АДАПТАЦИОННО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АДАПТАЦИОННО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Механизмы адаптации курсантов – это факторы, которые обеспечивают и влияют на протекание адаптационных процессов, определяя эффективность адаптации к высшему военно-учебному заведению.

В отечественной психологии труда (профессиологии) особым объектом изучения являются профессионально важные качества (ПВК), под которыми понимают различные индивидуальные особенности человека, непосредственно влияющие на эффективность выполнения деятельности по основным ее параметрам производительности, качеству, надежности. В роли профессионально важных качеств могут выступать общесоматические (конституционные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленность личности, ее потребности, мировоззрения, и убеждения, ценностные ориентации и моральные качества. В зарубежной психологии человеческие качества, требуемые для выполнения обязанностей, детализированных в описании работы, часто называют KSA (knowledge, skills, abilities – знания, умения способности) или KSAO (… and other traits – знания, навыки, способности и другие качества). Применительно к проблеме адаптации, по аналогии, можно использовать термин адаптационно важные качества (АВК) – это различные индивидуальные особенности человека, непосредственно влияющие на успешность протекания процесса адаптации. Данное понятие сознательно сужает термин «механизмы адаптации», ограничивая только те механизмы адаптации, которые оказывают значимое влияние на протекание адаптационных процессов.

Обсуждая вопросы оптимизации адаптации, представляется важным выявить те механизмы адаптации, которые детерминируют адаптационную успешность всех курсантов. Таким образом, развитие или формирование данных факторов будет способствовать повышению адаптационного потенциала курсантов. С другой стороны, при разработке методики психолого-педагогической профилактики нарушений адаптации, необходимо акцентировать внимание на те механизмы адаптации, которые поддаются существенным изменениям и их можно формировать в относительно сжатые сроки. Это связано с условиями служебной деятельности и обучения курсантов младших курсов. Следовательно, психолого-педагогическая профилактика нарушений адаптации курсантов должна способствовать формированию и развитию тех АВК, которые влияют на успешность адаптации и допускают формирование ее в ограниченные временные сроки.

В научных источниках наибольшее отражение получила проблема адаптации к учебной деятельности в высшем учебном заведении. Так, успешность адаптации к обучению в вузе определяют ряд моментов: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза; уровень социального развития учебной группы; отношения в коллективе; социальный статус курсанта и, наконец, индивидуальные психологические особенности учащихся. Успешность адаптации, по мнению Раевой Т.И., зависит от состояния здоровья и от уровня личностного развития, к компонентам которого автор относит уровень развития интеллекта, позитивные черты характера, высокую мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку и достаточно развитый самоконтроль. Значение АВК меняется в зависимости от этапов адаптационного процесса. На первом этапе вхождения учащихся в новую образовательную среду успешность адаптации зависит от психологических особенностей личности, а именно с показателями интеллектуального развития: общий уровень понятийного мышления, развитие произвольного внимания; а также с развитием волевых качеств личности, связанных с развитой системой эмоциональной саморегуляции. На втором этапе на успешность адаптационного процесса начинают оказывать коммуникативные особенности: у юношей – общительность и активность в контактах с другими людьми, у девушек – способность к эмоциональной эмпатии. На заключительном этапе более значимыми становятся отношения со сверстниками. Стабилизирующим адаптивным фактором становится адекватная самооценка как отражение более развитого к этому периоду самосознания личности.

Иванов В.И. к факторам, негативно влияющим на формирование приспособительных реакций к процессу обучения отнес следующие:

  • несоответствие индивидуально-типологических особенностей выбранному профессиональному направлению,

  • нерациональная интенсификация учебного процесса,

  • гиподинамия,

  • неблагоприятное социально-экономическое положение,

  • преобладание процессов торможения.

Казакова О.Н. в качестве механизма адаптации рассматривается процесс децентрации личности. Центрация – это совокупность мотивов, определяющих направление активности, а также сознательное формирование целей и способов их достижения. Содержанием децентрации является преобразованием структуры и смыслового содержания системы ценностей, интересов, способов и средств собственной деятельности студентов; эмпатия, внимание к действиям, ценностям другого человека; осознанная регуляция своей учебно-познавательной деятельности. Децентрация важный компонент процесса адаптации, а с другой стороны, организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при соблюдении определенных условий, приводит к личностной децентрации человека. Таким образом, децентрация – единый механизм адаптации и взаимодействия.

Эффективность процесса адаптации к обучению, по мнению Дроздова С.В., обусловлена уровнем развития важнейших социогенных потребностей студентов, а также их динамикой в процессе обучения. Устойчивое мотивационное ядро, определяя ценностно-ориентационную направленность личности, является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредуют восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. На адаптацию влияют цели и уровни притязания личности в ведущих формах ее активности, что можно говорить об адаптивных или дезадаптивных целях. Смена уровня адаптированности студентов проявляется в изменении личностного смысла мотивации достижения, познания, доминирования, аффилиации, а также в переструктурировании их связей с особенностями самосознания, характера, поведения. Эффективность процесса адаптации к обучению обусловлена уровнем развития важнейших социогенных потребностей студентов, а также их динамикой в процессе обучения. Устойчивое мотивационное ядро, определяя ценностно-ориентационную направленность личности, является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредуют восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. На адаптацию влияют цели и уровни притязания личности в ведущих формах ее активности, что можно говорить об адаптивных или дезадаптивных целях.

В.В. Лагерев выделяет ряд исходных субъективных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации и лежащих в основе типичных затруднений, испытываемых в начальный период обучения:

1. Недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы, пренебрежение многими знаниями из курсов школьных дисциплин вследствие неразвитости трудолюбия и любознательности, дефицита личной ответственности и учебной активности, невысокого уровня духовного и интеллектуального потенциалов.

2. Слабо выраженные навыки учебной работы, недостаточно развитое словесно-логическое (отвлеченное) мышление, неразвитость концентрации и распределения внимания, незнание эффективных мнемонических приемов, слабость волевой регуляции.

3. Привычная для условий средней школы пассивная роль, несамостоятельность в овладении избранной специальностью.

4. Невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности, проявляющиеся на фоне ограниченных жизненного опыта и социальной зрелости; мировоззренческая и социальная инфантильность.

5. Недостаточная выраженность установки на приобретение профессии, случайность сделанного профессионального и жизненного выбора.

6. Неуверенность в собственных силах, сомнение в возможности успешного обучения в вузе, как результат осознания студентами рассмотренных выше факторов.

По сравнению с гражданскими вузами, картина адаптации курсантов осложняется наличием военной составляющей: требуется адаптация к сфере служебной деятельности. Это направление адаптации часто сводится к военно-профессиональной адаптации.

Мельниковым В.А. было установлено, что особенности процесса адаптации к военно-профессиональной деятельности слушателей военных вузов обусловлены его спецификой, характеризующейся профессиональными качествами, отражающими конкретную деятельность специалиста. Содержание этого процесса отражается в профессиограмме, предполагающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности будущего специалиста. Подготовка к осуществлению процесса адаптации требует, в первую очередь, учета: а) личностных особенностей, б) сенсорно-перцептивных свойств, в) особенностей мышления и памяти, г) моторных свойств, д) противопоказаний к деятельности. Динамика процесса адаптации будущего военного специалиста во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий: функционального состояния, социального опыта, жизненных установок и других факторов. При этом следует учитывать личностно-адаптационный потенциал, уровень развития которого обусловлен как психофизиологическими характеристиками, так и особенностями воспитания. Характеристику личностного адаптационного потенциала можно получить, оценив: а) уровень поведенческой регуляции, б) коммуникативных способностей, в) моральной нормативности

В соответствии с подходом Маклакова А.Г. психологические особенности личности, определяющие эффективность военно-профессиональной адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья, взаимосвязаны между собой и определяют интегральную характеристику психического развития личности - личностный адаптационный потенциал. Чем выше уровень развития личностного адаптационного потенциала, тем выше вероятность сохранения здоровья в условиях возрастания интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Психологические особенности личности имеют большое значение для военно-профессиональной адаптации и сохранения здоровья военнослужащих. К числу наиболее значимых для сохранения здоровья военнослужащих в экстремальных условиях деятельности психологических особенностей личности относятся: уровень нервно-психической устойчивости, самооценка личности, уровень конфликтности, наличие опыта общения и социальной поддержки, ориентация на существующие нормы поведения и требования коллектива.

Адаптация к социальной сфере, детерминированной резкой сменой круга общения, опосредованного условиями и требованиями военного вуза, пронизывает все виды адаптации. Так, реализация адаптации к учебной деятельности осуществляется, в том числе, и в общении с одногруппниками, с преподавателями. Аналогично служебная деятельность напрямую связано с общением. Возможно, именно это объясняет малое количество научных исследований, которые были бы полностью сконцентрированы на проблеме социальной адаптации в высшем учебном заведении. Так Раева Т.И. разделяет социально-психологическую и социальную адаптации, считая, что успешность социально-психологической адаптации зависит от сформированности такого личностного качества, как активность в общении, которое прямо связано с развитыми вербальными способностями учащихся. Показателем социальной адаптации, по ее мнению, является успешность учебной деятельности. Прежде всего, она зависит от развития интеллектуальной сферы (значимы корреляций с различными показателями интеллекта), имеет значимую корреляцию с состоянием здоровья, самочувствием, развитой волей, адекватной самооценкой.

Кроме адаптации к военно-профессиональной деятельности, учебной деятельности и социальной сфере происходит адаптация курсантов к военной субкультуре. Изучение механизмов адаптации к военной субкультуре практически не проводилось, однако достаточно подробно изучены механизмы адаптации к новой культуре. Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации определяется рядом индивидуальных факторов. Во-первых, демографическими характеристиками: у детей школьного возраста и пожилых людей сложнее проходит процесс адаптации, влияние пола на адаптацию проявляется неоднозначно, образовательный уровень коррелирует с успешностью адаптации. Во-вторых, личностными характеристиками:

  • когнитивной сложностью – когнитивно сложные индивиды обычно устанавливают более короткую социальную дистанцию между собой и представителями других культур,

  • тенденцией использовать при категоризации более крупные категории;

  • низкий уровень авторитарности, ригидности, высокий уровень толерантности.

Описание человека, испытывающего минимальные трудности в новой культурной среде, часто сводится к следующему: профессионально компетентный, имеющий высокую самооценку, общительный индивид экстравертного типа, человек, в системе ценностей которого большое место занимают ценности общечеловеческие, открытый для самых разных взглядов, интересующийся окружающими, а при регулировании конфликтов выбирающий стратегию сотрудничества. Однако следует отметить, что согласно идеи культурной подгонки личностные особенности человека должны находиться в согласии с новыми культурными нормами. Таким образом, можно предположить, что существуют ряд личностных особенностей, которые позволяют легче адаптироваться и к военной субкультуре.

На успешность адаптации также влияет четко выраженная мотивация, цель, достижение которой возможно при нахождении в новой культурной среде. Ожидания человека должны соответствовать реальности, однако те, кто ожидает худшего, сталкивается с наибольшими трудностями и наоборот.

На адаптацию благоприятно сказывается наличие доконтактного опыта – знакомство с историей, культурой, условиями жизни. Благотворное влияние оказывает и предшествующее пребывание в любой другой инокультурной среде. Овладение специфическими коммуникативными умениями, поведенческими стратегиями межкультурного взаимодействия и способами преодоления жизненных трудностей, которым человека можно научить, также способствует успешной адаптации.

К групповым факторам, влияющим на адаптацию, относят: 1) степень сходства или различий между культурами, наличие культурной дистанции, 2) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры, 3) особенности страны пребывания.

Таким образом, анализ научных источников показал, что, являясь сложным образованием, адаптация курсантов к высшему военно-учебному заведению зависит от целого ряда факторов. В изученной нами литературе не были выявлены попытки исследователей определить АВК курсантов, то есть установить какие механизмы адаптации, способные к изменению и формированию в ограниченное время, напрямую влияют на успешность адаптационного процесса.

Просмотров работы: 2122