АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оптимизация адаптационного процесса в вузе должна включать в себя комплекс мер, направленных как на оптимизацию действия факторов, определяющих успешность адаптации и коррекцию отдельных нарушений, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации, так и на повышение показателей продуктивности, снижение психологической и психофизиологической стоимости при действии основных психологических механизмов адаптации.

Воздействие на внутренние детерминанты адаптационного процесса направлено на повышение уровня адаптивности, т.е. способности к достижению адекватных результатов учебной деятельности.

С этой целью, прежде всего, необходимо:

1. Выделить курсантов, обладающих:

- недостаточным уровнем фактической подготовленности по программе средней школы, пренебрежением знаниями из курсов школьных дисциплин вследствие неразвитости трудолюбия и любознательности, дефицита личной ответственности и учебной активности, невысокого уровня духовного и интеллектуального потенциалов;

-слабо выраженными навыками учебной работы, недостаточно развитым словесно-логическим (отвлеченным) мышлением, неразвитостью концентрации и распределения внимания, незнанием эффективных мнемонических приемов, слабостью волевой регуляции;

- невысоким уровнем культуры, нравственной и трудовой воспитанности, проявляющимися на фоне ограниченных жизненного опыта и социальной зрелости; мировоззренческой и социальной инфантильностью;

- недостаточной выраженностью установки на приобретение профессии, сомнением в правильности сделанного профессионального и жизненного выбора;

- неуверенностью в собственных силах, сомнением в возможности успешного обучения в военном вузе.

2. Представляется целесообразным введение на первом курсе специального предмета (факультатива), направленного на развитие навыков умственного труда. Как показывает опыт, традиционное преподавание дисциплины «Введение в специальность», позволяющее дать представление об особенностях организации различных видов занятий, читаемых курсах и их назначении в общей системе подготовки по специальности, основных требованиях, предъявляемых к курсантам в ходе учебного процесса, на зачетах и экзаменах, не дает «рецептов» достижения целей учебной деятельности. Курс рациональной организации умственного труда курсанта мог бы способствовать привитию навыков планирования времени, распределения умственной и физической нагрузки, усвоению приемов эффективной работы с информацией и работы с литературой, совершенствованию техники чтения, а также развитию процессов памяти и основных свойств внимания.

3. Динамическое наблюдение и пролонгированное психодиагностическое тестирование являются обязательным условием обеспечения эффективности контроля процесса адаптации курсантов к условиям военного вуза. Своевременное выявление личностных изменений позволяет вносить коррективы в планы индивидуально-воспитательной работы с курсантами, оптимизировать процесс профессиональной идентификации, личностного и профессионального саморазвития.

4. Существенное значение для успешности адаптации имеет нормализация условий обучения, особенно улучшение социально-бытовых условий проживания в казарме (общежитии), создание возможностей для самостоятельной работы, нормальной продолжительности сна и отдыха.

5. Использование культурного адаптора позволяет курсантам быстро войти в субкультуру военного вуза, активизирует их познавательную и творческую активность, формирует навыки бесконфликтного общения с командирами, сослуживцами и преподавателями.

6. Нормализация собственно учебной нагрузки предполагает ее равномерное распределение в течение года, повышение интенсивности учебной деятельности, прежде всего за счет изменения форм контроля (например, широкого внедрения рейтинговой системы выставления итоговых оценок), стимулирующих учебную активность на протяжении всего семестра.

7. Снижение влияния различных психогенных факторов может быть достигнуто путем повышения стрессоустойчивости, привития навыков саморегуляции психологических и физиологических функций в ходе проведения соответствующих тренингов, основанных на принципе обратной связи. Применение методов психологического воздействия и психологической помощи позволит улучшить показатели адаптации на личностном, социально-психологическом уровнях, и одновременно повысить продуктивность учебной деятельности, уменьшить уровень психологических и физиологических затрат. Задачами такой психологической поддержки являются формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение мотивации учебной и служебной деятельности, совершенствование коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях, и, в конечном счете, смена неадекватных поведенческих и учебных стереотипов и установок, выработка новой стратегии адаптации. Базовыми методами для выполнения этих задач могут служить индивидуальные беседы и групповые социально-психологические или коррекционные тренинги, основными психотерапевтическими механизмами которых являются реализация потребности в самопознании, объективной обратной связи, т.е. рефлексии, и снижение дисбаланса интернальности успеха и неудачи.

Просмотров работы: 1108