МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ВМЕСТЕ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ВМЕСТЕ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Попова А.С. 1
1Алтайский Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пояснительная записка

В современных условиях развития системы образования актуальной проблемой является толерантные отношения обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения. Толерантность влияет не только на развитие социального климата в процессе межличностных отношениях, но и влияет на успешную социализацию обучающихся.

Толерантность как одна из базовых ценностей человека подразумевает под собой терпимое отношение к другой нации, т.е. лицам, относящимся к данной национальности. В тоже время нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире.

Компетентный и толерантный человек в данном направлении без труда решит проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей. В современном мире данное направление актуально. По нашему мнению развитие толерантности лучше всего начинать с начальных классов, т.к. лучше усваиваются базовые ценности.

Самое лучшее воспитание детей – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений, понимания, терпимости как другой нации (людям) так и к своим традициям, старшему по возрасту и др.

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

По сферам проявления толерантность можно разделить на несколько направлений.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

Без формированной толерантности человек не будет успешно социализирован в современном обществе.

На сегодняшний день констатируется тот факт, что среди молодежи достаточно широко распространились расистское, националистическое поведение.

Школа как один из институтов социализации ребенка может препятствовать такому поведению и воспитать такие качества нравственного аспекта как толерантность, т.е. терпимость кому или чему либо. Поэтому систему профилактики нужно строить не только с ребенком, но так же с родителями и педагогами. Одним из документов в работе по данному направлению может стать данная программа.

Цель программы:

Разработать систему мероприятий направленных на формирование толерантных форм поведения через проявление активного интереса учащихся к другим культурам, формирование отношения к толерантности как к важнейшей ценности общества.

Так же воспитание толерантного гражданина подразумевает под собой воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к взаимодействию с людьми независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Цель реализуется через решение следующих задач:

  • развитие у школьников черт толерантной личности.

  • информирование учащихся о других нациях и культур, развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и как результат применение их в повседневной жизни.

  • формирование толерантности как жизненной ценности.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 21 день (42 часа) и реализуется в 3 этапа.

Организационные условия: создание условий для реализации программы.

I. Подготовительный этап.

Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса. Изучение научно-методических основ толерантного сознания. Постановка задач и сроков реализации перед педагогическим коллективом по проблеме толерантности.

Разработка программы и постановка задач перед педагогическим коллективом.

Составление программы социально- педагогических действий с участниками образовательного процесса.

Предварительные результаты.

II. Основной этап.

Реализация мероприятий программы.

Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение поставленных задач

III. Итоговый этап.

Оценка результатов.

Анализ реализации программы

Механизмы реализации программы:

Мониторинг национального состава школы и определение перспектив работы в данном направлении.

Взаимодействие с педагогами, детьми, воспитателями и т.д..

Использование здоровьесберегающих технологий.

Организация совместной деятельности детей и взрослых, интеллектуальная, художественно-эстетическая, экологическая, спортивно-оздоровительная.

Ожидаемый результат от реализации программы:

  • повышение уровня толерантности как значимой духовной ценности;

  • знания национальной традиционной российской культуры а также других национальностей;

  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

Целевая группа.

Участниками программы являются дети начальной школы (7-10лет), родители, классный руководитель, педагоги, психолог.

Анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к людям другой национальности, культуры и традиций», «Определение уровня толерантности».

Работа с детьми в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, педагогами.

Паспорт программы

Наименование Программы

“Вместе” формирование установок толерантности у учащихся начальной школы

Разработчики Программы

Попова Александра Сергеевна, студентка АлтГПА и к.п.н.,доц. Гиенко Любовь Николаевна

Основание для разработки Программы

Конституция РФ. 12.12.93;

Закон РФ «Об Образовании»;

Постановление Правительства Российской Федерации Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы»; «Декларация принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995);

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско 16.11.95 г;

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Принята 26.05.95 г;

Цель Программы

Разработать систему мероприятий, направленных на формирования толерантности, активного интереса у учащихся к другим культурам.

Задачи Программы

- развивать у школьников черты толерантной личности

- развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

- развивать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;

- внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.

Сроки реализации Программы

Один месяц (в условиях ДОЛ – детского оздоровительного лагеря)

1 учебный год в условиях ОУ

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;

восстановление национальных традиций российской культуры;

создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;

Повышение уровня толерантности и терпимости учащихся

Компетентность и уважение детьми другой нации и их традиций

Участники реализации Программы

Учащиеся 1-4 классов, классные руководители, социальный педагог, педагоги дополнительного образования; родители.

Формы и методы реализации Программы

Фестиваль толерантности, тематические линейки-презентации, групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы и т.д.

Ресурсное обеспечение Программы

Бюджет школы

Взаимодействие с местным ДК

Привлечение родительского комитета

План по реализации программы “Вместе ”

Реализация проекта будет проходить в виде путешествия на космическом корабле по различным планетам.

1 день

Знакомство с учащимися; презентация на тему “Что такое толерантность ”;

Мониторинг школы на национальный состав;

тест “как я отношусь к другим нациям”

2 день

Деление детей на команды ; рисование плаката ; бейджев, эмблем

Музей

3 день

Планета

Русские

Презентация, материал по данной теме

4 день

Дети готовят материал по теме Русские

5 день

Планета

Татары

материал по данной теме

6 день

Дети готовят материал по теме

7 день

Планета Украинцы

материал по данной теме

8 день

Дети готовят материал по теме

9 день

Просмотр мультфильмов по теме толерантность

10 день

Планета

Армяне

материал по данной теме

11 день

Дети готовят материал по теме

12 день

День именинников ) веселые старты и др .

13 день

Планета

Казахи

материал по теме

14 день

Дети готовят материал по теме

15 день

Сказки изучаемых народов

16 день

Игра кругосветка

17 день

Планета неожиданностей

Пишем друг другу письма и полученные эмоции по проделанной работе, сувениры своими руками

18 день

Подготовка к итоговому концерту по нац-ям ) костюмы песни танцы еда

19 день

поход в кинотеатр

тест “как я отношусь к другим нациям”

20 день

Репетиция концерта

И поход на природу

21 день

Итоговый Концерт с приглашением родителей

Лекционных -13ч.

Самостоятельная работа детей -14ч.

Совместная работа с детьми -10ч.

Работа с другими дополнительными учреждениями -5ч.

Анализ результатов работы

По результатам реализации проекта у участников наблюдается высокий уровень социализированности и толерантности. Активный интерес к другим нациям. Толерантное отношение к окружающим. Снижение случаев конфликтного поведения и разрешение их конструктивным способом.

Список литературы

  1. Гиенко Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков в процессе организованного летнего отдыха / Л.Н. Гиенко // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2011. № 9. С. 28-34.

  2. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fcpro.ru/

  4. Хамина, И. И. (педагог-психолог) . Разработка родительских собраний по теме "Толерантность" / И. И. Хамина // Классный руководитель. — 2012. — № 8. — С. 89-95. — (В помощь классному руководителю). — ISSN 1996-1790. — Библиогр.: с. 94 (4 назв.).

  5. Майер, А. А. Тест на толерантность / Майер А. А. // Управление дошкольным образовательным учреждением. — Москва, 2012. — № 4. — С. 120-122.

  6. Светличная, Т. В. Классный час "Что такое толерантность" (1-5-е классы) / Т. В. Светличная // Завуч начальной школы. — 2014. — № 8. — С. 92-107.

Приложение

Россия — многонациональная страна

Россия — многонациональная страна, более 180 национальностей населяют нашу бедную страну. Какие же национальности проживают в России? Обратимся к данным переписи населения 2010 года:

Титульная нация — русские. Русскими себя назвали более 111 миллионов человек или 80,9% от всех граждан, указавших национальность. Русские потихоньку вымирают, пьют ягу, ездят по разбитым дорогам, слушают шансон, смотрят первый канал и не особо противятся своему царю-диктатору с его фальшивыми выборами, кукольной Думой с потешным Жириком, нефтяной экономикой и тотальным разворовыванием бюджетов. Что, может быть, даже и хорошо для самих русских. Белоруссия, Туркмения и Казахстан смотрят на русских с пониманием.

Вторая по численности национальность — татары. Их в России на 2010 год было 5,3 миллиона или 3,7%. Татары проживают не только в Татарстане, но и в большинстве регионов страны. Этот народ имеет долгую и богатую историю взаимоотношений с русскими и в большинстве своём проживает в России, в мире и согласии с титульной нацией, несмотря на враждебное прошлое и принадлежность к исламу. Большой рахмат татарам за то, что уже много веков не воюют с русскими.

На третьем месте — украинцы. Этого братского народа в России почти 2 миллиона (1,4% от всего населения). Украинцы России давно обрусели (как и их соплеменники в восточной части Украины) и практически не имеют отличий от русских, за исключением ГЭканья, вредного характера и любви к салу.

На четвёртом месте — башкиры. Их в России более полутора миллионов. Живут, в основном, в Башкирии, играют в хоккей и молятся Аллаху. С русскими живут сравнительно дружно.

Чуваши и Чеченцы делят пятое место. Их в России по 1%, то есть около 1,5 миллионов. Если с чувашами всё в порядке, то чеченцы никогда не любили русских и вряд ли полюбят их в будущем. Две русско-чеченские войны на рубеже веков показали, насколько сильна вековая вражда русских с чеченцами, а показной «мир» и дотационная «стабильность» в Чечне — явления временные и новая резня является лишь делом времени. После чеченских войн в Чечне практически не осталось русских, а местные власти во главе с дикарём-академиком Кадыровым известны своей неадекватностью.

На шестом месте армяне, их более миллиона. Этот народ давно и дружно живёт по соседству с русскими и даёт русской культуре огромное количество талантливых людей. Один только Петросян чего стоит. Кстати, Окуджава тоже был наполовину армянином.

Более полумиллиона душ имеют в России следующие национальности: аварцы, мордва, казахи, азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы и кумыки. Это очень разные народы, большинство из которых проживают компактно в своих регионах. Азербайджанцев же больше всего почему-то в Москве.

Особо стоит отметить евреев, которых в России уже почти не осталось. А было более 2 миллионов в конце 1980-х годов! Кто уехал в Израиль, кто ассимилировался, а кто сбежал от нежных лап путинского правосудия. Азохенвей, в 2010 в России проживало лишь 157 тысяч избранного народа.

 

6

 

Просмотров работы: 2731