ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе формирования нового облика Вооруженных сил Российской Федерации проблема совершенствования профессиональной подготовки военных кадров продолжает иметь большую теоретическую и практическую значимость, что обусловливается возросшими требованиями к профессионализму военных специалистов.

Условия адаптации курсантов военных вузов гораздо сложнее, чем в гражданских вузах – это связано с тем, что курсанты с первых дней нахождения в вузе обязаны наряду с обучением выполнять обязанности военной службы (привлекаются к несению службы в нарядах, в вузе строго нормированный регламент служебной деятельности, курсант постоянно находится в воинском коллективе, имеет минимальное количество времени на личные потребности).

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» – приспособляю – приспособление строения и функций организма к условиям среды) [1] относится ко второй половине XVIII в., когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. В дальнейшем проблемы адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж.Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин). Расширялись и границы применения термина «адаптация»: наряду с биологами явлением адаптации заинтересовались врачи, психологи, социологи, философы и педагоги. В настоящий момент, оно «отражает всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к условиям среды, что означает применительно к человеку непрерывное совершенствование, развитие, как всего общества, так и отдельно взятого человека» [2].

В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки.

Несмотря на большое разнообразие в оценках данного понятия, общими во всех определениях остаются четыре момента:

1. Процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем.

2. Взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами.

3. Основной целью взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах.

4. Достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах.

В любом случае адаптация человека представляет собой самостоятельный процесс, характеризующий развитие личности в определенных конкретных условиях [3].

Наиболее сложными при адаптации к обучению в условиях военного вуза являются: период после поступления и начало очередного семестра обучения. Это связано с тем, что после поступления обучающийся попадает в военный вуз, где все строго регламентировано и он должен постоянно находится в воинском коллективе. В начале семестра это обусловлено психическим отвыканием обучающегося за период отпуска от установленных правил воинского коллектива [3].

Психическое развитие курсанта в процессе обучения представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, своеобразие которых обусловлено не столько последовательностью овладения учебным материалом, сколько динамикой интеграции в новую среду, усвоения всех ее требований.

Традиционно подготовку курсантов в военном вузе рассматривают по курсам обучения, важным представляется начальный этап процесса адаптации будущих специалистов [3]. Это не совсем верно, так как для анализа и своевременного вмешательства командования факультета и курса необходимо осуществлять постоянный контроль за обучаемым.

В настоящее время существует большое количество методик, позволяющих исследовать личностный потенциал (Методика оценки военно-профессиональной направленности, Методика исследования мотивации и особенностей самооценки, Профессионально-личностный опросник, Опросник Айзенка и др.) [4], прогнозировать уровень адаптации для каждого испытуемого в отдельности и для конкретной группы. Обычно тестовые методики направлены на выявления значений, составляющих процесс адаптации, либо значений видов адаптации (в том числе социально-психологической адаптации, физиологической и т.п.). Однако, следует заметить, что как правило подобные методики громоздки, содержат большое количество вопросов, проведение исследования занимает значительное количество времени, что сказывается на результатах, так как с течением времени у испытуемых снижается и рассеивается внимание, ответы ставятся «наобум». Обработка результатов подобных исследований ведется по разным ключам, на большом количестве бланков с ответами, что еще больше затрудняет работу экспериментатора.

Проведенные исследования показали, что большинство методик не адаптировано для использования на выборке военнослужащих и имеет общие «безликие» формулировки вопросов или утверждений (в зависимости от проводимой методики).

В этой связи можно считать, что для военных вузов целесообразно использовать методику по выявлению индивидуального потенциала, необходимого для успешной адаптации будущих специалистов и по формированию сержантского состава, основанного на классических тестовых методиках, оптимально адаптированных для использования в воинской среде.

Подобное исследование должно осуществляться систематически в течение всего обучения в военном вузе. Рекомендуется производить его не менее 2-х раз за учебный год (не позднее чем через две недели после прибытия из отпуска).

В настоящее время при поступлении в военный вуз помимо вступительных экзаменов абитуриенты проходят обязательное психологическое тестирование. Выявляются такие показатели как общее интеллектуальное развитие, военно-профессиональная направленность, адаптивность, в частности, нервно-психические особенности. Но получаемые в результате тестирования показатели не всегда используются командованием подразделений (факультета) при формировании учебных групп, и не всегда при этом учитываются личностные или групповые характеристики. Также и отбор на должности командиров отделений, командиров учебных групп из числа курсантов, как правило, производится методом визуального наблюдения и сложившегося при этом у командиров подразделений мнения о том или ином подчиненном, его достоинствах и недостатках, а не опираясь на полученные результаты психодиагностики.

В случае если командование подразделения (факультета) будет опираться на полученные результаты тестирования, то можно будет выявить причину конфликтного поведения обучающегося на начальном этапе, возможным станет предвидение (прогнозирование) подобного рода проблем и их можно будет избежать, переведя обучающегося в другую учебную группу, или направив его на индивидуальную консультацию. Рекомендации, полученные согласно результатам методики, могут быть использованы для формирования учебных групп, для утверждения младших командиров, при подборе в караул и т.д.

Как очевидно, предложенные рекомендации направлены не только на констатацию факта (определение уровня адаптации), сложившейся ситуации в каждой конкретной учебной группе, но и возможность психолого-педагогической коррекции в каждом отдельном случае в зависимости от результатов тестирования.

В результате исследования учебных групп командование подразделения получает рекомендации, направленные на повышение уровня адаптации (показатели среднего, выше среднего и высокого уровней адаптации считаются нормой и далее только контролируются повторными исследованиями). Систематический психологический мониторинг, безусловно, способен поднять уровень адаптации и повысить качество подготовки военных специалистов.

В заключение следует отметить, что для подготовки высококвалифицированных будущих офицеров важно точно и своевременно спрогнозировать успешность процесса адаптации путем изучения индивидуального потенциала каждого курсанта и контролировать уровень адаптации через показатели внутригрупповых характеристик [4]. Так как в течение всего обучения учебная группа развивается, то характеристики, влияющие на адаптацию в конкретной группе, также будут меняться [5], и эти изменения требуют контроля и решительного вмешательства педагогов и командного состава вуза при получении низких результатов.

Литература

1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

2. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Наука, 1959. – 306 с.

3. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.

4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. – 2001. – Т.22. – №1. – C.6-24.

5. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

Просмотров работы: 1501