка работы с СУБД MySQL; возможность подключения автоматизированной системы управления торговой деятельностью предприятия как модуля для любой ERP-системы.

В процессе эксплуатации программного продукта, зачастую возникают задачи, которые невозможно решить внутренними средствами. Интеграция средств сторонних разработчиков для решения этих задач приводит к значительному увеличению цены разработки. Поэтому автоматизированная система должна иметь интерфейсы для обмена информацией с наиболее распространенными приложениями для хранения и обработки информации: MSWord, MSExcel.[42]

Заключение

В ходе проведения анализа современного состояния проблемы управления предприятием с использованием автоматизированных систем было выявлено:

1) управление предприятием с использованием актуальных автоматизированных систем является необходимым условием успешного ведения бизнеса. В случае, если система устарела и перестала отвечать современным требованиям, то ее необходимо отдать на доработку, либо внедрять новую. Информационные системы управления предприятием решают следующий круг задач: планирование производственной деятельности, управление закупками, запасами и продажами, управление финансами, управление персоналом, управление затратами, управление проектами и т.д.

2) после составления общей характеристики и анализ технико-экономических показателей, было выявлено, что предприятие занимается услугами строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с Государственным стандартом. Согласно анализу экономических показателей было выявлено, что экономическое состояние хорошее, успешно реализуются построенные сооружения. Однако на протяжении двух лет прослеживается увеличение доли незавершенного строительства. Данные активы не участвуют в производстве и, следовательно, при определенных условиях увеличение их суммы может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Торгово-строительный Дом Магнитный». Также было выявлено, что на предприятии активно используются информационные технологии, автоматизирующие основные процессы. В частности на предприятии развернута локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая позволяет осуществлять централизованное хранение и обработку информации. Сеть охватывает все складские, служебные помещения, здание управления. Для автоматизации производственных процессов используется следующее программное обеспечение: Гранд-смета, Гидравлический калькулятор, 1С: Бухгалтерия 8.2. В связи с расширением производства и успешно деятельности в предыдущих периодах, с целью минимизировать возможные затраты в будущих, руководством было принято решение о переходе на систему, включающую в себя возможности производственной и административной деятельности.

3) Для выбора программного средства необходимо конкретизировать требования к его функционалу, интерфейсу, автоматизированным рабочим местам и так далее. Это было сделано в пункте 1.3 - постановка задачи. В ходе его написания было выявлено, что автоматизированная система управления должна быть ориентирована на работу следующих категорий пользователей: финансового директора, директора по персоналу, главный бухгалтер, генерального директора, главного инженера, сметчики, бухгалтера, юристы. Она должна предоставлять следующие возможности: управление строительным производством (ресурсное планирование), сметное ценообразование, управление финансами, бюджетирование, управление денежными средствами, управление взаиморасчетами, налоговый учет, учет по международным стандартам, подбор кадров и ведение регламентированного кадрового документооборота, расчет зарплаты и т.д.

Список использованных источников
  1. Грей, Клиффорд Ф. Управление проектами: учебник: пер. с англ. третьего, полн. перераб. изд./ Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон; [науч. Ред. перевода В. М. Дудников]. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 608 с. – Доп. тит. л. англ.

  2. Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Куприянов Ю. В. Методические основы управления ИТ-проектами. -Интернет-университет информационных технологий, 2011. – 392 с.

  3. Грекул В. И., Коровкина Н. Л. Организация ИТ-аутсорсинга. Курс лекций. / Рук.: В. И. Грекул. М. : Национальный открытый университет «ИНТУИТ», 2012 - 346с.

  4. Грекул В.И. Проектирование информационных систем (лекции). - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2009. - 256 с.

  5. Гробовцов Г. Я. Управление проектом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 288 c.

  6. Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка. Инструменты и техники оценки любых активов. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2010. - 1342 с.

  1. Деренская Я.Н., Классификация проектов в проектном менеджменте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpwww.finanalis.ru

  2. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. I. пер. снем. – СПБ.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 400 с.

  3. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. II. пер. снем. – СПБ.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 288 с.

  4. Дорофеев В.Д.. Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент. -Ростов.: Феникс. 2009. - 440 с.

  5. Климов В.В. Оценка рентабельности проектов внедрения информационных систем сервис-ориентированной архитектуры // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2010. – Т. 3(63). – С. 105-108. – 0,25 п.л.

  6. Коберн А. Быстрая разработка программного обеспечения. Лори, 2012. - 340 с.

  7. Косов В.В. Основы инновационного менеджмента. - М: Магистр. 2010. - 145 с.

  8. Круглов М.Г. Инновационный проект: управление качеством и эффективностью. Учебное пособие -М.: Дело АНХ. 2009

  9. Кэмпбелл К. Управление проектом на одной странице. :Пер. с англ. - М.:ООО «И.Д. Вильямс». 2009. - 160с.

  10. Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: учеб.-практич. Пособие. - 4-е изд.. перераб. и доп. - М.: Юрайт. 2008. - 464 с.

  11. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ.ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

  12. Митин В. ИТ-закупки и ИТ-проекты. Главный критерий выбора – цена, а уж потом – потребности бизнеса, экономическая эффективность, окупаемость, масштабируемость и т. д. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/business/blog/business/2568.php

  13. Пайк О. Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. - 4-е изд. е Пер. с англ. - СПб.: Питер. 2006. -

  14. Понятие и сущность сбалансированной системы показателей. Портал «Prestima. Бюджетирование. Финансы. Эффективность». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prestima.ru/article/3930165

  15. Портни, Стэнли И. Управление проектами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вилямс», 2005. – 352 с.: ил. – Парал. тит. англ.

  16. Разу М. А., Бронникова Т. М., Разу Б. М., Титов С. А., Якутин Ю. В. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт,: под ред. проф. М. А. Разу. – М.: КНОРУС, 2006 – 768 с.

  17. Разу М. А., Бронникова Т. М., Разу Б. М., Титов С. А., Якутин Ю. В. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт,: под ред. проф. М. А. Разу. – М.: КНОРУС, 2006 – 768 с.

  18. Такер Р.Б. Инновации как формула роста. Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп- Бизнес». 2006. - 475 с.

  19. Товб А. С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 240 с.

  20. Товб А.С.. Ципес Г.Л. Проекты и управление проектами в современной компании. Учебное пособие. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2009. - 321 с.

  21. Управление проектами: основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов. М.: Консалтинговое агентство «КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис», 2011-265 с.

  22. Хвалев, Е.А. Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения и функционирования корпоративных информационно-вычислительных сетей / Е.А. Хвалев, Д.В. Малофеев // Журнал депонированных рукописей «Экономика и производство», 2009, №8, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mte-eco.ru.

  23. Ципес Г. Л.. Товб А.С. Проекты и управление проектами в современной компании. Уч. пособие. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2009, - 231 с.

  24. Черных Е. А. AgileProjectManagement и его история, М., «Менеджмент качества», 02(02)2008

  25. Швец С.К. Инновационные инвестиции. Монография. - СПб.: Менделеев, 2013 - 100 с.

  26. Эндрю П.Д.. Сиркин Г.Л. Возврат на инновации. Практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе. Пер. с англ. -Минск. «Гревцов Паблишер». 2008. - 300 с.

  27. Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях. В кн.: Вопросы анализа и процедуры принятия решений. -М.: Мир.- 1976. - сс.172-215.

  28. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 267 с.

  29. Дилигенский Н.В., Дымова Л.Г., Севастьянов П.В. Нечеткое моделирование и многокритериальная оптимизация производственных систем в условиях неопределенности: технология, экономика, экология. – М.: «Издательство Машиностроение – 1», 2004.

  30. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 295 с. (Серия «Высшее образование»), с. 202.

  31. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция)/М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. Кол.: Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. – 421 с.

  32. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с., с. 430.

  33. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е изд. перераб. и. доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 518 с., с. 367.

  34. Патентный закон. - М.: ИНФРА-М, 2003.

  35. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец / Рос. агентство по пат. и товар. знакам, Федер. ин-т пром. собственности; [Ред. Е. И. Дайч, И. В. Коробко]. - М.: [ФИПС], 2003 (Отд-ние по вып. официал. изд. ФИПС). - 102 с.

  36. Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на изобретения и полезные модели / Информ.-изд. центр Роспатента; [Т.Ф. Владимирова и др.]. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2004 (Отд-ние по вып. официальных изданий ФИПС). - 173 с.

  37. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 – 2010 гг. Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 г. №121.

Просмотров работы: 3299