РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ВНЕДРЕНИЕ ИБС «БИСКВИТ» В ДО ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» С. КИЗИЛЬСКОЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ВНЕДРЕНИЕ ИБС «БИСКВИТ» В ДО ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» С. КИЗИЛЬСКОЕ

Передельский А.А. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день существуют разные мнения относительно того, необходимо ли разрабатывать техническое задание при создании проектов на разработку, внедрение и сопровождение программного продукта в организацию. Техническое задание представляет собой документ, содержащий цели проекта, требования к разрабатываемому, внедряемому или сопровождаемому продукту, определяющий сроки и задачи проекта.

Данный документ отражает основное назначение проекта, необходимые требования заказчика, результаты проведения научно-исследовательской работы, предпроектное исследование, описание разработанного, выбранного продукта на рынке предоставляемых услуг.

На разработку технического задание существует ГОСТ 19.201-79 «Требование к содержанию и оформлению». В соответствие с данным ГОСТом техническое задание должно состоять из следующих разделов:

  • введение;

  • основания для разработки;

  • назначение разработки;

  • требования к программе или программному изделию;

  • требования к программной документации;

  • технико-экономические показатели;

  • стадии и этапы разработки;

  • порядок контроля и приемки.

При необходимости допускается в техническое задание включать приложения.

Объектом исследования является деятельность дополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк» в с. Кизильское.

Предметом исследования является автоматизированная система «БИСквит», обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций.

Целью исследования является автоматизация деятельности отделения кредитования юридических лиц в ДО ОАО «Россельхозбанк» с.Кизильское.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. обследовать объект автоматизации – отделение кредитования юридических лиц в ДО ОАО «Россельхозбанк» с.Кизильское;

  2. провести анализ существующие готовые решения и обосновать выбор технологии;

  3. разработать концепцию и проектное решение по видам обеспечения АС;

  4. разработать системную архитектуру отделения.

Средствами анализа являлись методология ARIS (OrganizationChartDiagram – организационная диаграмма, eEPC – функциональная диаграмма), также была построена диаграмма потоков данных (DFD) и .диаграмма прецедентов (UseCase).

  •  
    1.  
      •  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
  1.  
    1. Технико-экономическая характеристика ДО ОАО «Россельхозбанк»в с. Кизильское

Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» - один из крупных банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитной-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующий позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций находится в собственности государства.

Основным направление ДО ОАО «Россельхозбанка» является наращивание кредитного портфеля и привлечения активов граждан с целью получения выгоды.

В соответствии с Уставом Банк осуществляет следующие банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

  • размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков по их банковским счетам;

  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

  • предоставлению в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичных формах;

  • выдача банковских гарантий;

  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

  • операции с ценными бумагами;

  • оказание консультационных и информационных услуг.

Приоритетным направлением «Россельхозбанка» остается кредитование агропромышленного комплекса в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Финансирование посевной и уборочной компании также одно из важнейших направлений деятельности «Россельхозбанка».

Штат сотрудников ДО 3349/78/07 ОАО «Россельхобанка» состоит из 10 человек.Для наглядного представления отношений между сотрудниками и их должностями была построена организационная диаграмма (рис. 1).

Согласно уставу отдела руководство текущей деятельностью отдела осуществляется исполнительным органом – Управляющий дополнительного офиса. Под руководством управляющего находятся 4 отдела:

  •  
    1.  
      • отдел кредитования физических лиц;

      • отдел кредитования юридических лиц;

      • операционный отдел;

      • кассовый отдел.

«Россельхозбанк» это открытое акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность открытых акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации. Поскольку ОАО рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с ЗАО. Данная норма предназначенная для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

Высшим органом управления ОАО является общее собрание акционеров. Число акционеров общества ограничено, акции могут свободно продаваться на рынке.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров решаются такие вопросы, как избрание совета директоров, утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, распределение прибыли, вопросы выплаты дивидендов.

Руководство текущей деятельности общества осуществляется единоличными исполнительными органом общества – директором, генеральным директором, или коллегиальном исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров. Совет директоров ОАО осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

Установка четких границ области проекта может быть определена с помощью методики «будет/не будет». Используя данную методику, определим, какие объекты и процессы будут принадлежать рассматриваемой предметной области.

Будет:

  •  
    1.  
      • проект будет внешним, так как информация из отдела кредитования передается во внешние органы;

      • проект будет направлен на снижение трудовых, временных затрат работы отдела;

      • проект будет предназначен для сотрудников компании ОАО «Россельхозбанк».

Не будет:

  •  
    1.  
      • проект будет являться полномасштабным, так как будет использоваться всеми сотрудниками компании;

      • проект рассматривается в качестве индивидуальной задачи.

      • в качестве основного бизнес-процесса был взят процесс «Кредитование юридических лиц».

Для отображения графической взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение, используется диаграмма Исикавы (рис.2).

Рисунок 2 – Диаграмма Исикавы

В параграфе 1.2 более подробно будет рассмотрена функциональная деятельность отделения кредитования юридических лиц.

  1.  
    1. Постановка задачидополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк»

Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» - один из крупных банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитной-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующий позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций находится в собственности государства

«Россельхозбанк» входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в высшую группу надежности в Рейтинге 100 банков по версии журнала Forbes. Кредитный портфель банка на 1 июля 2013 года составляет 1 трлн 179 млдр рублей.

«Россельхозбанк» обслуживает розничных и корпоративных клиентов, предлагая наряду с универсальными банковскими продуктами десятки специализированных программ для развития производства в области сельского хозяйства и смежных отраслей. Особое внимание уделяется программам кредитования малого и среднего бизнеса.

«Россельхозбанк» является агентом Правительства Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ в аграрном комплексе, а также занимает второе место в России по размеру филиальной сети. Свыше 1500 отделений работают во всех регионах страны, в том числе более половины в малых городах и сельских населенных пунктах. Представительства Банка открыты в Беларуси, Казахстане, Таджикистане, Азербайджане и Армении.

Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, насчитывающей более 100 иностранных банков-партнеров и позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международном расчетам и связному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.

Миссия и цели ОАО «Россельхозбанк» – обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемирное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.

Основным направлением ДО ОАО «Россельхозбанка» является наращивание кредитного портфеля и привлечения активов граждан с целью получения выгоды.

В соответствии с Уставом Банк осуществляет множество банковских операций со средствами клиентов в рублях и иностранной валюте.

В настоящее время существуют некоторые проблемы при заполнении кредитных договоров. Также сотрудники отдела кредитования сталкиваются с трудностями при поиске ранее обратившихся клиентов.

После обследования предметной области и выявления недостатков было принято решение внедрить на данное предприятие усовершенствованное ИБС.Данное решение позволит:

  •  
    1.  
      • автоматизировать заполнение кредитного договора;

      • уменьшить временные затраты на поиск ранее обратившихся клиентов в базе, изменение кредитной истории;

      • сократить время ожидания принятия решения от внешних отделов.

  1.  
    1. Анализ существующих ИТ-решений

На сегодняшний день выбор ИТ-решений является очень важным и ответственным процессом, к которому необходимо подходить ответственно и серьезно со знаниями в сфере информационных технологий.

Для выбора наиболее подходящей системы были предложены:

  • интегрированная банковская система RS-BankV.6;

  • АБС "Кворум";

  • TSC Retail.

Для того чтобы выбрать наиболее подходящее средство рассмотрим каждое более подробно.

Интегрированная банковская система RS-Bank V.6 на промышленной платформе Oracle 9i отличается надежностью и быстродействием, функциональной полнотой и охватом всех областей деятельности универсального банка. Она позиционируется как решение для крупных кредитных учреждений, с помощью которого можно оптимизировать максимальное число бизнес-процессов, снизить издержки и значительно повысить производительность труда персонала.

Линейка продуктов RS-Bank V.6 — это оптимальный инструмент не только для поддержки, но и для развития банковского бизнеса. При высоком уровне конкуренции кредитное учреждение должно работать на перспективу, своевременно реагировать на конъюнктуру, изменения рынка и законодательства. Современное программное обеспечение должно не только реализовать имеющиеся в настоящий момент технологии работы, но и «играть на опережение», предвосхищая сегодня то, что завтра войдет в повседневную банковскую практику.

В состав RS-Bank V.6 входят системы, охватывающие практически все направления банковских услуг:

  • RS-BankingV.6 — автоматизация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, межбанковских расчетов, ведения бухгалтерии банка и формирования внутрибанковской, а также регламентированной отчетности;

  • RS-RetailV.6 — автоматизация розничных услуг и работы с физическими лицами;

  • • RS-LoansV.6 — высокотехнологичное комплексное решение для автоматизации кредитной деятельности банка, позволяющее применять самые сложные схемы кредитования юридических и физических лиц;

  • RS-DealingV.6 — автоматизация заключения и сопровождения сделок на валютном и фондовом рынках, различных технологических цепочек работы дилинговых служб;

  • RS-SecuritiesV.6 — автоматизация торговых операций с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках, депозитарного учета, операций банка с собственными и учтенными векселями;

  • InterBank — реализация удаленного банковского обслуживания клиентов; поддержка всех имеющихся на сегодня технологий электронного взаимодействия клиентов и банков через открытые и закрытые каналы передачи информации;

  • RS-DataHouse — поддержка принятия управленческих решений, выполнение анализа активов и пассивов банка, маркетинга и оценки рисков, а также формирование специализированной отчетности (в том числе по МСФО).

Все продукты линейки RS-Bank V.6 полностью поддерживают российское законодательство и правила бухгалтерского учета, обеспечивая оперативный выпуск обязательной отчетности для Банка России, МНС и ФКЦБ.

Преимущество RS-Bank V.6, помимо широких возможностей передовой платформы, заключается также в преемственности технологий, вобравших в себя все лучшее из опыта, который компания «R-StyleSoftlab» накопила за десятилетие успешной работы с финансовыми организациями в России и странах СНГ, а также в государствах дальнего зарубежья.

Кроме того, банкам предлагается уникальный для российского рынка сопутствующий сервис, который гарантирует оперативное внедрение и беспроблемную эксплуатацию программных продуктов линейки RS-Bank V.6, то есть полную автоматизацию банковских технологий на условиях «под ключ».

Следующей была рассмотрена автоматизированная банковская система «Кворум». АБС "Кворум" представляет собой интегрированное полнофункциональное решение, позволяющее автоматизировать широкий спектр бизнес-процессов современного банка. В настоящее время в состав системы входит более 40 компонентов.

В рамках АБС Кворум" развиваются и поддерживаются две линии программных продуктов. Первая линия в качестве системы управления доступом к данным использует СУБД OracleServer, вторая линия работает на платформе BtrieveRecordManager (Pervasive SQL). Это позволяет легко масштабировать АБС "Кворум" при ее установке в различных по величине банках и филиалах.

Клиентская часть системы "Кворум" представлена на трех платформах:

  1. GUI-приложение Windows 95/98/NT;

  2. консольноеприложение Windows 95/98/NT;

  3. DOS-приложение.

При этом любая платформа клиентской части может функционировать с любой платформой серверной части.

Модульный принцип построения АБС "Кворум" позволяет каждому банку выбрать свою конфигурацию системы, наиболее полно соответствующую его специфическим требованиям и технологиям работы. При этом постоянно появляющиеся новые модули помогают клиентам компании "Кворум" эффективно развивать свой бизнес. К тому же АБС "Кворум" постоянно развивается.

Программный продукт "Налоговый учет" обеспечивает ведение учета в коммерческих банках в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса РФ.

Программный продукт "Межбанковские переводы" предназначен для автоматизации документооборота банков при осуществлении расчетов банковскими переводами в системах S.W.I.F.T. и TELEX.

Программный продукт "Банковский корпоративный портал" позволяет заказчику организовать корпоративный информационный портал, интегрирующий все приложения и информационные ресурсы, используемые в организации.

Последняя рассматриваемая система - TSC Retail — единое решение для любого банка.

Сейчас перед каждым банком стоит важная задача минимизации издержек на обслуживание клиентов, а также выстраивание персонализированных процессов при массовом обслуживании розничных клиентов. Для этого необходимо предоставить сотрудникам филиалов и отделений единый интерфейс, который позволит производить все возможные банковские операции, независимо от программного продукта, который их поддерживает (процессинговая система, АБС и т.д.). Также в момент, когда клиент находится в отделении, работники банка должны иметь максимально полную информацию по нему для организации кросс-продаж. Компания «Техносерв Консалтинг» предлагает для решения этих задач продукт TSC Retail.

TSC Retail — это единое фронт-офисное приложение «Техносерв Консалтинг» для финансовых институтов.

В большинстве банках отсутствует единое универсальное приложение, с которым могли бы работать все сотрудники при взаимодействии с клиентом. Чаще всего используется несколько систем одновременно. Например, платежи и оформление пластиковых карт производятся в разных системах. Решение TSC Retail позволяет минимизировать количество используемых прикладных программ и работать в едином стандарте, что упрощает его использование. TSC Retail обладает готовым интерфейсом для интернет-банкинга, что дает возможность предлагать клиентам удобный инструмент для осуществления операций по счетам, вкладам, оплате различных услуг т.д. Благодаря единому фронт-офисному решению TSC Retail компании «Техносерв Консалтинг» существенно ускоряется процесс и повышается уровень обслуживания клиентов.

К преимуществам использования TSC Retail относятся:

  •  
    1.  
      • оптимизация процесса обслуживания клиента;

      • создание централизованной модели управления взаимодействием с клиентом;

      • повышение качества и скорости предоставления услуг;

      • стандартизация операций по наиболее востребованным продуктовым категориям розничного сектора банка;

      • накапливание финансовых данных клиента, его предпочтений, анализ и мониторинг полученной информации;

      • оценка деятельности подразделений;

      • минимизация финансовых и операционно-технических рисков.

В состав TSC Retail входят:

  •  
    1.  
      • операционная часть для обслуживания физических лиц;

      • интернет-кабинетдлясамообслуживанияклиентов;

      • учетная часть для фиксирования финансовых данных (счета, проводки);

      • функции кредитного инспектора, сотрудника бэк-офиса и службы финансового мониторинга.

Решение охватывает два ключевых процесса в формировании и расширении портфеля целевых клиентов:удержание и развитиеклиентов, а также вспомогательные процессы, необходимые для поддержания всех банковских процессов, задействованных в достижении цели.

Высокое качество оказываемых услуг достигается за счет адекватного соответствия между клиентской базой и объемом задач повышенной сложности, которые предстоит решить. Приоритетом становится удовлетворение потребностей банка на каждом этапе взаимодействия с компанией-разработчиком — в ходе ИТ-консультирования, внедрения и сопровождения программных продуктов.

Официально «Россельхозбанк» тендера не объявлял. Поэтому специалистам банка пришлось своими силами провести исследование всех банковских систем, которые на тот момент были представлены на рынке.

От импортного решения отказались с самого начала, поскольку сотрудники ИТ-подразделения уже имели опыт эксплуатации подобных систем, которые в разное время использовались в Мосбизнесбанке и в СБС-АГРО. Во-первых, для поддержания таких систем требуется больший штат специалистов, который в условиях разветвленной региональной сети обеспечить непросто, а тем более, если требуется дорабатывать эти системы своими силами в соответствии с требованиями ЦБ. Во-вторых, большинство западных решений предъявляют более высокие требования к технике, и стоимость их гораздо выше. А в-третьих, эти системы, за исключением системы "Банкир", нацелены на более сложный уровень задач. Кроме того, эти системы разрабатывались в середине 80-х годов и соответственно ориентированы на технологию mainframe.

Так как у «Россельхозбанка» не было пластиковых карт, то не было необходимости в применении этой дорогой технологии. Кроме того, приобретение импортного решения для банка со 100%-ным государственным участием имело свои психологические тонкости.

Требования к отечественным решениям были сформулированы следующим образом (выдержка из некогда конфиденциального документа):

  • обязательная поддержка разветвленной региональной сети;

  • умеренная стоимость системы;

  • возможность использования вычислительной техники низкого и среднего ценового диапазона;

  • наличие современной базовой СУБД;

  • возможность эксплуатации в условиях небольших подразделений автоматизации;

  • достаточное удобство и простота обслуживания;

  • обязательное сопровождение системы фирмой-разработчиком, включая оперативное внесение необходимых изменений и дополнений для целей соответствия требованиям надзорных органов;

  • наличие адекватного количества успешных внедрений в других банках.

На каком-то этапе, в ходе изучения опыта других банков, поиск привел специалистов «Россельхозбанка» в "Автобанк", чья филиальная сеть работает на системе БИСКВИТ. Опыт эксплуатации говорил о том, что система надежна, редко сбоит, достаточно проста для пользователей и полна по функциональным возможностям. СУБД Progress, на основе которой построена система БИСКВИТ, в отличие от Oracle или Sybase, проще для администрирования.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Даная глава курсовой работы посвящена изучению предметной области банковского дела, а именно – отделакредитования. Изучена область деятельности, функции, обязанности, цели организации и отделения, построена организационная диаграмма ДО ОАО «Россельхозбанк» на сегодняшний момент.

В качестве предметной области исследования был выбран дополнительный офис ОАО «Россельхозбанк». При оценке эффективности деятельности уделялось внимание таким факторам, как: скорость обработки поступившей информации, скорость работы существующего ПО, время выполнения отчетных документов.

Был проведен анализ существующих решений для упрощения работы сотрудников дополнительного офиса. После анализа было принято решении о модернизации существующей ИБС, так как ни одно из выявленных к анализу систем на рынке информационных технологий не смогло решить проблему учета данных материалов. Также, данная система уже стоит на предприятии и пользователям не придется заниматься дополнительным обучением.

  •  
    1.  
      •  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
2.1 Разработка концепции

Дополнительный офис ОАО «Россельхозбанк» в. Кизильское является подразделением головного офиса в Челябинске. «Россельхозбанк» имеет более 1,6 тыс. офисов, расположенных во всех регионах России. Сеть банкоматов превышает 2,5 устройств.

Основным направлением ДО ОАО Россельхозбанка является наращивание кредитного портфеля и привлечения активов граждан с целью получения выгоды.

Основным назначением внедряемой ИБС «БИСквит» является обеспечение высокого уровня информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. В рамках проекта автоматизируется информационно-аналитическая деятельность в следующих бизнес-процессах:

  1. оформление заявки накредит;

  2. отправление копии документов на проверку;

  3. расчет платежного листа;

  4. перенос статус заявки;

  5. вынос договора на конвейер кредитных решений.

Требования к системе

Требования к структуре и функционированию модуля

ИБС «БИСквит» должна быть установлен на рабочих местах (персональных компьютерах экономистов, объединенных между собой с помощью локальной сети и должна использовать единую базу данных, расположенную на выделенном сервере. Управление базой данных осуществляется по технологии клиент-сервер.

В основном режиме функционирования Система должна обеспечивать:

  • работу пользователей в режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);

  • выполнение своих функций – сбор, обработка и загрузка данных; хранение данных, предоставление отчетности.

В профилактическом режиме Система должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:техническое обслуживание, модернизацию аппаратно-программного комплекса, устранение аварийных ситуаций.

Требования к численности персонала

В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации программного комплекса в соответствующем подразделении Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц: руководитель эксплуатирующего подразделения (1 человек) и системный администратор (1человек).

Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности:

  • руководитель эксплуатирующего подразделения - на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает работу системы в целом и ответственность за достоверность хранимых данных;

  • системный администратор - на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает контроль процессов ETL, подготовку, загрузку и выгрузку данных из внешних источников в хранилище данных, распределение дискового пространства, модификацию структуры БД, оптимизацию производительности и поддержку пользователей.

Конечный пользователь (экономисты отдела кредитования юридических лиц) должен обладать знанием соответствующей предметной области; знанием основ многомерного анализа; знаниями и навыками работы с аналитическими приложениями; уровень владения ПК – уверенный пользователь.

Рисунок 3 - Диаграмма Use-case

Требования к надежности

К надежности оборудования предъявляются следующие требования:

  • в качестве аппаратной платформы должно использоваться средство с повышенной надежностью;

  • возможность восстановления в случаях сбоев.

Для исправной работы программного комплекса должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.

Резервное копирование осуществляется в конце дня на специальное место.

Надежность программного комплекса должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

  • предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;

  • своевременного выполнения процессов администрирования;

  • соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания;

  • своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.

Требования к эргономике.

ИБС «БИСквит» обеспечивает удобный для экономиста интерфейс, отвечающий следующим требованиям.

В части внешнего оформления интерфейс системы типизирован, обеспечено наличие русскоязычного интерфейса пользователя, использована цветовая палитра компании (черный, зеленый).

В части диалога с пользователем для наиболее частых операций предусмотрены «горячие» клавиши. При возникновении ошибок в работе программы на экран монитора выводится сообщение с наименованием ошибки и с рекомендациями по её устранению на русском языке.

В части процедур ввода-вывода данных имеется возможность многомерного анализа данных в табличном и графическом видах.

Интерфейс системы представлен в приложении A.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Система должна обеспечиватьограничение доступа к информации путем назначения каждому пользователю наборов прав доступа (логин, пароль). Таким образом, ограниченные пользователи будут иметь доступ к системе, определенным в наборе прав.

Требования к информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности Программного комплекса должно удовлетворять следующим требованиям:

  • защита обеспечивается комплексом программно-технических средств;

  • защита обеспечивается на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ;

  • программно-технические средства защиты не влияют на основные функциональные характеристики программы (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации);

  • резервноекопирование в конце каждого дня;

  • обеспечивается разграничение прав доступа пользователей и администраторов.

Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД) обеспечивают защиту информации, хранимой и обрабатываемой на персональных компьютерах, рабочих станциях и серверах локальных и территориально распределенных сетей.

Основная задача средств защиты от НСД - идентификация и аутентификация пользователей, позволяющая регламентировать доступ к защищаемым информационным ресурсам. Для надежной защиты информации в локальных сетях организации необходима единая система управления безопасностью, объединяющая различные средства защиты от несанкционированного доступа и обеспечивающая оперативный контроль защищенности ресурсов.

Требования к антивирусной защите

Средства антивирусной защиты должны быть установлены на всех рабочих местах пользователей Программного комплекса. Средства антивирусной защиты рабочих мест пользователей обеспечивают:

  • централизованное управление сканированием, удалением вирусов и протоколированием вирусной активности на рабочих местах пользователей;

  • централизованную автоматическую инсталляцию клиентского ПО;

  • централизованное автоматическое обновление вирусных сигнатур;

  • ведение журналов вирусной активности;

  • администрирование всех антивирусных продуктов.

Требования к стандартизации и унификации.

Во внедряемой системе должны быть использованы методы решения аналогичные методам ИБС «БИСквит» для отдела кредитования физических лиц. К методам решения ИБС «БИСквит» относятся:

  • применение стандартных средств визуализации данных (формы, отчеты);

  • применение стандартных средств и методов программирования;

  • применение стандартных средств связи с другими отделениями.

Дополнительныетребования

Дополнительных требований не предъявляется.

Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

Требования к структуре и функционированию системы

Система предусматривает выполнение пользователями следующих основных функций:

  • оформление заявки накредит;

  • отправление копии документов на проверку;

  • расчет платежного листа;

  • перенос статуса заявки;

  • вынос договора на конвейер кредитных решений.

Требования к видам обеспечения

Входные и выходные данные

К входным данным Программы относятся:

  • данные, вводимые пользователями с клавиатуры;

  • данные, импортируемые из внешних источников;

  • данные вводятся пользователями в систему путем заполнения полей соответствующих экранных форм и/или таблиц или путем вызова специальных процедур импорта.

К выходным данным Программы относятся:

  • печатные формы (договор, расчеты);

  • экранные формы (таблицы);

  • данные, экспортируемые во внешние источники (Word, Excel).

Таким образом, была разработана концепция будущей системы, сформированы основные требования, предъявляемые как к самой системе, так и к персоналу, обеспечивающему эксплуатацию.

2.2 Обоснование проектных решений по видам обеспечения АС

Требования к организационному обеспечению

К организации функционирования ИБС и порядку взаимодействия персонала, обеспечивающего эксплуатацию, и пользователей предъявляются следующие требования:подразделение, обеспечивающее эксплуатацию системы, должно заранее (не менее чем за 3 дня) информировать всех пользователей (с указанием точного времени и продолжительности) о переходе её в профилактический режим.

К защите от ошибочных действий персонала предъявляются следующие требования:

  • должна быть предусмотрена система подтверждения легитимности пользователя при просмотре данных;

  • для всех пользователей должна быть запрещена возможность удаления перенастроенных объектов и отчетности;

  • для снижения ошибочных действий пользователей должно быть разработано полное и доступное руководство пользователя.

Требования к лингвистическому обеспечению

Особенных требований к лингвистическому обеспечению не предъявляются.

Требования к математическому обеспечению

Математические методы и алгоритмы, используемые для шифрования/дешифрования данных, а также программное обеспечение, реализующее их, должны быть сертифицированы уполномоченными организациями для использования в государственных органах Российской Федерации.

Требования к программному обеспечению

ИБС «БИСквит» должна иметь все функциональные компоненты, структуры и типы данных согласно конфигурации лицензии.

На автоматизированных рабочих местах должно быть установлено соответствующее программное обеспечение:

  • ОС Windows 7 и выше;

  • Web-браузер Google Chrome;

  • антивирусная защита Anti-Virus Kaspersky;

  • Microsoft Office, Microsoft Excel.

Требования к техническому обеспечению

Конфигурация сервера:

  • процессор с архитектурой x86-64 (Intel с поддержкой EM64T, AMD с поддержкой AMD64);

  • оперативная память 4096 Мб и выше;

  • жесткий диск 1 Тб и выше;

  • устройство чтения компакт-дисков;

  • USB-порт;

  • SVGA-видеокарта;

  • серверная платформа.

Технические характеристики компьютера и операционная система должны соответствовать требованием Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, OracleDatabase.

  • клиентская платформа;

  • процессор Intel Pentium Celeron 2400 Мгц и выше;

  • оперативная память 1024 Мб и выше;

  • жесткий диск 320Гб и выше;

  • устройство чтения компакт-дисков;

  • USB-порт;

  • SVGA-видеокарта;

  • сетевое оборудование и протоколы;

  • поддержка протоколов TCP/IP или NetBEUI.

Требования к информационному обеспечению

Требования к составу, структуре и способам организации данных в системе

Структура хранения данных должна состоять из следующих основных областей:

  • область временного хранения данных;

  • область постоянного хранения данных;

  • область витрин данных.

Области постоянного хранения и витрин данных должны строиться на основе многомерной модели данных, подразумевающей выделение отдельных измерений и фактов с их анализом по выбранным измерениям.

Многомерная модель данных физически должна быть реализована в реляционной СУБД по схеме «звезда» и/или «снежинка».

В данном параграфе было описано обоснование проектных решений к внедряемому программному комплексу.

2.3 Разработка системной архитектуры

Системная архитектура в системе стандартов предприятия определяет правила формирования своих компонентов и обеспечения взаимодействия между ними

Системная архитектура состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

  • прикладной архитектуры;

  • архитектуры данных;

  • технической архитектуры.

Прикладная архитектура включает в себя:

  • прикладные системы (приложения), обеспечивающие исполнение бизнес-функций и бизнес-процессов;

  • интерфейсы взаимодействия прикладных систем между собой и с внешними системами и источниками или потребителями данных;

  • средства и методы разработки и сопровождения приложений.

Архитектура данных включает в себя:

  • автоматизированные базы данных, обеспечивающие накопление, хранение и обработку данных, определяемых бизнес-архитектурой;

  • применяемые для этого системы управления базами данных или хранилищами данных;

  • правила и средства санкционирования доступа к данным.

Техническая архитектура состоит изсетевойархитектуры и архитектурыплатформ.

Сетевая архитектура включает в себя:

  1. локальные и территориальные вычислительные сети, включая физические собственные и арендованные каналы связи и каналообразующую аппаратуру;

  2. используемые в сетях коммуникационные протоколы, сервисы и системы адресации;

  3. аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы сетей в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Архитектура платформ включает в себя:

  1. аппаратные средства вычислительной техники − серверы, рабочие станции, накопители и другое компьютерное оборудование;

  2. операционные и управляющие системы, утилиты и офисные программные системы;

  3. аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы аппаратуры (главным образом − серверов) и баз данных в условиях чрезвычайных обстоятельств.

С целью лучшего представления системной архитектуры была построена модель, отображающая информационную инфраструктуру отделения (рис. 4).

Рисунок 4 –Инфраструктура отделения кредитования юридических лиц

Состав технической инфраструктуры и ее приблизительная стоимость представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Характеристика и стоимость технической инфраструктуры

Параметры

Описание

Количество

Компьютеры

11 шт.

Типовая конфигурация компьютера

Системныйблок: DNS Office

Sempron 145 (2.8GHz), 1Gb, 500GB

1 шт.

Монитор: AcerPackardBell 18.5" Viseo 193DXb

1 шт.

Клавиатура: Defender Accent 930 Black USB

1 шт.

Мышь: A4Tech OP-530NU V-Track BLACK USB

1 шт.

ИБП:APC Back-Up 500VA

1 шт.

Периферийные устройства

Принтер:Samsung SL-M2620D

3 шт.

Сканер: HP ScanJet 300

1 шт.

МФУ: Canon i-SENSYS MF3010

2 шт.

Факс:Brother FAX-T104

1 шт.

Телефон: Panasonic KX-TG2511RUM, T

5 шт.

Программное обеспечение

Операционная система: MicrosoftWindows 7 Professional Версия 2012;

Антивирус Касперского 09;

ИБС «БИСквит»;

Lotusnotes.

на 11 ПК

Сеть

Коммутатор: TendaX-1600;

10 шт.

Маршрутизатор: D-link 300;

1 шт.

Сервер

Сервер:Dell PE R210-II E3-1240v2 (3.4Ghz) 4C, 8GB (2x4GB) DR LV UDIMM, 500GB SATA 7200rpm 3.5″ Cabled HDD (up to 2×3.5″), PERC H200 (RAID 0, 1, 10), DVD+ / -RW, DP Gigabit LAN, iDRAC6 BMC, PS 250W, 2 / 4-Post Static Rack Rails, Rack-mount 1U, 3y NBD

1 шт.

Все компьютеры осуществляют взаимосвязь посредством локальной сети и через интернет. Передача информации осуществляется через электронную почту LotusNotes. Каждый АРМ оснащен стандартным набором программного обеспечения, а также ПК, телефоном и принтером.

В настоящее время техническое оснащение рабочих мест соответствует корпоративным требованиям.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В данной главе были сформированы требования к модернизируемому модулю, разработаны требования к системе, построена диаграмма при помощи методологии MicrosoftVisio, инфраструктура дополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк»

В результате разработано техническое задание на на модернизацию и внедрение ИБС «БИСквит» в ДО ОАО «Россельхозбанк», в с.Кизильское, а также разработаны информационная инфраструктура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка технического задания является важным предварительным этапом проекта, который выполняется или самим Заказчиком, или подрядной организацией.

Техническое задание описывает требования к объекту работ, устанавливает его назначение, технические параметры, состав необходимой проектной документации, а также определяет порядок и сроки выполнения работ по данному объекту. Перед тем как приступить к разработке ТЗ, специалисты осуществляют предварительные расчеты и исследования и сбор исходных данных.

Для достижения поставленной цели данной курсовой работы были выполнены следующие задачи:

  1.  
    1. обследован объект автоматизации;

    2. проанализированы существующие разработки и обоснован выбор технологии;

    3. разработана концепция и проектное решение по видам обеспечения АС;

    4. разработана системная архитектура.

В рамках курсовой работы было составлено техническое задание в соответствии с существующими государственными стандартами. Техническое задание представляет собой документ, содержащий цели проекта, требования к разрабатываемому, внедряемому или сопровождаемому продукту, определяющий сроки и задачи проекта. Именно техническое задание является точкой отсчета для заказчика и основанием для принятия или непринятия работы проектной группы. Чем точнее и однозначнее оно сформулировано, тем быстрее и качественнее будет сделана работа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»

  2. ГОСТ P ИСО/МЭК 12119-2000 «Пакеты программ. Требования к качеству и тестированию».

  3. ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы».

  4. ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем»

  5. ГОСТ P ИСО/МЭК 14764 – 2002 «Сопровождение ПС».

  6. Автоматизация гостиничного бизнеса – 1с бухгалтерия 8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://firma1c.su/st025.html

  7. Автоматизированные системы управления. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gloobex.info/archives/113

  8. Акчурина Ю. Программа Эдельвейс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.to-ural.ru/рынок-г-тюмени/445

  9. АСУ Эдельвейс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.arto.su/goods/168/630/5/viewgoods

  10. Безпалый А. Система автоматизации для отеля: выбираем правильно. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hotel-rest.com.ua/?q=node/155

  11. Выбираем компьютер для 1С. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1c-sfera.ru/index.php/ustanovka-i-nastrojka/57-vybiraem-kompyuter-dlya-1s%20-тех.требования

  12. Выбираем систему автоматизации для гостиниц. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.galionit.biz/index.php?id=57&lang=0

  13. Зиндер Е. Что такое «эффективность ИТ»? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iemag.ru/master-class/detail.php?ID=15727

  14. Иванова А. Какими критериями нужно руководствоваться при выборе системы автоматизации для гостиничного предприятия? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.delinform.ru/article.php?numn=1113

  15. ГОСТ Р 51275-99. Защита информации. Объект информации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения.

  16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 159 10-2002. Процесс создания документации пользователя программных средств.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Техническое задание на разработкуи внедрения ИБС «БИСквит» в ДО ОАО «Россельхозбанк» в с.Кизильское

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

наразработку и внедрения ИБС «БИСквит» в ДО ОАО «Россельхозбанк» в с.Кизильское

На 12 листах

Содержание

1.Общие сведения. 1.1.Полное наименование системы.

Интегрированная банковская система "БИС-квит".

1.2.Шифр темы или шифр (номер) договора.

Проектный контракт на выполнение работ по модернизации и внедрению ИБС «БИС-квит» в ОАО «Россельхозбанк» №032037 от 29.02.2014г.

1.3.Наименование предприятий разработчика и заказчика системы и их реквизиты.

Заказчик – ОАО «Россельхозбанк»

Исполнитель - ЗАО «Q-Medusa».

1.4.Перечень документов, на основании которых создается система.

Основанием для разработки являются:

  • Мастер контракт между ОАО «Россельхозбанк» и ЗАО «Q-Medusa» №045081М от 29.02.14г.

  • Проектный контракт между ОАО «Россельхозбанк» и ЗАО «Q-Medusa» №032037 от 29.10.2002 г.

1.5.Плановые сроки начала и окончания работ.

Сроки выполнения работы определены Приложением 1 к Проектному контракту №032037.

1.6.Сведения об источниках и порядке финансирования работ.

Стоимость этапов работ определена в Приложении 1 к Проектному контракту №032037 от 29.02.2014 г.

1.7. Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ.

Комплекс работ по проекту состоит из этапов, перечень которых определен в Приложении 1 к Проектному контракту №032037 от 29.02.2014 г.

Порядок согласования, приемки и сдачи работ осуществляются Заказчиком и Исполнителем в соответствии с условиями раздела 4 Проектного договора, а также п. 6.3 данного технического задания.

Порядок согласования по этапам определен в Примечании 7 Приложения 1 к Проектному контракту.

К составу отчетной документации относятся следующие документы:

  • Техническое задание, выполненное в соответствии с ГОСТ 34.602-89.

  • Документ, содержащий изменения, внесенные в стандартную ИБС «БИС-квит», произведенные в ходе проектных работ.

1.8 Назначение и цели этапа работ.

Назначением системы является реализация управленческих бизнес процессов дополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк», а именно отдела кредитования юридических лиц.

В состав дополнительного офиса в настоящий момент входят следующие отделы:

  • Отдел кредитования физических лиц;

  • Отдел кредитования юридических лиц;

  • Операционный отдел

  • Кассовый отдел;

Общими целями проекта являются:

  • Объединение всех бизнес процессов ДО ОАО «Россельхозбанк» в единое информационное пространство;

  • Оптимизация и автоматизация основных бизнес процессов отдела кредитования юридических лиц;

  • Разработка и автоматизация единых правил учета информации.

В качестве базового приложения для оптимизации процесса выдачи кредита для юридических лиц берется ИБС «БИС-квит», предназначенная для отдела кредитования физических лиц. Дополнительно к указанному решению производятся доработки в соответствии с требованиями, формулируемыми в данном Техническом Задании. Предварительно реализации требований производятся работы по переводу решения с версии 2.0 на версию 3.0.

ОАО «Россельхозбанк» занимается банковским делом, подробнее см. гл. 2 «Характеристика объекта автоматизации». В рамках данного проекта не предполагается автоматизировать дополнительный офис (с. Кизильское) в полном объеме. В части производства предполагается осуществлять учет сырья и материалов, в т.ч. учет сырья и материалов в производстве.

Таким образом, в общее число подразделений, включаемых в работу с системой, входят в дополнительном офисе ОАО «Россельхозбанк» в с. Кизильское:

  • Кассовый отдел

  • Отдел кредитования юридических лиц

  • Отдел кредитования физических лиц

  • Операционный отдел

1.9 Краткие сведения об объекте автоматизации.

Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» - один из крупных банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитной-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующий позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций находится в собственности государства

Основным направление ДО ОАО Россельхозбанка является наращивание кредитного портфеля и привлечения активов граждан с целью получения выгоды.

В соответствии с Уставом Банк осуществляет следующие банковский операции со средствами в рублях и иностранной валюте:

  • Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

  • Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.

  • Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

  • Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков по их банковским счетам.

  • Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

  • Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

  • Предоставлению в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.

  • Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичных формах.

  • Выдача банковских гарантий.

  • Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.

  • Операции с ценным бумагами.

  • Оказание консультационных и информационных услуг.

Приоритетные направления Россельхозбанка остается кредитования агропромышленного комплекса в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Финансирование посевной и уборочной компании также одно из важнейших направлений деятельности Россельхозбанка.

2.Назначение и цели этапа работ

Назначением системы является оптимизация работы старшего экономиста в отделе кредитования юридических лиц банка ОАО «Россельхозбанк».

Общими целями проекта являются:

  • Оптимизация и автоматизация процесса выдачи кредита клиенту.

  • Автоматизация учета информации.

В качестве базового приложения берется ИБС «БИСквит» установленная в отделе кредитования физических лиц. Путем адаптация для отдела кредитования юридических лиц, система становится, предназначена для работников нашего отдела.

Программный продукт позволяет оформлять заявки на кредит, автоматизировать проверку документов. Система участвует на протяжении всего путь оформления и выдачи кредита.

3. Характеристика объекта автоматизации 3.1. Краткие сведения об объекте автоматизации

Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» - один из крупных банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитной-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующий позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций находится в собственности государства

Основным направление ДО ОАО Россельхозбанка является наращивание кредитного портфеля и привлечения активов граждан с целью получения выгоды.

В соответствии с Уставом Банк осуществляет следующие банковский операции со средствами в рублях и иностранной валюте:

  • Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

  • Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.

  • Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

  • Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков по их банковским счетам.

  • Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

  • Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

  • Предоставлению в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.

  • Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичных формах.

  • Выдача банковских гарантий.

  • Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.

  • Операции с ценным бумагами.

  • Оказание консультационных и информационных услуг.

Приоритетные направления Россельхозбанка остается кредитования агропромышленного комплекса в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Финансирование посевной и уборочной компании также одно из важнейших направлений деятельности Россельхозбанка.

4. Требование к системе 4.1.Требования к системе в целом 4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы.

ИБС «БИСквит» должна быть установлен на рабочих местах (персональных компьютерах экономистов, объединенных между собой с помощью локальной сети и должна использовать единую базу данных, расположенную на выделенном сервере. Управление базой данных осуществляется по технологии клиент-сервер.

Восновном режиме функционированияСистема должна обеспечивать:

- работу пользователей в режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);

- выполнение своих функций – сбор, обработка и загрузка данных; хранение данных, предоставление отчетности.

Впрофилактическом режимеСистема должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:

- техническое обслуживание;

- модернизацию аппаратно-программного комплекса;

- устранение аварийных ситуаций.

4.1.2. Требования к персоналу

В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации программного комплекса в соответствующем подразделении Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц:

- Руководитель эксплуатирующего подразделения - 1 человек.

- Системный администратор – 1человек.

Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности.- Руководитель эксплуатирующего подразделения - на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает работу системы в целом и ответственность за достоверность хранимых данных.

- Системный администратор - на всем протяжении функционирования программного комплекса обеспечивает контроль процессов ETL, подготовку, загрузку и выгрузку данных из внешних источников в хранилище данных, распределение дискового пространства, модификацию структуры БД, оптимизацию производительности и поддержку пользователей.

К квалификации персонала, эксплуатирующего программный комплекс, предъявляются следующие требования.

- Конечный пользователь (экономисты отдела кредитования юридических лиц) - знание соответствующей предметной области; знание основ многомерного анализа; знания и навыки работы с аналитическими приложениями; уровень владения ПК – уверенный пользователь.

Рисунок А. - Диаграмма Use-case

4.1.3. Требования к надежности.

К надежности оборудования предъявляются следующие требования:

- в качестве аппаратной платформы должно использоваться средство с повышенной надежностью;

- возможность восстановления в случаях сбоев.

Для исправной работы программного комплекса должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.

Резервное копирование осуществляется в конце дня на специальное место.

Надежность программного комплекса должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

- предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;

- своевременного выполнения процессов администрирования;

- соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания;

- своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.

4.1.4 Требования к эргономике.

ИБС «БИСквит» обеспечивает удобный для экономиста интерфейс, отвечающий следующим требованиям.

В части внешнего оформления:

- интерфейс системы типизирован;

- обеспечено наличие русскоязычного интерфейса пользователя;

- использована цветовая палитра комании (черный, зеленый);

В части диалога с пользователем:

- для наиболее частых операций предусмотрены «горячие» клавиши;

- при возникновении ошибок в работе программы на экран монитора выводится сообщение с наименованием ошибки и с рекомендациями по её устранению на русском языке.

В части процедур ввода-вывода данных:

- имеется возможность многомерного анализа данных в табличном и графическом видах.

Интерфейс системы представлен в приложении A

4.1.5. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

Система должна обеспечивать:

  • ограничение доступа к информации путем назначения каждому пользователю наборов прав доступа (логин, пароль). Таким образом, ограниченные пользователи будут иметь доступ к системе, определенным в наборе прав;

4.1.5.1. Требования к информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности Программного комплекса должно удовлетворять следующим требованиям:

- Защита обеспечивается комплексом программно-технических средств.

- Защита обеспечивается на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.

- Программно-технические средства защиты не влияют на основные функциональные характеристики программы (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации).

- Резервное копирование к конце каждого дня.

- Обеспечивается разграничение прав доступа пользователей и администраторов.

Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД) обеспечивают защиту информации, хранимой и обрабатываемой на персональных компьютерах, рабочих станциях и серверах локальных и территориально распределенных сетей. Основная задача средств защиты от НСД - идентификация и аутентификация пользователей, позволяющая регламентировать доступ к защищаемым информационным ресурсам. Для надежной защиты информации в локальных сетях организации необходима единая система управления безопасностью, объединяющая различные средства защиты от несанкционированного доступа и обеспечивающая оперативный контроль защищенности ресурсов.

4.1.5.2. Требования к антивирусной защите

Средства антивирусной защиты должны быть установлены на всех рабочих местах пользователей Программного комплекса. Средства антивирусной защиты рабочих мест пользователей обеспечивают:

- централизованное управление сканированием, удалением вирусов и протоколированием вирусной активности на рабочих местах пользователей;

- централизованную автоматическую инсталляцию клиентского ПО;

- централизованное автоматическое обновление вирусных сигнатур;

- ведение журналов вирусной активности;

- администрирование всех антивирусных продуктов.

4.1.6. Требования к стандартизации и унификации.

Во внедряемой системе должны быть использованы методы решения аналогичные методам ИБС «БИСквит» для отдела кредитования физических лиц. К методам решения ИБС «БИСквит» относятся:

  • применение стандартных средств визуализации данных (формы, отчеты);

  • применение стандартных средств и методов программирования.

  • применение стандартных средств связи с другими отделениями.

4.1.7. Дополнительные требования.

Дополнительных требований не предъявляется.

4.2.Требования к функциям (задачам), выполняемым системой.

4.2.1. Требования к структуре и функционированию системы

Система предусматривает выполнение пользователями следующих основных функций:

  • Оформление заявки на кредит,

  • Отправление копии документов на проверку,

  • Расчет платежного листа,

  • Перенос статус заявки,

  • Вынос договора на конвейер кредитных решений.

4.3. Требования к видам обеспечения. 4.3.1.Входные и выходные данные.

К входным данным Программы относятся:

  • данные, вводимые пользователями с клавиатуры,

  • данные, импортируемые из внешних источников.

Данные вводятся пользователями в систему путем заполнения полей соответствующих экранных форм и/или таблиц или путем вызова специальных процедур импорта.

К выходным данным Программы относятся:

  • печатные формы (договор, расчеты),

  • экранные формы (таблицы),

  • данные, экспортируемые во внешние источники (Word, Excel).

4.3.2. Требования к программному обеспечению.

ИБС «БИСквит» должна иметь все функциональные компоненты, структуры и типы данных согласно конфигурации лицензии.

На автоматизированных рабочих местах должно быть установлено соответствующее программное обеспечение:

  • ОС Windows 7 и выше.

  • Web-браузер GoogleChrome

  • Антивирусная защита Anti-Virus Kaspersky

  • Microsoft Office, Microsoft Excel

4.3.4. Требования к техническому обеспечению.

Конфигурация сервера.

  • Процессор с архитектурой x86-64 (Intel с поддержкой EM64T, AMD с поддержкой AMD64).

  • Оперативная память 4096 Мб и выше

  • Жесткий диск 1 Тб и выше

  • Устройствочтениякомпакт-дисков

  • USB-порт

  • SVGA-видеокарта

Сервернаяплатформа

  • Технические характеристики компьютера и операционная система должны соответствовать требованием MicrosoftSQLServer, PostgreSQL, IBMDB2, OracleDatabase.

Клиентскаяплатформа

  • Процессор Intel Pentium Celeron 2400 Мгц и выше

  • Оперативнаяпамять 1024 Мб и выше

  • Жесткий диск 320Гб и выше

  • Устройствочтениякомпакт-дисков

  • USB-порт

  • SVGA-видеокарта

Сетевое оборудование и протоколы

  • Поддержка протоколов TCP/IP или NetBEUI

5. Состав и содержание работ по внедрению системы

Состав и содержание работ по внедрению системы представлены в пункте 6 на рис.2.

6. Порядок контроля и приемки системы

Для проверки выполнения заданных функций системы, определения и проверки соответствия требованиям ТЗ качественных характеристики системы должны быть проведены следующие виды испытаний:

  • предварительные испытания – тестирование и отладка модифицированного приложения;

  • приемочные – для определения соответствия системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации.

Порядок проведения испытаний, а так же контрольные примеры определяются в виде «Программы и методики испытаний».

Приемочные испытания должны включать:

  • Тестирования функционала информационной системы (рабочих мест).

  • Выполняется совместно сторонами согласно календарному плану выполнения работ по проекту. Данные для тестирования предоставляются Заказчиком за неделю до начала этапа тестирования.

  • Тестирования сетевой среды (физических каналов).

  • Выполняется силами Заказчика и состоит в определении устойчивого и бесперебойного доступа к центральному серверу и достаточной скорости работы с базой данных.

  • Тестирование структуры базы данных (внутренними системными тестами).

  • Этот вид тестирования производится внутренними системными тестами и предназначен для проверки целостности базы данных и ее защищенности от сбоев.

  • Тестирование перевода заявки и вынос договоров на конвейер кредитных решений.

6.1.Общие требования к приемке работы

Для проведения испытаний назначается двусторонняя комиссия, состоящая из представителей Исполнителя и Заказчика.

Все работы, выполняемые в соответствии с «Программой и методикой испытаний», должны протоколироваться и завершаться оформлением акта о проведенных испытаниях (акт сдачи-приемки).

Подписание акта сдачи-приемки производится в конце каждого этапа проекта, после того, как Ключевые пользователи проверят документы, прототип или программу. Следующие этапы проекта не выполняются, пока не будет подписан акт сдачи-приемки текущего этапа.

6.2. Порядок согласования этапов работ.

Замечания по документам и отчетам должны быть представлены с обоснованием, оформлены в печатном виде и подписаны руководителем проекта. Срок согласования не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней.

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие 7.1. Технические мероприятия

Силами работников сторонней организации по оказанию монтажных услуг в срок до начала этапа «Пусконаладочные работы» должны быть выполнены следующие работы:

  • сооружение кабельных каналов;

  • монтаж технических средств и линий связи.

  • установка АРМ.

8. Требования к документированию

Документация к стандартному приложению состоит:

  • из документации, поставляемой со стандартными модулями (на русском и английском языках);

  • из руководства программиста на английском языке.

Вся документация должна быть подготовлена и передана как в печатном, так и в электронном виде (в формате MicrosoftWord).

Приложения

Приложение A

Рисунок - Главная форма системы

Рисунок - Форма добавления заявки на кредит

Рисунок - Форма транзакций

Просмотров работы: 4615