Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста и организации в целом. Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем [2].
Дидактическое консультирование призвано повысить уровень дидактической компетентности в нашем случае будущего офицера – педагога. Дидактическая компетентность является частью профессиональной компетентности, это способность офицера-педагога решать сложные профессиональные задачи, возникающие в организации процесса обучения, в соответствии с имеющимися знаниями, умениями, опытом. Согласно исследованиям ученых [1], компетентность рассматривается как способность устанавливать связи между имеющимися у человека знаниями и ситуацией.
В основе дидактического консультирования лежат ситуации профессионального затруднения [2].
Процесс дидактического консультирования – это форма помощи в нашем случае будущему офицеру-педагогу в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в организации дидактического процесса, повышения дидактической компетентности.
Дидактическое консультирование включает следующие компоненты:
- Личность консультанта, личность консультируемого и отношения между ними. Консультант должен обладать экспертными, концептуальными знаниями в области дидактики. Между консультантом и консультируемым должны быть субьект-субьектные отношения сотрудничества, взаимодействие.
- Знания в области дидактики и способ организации процесса их освоения. В условиях диалога, выражения различных точек зрения происходит развитие дидактической компетентности будущего офицера-педагога.
- Результаты, соотносимые с целью. Результатом дидактического консультирования является дидактическая компетентность будущего офицера-педагога как субьекта профессиональной деятельности [2]. Здесь важна способность к рефлексии.
В.И. Слободчиков описывает формы личной рефлексии: полагающая, сравнивающая, определяющая, синтезирующая, трансцендирующая.
Полагающая рефлексия способствует формированию обобщенного представления о профессии. Сравнивающая рефлексия позволяет оценивать себя, сравнивая с другими. Определяющая рефлексия позволяет выявить степень профессиональной готовности. Синтезирующая рефлексия содержит в себе цель, средство, результат. Осознание смысла деятельности, себя как ее субьекта позволяет развить дидактическую компетентность.
Дидактическая компетентность офицера-педагога – это составная, ключевая часть профессиональной компетентности как обобщенной комплексной характеристики уровня профессионализма, который обнаруживает себя в характере субьектности педагога в организации дидактического процесса. Дидактическое консультирование коррелирует с уровнем дидактической компетентности педагога, которая выступает, с одной стороны, отправным моментом процесса консультирования, а с другой – его результатом [2].
В деятельности у будущих офицеров-педагогов могут возникнуть проблемы по созданию условий организации процесса обучения. А отсюда – необходимость в групповом консультировании. Тем, которые находятся на репродуктивном уровне дидактической компетентности, может потребоваться помощь в разрешении конкретных ситуаций, связанных с преподаванием предмета. Тем, кто находится на эвристическом уровне дидактической компетентности, может потребоваться экспертное консультационная помощь. Креативный уровень дидактической компетентности требует профессионального общения.
Таким образом, дидактическое консультирование в подготовке будущего офицера-педагога значимо, организуется в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в организации дидактического процесса, повышения дидактической компетентности.
Литература
Нестеров Д.С. Информационная компетенция как компонент образованности личности // Ученые записки ИНПО. - Вып.2 / сост. О.С. Орлов. - В. Новгород, 2000.
Педагогическое консультирование / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесникова. - М., 2006.