МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Анурова М.А. 1, Кузьменко И.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время национальной доктриной в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.

Многие российские и зарубежные исследователи - А.Г. Асмолов, B.C. Библер, В.П. Зинченко, А.А. ЛеонтьевВ.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др. в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия, плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п.

Проблему нашего исследования мы определили следующим образом: каковы формы, методы работы социального педагога по формированию у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.

Цель исследования: изучение особенностей работы социального педагога по формирования культуры межнационального общения у школьников.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – методика работы социального педагога по формированию культуры межнационального общения в современной школе.

Гипотеза исследования предполагает: воспитание культуры межнационального общения школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы, направленной на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;

  • проведении отбора соответствующего и дидактически целесообразного содержания, направленного на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;

  • реализации деятельностного подхода при осуществлении воспитания культуры межнационального общения в начальной школе;

  • осуществлении системы группового межнационального взаимодействия младших школьников;

  • организации взаимодействия учителя с родителями в работе по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников;

  • осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.

Методологическую основу исследования составили идеи:

- личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.);

- деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В ходе анализа трудов педагогов и ученых, мы выяснили, что культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.

В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:

• ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;

• формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;

• развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;

• обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.

Целью работы педагога должно стать формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. Целью нашего эксперимента является исследование сформированности культуры межнационального общения у младших школьников.

В качестве критериев были выбраны следующие: - социальные установки детей и - толерантность младшего школьника

По данным диагностического обследования самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями.

Нами был подготовлен комплекс мероприятий воспитания толерантности младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений: 1. «Выбираю ориентиры» - развитие ценностных ориентаций и коммуникативной компетентности. 2. «Управляю собой» - развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности. 3. «Сопереживаю» - развитие эмпатии и коммуникативной компетентности. 4. «Уверенно общаюсь» - развитие ассертивности и коммуникативной компетентности.

Каждый раздел комплекса мероприятий подкреплялся проведением семинаров и тематических групповых и индивидуальных консультации для родителей и педагогов, направленных на воспитание толерантной среды воспитания и обучения учащихся.

Литература

  1. Кузьменко И.В. Поликультурная компетентность и толерантность – принципы существования в мультикультурном обществе//Materiały VII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami - 2011» Volume 30. Psychologia i socjologia.: Przemyśl. Nauka i studia - 104 str.33-36

  2. Кузьменко И.В. Воспитание толерантности в отношениях сельских школьников с окружающим миром //Системная модернизация сельского образовательного пространства: методология, стратегии, опыт, технологии. Монография Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009 – 243, С.164-176

Просмотров работы: 2135