ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Духовно-нравственное воспитание в армии представляет собой процесс формирования высоких духовных и нравственных качеств защитников Отечества, в основе которого лежит вера в святость народных идеалов, любовь к родной земле, убежденность в торжестве добра над злом. Эти духовные истины, восходящие к смыслу жизни отдельного человека и народа в целом, исповедуют все традиционные религии России, и в первую очередь  Русская Православная Церковь. В усвоении этих истин каждым гражданином страны государство и Церковь видят свою важнейшую задачу.

Увидеть и понять эту специфику позволяет рассмотрение духовно-нравственного воспитания военнослужащих в трех аспектах: научном, образовательном и культурном. Объективно анализировать военно-политическую обстановку, правильно определять угрозы Отечеству, меры по укреплению обороны и безопасности государства призвана современная наука и, прежде всего,  военная наука. На основе научных данных определяются цели, направления, формы и методы строительства Вооруженных Сил, подготовки и воспитания личного состава.

Хотя воспитание патриотизма было и остается центральной задачей органов государственного и военного управления, сегодня совершенно недостаточно сказать, что мы должны воспитывать воинов-патриотов, готовых самоотверженно выполнить свой воинский долг. Суть первого, научного аспекта духовно-нравственного воспитания военнослужащих, состоит в том, что, опираясь на идеи патриотизма и государственности, современная наука может и должна давать ответы на вопросы: к какой войне и какими средствами следует готовить воина-профессионала. Если первая часть вопроса обращена преимущественно к военной науке, то вторая его часть адресована также науке церковной. Мировоззренческий и идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией России в 1993 году, до сих пор вызывает споры среди ученых. По этой же причине ряду научных школ и направлений, выходящим за рамки парадигмы советского периода, и сегодня отказывают в праве на научность. Признание возможности и перспективности военно-церковного сотрудничества в науке происходит постепенно. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.

В последние годы защищено несколько диссертаций, посвященных духовным основам военной безопасности государства и военно-конфессиональным отношениям в современной России. Ученые-богословы также ведут научные исследования, обобщающие опыт новейшей истории взаимодействия Армии и Церкви.

2 марта 2009 года исполнилось 15 лет со дня установления официальных отношений между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации. Начало современному этапу военно-церковных отношений положил недавно почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По благословению и при участии Святейшего Патриарха была сформирована система взаимодействия между Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью, были установлены и начали развиваться военно-конфессиональные со всеми традиционными религиозными организациями России, включая ислам, иудаизм и буддизм.

Сегодня уже тысячи священнослужителей добровольно, в рамках существующих соглашений духовно окормляют российских военнослужащих и членов их семей, участвуют в их просвещении и воспитании. Их работа востребована на всех уровнях военной организации и практически везде находятся точки приложения их знаний, умений и профессионального опыта: в казармах и на учениях, в аудиториях вузов и кабинетах командующих. Это подтверждают соглашения о сотрудничестве, инициативно заключенные всеми видами Вооруженных Сил и родами войск с Русской Православной Церковью.

Хорошо известно, что на протяжении всех 15 лет обсуждается вопрос о законодательном введении штатного духовенства в Вооруженных Силах и других силовых структурах Российской Федерации. Мнения высказываются самые различные, нередко прямо противоположные.

Представляется, что свои суждения по данному вопросу должна высказать как военная, так и церковная наука. Обоснованные ответы на вопросы о степени готовности Церкви и Армии к этому шагу, принесут значительно больше пользы, чем многочисленные дискуссии и заявления, апеллирующие более к чувствам, чем к разуму.

Еще одной проблемой науки, как уже было сказано, является выявление сущности и содержания современного военного противоборства государств и иных общественно-политических сил. В настоящее время относительное согласие между учеными достигнуто в том, что нынешние войны все менее повторяют свои традиционные формы.

Можно отметить как минимум две особенности современных военных конфликтов. Во-первых, это резкое возрастание роли информационно-психологического противоборства во время подготовки к войне и в ходе ее ведения. Во-вторых, это ведение борьбы с противником нетрадиционными методами. Каждая из этих особенностей должна учитываться во всесторонней подготовке личного состава Вооруженных Сил к участию в вероятных военных конфликтах. Центр тяжести в данной работе объективно смещается в направлении формирования духовной и морально-психологической готовности Вооруженных Сил России к войнам XXI века.

О кардинальных изменениях в содержании современной войны заставили задуматься драматические страницы истории, которые пережило наше Отечество в недавнем прошлом.

В то время, когда командиры, политработники, партийные и комсомольские активисты воспитывали личный состав в духе любви к Отечеству и ненависти к империализму, враг сумел расчленить Советский Союз и уничтожить мировую систему социализма, а идеологию ранее ненавистного капитализма внедрить в общественное сознание бывших социалистических стран.

В XX - начале XXI веков были осуществлены и другие нетипичные операции, хотя и менее масштабные. Это и отделение Косово от Сербии, и государственный переворот в Ираке, и разжигание серии конфликтов на Кавказе. Возникает вопрос: что необходимо сделать сегодня, чтобы Россию не постигла участь Советского Союза?

И здесь необходимо перейти ко второму аспекту проблемы духовно-нравственного воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации в современных условиях. Речь идет об образовании военнослужащих в самом широком смысле этого слова. Процесс образования представляет собой неразрывное единство воспитания и обучения, и военное образование в этом отношении не является исключением.

Выдающиеся русские полководцы, ученые, педагоги на первое место в образовании воина ставили воспитание, а уж затем обучение. Думается, не стоит упрощать такой подход, принижая одну из сторон образования. Важно понять, почему они делали такой акцент на воспитании.

Сегодня без преувеличения можно сказать, что каждому гражданину России, тем более  военнослужащему, нужны не только профессиональные знания, но и широкая осведомленность о происходящих в мире геополитических и военно-политических процессах, умение оценить их с позиций интересов Отечества, выявить духовный и идейный смысл происходящих событий.

Вполне осознанными и воспринятыми душой должны стать конституционно закрепленные ценности российского народа: государственный суверенитет, язык, народная власть, история, культура. Законодательно признанная особая роль православия в создании российской государственности и духовности, его непреходящие ценности также должны быть отнесены к предметному полю духовного пространства, подлежащему безусловной защите.

Следует знать и помнить, что семья, как освященный высшим смыслом социальный организм и животворящая клеточка общества, детство, материнство, отцовство, личная и общественная нравственность, любовь к Родине, чувство долга перед ней  все это важнейшие элементы духовного пространства России, которые являются объектами целенаправленной геополитической экспансии.

Авторы и исполнители экспансионистских программ против России тщательно маскируют свои намерения и действия. Их общий замысел сводится к следующему: добиться эффективного манипулирования общественным сознанием населения, подавить духовное сопротивление наиболее стойкой его части, сформировать устойчивые представления об ущербности и неизбежной «трансформации» российского государства и всех его смысложизненных, ценностных атрибутов, начиная с идеологии и заканчивая, естественно, территорией и ее богатствами.

Конечно, было бы дико вообразить себе военного человека, который бы относился к своей стране с равнодушием или неуважением. Но «для военного мало инстинктивной любви, любви по привычке или по вере, а нужна любовь проверенная, основанная на знании фактов, на знании как положительных, так и отрицательных сторон своей страны».

Национальный военный прогресс и дело государственной обороны невозможны и без подлинного служения Родине, предполагающего качество знаний и истинность веры. На это указывал выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Такое служение немыслимо без глубокого усвоения достижений отечественной и зарубежной военной культуры, уроков военной истории  этих главнейших первоисточников военного дела, важнейших рычагов образования и воспитания воина-профессионала-гражданина.

На глубокое понимание нынешних и будущих проблем должна быть нацелена военно-историческая работа. Вот что писал по этому поводу Александр Андреевич Свечин, не случайно названный «Русским Клаузевицем»: «Не вглядываться в прошлые события, не изучать причины наших поражений  значит не желать исцелить нашу армию от сковывающих ее недугов, не желать ей в будущем побед. Природа всего военного знания историческая. Страницы прошлого должны представлять для нас не могильные памятники, а оружие для борьбы в настоящем, ключ к его пониманию. Расцвет русской военной истории только и может произвести на свет русскую доктрину».

Акцентируя тему военной доктрины, автор «Истории Русской Армии» военный теоретик А.А. Керсновский подчеркивал, что «сущностью той грани русского национального монолита, что носит название русской национальной военной доктрины, является превосходство духа над материей».

О значении духа для русского человека прекрасно сказал И.А. Ильин: «Без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся, по словам Гоголя, «существователями». Не случайно и в советские времена моральный дух Вооруженных Сил СССР определялся как «духовная готовность и способность армии переносить испытания войны и добиться победы над врагом».

В теснейшей взаимосвязи воспитания и обучения в Русской армии был сформирован уникальный тип офицера  носителя православных ценностей, преданного идее государственного служения, обладающего глубокими знаниями, честью и достоинством.

Излом национальной культурной традиции в начале ХХ века и постепенное возвращение к своим духовным истокам в настоящее время делает актуальным третий аспект духовно-нравственного воспитания, связанный с формированием военной культуры. Пора пересмотреть отношение к культуре военного человека, как степени его эстетического воспитания, способности оценивать прекрасное и героическое в изобразительном искусстве и литературе и т.д. Это важные составные части внутреннего мира личности, но далеко не определяющие культуру человека, тем более − военного.

Российская императорская армия не была совершенной, но обладала самобытной военной культурой, интеллектом и оставила нам богатейшее наследие русской военной классики. В ней содержатся принципиальные ответы на многие вопросы современного военного строительства. На этот бесценный духовный капитал следует в первую очередь опираться при возрождении военной мощи России. Без преувеличения можно сказать, что многие труды советских и современных российских ученых достойно продолжают традиции отечественной военной классики.

Отечественная военная культура представляет собой спасительную систему идейного верования, духовной помощи и нравственного водительства, подлинный кладезь истинного патриотизма, плодотворных, жизненно важных, злободневных и перспективных знаний и идей. К великому сожалению, понимания этой прописной истины в Вооруженных Силах пока недостает.

Итак, какими качествами, умениями, знаниями должен обладать тот воспитатель и учитель, который смог бы передать современному воину все богатство духовной и военной культуры наших великих предшественников, научить обнаруживать скрытые угрозы, раскрывать замыслы противников, отражать «нетипичные» удары и при этом служить примером верности воинскому долгу и Отечеству?

В одночасье таких воспитателей и подчиненных не сформируешь. И в одиночку таких задач не решить. Поэтому первоочередная задача в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих состоит в объединении усилий, оказании взаимопомощи, дальнейшем наращивании опыта взаимодействия и самого тесного сотрудничества. Каждому  и офицеру, и священнику,  следует неустанно обогащать духовный багаж, свои знания, следуя завету адмирала Макарова, призывавшему «помнить войну», и девизу А.В. Суворова  «Тяжело в учении  легко в бою!».

Просмотров работы: 1908