ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ДНЕВНИК. РУ» В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ДНЕВНИК. РУ» В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

Веремеенко О.О. 1, Ефимова И.Ю. 1, Хакимова М.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире каждая сфера жизнедеятельности проходит стадии автоматизации, информатизации и компьютеризации. Образование не исключение. Информация об успеваемости детей до родителей доходит не своевременно по ряду объективных причин: дневник перестал быть документом ученика, а стал лишь ненужным атрибутом; ученики стали подавать дневники лишь за хорошими и отличными оценками и пр. Решить эту проблему можно путем автоматизации и компьютеризации системы выставления оценок школьникам. Родители, находясь дома и имея под рукой ПК, подключенный к сети Интернет, могут оперативно получить информацию о успеваемости, домашних заданиях, пропусках своего ребенка.

Данный вопрос встал перед Министерством Образования и Правительство РФ в рамках распоряжения от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвердило сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1 этого распоряжения.

Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8 «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом пункте ответственными исполнителями за предоставление информации определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и непосредственно образовательные учреждения субъекта Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления.

Для реализации распоряжения N 1993-р в настоящее время актуальны именно апробация и организация предоставления услуг в электронном виде для всех участников образовательного процесса. Электронный дневник и журнал успеваемости – это услуга, которая может оказывать образовательное учреждение родителям, школьникам, учителям.

В исследованиях ученых рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования. По мнению академика Б.С. Гершунского "... именно социально-экономическая сфера, кровно заинтересованная в должной отдаче образования, продиктовала и диктует поныне необходимость изучения и использования компьютерной техники и информационно-компьютерной технологии на всех уровнях образования..."

Таким образом, целями автоматизации организации учебной деятельности являются:

предоставление доступа к личному кабинету для учителя, ученика и родителя;

оперативное предоставление информации родителям учеников;

возможность удаленного доступа к единому банку данных и получения актуальной информации;

построение единой информационной среды в рамках учебного процесса.

Конечной целью информатизации является такое построение внутренней структуры управления, при которой основные бизнес-процессы протекают в минимальные сроки и с минимальными затратами.

Для любого вида деятельности очень важно правильно выбрать такую автоматизированную систему, которая бы максимально удовлетворяла требованиям конкретного учреждения и при этом требовала минимальных затрат. В настоящее время существует огромное количество программных продуктов, позволяющих решать различные задачи. Если система не удовлетворяет требованиям учреждения, то возникает необходимость в разработке новой системы, с учетом всех индивидуальных особенностей сферы автоматизации.

Однако на практике внедрение АС для повышения эффективности образовательного процесса выявляет ряд противоречий:

- между потребностями в автоматизации управления школой и возможностями образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы;

- между потребностью педагогической науки и практики в разработке эффективного управления общеобразовательной школой и неготовностью педагогических работников к процессу компьютеризации и автоматизации.

Выявленные противоречия позволили определить проблему настоящего исследования: «какие автоматизированные системы и информационно-коммуникационные технологии необходимо использовать для повышения эффективности образовательного процесса».

Объект исследования — учебная деятельность МОБУ СОШ.

Предмет исследования – автоматизация учебного процесса МОБУ СОШ.

Цель исследования – повышение эффективности учебного процесса МОБУ СОШ путем внедрения автоматизированной информационной системы «Дневник.Ру».

На основе цели, объекта и предмета были определены задачи исследования:

Проанализировать деятельность МОБУ СОШ и выявить «узкие» места в деятельности образовательного учреждения.

Проанализировать рынок программного обеспечения и обосновать выбор автоматизированной системы Дневник.Ру в качестве варианта управления школой.

Разработать план по внедрению автоматизированной системы в МОБУ СОШ

Оценить социальную значимость и рассчитать экономическую эффективность проекта.

Гипотеза исследования — учебный процесс образовательного учреждения будет более эффективным, если:

- будет создана соответствующая материально-техническая база;

- уровень подготовки педагогического коллектива будет соответствовать требованиям процесса информатизации;

- организация учебного процесса будет основываться на использовании современных технологий;

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Поддержка образовательных инициатив и нововведений, создание условий, обеспечивающих выживание и развитие образовательных учреждений, изложенных В.А. Сластениным и Т.И. Шамовой, целеполагание и регуляция социального управления в образовании, рассмотренные М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Рассмотрение круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление школой, экспертных оценок, проведения социологических опросов.

Нормативно-правовая база составляет: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), 2000; Закон РФ «Об образовании» от 19 мая 1992 года № 3266-1 (В ред. Федеральных законов от 27.12.2009); ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (принят ГД ФС РФ 15.03.2000); Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ; Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». 28 августа 2001.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении модели организации учебного процесса образовательного учреждения на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Данная модель управления может быть использована в практике управления другими образовательными учреждениями.

Создание модели бизнес-процессов

Для осуществления образовательного процесса в соответствии с законом «Об образовании» Учреждение разрабатывает и утверждает приказом годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.

Годовой учебный план создается образовательным Учреждением самостоятельно на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Школа самостоятельно определяет продолжительность учебной недели и учебной нагрузки обучающихся, может изменять их в течении учебного года с учетом мнения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании приказа директора Учреждения.

Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Законов Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании».

При аттестации обучающихся применяются следующие системы оценок:

- пятибалльная;

- рейтинговая – для текущей аттестации, с переводом в пятибалльную по другим видам аттестации;

- безотметочная, и другие.

Сведения об успеваемости учащихся заносятся в журнал. [45]

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Учреждение ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в соответствии с действующим законодательством.

Учреждение в целях реализации государственной социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.), обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в Центральные архивы Региона в соответствии с согласованным перечнем; хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.

Создание модели AS-IS бизнес-процессов деятельности МОБУ СОШ

Проанализировав деятельность учреждения и преимущества информационного управления образовательным учреждением, создадим модель AS-IS.

Модель AS-IS или модель «как есть» представляет собой модель бизнес-процессов на момент обследования учреждения и строится с целью понять, как функционирует данная организация с позиций системного анализа. Эта модель строится с целью выявления ошибок и узких мест, а также формулировки предложений по улучшению ситуации.

«Узкие» места будем определять на основе анализа построенных моделей бизнес-процессов.

Модель образовательного процесса

В ходе работы были обнаружены следующие «узкие» места:

на обработку и передачу информации в ходе учебного процесса тратится много времени;

не все педагоги имеют квалифицированную подготовку в области ИКТ;

информированность о состоянии учебного процесса зачастую несвоевременная;

мотивация участников образовательного процесса низкая.

Обзор существующих АС и обоснование выбора системы Дневник.ру

Электронный дневник и журнал — комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы (школьный дневник, табель успеваемости и классный журнал в электронной форме и т.д.).

В образовательное учреждение системы внедряют с целью:

построение информационной среды образовательного учреждения;

повышение открытости и доступности образования;

предоставление участникам учебно-воспитательного процесса государственных услуг в электронном виде.

Электронные дневники и журналы позволяют оперативно взаимодействовать управлению образования, педагогам, родителям, ученикам и администрации школы.

На рынке образовательных услуг представлен обширный ряд продуктов разных разработчиков. Для выявления наиболее подходящей системы необходимо провести сопоставительный анализ с другими ресурсами подобного рода. Продукты практически всех производителей обеспечивают пользователям возможность изменений в практике организации и управления образовательным процессом.

Для сравнения было выбрано 5 продуктов с функциями электронного дневника и имеющих дополнительные сервисы. Все продукты используются многими образовательными учреждениями ни один год.

Сравнение производилось по 25 основным параметрам и 5 дополнительным. (Таблица 1)

Таблица-1

Функционал системы

Описание

Название АИС, данные о разработчике

ОС «Дневник.Ру» (ООО «Дневник.ру», СПб)

3Т: ХроноГраф Журнал

(ООО "Хронобус", Москва)

NetSchool («ИРТех», Самара)

ЭлЖур (Студия «Веб-Мост», Москва)

KlassInfo (ООО «Электронная школа»)

Основные возможности

Личные кабинеты

Раздел на сайте компании, вход в который осуществляется по личному логину и паролю

+

+

+

+

+

Личный кабинет учителя

Раздел для учителя

+

+

+

+

+

Личный кабинет ученика

Раздел для ученика

+

+

+

+

+

Личный кабинет родителя

Раздел для родителя

+

+

+

+

+

Продолжение табл. 1

Социальная сеть

Сайт, объединяющий участников учебного процесса школ, в которых подключена система

+

-

-

-

+

Формирование отчетов

Отчеты для организаций сферы образования, внутришкольные отчеты, отчеты классного руководителя, отчеты успеваемости для родителей

+

+

+

+

+

Составление расписания

Генератор уроков для быстрого наполнения пустого расписания на основе схемы расписания

+

+

+

(в интеграции с программой составления)

+

+

Портфолио ученика

Контактные и личные данные учеников и их родителей

+

-

+

+

+

Продолжение табл. 1

Медиатека

Содержит материалы для учителей, учеников в виде текстов, изображений, аудио- и видеоматериалов

+

-

-

-

-

Библиотека

Содержит художественную и учебную литературу для онлайн чтения

+

-

-

-

-

Словари

Большой толковый словарь современного русского языка

+

-

-

-

-

Переводчик

Онлайн переводчик

+

-

-

-

-

Объявления

Школьные объявления, адресованные всей школе или только выбранным пользователям

+

-

+

+

+

Личный календарь

У учеников и учителей - записываются уроки, дни рождения и различные события

+

-

-

-

-

Продолжение табл. 1

Смс-сервис

Моментальное информирование родителей учеников о выставляемых оценках, замечаниях, заданиях и прочем путем SMS-рассылки

-

-

150 руб-2 месяца, 4.5 руб за 1 запрос.

Данная возможность входит в дополнительный расширенный платный пакет (3000 руб./месяц – оплачивает школа).

Оплата расширенного пакета функций для учеников и родителей – 110 руб./месяц

+

Посещаемость

Различные отчеты по успеваемости как отдельных учеников, так всего класса

+

+

+

+

+

Комментарии к оценке, к уроку

Возможность комментировать выставленную оценку или работу, поведение на уроке

+

+

+

+

+

Календарно-тематич.планирование

Возможность задавать тему урока

+

+

+

+

+

Продолжение табл. 1

Присоединение файла к ДЗ

Возможность сопроводить домашнее задание прикрепленным файлом

+

-

+

+

+

Домашнее задание

Возможность размещения в системе домашнего задания и комментария к нему

+

+

+

+

+

Школьный сайт

Предоставляемый компанией отдельный информационный сайт для школы или отдельный раздел на основном сайте компании

+

-

-

+

+

Импорт данных в ЭЖ из Excel

Возможность наполнения базы данных системы данными из Excel

+

-

+

+

-

Печать журнала

Возможность распечатать аналогию классического бумажного журнала или отдельных его страниц

+

+

+

+

+

Продолжение табл. 1

Подключение

Условия внедрения системы в школу

Бесплатное

14000 руб. за лицензию для неограниченного пользования на всех ПК 1 школы. Продление тех.поддержки 5000 руб./год

от 16000 руб за 1 лицензию на 1 школу

Базовый пакет-бесплатно, расширенный – 3000 руб./месяц

Бесплатное

Расположение

Расположение программных модулей на сервере

На серверах компании

на собственном сервере школы либо на сервере, общем для нескольких школ

на собственном сервере школы либо на сервере, общем для нескольких школ

На серверах компании

На серверах компании

Дополнительные возможности

Кабинет медработника

Система для оптимизации работы медработника путем переведения его работы в электронный вид

-

-

+

-

-

Кабинет библиотекаря

Система для оптимизации работы библиотекаря путем переведения его работы в электронный вид

-

-

-

-

-

Продолжение табл. 1

Учет школьного питания

Система для оптимизации работы столовой и комбината питания путем переведения их работы в электронный вид

-

-

-

-

+

Безналичная форма оплаты питания и школьных услуг

Возможность безналичной оплаты по карте школьника

-

-

-

-

-

Дистанционное обучение

Взаимодействие учителя и учеников на расстоянии

+

-

+

-

+

Согласно данным, представленным в таблице, можно сделать следующие выводы:

- Личные кабинеты для учителя, ученика и родителей предоставляет каждая система;

- Использовать систему как социальную сеть, можно только системы Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) и KlassInfo (ООО «Электронная школа», Москва);

- Данные системы идеально подходят для ведения разного рода отчетности, составления расписания, выставления оценок, контроля посещаемости, записи тем урока, домашних заданий и комментариев.

- Среди представленных систем, лишь система Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) содержит мультимедиа материалы для учеников и учителей, содержит художественную и учебную литературу для он-лайн чтения, а так же словарь и переводчик;

- Производить смс-рассылку можно за дополнительную плату в системах NetSchool («ИРТех», Самара) и ЭлЖур (Студия «Веб-Мост», Москва);

- Бесплатное внедрение системы в школу предоставляет Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) и KlassInfo (ООО «Электронная школа», Москва);

- Системы NetSchool («ИРТех», Самара) и 3Т: ХроноГраф Журнал (ООО «Хронобус», Москва) предполагают хранение программный модулей и самой Базы Данных на собственном сервере школы, то есть предполагают установку программного обеспечения без выхода в Интернет. Для работы в остальных системах необходим выход в Интернет, так как все данные хранятся на сервере компании;

- сводный «рейтинг» продуктов (электронный дневник учащегося и сопутствующие сервисы) по выделенным для сравнительного анализа показателям выглядит следующим образом:

1. Дневник.ру (ООО «Дневник.ру, СПб) – 23 показателя + бесплатное подключение;

2. KlassInfo (ООО «Электронная школа», Москва) – 19 показателей + бесплатное подклбючение;

3. ЭлЖур (Студия «Веб-Мост», Москва) – 16 показателей + бесплатное подключение (базовый пакет);

4. NetSchool («ИРТех», Самара) – 16 показателей;

5. 3Т: ХроноГраф Журнал (ООО «Хронобус», Москва) – 11 показателей.

Исходя из приведенного рейтинга, АИС Дневник.ру является лидером среди представленных к сравнению систем. Дневник.Ру - Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 году и уже в 2009 проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». Дневник.ру поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования.

Дневник.ру совмещает в себе три модуля:

дистанционное обучение,

управление школьным документооборотом,

социальная сеть.

Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.

На данный момент систему Дневник.ру внедрили и успешно используют:

83 региона РФ;

21000 школ;

4000000 пользователей.

Таким образом, можно сделать вывод, что АИС «Дневник.Ру» имеет значительный ряд преимуществ перед конкурентами, что позволяет выбрать данную систему из предложенных.

Проект внедрения автоматизированной системы «Дневник.Ру» в образовательное учреждение – это социальный проект, разрешающий одну из насущных социальных проблем в образовании - необходимость формирования у учащихся нового обязательного компонента общей культуры и среднего образования - информационной культуры, обеспечивающего успешное и полноценное вхождение их в профессиональную деятельность в информационном обществе.

По характеру проецируемых изменений проект внедрения системы «Дневник.Ру» относится к инновационным проектам, так как внедряет новые разработки. По направлению деятельности и особенностям финансирования – это образовательный бюджетный проект.

Проанализировав основные возможности системы «Дневник.Ру», можно сделать вывод, что данный проект является социально значимым, решающим многие социальные проблемы в образовании:

повышает эффективность и качество образования;

ориентируется на современные цели обучения: формирование социокультурной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций;

реализует основные научно-методические принципы: коммуникативности, наглядности, индивидуализации;

повышает мотивацию, обеспечивает резкий рост интереса учащихся к процессу обучения и успеваемости;

увеличивает пространство для развития творческой и познавательной активности, реализации лучших личностных качеств учащихся во внеурочной работе;

повышает ответственность учащихся к учебе;

изменяет характер взаимодействия учителя и ученика,

дает возможность своевременного оповещения родителей о результатах успеваемости их ребенка;

выступает в роли школьного дневника, в котором можно найти объявления, домашние задания и другие новости школьной жизни;

позволяет сократить время администрации школы и преподавателям на обработку информации, создание отчетов и анализ результатов обучения.

С точки зрения временных затрат, внедрение автоматизированной системы «Дневник.Ру» существенно сократило время на обработку информации администрацией, преподавателями образовательного учреждения, а так же учениками и их родителями.

Основные виды работ и время на их выполнение до использования системы и после, представлены в таблице 2:

Таблица-2

Пользователи системы

Виды работ

Кол-во времени, отводимое на работу до внедрения системы «Дневник.Ру»

Кол-во времени, отводимое на работу после внедрения системы «Дневник.Ру»

Прим.

Администра-ция образова-тельного учреждения

1. Мониторинг успеваемости по классам. Вычисление коэффициента качества обучения.

До 4 часов

До 1,5 часов

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

2. Составление отчетов, в том числе федеральных (ОШ-1, ОШ-2 и др.)

До 12 часов

До 3 часов

 

Преподава-тели и классные руководители

1. Оповещение родителей об успеваемости ребенка (выписка оценок).

До 6 часов

До 2 часов

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

2. Оповещение учеников и родителей о новостях в школе и изменениях в расписании.

До 4 часов

До 2 часов

Продолжение табл. 2

 

3. Составление отчетов по классу в конце четверти, года.

До 4 часов

До 2 часов

 

Ученики

1.Поиск информация о собственной успеваемости по всем предметам.

До 3 часов

До 30 минут

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

 

2. Получение информации об объявлениях, новостях школы, об изменении в расписании, о домашнем задании.

До 2 часов

До 30 минут

 

Родители

1. Получение информации об успеваемости ребенка, о рекомендациях учителей.

До 3 часов

До 30 минут

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

2. Получение информации об объявлениях, новостях школы, об изменении в расписании, о домашнем задании.

До 2 часов

До 30 минут

Наглядно разницу на временные затраты можно проследить на диаграммах (Рис. 3.1):

Рис. 3.1 Суммарные временные затраты

Внедрение информационной системы Дневник.Ру в управлении школой решает насущные проблемы в образовании, такие как: несвоевременное оповещение родителей о состоянии учебного процесса, большая трата времени на обработку (отчеты, статистика) и передачу (общение с родителями, передача отчетов директору, в отдел образования) информации, а так же отсутствие единого школьного информационного пространства, куда каждый без труда может зайти и найти актуальную для себя информацию. Таким образом, внедрение АИС «Дневник.Ру» способствовало:

своевременной информированности о достоверном состоянии учебно-воспитательного процесса;

сокращению времени работы администрации школы по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления школой;

сокращению времени для принятия управленческих решений и постановке задач для дальнейшей работы;

созданию единого информационного пространства отдельного образовательного учреждения;

установлению прочной связи в цепи учитель-ученик-родитель.

6

Просмотров работы: 3837