СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Рыбакова О.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.

Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования и науки Российской Федерации. В Федеральный законе "Об образовании в Российской Федерации" образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе [1].

В современных условиях значимой для педагогической действительности выступает проблема, заключающаяся в необходимости разрешения противоречий: между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Поиск путей правильного гражданского воспитания школьников, согласовываясь с их современными интересами и с требованиями государства, делает актуальной выбранную тему.

Для проведения анализа опыта формирования гражданственности у школьников в условиях городской общеобразовательной школы мы взяли опыт воспитательной работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 7 г. Шуя.

Данные анализа подтверждают, что в этой школе проводится активная работа по воспитанию гражданственности. Запланировано большое количество мероприятий, среди которых можно выделить: участие в молодежном Интернет-форуме «Сталинград – это сердце Победы….»; уроки мужества «Вспомним подвиг героев…»; молодежная акция «Никто не забыт» по благоустройству и озеленению воинских захоронений; участие в областном конкурсе на лучшее оформление мемориалов «Чтобы помнили…»; молодежная акция Памяти; урок Знаний «Ивановцы - для фронта и для Победы!» и т. д..

Так же воспитание гражданственности у учащихся этой школы осуществляется с помощью историко-краеведческой, туристско-краеведческой и поисковой работы: единый областной Урок «У истоков губернии», посвященный первому губернатору Иваново-Вознесенской губернии М.В.Фрунзе; книжно-иллюстративная выставки для школьников «Как рождалась губерния» и т. д..

Так же школа не оставила без внимания немаловажный компонент формирования гражданской позиции у детей - приобщение к гражданскому воспитанию семьи: проект выходного дня «День семьи в музее»: тематические экскурсии «Листая страницы семейного альбома» и т. д..

Школа заботится и о привитии духовно-нравственных ценностей: Всероссийская олимпиада школьников по «Основам православной культуры» (региональный этап); неделя детско-юношеской книги «Первые уроки нравственности».

Формирование гражданской позиции школьников также лежит в задачах учебных предметов. Например:

  • на уроках русского языка задачей является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • на уроках литературы - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры и так далее.

Для того, чтобы показать особенности реализации гражданско-патриотического воспитания в сельских образовательных учреждениях мы провели анализ опыта воспитательной работы педагогического коллектива МОУ СОШ п. Пестяки.

Все внеклассные мероприятия и дела планируются с учетом интересов, желаний и возможностей детей. Ежегодно проходят классные часы из серии «Азбука права», социальное проектирование «Я- гражданин России», конкурс «Основы правопорядка». Возрос интерес учащихся к своей малой родине к области краеведения; ученики 5–11 классов занимаются краеведческой работой на базе школьного музея. Каждую четверть на базе школы работает оздоровительный лагерь.

В практику работы школы вошли нетрадиционные формы урочной и внеурочной деятельности: конкурсы, семинары, деловые игры, интегрированные уроки, экскурсии, уроки-игры. Учителя стремятся строить учебную и внеучебную деятельность так, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно и критически размышлять, осуществляя принцип сотрудничества, содружества, сотворчества.

Создана целевая программа по развитию самоуправления в школе, модель самоуправления, где предусмотрено раннее вовлечение детей в образовательное поле гражданско-правовой культуры, получение ими правовых знаний через урочную и внеурочную деятельность (уроки обществознания, реализация обучающей и развивающей программы «Лидер», работа подросткового гражданско-правового клуба «Фемида».

Наиболее эффективные формы и методы организации гражданского воспитания учащихся в образовательных учреждениях являются те, которые были основаны с учётом интересов подрастающего поколения. Они будут эффективны только при том условии, если это интересно учащимся, если они хотят принимать в этом участие. Наиболее эффективными являются: различные игровые формы (деловая игра, ток- шоу) , диспут, дискуссия, дебаты, беседа, проекты, традиционный урок. Эффективными выступают те, которые основанные на диалогических, рефлексивно- деятельностных, исследовательских технологиях.

Изучив документы городской общеобразовательной школы и сельской общеобразовательной школы можно сделать вывод, что как в городской, так и в сельской школе активно идёт работа по гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Прикладываются огромные усилия для того, чтобы сделать из школьника человека с уверенной гражданской позицией, человека, который любит и гордится своей родиной.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.)- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/

Просмотров работы: 1085