ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Афанасьева Ю.С. 1, Утигенова А.Э. 1, Габитова С.Б. 1, Литвинова А.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучая дисциплину «Методика воспитательной работы», мы научились через различные игры преподносить тот или иной материал.

Для подведения итогов по данной дисциплине нам было предложено проверить знания через любую игру. Наша группа разработала и провела игру, аналогичную всем известной игре «Своя игра».

Правила данной игры заключаются в следующем. Все участвующие в игре делятся на три команды. Игра состоит из трех раундов. В первом раунде студенты выбирают вопросы, из представленных на доске рубрик, по стоимости каждого вопроса; второй раунд является продолжением первого, а в третьем, финальном раунде, каждой команде предлагается одно определенное задание. Остановимся подробнее на каждом из раундов.

Для игры взяты вопросы из разделов предмета «Методика воспитательной работы». Первый и второй раунды схожи. За каждый правильный ответ команда получает то количество баллов, которое определено за вопрос. В случае неверного ответа высчитывается эквивалентное количество баллов.

Рубриками для двух первых раундов стали:

· Педагоги, психологи;

· Общие вопросы;

· Нравственное воспитание;

· Экологическое воспитание;

· Воспитание в странах мира.

После раунда проводится подсчет баллов, набранных каждой командой. Если после второго раунда у какой-либо команды счет вышел в минус, она выходит из игры. Оставшиеся команды продолжают борьбу за первенство.

Вопросы для рубрики «Педагоги, психологи»

100 баллов - Этот великий педагог родился 19 февраля (3 марта) 1823 года. (К. Д. Ушинский).

200 баллов - Тема кандидатской диссертации этого ученого сочетала в себе аспекты двух наук: филологии и психологии, которой Он к тому времени увлекся, и в 1950 г. состоялась защита его первого научного труда «Психологические воззрения А. Н. Радищева». (А. В. Петровский ).

300 баллов - В конце 1950-х годов этот психолог осуществила на базе Московской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко серию экспериментов по использованию дрессированных животных для лечения психически больных детей. Эксперименты дали обнадёживающие результаты. (В. С. Мухина).

400 баллов - Свои курсовые работы этот ученый писал у А. В. Запорожца, что навсегда связало его с детской психологией. Надо отметить, что А. В. Запорожец высоко оценивал способности и возможности своего ученика. Он закончил университет, получив диплом с отличием. Он обладал удивительной памятью. Ему достаточно было прочесть один раз книгу, чтобы знать ее содержание в мельчайших подробностях. (Л. А. Венгер).

Вопросы для рубрики «Общие вопросы»

100 баллов - Способ профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательно-воспитательных задач (метод воспитания).

200 баллов - составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. (прием воспитания).

300 баллов - Система знаний, отношений, убеждений, качеств и свойств личности, привычек поведения, которые подлежат освоению учащимися в соответствии с целями и задачами (содержание воспитания).

400 баллов - Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели и призванное привести к преобразованию личностных отношений, свойств и качеств воспитанников (процесс воспитания).

Вопросы для рубрики «Нравственное воспитание»

100 баллов - Как раскрывает П. И. Подласый понятие «нравственное воспитание»? («нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали).

200 баллов - Назовите основные задачи нравственного воспитания согласно П. И. Подласому? (формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения).

300 баллов - Какие методы широко применяются в процессе нравственного воспитания? (упражнение, требование, приучение, поручение, убеждение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, пример, поощрение, соревнование, наказание).

400 баллов - Что является результатом нравственного воспитания по мнению И. Ф. Харламова? (нравственная воспитанность).

Вопросы для рубрики «Экологическое воспитание»

100 баллов - Данный тип урока позволяет при экологическом воспитании проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. (Урок-экскурсия).

200 баллов – Основная цель экологического воспитания по И. Д. Звереву (Научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием).

300 баллов - Этот феномен является основой формирования экологической культуры, при котором дети сравнивают себя с другим живым существом, учатся выделять признаки живого в любом животном и растении.

(Идентификация).

400 баллов - Данный возрастной этап в развитии экологической культуры человека - самый ценный. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. При этом накопление знаний у детей этого возраста не является самоцелью.

(Дошкольный возраст).

Вопросы для рубрики «Воспитание в странах мира»

100 баллов - Детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать «потерю лица» другого.

Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. Также для этой цели применяют коллективные спортивные игры.

В школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли.

Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель - формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.

Задача средней школы – воспитание, задача старшей школы – передача знаний для поступления в вуз.

Акцент в воспитании делается на уважении к человеку и животным, симпатии и великодушии к другим людям, поиске истины, способности чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества. (Япония).

200 б. - В первом классе, по большому счету, учат одному: учиться с удовольствием. Учат любить школу и сам процесс обучения, облекая каждое задание в игровую форму, проявляя недюжинную фантазию и изобретательность. И добиваются своего! В начальную школу дети ходят с большим удовольствием и охотно возвращаются к учебе после каникул.

В день рождения именинник приносит для одноклассников угощенье и получает красиво оформленную поздравительную открытку с подписями всех ребят.

Детей постоянно пересаживают. Постоянная смена соседей позволяет детям не замыкаться на одном-двух друзьях, а лучше узнать одноклассников, и главное - воспитывает в них терпимость, сдержанность и психологическую гибкость.

Нет возможности сравнить успехи одного ребенка с результатами его одноклассников: успеваемость детей является в классе 'тайной'.

Учитель обычно не хвалит во всеуслышание лучших учеников, не отчитывает публично худших, не сравнивает успехи детей, даже не объявляет вслух оценки за очередную контрольную работу, одним словом, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство. Даже шестилетний человек имеет право на то, чтобы его личные достижения или неудачи не становились всеобщим достоянием.

Кроме того, открытое противопоставление хороших и плохих учеников неминуемо осложнит отношения между детьми, а о том, чтобы атмосфера в классе была доброжелательной и теплой, в школах этой страны очень заботятся. (Германия).

300 б. - Родители считают, что ребенок должен учиться в ближайшей школе. Если компания одноклассников ребенку не нравится – это не имеет значения. Школьная форма необязательна. Кстати, это порождает конкуренцию, когда дети стараются перещеголять друг друга нарядами.

Ученикам тщательно прививают умение и привычку красиво оформлять работу, даже конспект лекции. У каждого учащегося, будь то студент или школьник, в портфеле всегда имеется пенал (вместительный мешочек), битком набитый шариковыми ручками и фломастерами разных цветов.

Эстетическому воспитанию в школьной практике придаётся такое же большое значение. Свободное чтение по нотам - это требование ко всем учащимся старших классов. В школьной практике широко распространены ежегодные конкурсы хоров, учительские конференции по вопросам музыкального воспитания. В школах используются тесты, связанные с исследованием музыкальных способностей детей, музыкальной памяти, восприятия высоты, тембра, различия интервалов и ритмов. Школы, наряду с учебниками по общеобразовательным предметам, имеют и учебники по художественным дисциплинам: по рисованию и пению. Для школы выпускаются специальные серии репродукций картин и пластинок музыкальных произведений, с богатым репертуаром, используют школьное радио и телевидение. Наряду с образцами классического искусства широко представлено и современное искусство.

В педсовет обязательно входят два представителя от каждого класса, имеющие право голоса; их роль, в частности, состоит в том, чтобы довести до сведения учителей трудности и проблемы учеников - например, в семье произошел развод, но об этом знают не все учителя, делегат класса может и даже должен сказать об этом на педсовете.

В некоторых школах данной страны заводят собак для воспитания детей. Как и везде, дети там непослушные. Вот и решили призвать на помощь собак. Они используются в качестве стимула: будешь вести себя хорошо - покормишь собаку, и каждый ребенок мечтает об этом. Какая-нибудь дворняжка живет в особом помещении, с кучей игрушек, и все ее любят, все жаждут к ней прикоснуться. (Франция).

400 б. - В каждой школе действует свой кодекс правил поведения, более или менее строгий. Обычно строго запрещается нарушать распорядок дня, курить, употреблять алкоголь или наркотики, проявлять агрессию в отношении к другим ученикам, списывать на экзаменах. За нарушение этих требований следует сначала предупреждение, затем — отчисление.

Как правило, обучение в школе-пансионе предполагает ношение школьной формы, которая приобретается в специальном магазине.

Отлучки с территории школы строго регламентируются. Для того, чтобы ребенка отпустили на выходные, необходимо письменное заявление родителей или опекуна.

Для общения родителей с учительницей дети каждый день носят в школу специальные папки. Туда вкладываются разные записки, брошюрки и выполненные детьми школьные задания. При необходимости родитель может положить свою записку. Папки каждый день проверяются учительницей, а по пятницам она посылает домой на выходные специальную папку с «новостями».

Здесь не бывает в школе родительских собраний, но проводятся собеседования (интервью) 4 раза в год - преподаватель встречается с родителями, можно и в присутствии самого ученика, - и они дружески беседуют, причем о недостатках говорится достаточно мягко. Если сам родитель захочет углубить разговор и заострить внимание на каких-то проблемах, тогда преподаватель может этот разговор поддержать в том же направлении.

Практика ежегодного «перетасовывания». Учителя меняются каждый год (хотя у младшеклассников по-прежнему какой-то один учитель ведет большинство уроков), и состав классов меняется тоже. Да и внутри класса ребят периодически пересаживают за разные столы.

Дисциплина в школах сильно хромает. Учителя не имеют права повышать голос на детей или воспитывать их перед всем классом.

Если начинается непослушание, ребенка сажают на стульчик, который стоит либо в раздевалке, либо в «предбаннике». Если же это не помогает, то его отводят к директору школы, и он сидит в его кабинете до тех пор, пока не придет мама. (Канада).

Для финального раунда мы предложили командам-участницам решить ситуационные задачи, определить для каждой задачи методы и приемы воспитания.

Перед тем как приступить к анализу ситуаций, каждая из команд должна решить, на сколько баллов она оценивает свой будущий ответ. Команда определяется с числом и обьявляет его. В случае успеха – это количество баллов прибавится, в случе неверного ответа – отнимется от набранной уже суммы баллов. Плюс – будет прибавлена или высчитана стоимость задания.

Задания для финального раунда

100 б. - В V класс пришел новый учитель — словесник Петр Сергеевич. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.

Нина имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель узнал, что Нине учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали». Петр Сергеевич не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения применения воспитательных методов.(Методы: поощрения, наставления, моральной поддержки)

200 б. - Ученик V класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша». После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.

А. Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации? (Метод формирования поведения, чувств и отношений)

Б. Требования каких принципов воспитания нашли реализацию в предложенной педагогической ситуации? (Принцип гуманистической направленности воспитания, ориентация на развитие личности)

300 б. - Спустя месяц после начала занятий в классе, где Олегу Сергеевичу была предназначена роль классного руководителя, вполне проявились лица всех тридцати его подопечных. Еще через месяц за лицами стали открываться повадки, а за ними угадываться и первые очертания характера.

Кто-то из девятиклассников посматривал на молодого учителя с опаской, кто-то — с расположенностью, а были и такие, что и вовсе, кажется, никак не смотрели или уж поглядывали, но настолько тусклыми, равнодушными глазами, что вынуждали Олега надолго задумываться: что в этом — равнодушие к его химии или к нему самому?

Конечно, его радовали, а если начистоту, то и вдохновляли, подкрепляли дух те несколько человек из класса, которые выказывали готовность слушать, размышлять над его вопросами, отвечать; живые, открытые, деятельные — Оля и Марина, Сережка, Федор, Мишка Елисеев.

К ним Олег и обращался чаще всего, им и поручал демонстрацию опытов, их и посылал с поручениями. И каково же было ему в самом начале второго полугодия услышать за своей спиной:

— Любимчиков развел и думает, что это ему пройдет?

Фраза эта вдруг словно обожгла Олега Сергеевича Коровина, классного руководителя девятого «А». Вот уж что он ставил себе законом: не позволять никаких предпочтений в оценках и отношениях — ни под каким видом и никогда! И на тебе...

1.- Что ты сказала? — резко обернувшись, громко спросил он, еще и не зная толком, к кому обращается. Сказала, видимо, Соня Великанова, но именно она тут же сделала большие глаза и удивленно пожала плечами.

— Кто что сказал? Когда? Где? — загалдели, обступая Олега, его девятиклассники.

— А подать его, такого-сякого, сюда!

Олег остановил этот галдеж и твердо и спокойно, насколько мог, сказал, что трусость и клевета—это две равные составляющие подлости.

2. Он сдержался, не остановился, не обернулся, прошел сквозь ребят, словно и не слыша тех слов. А через день он говорил с ребятами на классном часе о том, что с двенадцати лет решил — станет учителем, и с той же поры знал, что никогда в жизни не допустит, чтобы у него когда-нибудь объявились в школе любимчики. Он может по-разному относиться к людям в душе, но в классе ко всем — только с равной справедливостью.

3. Олег не остановился, не заговорил с ребятами ни сразу, ни позже. Он задумался о том, что действия его, продиктованные одними соображениями, могут всегда быть истолкованы иначе, с других позиций, с другими мерками. И, видимо, стоит и ему, не торопясь, посмотреть на них с другой стороны. Только тогда может возникнуть база для выводов. Только тогда». (Учительская газета.— 1996.— 25 января.)

А. Проанализируйте данную ситуацию с позиций использования определенных методов воспитания.

Б. На какой из приведенных альтернатив остановились бы вы? Может быть, у вас есть свое решение?

Достоинствами такого метода проведения пар, или же уроков, является то, что все учащиеся принимают непосредственное участие в процессе игры. Каждый студент (ученик) вносит свою лепту в общий труд команды. Все ощущают свою необходимость команде.

Нестандартное проведение занятий позволяет развить интерес учащихся к учебной деятельности.

Данную игру можно использовать не только для подведения итогов изученного по предмету в вузе, но и в школе, как в среднем, так и в начальном звене. Следует подобрать задания и вопросы соответственно определенному возрасту, и игра получится интересной, увлекательной.

Использованная литература:

  1. Биография. Ушинский Константин Дмитриевич. Ресурс:http://www. ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf226.html

  2. Венгер Л. А. Ресурс:http://www.veraksa.ru/veraksa/info/13081.html

  3. Зверев, И. Д. Организация экологического образования в школе / И. Д. Зверев. – М. : Просвещение, 1990. – 239 с.

  4. Мухина В.С. - ученый, писатель, психолог. Ресурс:http://www.vfly.ru/bio.htm

  5. Общая педагогика, история педагогики и образования: Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления 44.06.01 Образование и педагогические науки / сост. Э. П. Бакшеева. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 14 с.

  6. Петровский А. В. Биография. Ресурс:http://forpsy.ru/ biography/ otechestvennye_psikhologi/petrovskiy_artur_vladimirovich

  7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1 / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2005. – 576 с.

  8. Психологос. Энциклопедия практической психологии. Западное воспитание. Ресурс: http://www.psychologos.ru

  9. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов – М. : Гардарики, 2007. – 519 с.

Просмотров работы: 1726