ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мельникова М.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Использование принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовало соответствующих методов обучения. Обновлённой школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Необходимо готовить учащихся начальных классов к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества.

Ведущее место среди таких методов принадлежит проектно-исследовательской деятельности.

Введение в образовательное пространство проектно-исследовательской деятельности способствует проявлению индивидуальности ученика. Ученик, работая над проектом или исследованием, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

Способности младшего школьника должны полноценно развиваться при целенаправленном педагогическом сопровождении. Педагогическое сопровождение предполагает:

- высокий уровень консультирования в различных областях,

- консультирование по оформлению работы, подготовки презентации и защиты работы;

- поддержка и поощрение инициативы и самодеятельности;

- создание условий для воплощения творческого замысла;

- поиск мест для представления полученного результата.

Актуальность методики проектно-исследовательской деятельности подтверждается авторитетным мнением учёных. В педагогике ХХ века утверждение исследовательского подхода к обучению связано с именем Джона Дьюи. Он исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Школа – это место для исследования окружающей жизни. Савенков А.И. считает, что практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Поводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.

Исследовательская практика детей.

По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации “ исследовательского обучения”:

Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. А ребенку остается только найти решение.

Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

Даже дошкольники, как показывают исследования, способны работать на любом из этих уровней

Вспомним основные этапы проектно-исследовательской деятельности.

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

  2. Выдвижение гипотез.

  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.

  4. Сбор материала.

  5. Обобщение полученных данных.

  6. Подготовка проекта.

  7. Защита проекта.

В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-то из этапов. Но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.

Наше исследование проводилось во 2 классе

На первом этапе исследования ученикам была поставлена проблема и намечены пути ее решения. Ученики самостоятельно решали проблему и искали пути ее решения. На этом этапе только 20% класса справились с работой.

Второй этап работы это обучающий эксперимент. Мы рассказали ученикам, как правильно вести проектно исследовательскую деятельность. Показали модель организации проектно-исследовательской деятельности. Уситель поставил перед учениками проблему , а пути ее решения они искали самостоятельно. На этом этапе справились с заданием 54 % класса.

И на третьем этапе ученикам было предложено самостоятельно найти проблему и пути ее решения. На этом этапе ученики показали все свое творчество. Класс справился на 89%.

Подводя итоги работы можно с полной уверенностью сказать. Что мы справились с поставленной целью.

Источники:

1. «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников» - Томск, 2008, ИМЦ

2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» - М. «Учебная литература», 2010

3. А.И.Савенков А.И. «Учебное исследование в начальной школе» - ж. «Начальная школа», № 12, 2000 г.

4. Журнал «Одарённый ребёнок» - М., № 5,2010

5. «Организация исследовательской деятельности младших школьников» (методическое пособие) - Томск, 2010, ИМЦ

6. Волкова Л.А. «Учебное исследование в школе» - ж. «Школьные технологии», № 4, 2009

7. Романовская М.Б. «Проекты в младших классах» - ж. «Завуч начальной школы», № 6,2007

Просмотров работы: 1783