Проблемой нашего исследования является поиск условий для формирования социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений интернатного типа.
Целью данной работы является выявление эффективных форм и методов формирования социальной компетентности у воспитанников учреждений интернатного типа.
Объектом исследования является: социальная компетентность подростков.
Предметом исследования являются: педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков.
Гипотеза исследования: развитие социальной компетентности у воспитанников учреждений интернатного типа станет эффективным, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:
учитываются особенности возраста учащихся;
2) педагогическая деятельность в процессе сопровождения будет способствовать: а) развитию личностных ресурсов подростка, включающих социальную ответственность, эмоциональную устойчивость, социабельность, личностную активность, адекватную самооценку, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивацию достижения; б) обретению подростками социального опыта, содержащего анализ ситуации взаимодействия людей, предвидение последствий деятельности и поведения своего и других, логику социального взаимодействия, конструктивное взаимодействие с окружающими, коммуникативный контроль, общительность, организацию продуктивной, социально ориентированной деятельности; в) развитию когнитивной сферы,включающей необходимые знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе; г) ориентирована на работу с ценностно-смысловой сферой личности подростка;
3) сопровождение будет построено на создании личностно-ориентированных педагогических ситуаций, связанных с возрастными особенностями воспитанниками и будет основываться на технологиях активного социального обучения (дискуссии, тренинги, деловые игры).
Обратившись к трудам великих педагогов и ученых мы выяснили, что социальная компетентность – это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно и быстро адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением, результативно разрешать проблемы в социальной среде. Оно формируется и проявляется в практической деятельности. Такое понимание сути образования ставит перед педагогами специфическую задачу формирования у ребенка социальных компетентностей – обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение социально-ориентированной деятельности и присущих ей социальных ролей [1].
Проведя диагностику, мы пришли к выводу, что уровень развития самооценки, притязаний и мотивации, а также представления о будущем, настоящем и прошлом являются основой для развития готовности воспитанников интерната к саморазвитию. А анализ полученных данных показывает прямую зависимость влияния личностного развития подростков на развитие социальной компетентности.
Для проведения развивающей работы была составлена программа «Частицы моего Я». для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений. Проведены следующие занятия:
Кто я такой
Мои эмоции
Эмоции и цвет
Мой темперамент
Я и мое здоровье
Мои представления о будущей профессии
Я и мои желания
Мир вокруг меня
Я в конфликтных ситуациях
Слышать и слушать
Мои творческие способности
Важной составляющей социальной компетентности является деятельностный компонент. Для этого необходимо включение подростков в активную деятельность по преобразованию себя и окружающего социума, включение в разные виды полезной практической деятельности; создание условий для реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта [2]. Поэтому в программу было включено много практических заданий, с которыми будущие выпускники столкнутся, вступая в самостоятельную жизнь.
Литература
Кузьменко И.В. Механизмы формирования социальной компетенции школьников в открытом образовательном пространстве малого города//Инновационное развитие малого города в условиях постиндустриального общества г.Тара Филиал Омского ГПУ, 24-25 мая 2012, С.233-238
Горячева И.С., Кузьменко И.В. Условия формирования социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе Материалы IV общероссийской студенческой электронной научной конференции, «Студенческий форум 2012»/ РАЕ [Электронный ресурс]:
3