Многие российские и зарубежные исследователи - А.Г. Асмолов, B.C. Библер, В.П. Зинченко, А.А. ЛеонтьевВ.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др. в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия, плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п.
Проблему нашего исследования мы определили следующим образом: каковы формы, методы работы социального педагога по формированию у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.
Цель исследования: изучение особенностей работы социального педагога по формирования культуры межнационального общения у школьников.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – методика работы социального педагога по формированию культуры межнационального общения в современной школе.
Гипотеза исследования предполагает: воспитание культуры межнационального общения школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы, направленной на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;
проведении отбора соответствующего и дидактически целесообразного содержания, направленного на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;
реализации деятельностного подхода при осуществлении воспитания культуры межнационального общения в начальной школе;
осуществлении системы группового межнационального взаимодействия младших школьников;
организации взаимодействия учителя с родителями в работе по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников;
осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.
Методологическую основу исследования составили идеи:
- личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.);
- деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
В ходе анализа трудов педагогов и ученых, мы выяснили, что культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.
В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:
• ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;
• формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;
• развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;
• обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.
Целью работы педагога должно стать формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. Целью нашего эксперимента является исследование сформированности культуры межнационального общения у младших школьников.
В качестве критериев были выбраны следующие: - социальные установки детей и - толерантность младшего школьника
По данным диагностического обследования самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями.
Нами был подготовлен комплекс мероприятий воспитания толерантности младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений: 1. «Выбираю ориентиры» - развитие ценностных ориентаций и коммуникативной компетентности. 2. «Управляю собой» - развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности. 3. «Сопереживаю» - развитие эмпатии и коммуникативной компетентности. 4. «Уверенно общаюсь» - развитие ассертивности и коммуникативной компетентности.
Каждый раздел комплекса мероприятий подкреплялся проведением семинаров и тематических групповых и индивидуальных консультации для родителей и педагогов, направленных на воспитание толерантной среды воспитания и обучения учащихся.
Литература
Кузьменко И.В. Поликультурная компетентность и толерантность – принципы существования в мультикультурном обществе//Materiały VII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami - 2011» Volume 30. Psychologia i socjologia.: Przemyśl. Nauka i studia - 104 str.33-36
Кузьменко И.В. Воспитание толерантности в отношениях сельских школьников с окружающим миром //Системная модернизация сельского образовательного пространства: методология, стратегии, опыт, технологии. Монография Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009 – 243, С.164-176