ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПРИРОДА ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПРИРОДА ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Решение многих проблем развития российской государственности во многом зависят от мировоззрения и сознания каждого российского гражданина. Именно мировоззрение, его насыщенность разнообразными знаниями и духовно-нравственными ценностями обусловливают благородные действия человека, его нравственное и культурное поведение в обществе. Другими словами, мировоззрение есть тот духовный источник формирования фундаментальных оснований и установок, которые имеют для личности концептуальное значение. Оно формируется путем освоения экономических, научных, политических, культурных, религиозных и других знаний и преднамеренного их соотнесения с закономерностями развития природы, общества и человека.

Воспитание верных защитников Отечества, способных компетентно решать как профессиональные, так и социально-педагогические задачи, предусматривает поиск новых направлений в области содержания воспитательной деятельности, его организационных и методических форм, прежде всего связанных с формированием мировоззрения военнослужащих. Поэтому возникла острая необходимость внести определенные коррективы, как в понимание содержания воспитательной деятельности по формированию духовно-мировоззренческих основ воинской деятельности, так и в практику его организации.

Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах Абульхановой К.А., Асмолова А.Г., Братуся Б.С., Выготского Л.С., Леонтьева Д.А., Оллпорта Г., Рокича М., Рубинштейна С.Л., Франкла В. и др. По мнению этих авторов ценностно-смысловая сфера представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента – личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающих воспринятые и присвоенные социальные ценности [1].

Несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность. Ломов Б.Ф. определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие»[2]. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Совершая действия и поступки, военнослужащие исходят из самых разных побуждений. Например, осознание воинского долга, чувство коллективизма побуждают проявлять взаимовыручку, оказывать помощь товарищу, а потребность в познании и интерес к военному делу вызывают стремление совершенствовать своё военно-профессиональное мастерство. Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки – всё это элементы направленности личности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности личности военнослужащего: морально-нравственную, военно-профессиональную, бытовую, социально-политическую и др.

Направленность личности, занимая наиболее высокое положение в личностной иерархии, носит социально обусловленный характер и формируется в процессе воспитания.

С точки зрения Анцыферовой Л.И., направленность личности на определенные ценности – ценностные ориентации – формирует общество [3]. Следовательно можно сделать вывод, что на ценностные ориентации личности военнослужащего значительное воздействие будет оказывать социально-экономическая и социально-политическая обстановка в стране, определяющая роль и значение армии в обеспечении безопасности государства, устанавливающая социальный статус военнослужащих как важный статус Защитника Отечества.

Однако социально-психологический подход к определению ценностей заключается не только в рассмотрении ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, но и в анализе характера принятия ценностей личностью. В данном контексте как основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие «деятельность», занимающее ключевое место в теории А.Н. Леонтьева. По его словам, реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью [2].

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение не только все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, но и все закономерности международной обстановки.

Конец XX – начало XXI века характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряжённости, которые связаны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в новом XXI веке существует необходимость вооружённой защиты страны, а, следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость.

В военно-профессиональной деятельности можно выделить многочисленные компоненты, в первую очередь – это деятельность в боевых условиях и деятельность в мирных условиях. Боевая деятельность – это активность военнослужащих по достижению целей вооружённой борьбы. Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении.

Другой вид военно-профессиональной деятельности – это деятельность в мирных условиях. В социально-психологическом плане она сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора, что обусловлено строгой регламентацией военной службы. Таким образом, становление личности военнослужащего заключается в закономерной перестройке системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, в становлении, тем самым, «связной системы личностных смыслов».

Таким образом, всякая ценность характеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком.

Система ценностей личности имеет двойственный характер. Она обусловлена с одной стороны индивидуальным, а с другой стороны социальным опытом. Это определяет её двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

В ценностно-смысловой природе духовно-мировоззренческих основ воинской деятельности можно выделить два класса ценностей:

1) терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования – служение и защита Отечества с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные ценности — убеждения в том, что выбранный образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Системы ценностных ориентации личности определяются совокупностью индивидных свойств, являющихся внутренними факторами развития человека, и особенностями социокультурной среды, выступающих в качестве внешних факторов.

Следует отметить, что в психологической науке нет однозначного ответа на вопрос о соотношении в личности биологического и социального. Поэтому при решении практических задач формирования духовно-мировоззренческих основ воинской деятельности следует учитывать как личностные, так и социальные особенности развития.

Литература

1. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 81-89.

2. Славская А.Н. Личностная интерпретация правовых отношений в контексте российского менталитета // Психологический журнал. – 2004. – № 6. – С.12-20.

3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал. – 2004. – №2.

Просмотров работы: 2172