В современном мире каждая сфера жизнедеятельности проходит стадии автоматизации, информатизации и компьютеризации. Образование не исключение. Информация об успеваемости детей до родителей доходит не своевременно по ряду объективных причин: дневник перестал быть документом ученика, а стал лишь ненужным атрибутом; ученики стали подавать дневники лишь за хорошими и отличными оценками и пр. Решить эту проблему можно путем автоматизации и компьютеризации системы выставления оценок школьникам. Родители, находясь дома и имея под рукой ПК, подключенный к сети Интернет, могут оперативно получить информацию о успеваемости, домашних заданиях, пропусках своего ребенка.
Данный вопрос встал перед Министерством Образования и Правительство РФ в рамках распоряжения от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвердило сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1 этого распоряжения.
Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом пункте ответственными исполнителями за предоставление информации определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и непосредственно образовательные учреждения субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления.
Для реализации распоряжения N 1993-р в настоящее время актуальны именно апробация и организация предоставления услуг в электронном виде для всех участников образовательного процесса. Электронный дневник и журнал успеваемости – это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям.
В исследованиях ученых рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования. По мнению академика Б.С. Гершунского "... именно социально-экономическая сфера, кровно заинтересованная в должной отдаче образования, продиктовала и диктует поныне необходимость изучения и использования компьютерной техники и информационно-компьютерной технологии на всех уровнях образования..."
Таким образом, целями автоматизации организации учебной деятельности являются:
предоставление доступа к личному кабинету для учителя, ученика и родителя;
оперативное предоставление информации родителям учеников;
возможность удаленного доступа к единому банку данных и получения актуальной информации;
построение единой информационной среды в рамках учебного процесса.
Конечной целью информатизации является такое построение внутренней структуры управления, при которой основные бизнес-процессы протекают в минимальные сроки и с минимальными затратами.
Для любого вида деятельности очень важно правильно выбрать такую автоматизированную систему, которая бы максимально удовлетворяла требованиям конкретного учреждения и при этом требовала минимальных затрат. В настоящее время существует огромное количество программных продуктов, позволяющих решать различные задачи. Если система не удовлетворяет требованиям учреждения, то возникает необходимость в разработке новой системы, с учетом всех индивидуальных особенностей сферы автоматизации.
Однако на практике внедрение АС для повышения эффективности образовательного процесса выявляет ряд противоречий:
- между потребностями в автоматизации управления школой и возможностями образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы;
- между потребностью педагогической науки и практики в разработке эффективного управления общеобразовательной школой и неготовностью педагогических работников к процессу компьютеризации и автоматизации.
Выявленные противоречия позволили определить проблему настоящего исследования: «какие автоматизированные системы и информационно-коммуникационные технологии необходимо использовать для повышения эффективности образовательного процесса».
Объект исследования — учебная деятельность МОБУ СОШ.
Предмет исследования – автоматизация учебного процесса МОБУ СОШ.
Цель исследования – повышение эффективности учебного процесса МОБУ СОШ путем внедрения автоматизированной информационной системы «Дневник.Ру».
На основе цели, объекта и предмета были определены задачи исследования:
Проанализировать деятельность МОБУ СОШ и выявить «узкие» места в деятельности образовательного учреждения.
Проанализировать рынок программного обеспечения и обосновать выбор автоматизированной системы Дневник.Ру в качестве варианта управления школой.
Разработать план по внедрению автоматизированной системы в МОБУ СОШ
Оценить социальную значимость и рассчитать экономическую эффективность проекта.
Гипотеза исследования — учебный процесс образовательного учреждения будет более эффективным, если:
- будет создана соответствующая материально-техническая база;
- уровень подготовки педагогического коллектива будет соответствовать требованиям процесса информатизации;
- организация учебного процесса будет основываться на использовании современных технологий;
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Поддержка образовательных инициатив и нововведений, создание условий, обеспечивающих выживание и развитие образовательных учреждений, изложенных В.А. Сластениным и Т.И. Шамовой, целеполагание и регуляция социального управления в образовании, рассмотренные М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Рассмотрение круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.
Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление школой, экспертных оценок, проведения социологических опросов.
Нормативно-правовая база составляет: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), 2000; Закон РФ «Об образовании» от 19 мая 1992 года № 3266-1 (В ред. Федеральных законов от 27.12.2009); ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (принят ГД ФС РФ 15.03.2000); Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ; Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». 28 августа 2001.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении модели организации учебного процесса образовательного учреждения на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Данная модель управления может быть использована в практике управления другими образовательными учреждениями.
Создание модели бизнес-процессов
Для осуществления образовательного процесса в соответствии с законом «Об образовании» Учреждение разрабатывает и утверждает приказом годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.
Годовой учебный план создается образовательным Учреждением самостоятельно на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Школа самостоятельно определяет продолжительность учебной недели и учебной нагрузки обучающихся, может изменять их в течении учебного года с учетом мнения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании приказа директора Учреждения.
Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Законов Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании».
При аттестации обучающихся применяются следующие системы оценок:
- пятибалльная;
- рейтинговая – для текущей аттестации, с переводом в пятибалльную по другим видам аттестации;
- безотметочная, и другие.
Сведения об успеваемости учащихся заносятся в журнал. [45]
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.
Учреждение ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в соответствии с действующим законодательством.
Учреждение в целях реализации государственной социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.), обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в Центральные архивы Региона в соответствии с согласованным перечнем; хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.
Создание модели AS-IS бизнес-процессов деятельности МОБУ СОШ
Проанализировав деятельность учреждения и преимущества информационного управления образовательным учреждением, создадим модель AS-IS.
Модель AS-IS или модель «как есть» представляет собой модель бизнес-процессов на момент обследования учреждения и строится с целью понять, как функционирует данная организация с позиций системного анализа. Эта модель строится с целью выявления ошибок и узких мест, а также формулировки предложений по улучшению ситуации.
«Узкие» места будем определять на основе анализа построенных моделей бизнес-процессов.
Модель образовательного процесса
В ходе работы были обнаружены следующие «узкие» места:
на обработку и передачу информации в ходе учебного процесса тратится много времени;
не все педагоги имеют квалифицированную подготовку в области ИКТ;
информированность о состоянии учебного процесса зачастую несвоевременная;
мотивация участников образовательного процесса низкая.
Обзор существующих АС и обоснование выбора системы Дневник.ру
Электронный дневник и журнал — комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы (школьный дневник, табель успеваемости и классный журнал в электронной форме и т.д.).
В образовательное учреждение системы внедряют с целью:
построение информационной среды образовательного учреждения;
повышение открытости и доступности образования;
предоставление участникам учебно-воспитательного процесса государственных услуг в электронном виде.
Электронные дневники и журналы позволяют оперативно взаимодействовать управлению образования, педагогам, родителям, ученикам и администрации школы.
На рынке образовательных услуг представлен обширный ряд продуктов разных разработчиков. Для выявления наиболее подходящей системы необходимо провести сопоставительный анализ с другими ресурсами подобного рода. Продукты практически всех производителей обеспечивают пользователям возможность изменений в практике организации и управления образовательным процессом.
Для сравнения было выбрано 5 продуктов с функциями электронного дневника и имеющих дополнительные сервисы. Все продукты используются многими образовательными учреждениями ни один год.
Сравнение производилось по 25 основным параметрам и 5 дополнительным. (Таблица 1)
Таблица-1
Функционал системы |
Описание |
Название АИС, данные о разработчике |
||||
ОС «Дневник.Ру» (ООО «Дневник.ру», СПб) |
3Т: ХроноГраф Журнал (ООО "Хронобус", Москва) |
NetSchool («ИРТех», Самара) |
ЭлЖур (Студия «Веб-Мост», Москва) |
KlassInfo (ООО «Электронная школа») |
||
Основные возможности |
||||||
Личные кабинеты |
Раздел на сайте компании, вход в который осуществляется по личному логину и паролю |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Личный кабинет учителя |
Раздел для учителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Личный кабинет ученика |
Раздел для ученика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Личный кабинет родителя |
Раздел для родителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Продолжение табл. 1
Социальная сеть |
Сайт, объединяющий участников учебного процесса школ, в которых подключена система |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Формирование отчетов |
Отчеты для организаций сферы образования, внутришкольные отчеты, отчеты классного руководителя, отчеты успеваемости для родителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Составление расписания |
Генератор уроков для быстрого наполнения пустого расписания на основе схемы расписания |
+ |
+ |
+ (в интеграции с программой составления) |
+ |
+ |
Портфолио ученика |
Контактные и личные данные учеников и их родителей |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Продолжение табл. 1
Медиатека |
Содержит материалы для учителей, учеников в виде текстов, изображений, аудио- и видеоматериалов |
+ |
- |
- |
- |
- |
Библиотека |
Содержит художественную и учебную литературу для онлайн чтения |
+ |
- |
- |
- |
- |
Словари |
Большой толковый словарь современного русского языка |
+ |
- |
- |
- |
- |
Переводчик |
Онлайн переводчик |
+ |
- |
- |
- |
- |
Объявления |
Школьные объявления, адресованные всей школе или только выбранным пользователям |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Личный календарь |
У учеников и учителей - записываются уроки, дни рождения и различные события |
+ |
- |
- |
- |
- |
Продолжение табл. 1
Смс-сервис |
Моментальное информирование родителей учеников о выставляемых оценках, замечаниях, заданиях и прочем путем SMS-рассылки |
- |
- |
150 руб-2 месяца, 4.5 руб за 1 запрос. |
Данная возможность входит в дополнительный расширенный платный пакет (3000 руб./месяц – оплачивает школа). Оплата расширенного пакета функций для учеников и родителей – 110 руб./месяц |
+ |
Посещаемость |
Различные отчеты по успеваемости как отдельных учеников, так всего класса |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комментарии к оценке, к уроку |
Возможность комментировать выставленную оценку или работу, поведение на уроке |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Календарно-тематич.планирование |
Возможность задавать тему урока |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Продолжение табл. 1
Присоединение файла к ДЗ |
Возможность сопроводить домашнее задание прикрепленным файлом |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Домашнее задание |
Возможность размещения в системе домашнего задания и комментария к нему |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Школьный сайт |
Предоставляемый компанией отдельный информационный сайт для школы или отдельный раздел на основном сайте компании |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Импорт данных в ЭЖ из Excel |
Возможность наполнения базы данных системы данными из Excel |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Печать журнала |
Возможность распечатать аналогию классического бумажного журнала или отдельных его страниц |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Продолжение табл. 1
Подключение |
Условия внедрения системы в школу |
Бесплатное |
14000 руб. за лицензию для неограниченного пользования на всех ПК 1 школы. Продление тех.поддержки 5000 руб./год |
от 16000 руб за 1 лицензию на 1 школу |
Базовый пакет-бесплатно, расширенный – 3000 руб./месяц |
Бесплатное |
Расположение |
Расположение программных модулей на сервере |
На серверах компании |
на собственном сервере школы либо на сервере, общем для нескольких школ |
на собственном сервере школы либо на сервере, общем для нескольких школ |
На серверах компании |
На серверах компании |
Дополнительные возможности |
||||||
Кабинет медработника |
Система для оптимизации работы медработника путем переведения его работы в электронный вид |
- |
- |
+ |
- |
- |
Кабинет библиотекаря |
Система для оптимизации работы библиотекаря путем переведения его работы в электронный вид |
- |
- |
- |
- |
- |
Продолжение табл. 1
Учет школьного питания |
Система для оптимизации работы столовой и комбината питания путем переведения их работы в электронный вид |
- |
- |
- |
- |
+ |
Безналичная форма оплаты питания и школьных услуг |
Возможность безналичной оплаты по карте школьника |
- |
- |
- |
- |
- |
Дистанционное обучение |
Взаимодействие учителя и учеников на расстоянии |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Согласно данным, представленным в таблице, можно сделать следующие выводы:
- Личные кабинеты для учителя, ученика и родителей предоставляет каждая система;
- Использовать систему как социальную сеть, можно только системы Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) и KlassInfo (ООО «Электронная школа», Москва);
- Данные системы идеально подходят для ведения разного рода отчетности, составления расписания, выставления оценок, контроля посещаемости, записи тем урока, домашних заданий и комментариев.
- Среди представленных систем, лишь система Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) содержит мультимедиа материалы для учеников и учителей, содержит художественную и учебную литературу для он-лайн чтения, а так же словарь и переводчик;
- Производить смс-рассылку можно за дополнительную плату в системах NetSchool («ИРТех», Самара) и ЭлЖур (Студия «Веб-Мост», Москва);
- Бесплатное внедрение системы в школу предоставляет Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) и KlassInfo (ООО «Электронная школа», Москва);
- Системы NetSchool («ИРТех», Самара) и 3Т: ХроноГраф Журнал (ООО «Хронобус», Москва) предполагают хранение программный модулей и самой Базы Данных на собственном сервере школы, то есть предполагают установку программного обеспечения без выхода в Интернет. Для работы в остальных системах необходим выход в Интернет, так как все данные хранятся на сервере компании;
- сводный «рейтинг» продуктов (электронный дневник учащегося и сопутствующие сервисы) по выделенным для сравнительного анализа показателям выглядит следующим образом:
1. Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) – 23 показателя + бесплатное подключение;
2. KlassInfo (ООО «Электронная школа», Москва) – 19 показателей + бесплатное подклбючение;
3. ЭлЖур (Студия «Веб-Мост», Москва) – 16 показателей + бесплатное подключение (базовый пакет);
4. NetSchool («ИРТех», Самара) – 16 показателей;
5. 3Т: ХроноГраф Журнал (ООО «Хронобус», Москва) – 11 показателей.
Исходя из приведенного рейтинга, АИС Дневник.ру является лидером среди представленных к сравнению систем. Дневник.Ру - Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 году и уже в 2009 проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». Дневник.ру поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования.
Дневник.ру совмещает в себе три модуля:
дистанционное обучение,
управление школьным документооборотом,
социальная сеть.
Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.
На данный момент систему Дневник.ру внедрили и успешно используют:
83 региона РФ;
21000 школ;
4000000 пользователей.
Таким образом, можно сделать вывод, что АИС «Дневник.Ру» имеет значительный ряд преимуществ перед конкурентами, что позволяет выбрать данную систему из предложенных.
Проект внедрения автоматизированной системы «Дневник.Ру» в образовательное учреждение – это социальный проект, разрешающий одну из насущных социальных проблем в образовании - необходимость формирования у учащихся нового обязательного компонента общей культуры и среднего образования - информационной культуры, обеспечивающего успешное и полноценное вхождение их в профессиональную деятельность в информационном обществе.
По характеру проецируемых изменений проект внедрения системы «Дневник.Ру» относится к инновационным проектам, так как внедряет новые разработки. По направлению деятельности и особенностям финансирования – это образовательный бюджетный проект.
Проанализировав основные возможности системы «Дневник.Ру», можно сделать вывод, что данный проект является социально значимым, решающим многие социальные проблемы в образовании:
повышает эффективность и качество образования;
ориентируется на современные цели обучения: формирование социокультурной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций;
реализует основные научно-методические принципы: коммуникативности, наглядности, индивидуализации;
повышает мотивацию, обеспечивает резкий рост интереса учащихся к процессу обучения и успеваемости;
увеличивает пространство для развития творческой и познавательной активности, реализации лучших личностных качеств учащихся во внеурочной работе;
повышает ответственность учащихся к учебе;
изменяет характер взаимодействия учителя и ученика,
дает возможность своевременного оповещения родителей о результатах успеваемости их ребенка;
выступает в роли школьного дневника, в котором можно найти объявления, домашние задания и другие новости школьной жизни;
позволяет сократить время администрации школы и преподавателям на обработку информации, создание отчетов и анализ результатов обучения.
С точки зрения временных затрат, внедрение автоматизированной системы «Дневник.Ру» существенно сократило время на обработку информации администрацией, преподавателями образовательного учреждения, а так же учениками и их родителями.
Основные виды работ и время на их выполнение до использования системы и после, представлены в таблице 2:
Таблица-2
Пользователи системы |
Виды работ |
Кол-во времени, отводимое на работу до внедрения системы «Дневник.Ру» |
Кол-во времени, отводимое на работу после внедрения системы «Дневник.Ру» |
Прим. |
Администра-ция образова-тельного учреждения |
1. Мониторинг успеваемости по классам. Вычисление коэффициента качества обучения. |
До 4 часов |
До 1,5 часов |
Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе. |
2. Составление отчетов, в том числе федеральных (ОШ-1, ОШ-2 и др.) |
До 12 часов |
До 3 часов |
||
Преподава-тели и классные руководители |
1. Оповещение родителей об успеваемости ребенка (выписка оценок). |
До 6 часов |
До 2 часов |
Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе. |
2. Оповещение учеников и родителей о новостях в школе и изменениях в расписании. |
До 4 часов |
До 2 часов |
Продолжение табл. 2
3. Составление отчетов по классу в конце четверти, года. |
До 4 часов |
До 2 часов |
||
Ученики |
1.Поиск информация о собственной успеваемости по всем предметам. |
До 3 часов |
До 30 минут |
Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе. |
2. Получение информации об объявлениях, новостях школы, об изменении в расписании, о домашнем задании. |
До 2 часов |
До 30 минут |
||
Родители |
1. Получение информации об успеваемости ребенка, о рекомендациях учителей. |
До 3 часов |
До 30 минут |
Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе. |
2. Получение информации об объявлениях, новостях школы, об изменении в расписании, о домашнем задании. |
До 2 часов |
До 30 минут |
Наглядно разницу на временные затраты можно проследить на диаграммах (Рис. 3.1):
Рис. 3.1 Суммарные временные затраты
Внедрение информационной системы Дневник.Ру в управлении школой решает насущные проблемы в образовании, такие как: несвоевременное оповещение родителей о состоянии учебного процесса, большая трата времени на обработку (отчеты, статистика) и передачу (общение с родителями, передача отчетов директору, в отдел образования) информации, а так же отсутствие единого школьного информационного пространства, куда каждый без труда может зайти и найти актуальную для себя информацию. Таким образом, внедрение АИС «Дневник.Ру» способствовало:
своевременной информированности о достоверном состоянии учебно-воспитательного процесса;
сокращению времени работы администрации школы по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления школой;
сокращению времени для принятия управленческих решений и постановке задач для дальнейшей работы;
созданию единого информационного пространства отдельного образовательного учреждения;
установлению прочной связи в цепи учитель-ученик-родитель.
6