ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУ-ХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУ-ХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен мировоззрения рассматривается как важнейший компонент духовной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях профессионального образования и труда, в индивидуальной практике жизнедеятельности человека.

В педагогическом познании состав мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с психолого-педагогическими условиями, «процедурами и механизмами» мировоззренческого самоопределения личности в системах обучения, воспитания и образования в социуме.

Теоретический анализ проблемы формирования духовно-мировоззренческих основ воинской деятельности позволил выделить ряд психолого-педагогических условий, способствующих эффективной реализации воспитательного процесса в подразделениях.

Условие – философская категория, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. «Условие – это то, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [1].

В Большом толковом словаре русского языка понятие «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, протекает что-либо; основа, предпосылка чего-либо.

Таким образом, у термина «условие» существует несколько значений. В нашем исследовании условия выступают как целенаправленно создаваемые обстоятельства, необходимые для успешного процесса формирования духовно-мировоззренческих основ воинской деятельности. Нами выделены следующие условия:

  1. учёт в обучении и воспитании военнослужащих положительного опыта предшествующих поколений, доказавшего свою результативность и эффективность;

  2. обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к обучению и воспитанию военнослужащих с учётом влияния коллектива на качество профессионального и духовного становления каждого военнослужащего (взаимопомощь, моральная и эмоциональная поддержка и т.д.);

  3. высокий уровень развития духовности личности офицера по работе с личным составом.

Учёт в обучении и воспитании военнослужащих положительного опыта предшествующих поколений, доказавшего свою результативность и эффективность предполагает не только овладение основами наук, но и овладение духовным опытом, запечатлённым в произведениях искусства, отражённым в мировых религиях.

Данное условие позволяет целенаправленно формировать ценностное отношение военнослужащих к явлениям окружающей действительности, их жизненную позицию. Оно заключается в сочетании различных видов деятельности военнослужащих, осуществляемых в процессе духовно-нравственного воспитания.

Интеллектуально-познавательная деятельность, способствующая развитию познавательных способностей, имеет особую значимость. Данная деятельность осуществляется в формах учебных занятий, лекториев, посещении концертных залов, музеев, встреч со священнослужителями.

В результате интеллектуально-познавательной деятельности происходит расширение познания и ценностного отношения военнослужащих к своим товарищам, воинской деятельности, явлениям окружающей действительности.

Выработке научных, этических и эстетических критериев оценки жизненных явлений, формированию мировоззрения способствует ценностно-ориентировочная деятельность военнослужащих, осуществляемая в таких формах, как прослушивание музыкальных сочинений. Осознание богатого человеческого опыта, заложенного в произведениях музыкального искусства, способствует формированию ориентации военнослужащих на общечеловеческие ценности, определённого отношения к ним, что, в свою очередь, влияет на процесс самопознания, выработки критериев оценки себя самого и окружающего мира.

Обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к обучению и воспитанию военнослужащих с учётом влияния коллектива на качество профессионального и духовного становления каждого военнослужащего является важным условием.

В современной педагогике понятие «коллектив» определяется как организованная группа людей, сплочённая совместной целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями [2].

Позитивная направленность обеспечивается возможностью достижения успеха в процессе совместной деятельности. В результате этого складывается система отношений, основанная на общности интересов и потребностей. В совместной деятельности военнослужащие открывают для себя новый смысл, начиная оценивать её не только по конечному результату, но и как средство развития себя и товарищей. Для одних членов коллектива другие выступают в роли ориентира. Поэтому данное условие способствует усвоению всеми членами коллектива общих ценностей, которые становятся для каждого из них личностно значимыми, что сказывается на качестве выполнения служебных обязанностей.

Военнослужащие имеют возможность взаимодействовать как с теми, кто имеет с ними много общего, так и с теми, кого можно назвать «Другими» (люди другой национальности, культуры). В данном случае целью построения взаимоотношений является не изменение «Другого», а развитие собственных коммуникативных умений. В этом случае «Другие», реализуя себя, предстают перед товарищами как интересные своими возможностями.

Сплочению воинского коллектива способствует его движение к перспективе, которое предполагает переключение внимания военнослужащих от личных – к объединяющим личные и общественные интересы. Данный процесс предусматривает мотивационную установку, то есть постановку перед военнослужащими конкретной реальной цели; положительное эмоциональное восприятие поставленной цели, продиктованное возможностями личностного развития и развития товарищей по достижению данной цели.

Положительные особенности межличностных отношений внутри воинского коллектива влияют на формирование нравственного поведения, что проявляется в способности к взаимодействию на основе дружелюбия и взаимопомощи, уважительному отношению к другому человеку, независимо от его отличительных особенностей и национальности, восприятию другого человека как ценность.

Высокий уровень развития духовности личности офицера по работе с личным составом является непременным условием духовно-нравственного воспитания военнослужащих как фактора формирования духовно-мировоззренческих основ воинской деятельности.

Процесс развития духовности личности, становления на этой основе её мировоззрения носит взаимообогащающий характер. В результате взаимодействия офицера по работе с личным составом и военнослужащего происходит взаимное влияние субъектов данного процесса, обмен знаниями, опытом. Поэтому от того, насколько высок уровень развития духовности личности воспитателя, зависит эффективность процесса развития духовности личности военнослужащего.

Данное условие предполагает следующее:

  • наличие у офицера по работе с личным составом сложившейся системы ценностей, которая может служить ориентиром при выборе воспитательных целей в процессе взаимодействия с военнослужащими;

  • гуманное отношение офицера по работе с личным составом к военнослужащему как уникальному феномену, в результате чего военнослужащим будут восприняты воспитательные идеи;

  • эмоциональную включённость офицера по работе с личным составом в бытийную проблематику военнослужащих;

  • компетентность, ответственность офицера по работе личным составом при взаимодействии с военнослужащими в рамках границ воспитательного процесса;

  • готовность офицера по работе с личным составом к самосовершенствованию.

Взаимовлияния, принятые, осознанные, продолженные в собственной активности, являются источниками развития, связью интеллектуальных, нравственных, эстетических отношений военнослужащего и офицера по работе с личным составом. Поэтому от того, насколько высоко развит уровень духовности личности воспитателя, зависит эффективность процесса развития духовного мировоззрения личности военнослужащего.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация и взаимосвязь вышеперечисленных условий способствует достижению цели воспитательного процесса.

Литература

  1. Философский энциклопедический словарь. – М., 1977. – С.89.

  2. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 106.

Просмотров работы: 1165