ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Это наиболее благоприятная и, зачастую, единственная возможность убедить индивида в обоснованности позиций психолога, чтобы он сам с нею согласился и поддержал ее. Поскольку беседу не всегда можно повторить, необходимо полностью использовать предоставленную возможность [5].

Основными видами беседы с военнослужащими можно назвать следующие:

- ознакомительная (сбор данных о военнослужащем, установление с подчиненным контакта, ознакомление его с порядком прохождения службы, оказание психологической поддержки);

- профилактическая (проводится с целью придания системности, плановости информационно-воспитательной работы; она позволяет следить за изменениями, происходящими с военнослужащим, вовремя оказывать психолого-педагогическое воздействие);

- диагностическая (выявление потребностей, мотивов, склонностей, личных переживаний воина, затрудняющих прохождение военной службы, его мнение о положении дел в коллективе);

- экспериментальная (наиболее сложный вид индивидуальной беседы, позволяет уточнить имеющиеся сведения, оценить те стороны личности, которые не удалось достаточно изучить с помощью применявшихся методов и тестов; в результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности);

- консультативная беседа.

Консультативная беседа предполагает оказание воздействия на военнослужащего с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его актуальные и потенциальные возможности. Существенно важным для проведения беседы является то, что предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Для формирования навыков в проведении беседы необходим комплекс тренингов, направленных на развитие навыков межличностного общения. Существует большое количество подходов, направленных помочь психологу в проведении консультативной беседы. Рассмотрим некоторые из них.

Филип Бурнард пишет в своей книге «Тренинг межличностного взаимодействия»: «…о каком бы стиле консультирования ни шла речь, стоит отметить, что в любом случае один из навыков имеет особое значение – это навык слушания».

Из вышесказанного понятно, что Ф. Бурнард считает навык умения слушать основным в проведении беседы и предлагает использовать следующий комплекс из 10 упражнений, направленный на развитие навыков консультирования:

1. Простое выслушивание. Все участники разбиваются на пары. Один становится слушателем, второй – рассказчиком. Задача рассказчика – просто говорить на заданную тему, а задача слушателя – просто слушать партнера, никак не реагируя на его слова. Затем идет обсуждение.

2. Использование открытых вопросов. Это такие вопросы, на которые нельзя дать ответ «да» или «нет», а также одним словом. Все участники разбиваются на пары. Один из членов пары задает своему партнеру открытые вопросы и выслушивает его ответы. Затем следует обсуждение процедуры и содержания, обсуждаются ошибки.

3. Использование закрытых вопросов (в противоположность открытым, закрытый вопрос подразумевает варианты ответов). Выполняется также как и предыдущее упражнение.

4. Использование эмпатических высказываний. В этом упражнении цель каждого из участников - попытаться стать на место другого человека. Все участники разбиваются на пары. После этого один из членов пары начинает рассказывать о чем-либо своему партнеру. Тот имеет право предпринимать лишь интервенции, указывающие на наличие эмпатии по отношению к рассказывающему.

Пример:

а) Похоже, что вы действительно очень сильно разозлились…

б) Кажется, по отношению к этому, вы испытываете смешанные чувства…

Единственная цель, с которой используются эмпатические высказывания – это донесение до другого человека сообщения о том, что слушающий находится на его стороне.

5. Проверка правильности понятого. Это упражнение на развитие навыков слушания, но оно содержит в себе так же еще один дополнительный аспект. Упражнение основано на простой предпосылке – очень важно, чтобы консультанты стремились понять и понимали то, что клиент пытается до них донести. Все участники разбиваются на пары, и один из членов пары начинает рассказывать о чем-либо своему партнеру. Все это происходит на протяжении 10 минут, и за это время слушающий имеет право предпринимать лишь интервенции, позволяющие проверить, правильно ли он понял своего партнера.

Пример:

Постой, постой … Если я тебя правильно понял, ты хочешь сказать, что…

6. Знакомство с тишиной. Во многом основа консультирования составляет умение консультанта слышать и принимать возникающую тишину. Данное упражнение предоставляет участникам возможность исследовать собственное отношение к тишине. Все участники разбиваются на пары. Затем члены каждой пары садятся друг напротив друга, и в течение 5 минут просто молча смотрят на своих партнеров. В это время участники не должны предпринимать каких-либо интервенций. Их просят поддерживать со своими партнерами зрительный контакт, но переговариваться друг с другом не разрешается. Когда участники начинают выполнять данное упражнение, обычно возникает нервный смех, что вполне допустимо.

7. Зондирование. Все участники разбиваются на пары, один из членов пары становиться консультантом, другой – клиентом. Затем клиент начинает рассказывать о чем-либо своему консультанту, в то время как задача консультанта слушать и время от времени «зондировать почву». Это приемы, способствующие тому, чтобы человек начал развивать нужную тему, или рассказал о чем-либо более подробно. Пример:

В вашем голосе слышится тревога… что случилось?

8. Подведение итогов. Все участники разбиваются на пары. Один из членов пары становиться клиентом, второй – консультантом. Затем клиент начинает рассказывать о чем-либо своему консультанту, в то время как задача консультанта состоит в том, чтобы слушать клиента и не реагировать на его слова. Через 5 минут консультант должен попытаться как можно более точнее подытожить все сказанное клиентом.

9. Собрать все вместе. Все участники разбиваются на пары. Один становится консультантом, другой – клиентом. Задача клиента – в течение 10 минут рассказывать о чем-либо своему консультанту, который может предпринимать любые интервенции, заимствованные из предыдущих упражнений.

10. Неправильная ролевая игра. Среди числа участников находят двоих желающих, готовых разыграть перед остальными частниками терапевтическую сессию. Смысл данной ролевой игры заключается в том, что консультант должен исполнять свою роль очень плохо. То есть консультант специально не слишком внимательно слушает своего клиента, задает ему очень много закрытых вопросов и неудачно подытоживает его слова [1].

Валентина Рахматшаева. В своей книге «Грамматика общения» она утверждает, что необходимо работать над человеческим доверием. Доверие незаменимо в беседе – это состояние души, которое позволяет человеку быть открытым, откровенным. «Язык доверия» можно назвать «терапевтической коммуникацией», - пишет она; - потому что общение, построенное на доверии, лечит людей. Каждый консультант может создать доверительные отношения с клиентом и совершенствовать их, увеличивая коэффициент открытости на последующих консультациях.

В своей книге она предполагает бессловесную технику установления доверия, которая состоит из нескольких шагов:

- проверить, доверяете ли вы сами клиенту;

- доверяет ли клиент вам;

- подстроиться под тон и тембр речи клиента;

- использовать соответствующий ритм движений;

- установить соответствие позе.

Автор также призывает работать над собой, научиться уважать себя, а потом уже работать с другими индивидами [3].

Е.В. Сидоренко описывает в своих работах, как консультанту противостоять клиенту, если тот принимает защитную или нападающую позицию в беседе. Елена Васильевна считает, что общение строится на психологическом воздействии одного участника на другого. Данной проблеме посвящена ее работа «Тренинг влияния и противостояние влиянию». Автор предлагает ряд тренингов для консультантов, помогающих занять дружескую позицию к клиенту, или позицию манипулятора (например «тренажер по информационному диалогу»). В нем предлагается достигнуть следующей цели: на вопрос клиента психолог должен сначала дать ответ, а потом задавать свой вопрос. Отвечать вопросом на вопрос не допускается. Однако ответ может быть дан в форме обещания ответить в будущем. Если консультанты затрудняются задавать открытые вопросы предлагается тренинг в форме игры. Он называется «переделай открытый вопрос в закрытый». Тренер по очереди передает мяч каждому участнику, обращаясь к нему с закрытым вопросом. Задача участника – вернуть тренеру открытый вопрос.

Пример:

- Тебе понадобятся подсказки во время игры?

- Как мы могли бы тебе помочь во время игры? [4].

Психолог И.Н.Горелов предлагает для развития умения общаться комплекс коммуникативных игр:

1. «Комплименты». Участники становятся в круг. Берется в руки мяч. Каждый из них кидает мяч другому, которому хочет сказать комплимент, причем тема комплиментов устанавливается заранее.

2. «Мнение». Один из участников выходит из помещения на пять минут. В это время каждый из оставшихся участников высказывает о вышедшем свое мнение (условие – говорить только хорошее). Затем он возвращается, и ему сообщает тренер, что о нем думает коллектив. Задача испытуемого - отгадать, кто из присутствующих и какое мнение о нем высказал [2].

В ходе исследования был проведен социологический опрос с офицерами-руководителями курсантских подразделений (табл. 1).

Таблица 1 – Периодичность использования различных видов беседы в индивидуально-воспитательной работе офицерами-руководителями курсантских подразделений

Виды беседы

Один раз с каждым подчиненным

Один раз

в течение семестра

Один раз

в течение

года

В случае

допущения курсантом нарушения

По отдельно составлен-ному плану

Ознакомительная

100 %

-

-

-

-

Диагностическая

-

37 %

26 %

26 %

44 %

Экспериментальная

-

26 %

16 %

14 %

41 %

Профилактическая

-

37 %

-

60 %

33 %

Как видно из данной таблицы, в своей деятельности респонденты предпочитают использовать ознакомительную беседу, беседовать с курсантом в случае допущения им какого-либо нарушения. Также большинство респондентов проводят ознакомительную беседу в срок от недели – 53 %, до месяца – 26 %, и лишь 22 % в наиболее оптимальный срок (первые дни пребывания).

Чаще всего респонденты восполняют дефицит коммуникативной компетентности с помощью более опытных сослуживцев – 63 %. Обучение более опытными влечет за собой у половины опрошенных передачу от одного поколения курсовых офицеров другому достаточно серьезной коммуникативной ошибки – стремления с первых минут беседы показать курсанту, что он неправ.

Литература

1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб: Питер, 2002. – 304 с.

2. Горелов И.Н. Умеете ли Вы общаться: книга для учащихся / И.Н.Горелов, В.Ф.Житников, М.В. Зюзько. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

3. Рахматшаева В. Грамматика общения. – М., 1994. – 254 с.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

5. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С.99-171.

Просмотров работы: 1502