ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную, нравственную чистоту и физическое совершенство – процесс, затрагивающий все сферы жизни современного общества. Осуществлять этот процесс возможно при наличии объективных предпосылок в экономической, политической, нравственной и других областях. Одной из важных областей, где процесс такого формирования становится всё более эффективным, является область эстетического воспитания.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Следовательно проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Оно развивает человека для его активной эстетической жизнедеятельности. В активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [1].

Н.И. Киященко определяет цель эстетического воспитания в развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности [2].

А.В. Барабанщиков отмечает, что цель эстетического воспитания в воинской среде – формирование у военнослужащих эстетических взглядов, вкусов, эстетического отношения к окружающей действительности, к жизни и воинской службе [3]. Более широко определена цель эстетического воспитания в условиях воинской среды в концепции воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. В ней говорится, что в процессе эстетического воспитания у военнослужащих необходимо осуществлять:

  • формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности;

  • прививать эстетическое отношения к военной форме одежды;

  • повышать эстетическое содержание воинских ритуалов;

  • развивать героико-патриотическую и военную тематику в современном искусстве;

  • знакомить с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;

приобщать к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи [4].

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство исследователей (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи эстетического воспитания.

Во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» [5]. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Третья задача эстетического воспитания состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Суть этой задачи заключается в том, что человек должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

А.В. Барабанщиков и Н.Ф. Феденко отмечают, что основные задачи эстетического воспитания применительно к воинской среде заключаются в том, чтобы выработать у военнослужащих правильное понимание прекрасного; научить критически воспринимать и оценивать произведения искусства, понимать добро и зло, трагическое и комическое как в жизни, так и в искусстве; развивать художественные способности и задатки, стремление жить и творить по законам красоты, вносить прекрасное в жизнь и бороться со всем извращённым, безобразным [3].

На основе данного определения необходимо отметить, что помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у военнослужащего формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание исследователи подразделяют на ряд категорий: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.

Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства [5]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые человеком, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету.

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [5].

Таким образом, эстетическое воспитание военнослужащих направлено на восхищение, основными принципами армейской морали, уставов и традиций Вооруженных Сил. Эти принципы охватывают отношения военнослужащих к природе, искусству и, прежде всего людям, которые ценили и защищали эти культурно-эстетические ценности.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие личности, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения военнослужащими знаниями художественно-эстетической культуры, развития у них эстетических, психологических качеств, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Литература

  1. Гуляева Л.И. Эстетическое воспитание и творческая активность личности / Л.И. Гуляева. - М.: Знание, 2002. - 64 с.

  2. Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы /Н.И. Киященко. – М., 2002. — 384 с.

  3. Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: Военное издательство, 1986. – 240 с.

  4. Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации /Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. – М., 2004.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.

Просмотров работы: 4531