ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА МИКРОУРОВНЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА МИКРОУРОВНЕ

Борлакова Т.А. 1
1Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По смыслу понятие «инновация» идентично понятию «нововведение» и рассматривается оно как развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению инновационной деятельности [1].

В экономической литературе характеристика инноваций встречается с позиции следующих подходов:

  1. в широком смысле (в том числе и в общественной жизни), инновация - это позитивное изменение, являющееся результатом целенаправленной деятельности конкретных лиц, коллективов, организаций;

  2. на уровне функционирования относительно обособленных систем (хозяйствующих субъектов, регионов), инновация - это изменение, позволяющее повысить эффективность функционирования системы, конкретных лиц, коллективов, организаций;

  3. на уровне личности, инновация - это результат интеллектуальной деятельности, востребованный обществом (в отличие от научного знания, которое ценно самим фактом своего существования).

Некоторые ученые-экономисты рассматривают инновационный продукт как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности[2]. Инновационный продукт- это продукт, конкурентные преимущества которого в течение инновационной стадии обусловлены его временной новизной и временной уникальностью.

Необходимо четко разделять понятия «инновационная услуга» и «инновационный продукт». В отличие от продукта, услуга характеризуется следующими основными особенностями: она представляет собой процесс живого труда, а не его результат; производство услуги, как правило, совпадает с ее потреблением. Услуга первична, впоследствии она может превратиться в продукт.

На микроуровне инновационный процесс рассматривается как процесс преобразования научного знания в инновацию. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуги) максимальный прирост добавленной стоимости.

Различают три логические формы инновационного процесса:

  1. простой внутриорганизационный (или натуральный) процесс - он предполагает создание и использование новшества внутри одной организации (новшество в этом случае не принимает товарной формы);

  2. простой межорганизационный (товарный) процесс - новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;

  3. расширенный процесс способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара и проявляется в создании новых производителей нововведения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Диффузия инновации – это процесс, посредством которого новшество передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Другими словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

Субъекты инновационного процесса разделяются на следующие группы:

  1. новаторы;

  2. имитаторы.

Новаторы – это индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, заинтересованные в получении части дохода от использования изобретений.

Имитаторы – это те, кто применяет и осваивает эти инновации.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, а также лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес [3].

Выделяют следующие стадии инновационного процесса:

  1. инициация идеи;

  2. первичное маркетинговое исследование;

  3. первичная оценка инновационного потенциала организации,

  4. разработка проекта;

  5. вторичная оценка инновационного потенциала согласно разработанному проекту, при недостаточности ресурсов проект меняется;

  6. вторичное маркетинговое исследование согласно разработанному и утвержденному проекту, далее учитывается как стадия разработки, опытного образца, так и последующего массового производства с учетом коммерциализации и диффузии нового разработанного продукта;

  7. нововведение;

  8. коммерциализация;

  9. диффузия;

  10. формирование новых идей исходя из наработанного потенциала и новых веяний рынка[4].

В современных условиях инновацию следует рассматривать как процессную систему, отражающую все аспекты инновационного процесса, где идея в первый раз превращается в коммерческую реальность, находящуюся при этом в постоянном взаимодействии с внешней средой, внутренней средой хозяйствующего субъекта, спецификой самого инновационного процесса, способствующую успешному внедрению услуг или продукта на рынок, главной целью которой является достижение эффективности. Инновация – это целостная, сложная, внутренне противоречивая и динамичная система, которая обеспечивает определенный эффект и имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера.

В соответствии с вышесказанным, результативность инновационного процесса следует оценивать по формировании качественно нового состояния системы производства и связей между его элементами, которые направлены на повышение эффективности производимой продукции и услуги.

Список использованной литературы:

  1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2008.

  2. Официальный сайт информации по инновациям. URL: http://www.vesti.ru /doc.html?id=341389.

  3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар,2010.

  4. В.В. Мануйленко, А.А. Мищенко Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях: журнал «Финансы и кредит» №41,2012.

Просмотров работы: 1794