К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В сложившихся социально-экономических, политических, правовых и иных условиях, меняется содержание военно-педагогической деятельности офицерских кадров. Нарастающий прагматизм, правовой нигилизм, меркантильность деформируют систему ценностных ориентиров военнослужащих, порождают негативное отношение к службе. Офицерскому составу часто приходится действовать в нестандартных ситуациях, решать сложные и противоречивые педагогические задачи. Развитие идеи патриотизма, поддержание высокого уровня боевой готовности и крепкой воинской дисциплины требуют соответствующей военно-педагогической подготовки офицерского корпуса.

В образовательных учреждениях МО РФ особое значение уделяется организации военно-педагогической подготовки курсантов, которая организуется с целью формирования знаний, навыков и умений, личностных качеств, необходимых для участия в военно-педагогической деятельности. Являясь частью образовательного процесса, военно-педагогическая подготовка взаимодействует с такими видами подготовки, как общественно-государственная и гуманитарная, военно-специальная и военно-техническая, тактическая и оперативно-тактическая, строевая, физическая и др.

В военной школе накоплен определенный опыт по формированию у курсантов необходимых педагогических качеств, знаний, навыков и умений решения военно-педагогических задач. К позитивным сторонам педагогической подготовки можно отнести то, что в учебные планы военных ВУЗов включена учебная дисциплина «Психология и педагогика», организуются войсковые стажировки, в которых предусмотрено время и выполнение заданий по психологии и педагогике, разрабатываются и реализуются планы по формированию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы.

Вместе с этим, проводимые исследования свидетельствуют о том, что каждый третий выпускник военного вуза испытывает трудности при организации работы с личным составом. Установлено, что основными причинами низкого уровня педагогической подготовленности курсантов являются: низкая мотивация к овладению психолого-педагогическим знаниями - 35%; не соответствие преподносимых знаний и формируемых навыков реалиям предстоящей военно-педагогической деятельности - 30%; не желание и не умение части руководящего и преподавательского состава принимать участие в военно-педагогической подготовке курсантов - 35%.

Изучение мнений преподавателей «Психологии и педагогики» свидетельствует о том, что обязательный минимум содержания данного предмета способствует, в основном, формированию у курсантов психолого-педагогических знаний, умений и навыков, но он недостаточно ориентирован на обучение военно-педагогической деятельности. На практических занятиях курсанты редко привлекаются к участию в организации и проведении различных видов учебных занятий. Научный интерес к психолого-педагогическим проблемам проявляют лишь отдельные курсанты. В значительной степени нуждается в активизации работа военно-научных кружков по психологии и педагогике.

В дальнейшем совершенствовании нуждаются вопросы информационно-методического обеспечения военно-педагогической подготовки. Анализ библиотечного фонда военно-учебных заведений свидетельствует о том, что обновление учебно-методической литературы по психологии и педагогике производится медленно и не в полном объеме удовлетворяет потребности образовательного процесса. Учебная литература по данной проблематике приобретаются редко и в основном в единичных экземплярах. В библиотеки и методические кабинеты военно-учебных заведений не всегда поступают необходимые научно-теоретические журналы по психолого-педагогической тематике. Во многих ВУЗах методические классы и учебные кабинеты военной психологии и педагогики утратили свое прежнее предназначение, не пополняются литературой, современными техническими средствами обучения.

Сравнительный анализ учебных программ и тематических планов по учебной дисциплине «Психология и педагогика» за последние десять лет показывает, что в целевых установках и организационно-методических указаниях произошли качественные изменения, направленные на подготовку офицеров к военно-профессиональной деятельности в сфере обучения, воспитания, психологической подготовки, взаимоотношений с различными категориями военнослужащих. У курсантов предполагается формирование умений и навыков, направленных на проведения воспитательных мероприятий, организацию морально-психологического обеспечения подразделений и частей, проведение различных видов учебных занятий, участие в индивидуально-воспитательной работе, профилактику и разрешение конфликтов в воинских коллективах.

Совершенствование военно-педагогической подготовки предполагает формирование у курсантов педагогической направленности, развитие мотивации к работе с личным составом. Будущая военно-педагогическая деятельность выпускника военного ВУЗа, органически включена в военно-профессиональную деятельность офицера. Поэтому уже в процессе обучения и воспитания в военно-учебном заведении организация военно-педагогической подготовки должна вызывать у курсантов убежденность в общественной значимости и личное осознание необходимости такого вида деятельности. В связи с этим в военно-учебном заведении должны создаваться педагогических условий для успешного формирования у курсантов таких личностных характеристик, как устойчивые позитивные мотивы педагогической деятельности, осознаваемые потребности в необходимости плодотворной работы с личным составом, установки и намерения непрерывного осуществления педагогического самосовершенствования и др.

Формирование мотивации рассматривается как целенаправленная деятельность руководящего и преподавательского составов ВУЗа по оказанию систематических воздействий на побуждения обучаемых с целью придания им позитивной направленности и обеспечения их развития под влиянием формирующих факторов. Эффективными средствами развитиямотивации к военно-педагогической деятельности являются умелое сочетание теоретических установок с практикой формирования навыков воспитательной работы, использование привлекательных примеров, показывающих значение военно-педагогической подготовки в деятельности офицера, а также пропаганда передового опыта военно-педагогической деятельности лучших офицеров из войск и ВУЗов, изучение отзывов на выпускников военно-учебных заведений.

Развитие мотивации курсантов к военно-педагогической подготовке правомерно рассматривать как изменение ее содержательных и динамических характеристик в процессе становления, упрочения, стабилизации побуждений и дальнейшего качественного их совершенствования. Содержательные характеристики преимущественно связаны с внутренними особенностями учебной деятельности. Динамические характеристики в большей мере зависят от личностных (в т.ч. психофизиологических) особенностей обучаемых. Развитие мотивации приводит к той или иной степени ее сформированности у курсантов на различных этапах военно-педагогической подготовки.

Литература:

  1. Терещенко А.Г. Становление и развитие военно-педагогического образования в России: методология, история, приоритеты современности: Монография.– Воронеж: ВАИУ (г. Воронеж), 2012.– 314с.

Просмотров работы: 1085