ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ – КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ШУМЕРЛИНСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ – КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ШУМЕРЛИНСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных общечеловеческих норм и ценностей, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.

Художественные промыслы и ремесла являются одной из форм народного искусства, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственную основу.

Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду.

Следует признать, что на протяжении долгого времени к изделиям народного искусства относились в основном как к сувенирной продукции. А ведь изучение народного творчества способствует пониманию того, что в произведениях мастеров таятся образное мировосприятие и высокая духовность. Народное искусство, таким образом, представляет собой одновременно материальную и духовную культуру.

О традициях в фольклоре, народных промыслах существует обширная литература.

Теоретические аспекты народного искусства рассмотрены в трудах П.Г. Богатырева [4], Н.А. Горячевой [6], Ю. Дорожина [7], А. Зися [10], М.А. Ильина [12] и др.

И.Я. Богуславская [5] рассматривает современные проблемы развития народного творчества и декоративно-прикладного искусства. О проблемах развития народного творчества также рассказывается в статье М.А. Некрасовой [18]. Вопрос о природе народного искусства поднят у А.С. Канцедикаса [13].

Особенности развития чувашского декоративно-прикладного искусства освящены в работах Н.И. Егорова, В.П. Иванова, П.П. Фокина и др. Сочетание истории и искусства с традиционными верованиями чувашского народа освещает Е. Енькка [9]. Декоративно-прикладное искусство в контексте истории чуваш рассмотрено в труде В.П. Ивлева и др. [11].

Культурологический очерк «Культура чувашского края» [15] представляет описание традиционных видов декоративно-прикладного искусства чувашского народа, созданного на протяжении столетий.

Подробно рассматривается промыслы и ремесла Чувашии и их современное состояние в книге «Промыслы и ремесла Чувашии как историческое явление социально-культурной среды» [14].

О современных чувашских мастерах и спектрах их деятельности сообщает каталог-справочник «Мастера народного искусства и художественных промыслов» [16].

Большой интерес для исследования представляет сайт торгово-промышленной палаты ЧР [24], на котором представлен каталог мастеров, имеющее место на сегодняшний день в нашей республике.

Актуальность исследования этой темы обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры чувашского народа. Сегодня большинство людей становятся потребителями всех традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих культурную среду в народе.

Цель исследования – выявить влияние деятельности учреждений культуры на сохранение и возрождение народно-художественных промыслов и ремесел в Шумерлинском районе Чувашской Республике.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

- проанализировать особенности сохранения и развития народно-художественных промыслов и ремесел чувашского народа;

- выявить особенности и формы работы в культурно - досуговых учреждениях Шумерлинского района по сохранению и возрождению народно-художественных промыслов и ремесел в сельской местности.

Объектом исследования является развития народных художественных промыслов в Чувашской Республике.

Базой исследования послужили культурно - досуговые учреждения и мастера декоративно-прикладного искусства Шумерлинского района Чувашской Республики.

Гипотеза исследованиясохранения и возрождения народных художественных промыслов в Чувашской Республике на должном уровне возможно путем:

- создания и развития в муниципальных районах и городских округах домов ремесел, центров возрождения народных художественных промыслов, школ молодого мастера, творческих лабораторий, этноцентров;

- создания органами местного самоуправления структурных подразделений, занимающихся вопросами сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

- оказания содействия в создании общественных объединений мастеров народных художественных промыслов и ремесленников в Чувашской Республике;

- развития взаимодействия с мастерами, организациями-производителями в области народных художественных промыслов и ремесел;

- развития механизмов финансовой и имущественной поддержки организаций - производителей изделий народных художественных промыслов.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия.

В историческом развитии народные художественные промыслы России прошли несколько этапов, каждый из которых обладает своей спецификой. Л.В. Шокорова выделяет следующие хронологические периоды в традиционном и современном этапах художественных промыслов и ремёсел [29, c. 148 - 153]:

1. На рубеже ХVII-ХVIII веков в связи с формированием централизованного русского государства и развитием рынка начинают складываться промыслы по производству продукции на продажу, что способствовало объединению крестьян - ремесленников и выделению районов со специфическим развитием промыслов и ремёсел. Возникла одна из первоначальных форм организованного производства, наиболее распространенная в народных промыслах, - скупничество.

2. Первая половина XIX в.- художественные промыслы и ремёсла занимают важное место в сфере традиционной культуры. В это период проявляется синкретизм кустарной вещи – назначение и форма находятся в прямой зависимости, границы между ними скрепляет соподчинённый им декор. Все кустарные предметы имеют утилитарную функцию, сохраняя при этом традиции формотворчества, семиотическую значимость и архаическую семантику орнамента. В этот период между покупателем и мастером создана своеобразная замкнутая цепь среда - мастер - вещь - среда.

3. К концу XIX века большая часть промыслов приобретает характер капиталистической мануфактуры. Расцвет прикладного творчества, связанный с формированием региональных рынков сбыта (ярмарки и торжки). На крестьянское искусство начинает влиять профессиональное искусство города, новые стили – историзм и модерн. В зависимости от социальной принадлежности исполнителя, художественные производства можно разделить на следующие группы: крестьянский кустарный промысел и домашнее ремесло, городской посадский промысел и мелкотоварное ремесло, цеховое производство, монастырское ремесло.

4. Следующим этапом развития промыслов стал переход от мануфактуры к фабрике. В результате капиталистической конкуренции подрывается экономическая основа традиционных центров ремесленного производства, снижается спрос на ремесленные изделия, что приводит к упадку промыслов.

5. 1930 - конец 1950 - х гг. Происходит реорганизация кустарной промышленности. Художественные промыслы рассматриваются не только как отрасль мелкой промышленности, но и как самобытное, коллективно создаваемое искусство, один из важнейших источников и компонентов общенародной культуры. В ряде промыслов в советские годы выявились совершенно новые черты в особенностях художественного стиля, технике и манере исполнения, не свойственные произведениям прежней ремесленной школы, что привело к формированию новых граней профессионализма в этом искусстве.

6. Вторая половина 1960 - х - начало 1970 годов стало временем широкого обращения общества к народному искусству. Появилось внимание к археологии, реставрации памятников древней архитектуры. Интенсивно развивается выставочная работа в области декоративно – прикладного народного творчества. Проводится большая практическая работа по выявлению и привлечению к работе мастеров – надомников, восстановлению забытых видов производства.

В искусстве предметного мира этого периода просматриваются два основных вида эстетической деятельности - народное ремесленное художество и промышленное декоративно - прикладное искусство, каждое со своей социально-культурной миссией. Народное декоративно – прикладное искусство выделилось в особую сферу творчества со своей профессиональной спецификой и осознанием не только утилитарного, но и чисто эстетического значения в контексте культуры.

7. В современных условиях понятие «народные художественные промыслы» стало более широким в силу участия в них разных мастеров и художников – профессионалов. Изменения, происходящие в функциях изделий, механизмах передачи традиции, в мироощущениях и социальных условиях жизни мастеров показывают, что современные народные промыслы, хотя и примыкают к традиционной народной культуре, но уже являются новой областью деятельности, хотя и на основе старых образцов.

Нормативно правовое регулирование деятельности народных промыслов основывается на федеральном и региональном законодательстве.

Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, регулируются законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

ФЗ "О народных промыслах" [1] регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Указом Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (в ред. Указов Президента РФ от 07.11.1997 №1175, от 11.01.2000 №30, от 02.02.2005 №116) [2] сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации признано одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.02.2012. № 299 «О внесении изменений в республиканскую целевую программу…» [3] утверждена Республиканская программа развития предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010- 2020 годы.

Задачами Программы являются:

- совершенствование форм государственной поддержки в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции;

- создание условий для развития творческой и предпринимательской инициативы в сфере деятельности предприятий и мастеров народных художественных промыслов Чувашской Республики;

- создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала предприятий и мастеров народных художественных промыслов Чувашской Республики;

- повышение образовательного уровня мастеров и специалистов организаций народных художественных промыслов, производителей сувенирной продукции;

- пропаганда народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики в Российской Федерации и за ее пределами;объединение усилий государственных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления, мастеров и организаций, осуществляющих деятельность в области народных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции на территории Чувашской Республики;

- расширение товаропроводящей сети по реализации изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Чувашской Республики

Государство является фундаментом устойчивости и самостоятельности национальных культур, гарантирует им право на самовыражение и самореализацию, охраняя общий культурный генофонд российского народа. В настоящее время становится все более осознаваемым стремление людей сохранить свою культурную самобытность, оградить от стандартизации духовные ценности. [11].

Правовое регулирование народного художественного творчества в Чувашии осуществляется Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 104 "О республиканской целевой программе "Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 сентября 2008 г. N 261 "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидий на реализацию бизнес-проектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, производству сувенирной продукции на территории Чувашской Республики" (с изменениями от 29 января, 2 июня 2009 г., 20 января 2011 г.)

Работы чувашских мастеров в настоящее время представлены в следующих категориях [23]:

1. Художественная обработка дерева и других растительных материалов: лозоплетение, резьба по дереву, плетение из лыка, корнепластика, изделия из бересты, бондарное производство, плетение из соломы, роспись по дереву, украшения, фитодизайн;

2. Производство художественной керамики

3. Художественная обработка металлов

4. Художественная обработка камня

5. Художественная обработка кости и рога

6. Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов: национальная вышивка, художественная вышивка, филейная вышивка;

7. Художественное ручное кружево

8. Художественное ручное ткачество

9. Художественное ручное вязание

10. Художественное ручное ковроткачество и ковродели

11. Художественная ручная роспись и набойка тканей

12. Художественная обработка кожи и меха

13. Прочие виды производств изделий народных художественных промыслов: сувениры, изготовление национальных головных уборов, бисероплетение, изготовление музыкальных инструментов;

Так же необходимо здесь отметить существование в Чувашии соответствующей гильдии мастеров. Гильдия ремесленников Чувашской Республики создана 15 ноября 2002 года инициативной группой мастеров на добровольной основе как общественная организация с целью сохранения и преумножения традиций народных промыслов Чувашии, привлечения большего количества мастеров прикладного творчества, создания новых рабочих мест.

Начиная с 2002 года проводятся ежегодные республиканские конкурсы мастеров народных промыслов. В мае 2003 года состоялось открытие специализированного магазина по продаже изделий прикладного творчества "Народные промыслы Чувашии".

В наши дни особую актуальность обретают слова крупнейшего исследователя чувашского искусства, академика А.А. Трофимова: «Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным достоянием, а их произведения - богатством, создаваемым как для современников, так и для будущих поколений. Народное декоративно-прикладное творчество берет свои истоки из глубины истории, в нем прослеживаются богатые традиции, воззрения и выкристаллизованные понятия о прекрасном... Познание истоков художественных промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные вопросы сегодняшнего дня» [27,c.107]. Оптимистично то, что художественные промыслы и трудолюбивые народные мастера Чувашии находятся в постоянном движении. Этот процесс во многом черпает энергию в национальной культуре, сохранившей свою неповторимость и неизмеримый глубинный потенциал.

За время реализации республиканских программ сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике начиная с 2003 года созданы организационные основы государственной политики по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел, отработаны механизмы реализации программных мероприятий.

Анализ основных республиканских целевых программ в сфере экономики, образования, культуры подтверждает, что в Чувашской Республике имеется основа для более активного развития предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции, несущей в себе народные традиции. В настоящее время народные промыслы - это скорее вопрос престижа республики, сохранения истории и традиций и, конечно, занятие для души.

В условиях рыночной экономики очень важно иметь свою индивидуальность, собственный стиль работы, чтобы по-новому передать самобытность, национальные особенности и традиции чувашского народа. Появление на рынке новой сувенирной продукции с изображением государственных символов Чувашской Республики будет способствовать их популяризации и воспитанию у населения, особенно у молодого поколения, уважительного отношения к ним. Такие сувенирные изделия необходимы для рекламы Чувашской Республики. Они позволяют заявить о расширении границ имиджевой территории, чтобы о республике узнали не только заинтересованные российские компании, но и потенциальные партнеры за рубежом. Повышение имиджа Чувашской Республики - это возможность привлечь дополнительные инвестиции в экономику региона. В результате анализа состояния народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики выявлены следующие основные проблемы, характерные как для организаций, так и для индивидуальных мастеров народных художественных промыслов:

  • низкий уровень предпринимательской инициативы среди индивидуальных мастеров народных художественных промыслов;

  • тяжелое финансово-экономическое состояние и нестабильность производства;

  • отсутствие экономической концепции развития народных художественных промыслов и ремесел;

  • недостаточный технологический потенциал и сокращение материальной базы для развития производства, отсутствие необходимого оборудования, сырья и материалов;

  • неразвитая маркетинговая деятельность и, как следствие, затруднения, возникающие со сбытом продукции народных художественных промыслов и ремесел;

  • недостаточный уровень подготовки профессиональных кадров;

  • распад творческих коллективов;

  • отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов и ремесел, художников, организации торговли и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;

  • присутствие на рынке продукции низкого художественного уровня и подделок.

Указанные проблемы свидетельствуют о том, что в ближайшее время государственная политика в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции должна быть направлена, во-первых, на сохранение и укрепление организаций данной отрасли, во-вторых, на активное развитие предпринимательства.

Почти в каждом муниципальном образовании с мастерами народных художественных промыслов и ремесел работают специалисты администраций муниципальных районов и городских округов. Включение мероприятий по развитию народных художественных промыслов и ремесел в муниципальные целевые программы по поддержке малого и среднего предпринимательства позволило организовать работу в данном направлении более комплексно.

Министерством экономразвития, промышленности и торговли Чувашской Республики и специалистами администраций муниципальных районов и городских округов постоянно оказывается консультационная помощь организациям и мастерам народных художественных промыслов и ремесел по творческим, экономическим и юридическим вопросам.

Немалую роль в популяризации народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики играет создание системы информационного обеспечения.

В рамках реализации мероприятий раздела "Популяризация народных художественных промыслов" Республиканской программы сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006-2011 годы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики проводились тематические программы на радио, телевидении, размещались публикации в средствах массовой информации о народных художественных промыслах, ремеслах и сувенирной продукции Чувашской Республики. В 2006 году посредством заключения государственных контрактов изданы книги "Чудо рукотворное" (автор В.А. Иванова), "Слово о ткачестве" (автор А.И. Ильбекова). В 2007 году вышли в свет книги "Резьба по дереву" (автор П.Я. Мазуркин), "Чувашское узорное ткачество. Техника. Виды тканей" (автор В.А. Минеева), "Узоры земли чувашской. Современные художественные промыслы и сувениры" (автор-составитель Г.Н. Иванов-Орков). В 2008 году издана книга "Чувашские народные музыкальные инструменты. Исследования. Реконструкция. Творчество" (автор В.С. Чернов). Печатные издания направлены в образовательные учреждения, библиотеки, музеи Чувашской Республики, а также вручены в качестве подарков гостям Чувашской Республики.

Министерством экономразвития, промышленности и торговли Чувашской Республики создан и поддерживается в актуальном состоянии сайт "Народные художественные промыслы и ремесла Чувашии", который служит площадкой, где размещаются новости о предстоящих и прошедших с участием наших мастеров выставках, информационные и фотоматериалы о мастерах и их работах, изменения в законодательстве, методические материалы, книги о народных промыслах в электронном виде.

Одной из основных задач, стоящих перед обществом и государством, является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции и владеющих знаниями о современных производственных технологиях.

На сегодняшний день в республике действуют следующие образовательные центры:

БОУ НПО "Профессиональное училище N 23 г. Чебоксары";

БОУ НПО "Профессиональное училище N 15 г. Мариинский Посад";

БОУ "Чувашский государственный институт культуры и искусств";

БОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я. Яковлева" (художественно-графический факультет);

БОУК "Чебоксарское художественное училище";

а также дополнительные центры образования: МУДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Росток" Ленинского района г. Чебоксары, МОУДОД "Центр детского творчества" Калининского района г. Чебоксары, МОУДО "Чебоксарский Дворец детского и юношеского творчества" и др.

Ежегодно в г. Чебоксары в рамках Межрегиональной выставки "Регионы - сотрудничество без границ" проводится выставка изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции "Приглашение в Чувашию". На выставке представляются лучшие работы индивидуальных мастеров и организаций по различным видам народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики (вышивка, роспись и резьба по дереву, ткачество, керамика, лозоплетение, национальные куклы и т.д.), а также новые виды сувенирной продукции.

В целях развития межрегионального сотрудничества и укрепления творческих связей с регионами Российской Федерации ежегодно проводится Межрегиональная выставка-конкурс современной рукотворной игрушки, получившая большую популярность среди мастеров как Чувашской Республики, так и других регионов. Положительные результаты проведения этой выставки доказали необходимость ее ежегодного проведения.

Немаловажную роль в сохранении и пропаганде народных художественных промыслов Чувашии играет Республиканский Дом народного

творчества.

За десятки лет Дом народного творчества стал учреждением, создавшим вокруг себя особое культурное пространство. Здесь сосредоточена работа по созданию условий для развития творчества чувашских мастеров по сохранению преемственности художественных ремёсел, по обмену опытом и пропаганде декоративно-прикладного и изобразительного искусства республики на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях. Для этого проводятся выставки и конкурсы, организуются семинары-практикумы и мастер-классы, издаются методические пособия.

В практике работы Дома народного творчества широко используется такая форма, как обучение различным видам декоративно-прикладного искусства, где особую роль играют народные мастера, специалисты своего ремесла, которые с удовольствием передают свой опыт и умение молодому поколению. За отчетный период специалистом по декоративно-прикладному искусству проведено 3 семинара-практикума и 1 мастер-класс по традиционной чувашской вышивке, ткачеству, лоскутному шитью, бисероплетению и изготовлению национальных головных уборов.

Среди крупных проектов, реализуемых Домом народного творчества ежегодно, надо отметить Всероссийский конкурс народных мастеров ДПИ «Русь мастеровая» – мероприятие, получившее высокую оценку и признание среди многих мастеров России

Республиканский Дом народного творчества продолжает системную работу по привлечению мастеров декоративно-прикладного искусства Чувашии к участию в творческих мероприятиях всероссийского и межрегионального уровня. Так, в марте народный детский кружок ДПИ «Пурнеске» клуба «Заволжский» села Красноармейское принял участие в Международном конкурсе-фестивале молодежного и детского творчества «Весенние выкрутасы», прошедшем в городе Казани и стал лауреатом I степени. В начале сентября мастера народных художественных промыслов Надежда Николаева (вышивка лентами) и Нина Наумова (роспись по дереву) приняли участие в V Московской межрегиональной выставке-конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая». По итогам конкурса победителем в номинации «Роспись по дереву» стала Нина Наумова и награждена Призом мэра Москвы. В этом же месяце Евгений Акимов, резчик по дереву бензопилой, принял участие в Английском открытом чемпионате мастеров, работающих бензопилой. Житель города Чебоксар представил на этом чемпионате не только Чувашию, но и Россию, т.к. он был единственным участником из России.

Средства массовой информации активно освещали учебные мероприятия, выставки и конкурсы, проводимые Республиканским Домом народного творчества. В печатных СМИ был опубликован ряд информационных материалов, репортажей и корреспонденций, в том числе рекламные анонсы мероприятий. Корреспонденты Чувашского радио и телевидения делали интересные репортажи о фестивалях, конкурсах, выставках.

Культура развивается совместно с развитием общества, нет культуры вне времени и пространства. Есть культура региона и края, есть традиции народов и племен. Поэтому сегодня много говорят и делают для того, чтобы сохранить, возродить национальные традиции.

Шумерлинский район - частица нашей республики. У нее тоже своя история, свои традиции и обычаи, традиционные праздники.

Составной частью традиций культуры, как ресурса устойчивого развития отдельно взятой местности, является деятельность клубных учреждений и их формирований.

Культура района сегодня это – муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-ресурсный центр культуры и архивного дела Шумерлинского района», 11 сельских муниципальных бюджетных учреждений культуры.

Одним из приоритетных направлений отрасли культуры в районе на протяжении многих лет, без сомнения, является сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. В результате перераспределения полномочий забота о традиционной народной культуре передана на уровень местного самоуправления. Но не вот всех сельских поселениях главы понимают значение социально-культурной деятельности на селе.

Основной формой работы по сохранению народно-художественного творчества в районе является кружковая деятельность.

В клубно-досуговых учреждениях свою деятельность ведут 128 клубных формирования, в них участников – 1239. Из общего числа формирований для детей до 14 лет – 63, в них участников – 558.

Формирований декоративно-прикладного творчества всего 16, в них участников – 111 человек. В основном это кружки по вязанию, вышиванию, бисероплетению, оригами. Только 3 кружка по лозоплетению, вялению валенок и резьбе по дереву.

В клубных учреждениях района в течение 2012 года регулярно работали кружки художественных промыслов, организовывались выставки изделий народных промыслов, в ходе экспозиции которых выявлялись новые имена народных умельцев.

Так, в Речновском СК с 1999 года действует кружок «Мягкая игрушка», который посещают 12 детей.

Шумерлинском СДК с 2000 года работает кружок машинного вязания для взрослых «Петелька за петелькой». В Юманайском СДК – кружок по вышиванию «Мастерица» и по вязанию - кружок «Искусница». В Егоркинском СДК – клуб любителей вышивки. В Торханском культурно-оздоровительном центре – Клуб любителей бисероплетения «Семицветик». Многие годы в Волжском СК работает клуб любителей чувашской вышивки (рук. В. Кузнецова); Юманайском СДК клуб любителей выжигания (рук. А. Иванов) и детский кружок любителей вышивания (рук. З.Николаева); кружок по вязанию макраме – в Русскоалгашинском СК (рук. В Петрова).

Важно возродить старинные национальные промыслы и ремесла. Так в Ходарском СДК действует кружок по лозоплетению (рук. Г.Пчелкин), который посещает 6 подростков, в Яндашском СК работает кружок резьба по дереву (рук. Л.Г. Раскин) и валянию валенок (рук. Л.М. Назарова).

В отделе культуры на протяжении нескольких лет ведется картотека народных умельцев района: раздел «Изготовление саней» - Матвеев И.И.(Юманаи), изготовление веретен, Крыльцов В.И. (Бреняши) – изготовление саней, Раздел «Изготовление валенок»: Заплатков М.И.(Егоркино), Малышева А.М.(Егоркино), Васильев С.И.( Синькасы), Назарова Л.М. (Яндаши); раздел «Плетение корзины» : Пчелкин Г. (Ходары), Павлов А.К. (Л.Туваны), раздел «Вышивание»: Егорова Н.М. (Егоркино),Тарасова Л. (Ходары), Петрова К.М. (Ходары), Сердцева О.А. (Егоркино), Анисимова Л.Н. (д.Шумерля), раздел «Резьба по дереву»: Лукин В.Н. (Молгачкино), Михайлов О.В. (Кабаново), Питушин В.Е. (Б.Алгаши), Пояндаев Н.М. (Пояндайкино), Фадеев С.А. (Пояндайкино), раздел «Изготовление гармоней»: Иванов М.И. (Луговая), раздел «Вязание»: Белова С.М. (Егоркино), Жарина Г.Н. (Егоркино), Великова Е. (Ходары), Николаева Г.Н. (Егоркино), Романова О.А. (Пилешкасы), Улисова А.Г. (Егоркино), Храмова Ю.Н.(Егоркино), Архипова Н.М. (Нижняя Кумашка)

Шумерлинский район – один из районов со своими устоявшимися традициями декоративно-прикладного творчества. На сегодня мы можем с уверенностью сказать о творчестве любительских объединений района, действующих на протяжении многих лет и объединяющих в своих рядах истинных любителей и ценителей декоративно-прикладного искусства.

Развитие декоративно-прикладного и изобразительного творчества требует к себе самого серьезного внимания. Появилась угроза естественного старения контингента мастеров народных художественных промыслов, велика доля оттока молодежи из сел и деревень за более привлекательными условиями жизни, малочисленность населения, отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата. Также на территории района нет ни одного Дома ремесла. Все вместе взятое оказывает пагубное влияние на сохранение и продвижение народных промыслов и ремесел. В таких условиях социально-культурные учреждения и специалисты этой сферы должны сделать все возможное для сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел как важного элемента социально-культурной среды.

Работа должна вестись поэтапно. В целях сохранения народных промыслов нами ведется электронный банк данных мастеров декоративно-прикладного искусства района, мастеров творческих лабораторий, любительских объединений, народных коллективов.

Немаловажную роль в пропаганде народного творчества имеет выставочная деятельность. Для привлечения внимания широкой общественности, подрастающего поколения к проблемам изучения, сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества, традиционных ремесел и изобразительного искусства в июле в Нижнекумашкинском сельском клубе организована выставка «Таланты в селе живут». Были представлены изделия вязанные крючком, спицами, вышивка. Много экспонатов представила Ерофеева Н.Ф., которая занимается чувашской вышивкой и изготовлением лаптей. В клубе организована выставка народных промыслов «Уют руками создают». В Юманайском сельском доме культуры прошла выставка декоративно-прикладного творчества «Живая старина». Богатство и своеобразие орнаментальных построений, разнообразие технических приемов и сдержанный колорит подчеркивают художественную особенность и высокую культуру чувашского орнамента в вышивках Малышкиной Г.А. Куклы в чувашских национальных костюмах, изготовленные ею, удивляют своей красотой и разнообразием вышивок и цветовой гаммой бисера.

Сергеева Р. Г. шьет, вышивает чувашские костюмы, делает украшения из цветной ленты и из бисера. Нагрудные, поясные украшения расшивает бисером, паетками.

На базе МБУК «Русско-Алгашинский ИКЦ» работы участников кружков были выставлены на вошедшей в традицию выставке «Наши руки не для скуки». В Большеалгашинском клубе создана выставка «Изделия старины», где имеются и самотканые половики, лапти, корзины, деревянная утварь, глиняные горшки. Все изделия сделаны руками местных мастеров и подарены клубу для обозрения жителей села.

Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее - женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт. В Торханской поселенческой библиотеке была организована выставка работ рукодельниц «Союз труда и красоты», посвященная Дню матери. На выставке были представлены изделия разного вида декоративно- прикладного искусства: ручное вязание крючком и спицами, вышивка, макраме, лепка из глины.

«Сумеет сшить для мужа, для ребенка, себя оденет празднику подстать…»- именно такими словами можно сказать о Красновой Светлане, которая со школьных лет увлекается вязанием.

Одним из любимых занятий рукодельниц является вышивание. Вышиванием увлекаются миллионы женщин в мире, вышитые модели удивительно яркие, красочные, оригинальные, интересные. На выставку свои вышитые модели представили Углева Оксана, Ивакова Людмила, Сергеева Валентина и Мурашкина Юлия. Макраме увлекается Арсютова Марина, которая представила на выставку игрушку-собачку, сувениры, разнообразные кашпо для цветочных горшков. Хозяйка игрушек, сделанных из глины - Сидорова Лилия.

Сохранение и развитие традиционного народного искусства как составной части социальной жизни общества нуждается в целевой программе и финансовой поддержке. При ином подходе традиционной народной культуре грозит исчезновение, а не развитие. Важным фактором возрождения народных промыслов на селе являются, кроме работы формирований и любительских объединений, всевозможные праздники и фестивали.

В районе целенаправленно ведется работа по возрождению добрых традиций и обрядов коренного населения через развитие коллективов художественной самодеятельности. При клубных учреждениях действуют 20 коллективов художественной самодеятельности, из них 5 коллективов имеют звание «Народный»: Саланчикский народный хор, Ансамбль русской песни «Шумерлиночка», народный хор работников культуры, Ходарский народный театр, народный фольклорный коллектив «Шанчãк» Егоркинского СДК.

Народный фольклорный коллектив «Шанчãк» (художественный руководитель Л.Григорьева) Егоркинского СДК получил звание «народный» в декабре 2008 года. Это один из наиболее часто выезжающих за пределы района и республики коллектив. В репертуаре фольклорного ансамбля «Шанчãк» - старинные и современные чувашские и русские песни и танцы. Исполняются авторские песни самих участников коллектива. Участники коллектива не только исполнительницы народных песен, обрядов, они также сами изготавливают национальные костюмы, головные уборы. Также передают этот опыт молодому поколению, обучая их в кружках по интересам.

Украшением культуры района по праву считается Саланчикский народный хор. Именно с этим именитым коллективом долгие годы ассоциируется культура Шумерлинского района. За свою почти 45-летнюю историю коллектив неоднократно становился лауреатом и дипломантом многочисленных республиканских конкурсов. Трижды хор был занесен в Республиканскую Книгу почета. И сегодня коллектив радует шумерлинцев своими яркими концертными выступлениями. Исполнительское мастерство хора получило широкое признание далеко за пределами шумерлинской земли.

Ансамбль русской песни «Шумерлиночка» с каждым годом обновляет свой репертуар. Всего в репертуаре около 50 песен (старинные, местные, современные). Коллектив принимает участие республиканском фестивале «Мелодии Шатьмы и Цивиля», в районном фестивале фольклора «Наследие», «Семья года», «Дни деревень района, Дни пожилых людей в районе, в фестивале фольклора «Истоки», на мероприятиях местного масштаба.

На протяжении многих лет при Юманайском сельском Доме культуры существует вокальный коллектив «Мерчен». В составе этого коллектива 12 человек. Репертуар достаточно разнообразен. Участники исполняют фольклорные русские и чувашские песни, песни чувашских и русских композиторов.

Возрождение и развитие народных промыслов и ремесел стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Так как, без прошлого нет будущего. Поэтому в настоящее время этому направлению отводится в селе, в том числе и у нас, огромную роль. С целью его сохранения и развития в учреждениях культуры района идет определенная работа. Работники культуры выявляют мастеров декоративно - прикладного искусства, составляют базу данных о них. Эти мастера становятся участниками выставок, фестивалей, праздников, которые проводятся в учреждениях культуры. Сменились государственное устройство и экономика, меняются идеологические взгляды, отвергаются фундаментальные ценности и понятия. Но воспитание достойного гражданина, преданность к родной земле, гордость за историю своей страны и деяния предков, любовь к отечеству, дому и семье всегда отражались в мероприятиях, которые проводились в учреждениях культуры. Во всех учреждениях культуры района вошло в традицию проведение национальных праздников. В последнее десятилетие усилилось значение христианских религиозных праздников и обрядов. Массово и красочно проходят такие праздники как Рождество, Пасха, Троица, крещение, и т.д.

Отрадно видеть, как в районе ежегодно проводятся празднования Дней деревень и сел. На этих праздниках чествуются лучшие дворы, участвуют целые династии семей, выступают дети и взрослые, проводятся конкурсы между гармонистами села, выставляются на обзор изделия мастеров прикладного искусства-жителей села, проводятся народные игры. Подобные мероприятия сплачивают сельских жителей, учат молодежь гордится своим происхождением, предками и мастерами села. Одним из самых массовых и масштабных праздников в районе является, уже вошедший в традицию, Межрегиональный фестиваль фольклора «Истоки». Это проект, разработанный нами 2009 году, выиграл грант Президента ЧР в сфере культуры и искусства «Сохранение и развитие народного творчества». Впервые Межрегиональный фестиваль дружбы «Истоки» красочно и ярко прошел в селе Туваны Шумерлинского района. Шумерлинский район – особенный район, это точка пересечения культур двух народов – русского и чувашского. Территория района является приграничной с Нижегородской областью, которая является исконно русской землей. И мы, работники культуры, не могли не создать проект воссоздания глубинных традиций двух народов на основе межкультурного диалога.

«Истоки» – многоэтапный проект, который вводит в этнографический мир культурного наследия, традиций, обычаев и обрядов чувашского и русского народов, стремительно уходящих в прошлое. Первым этапом реализации проекта стал межрайонный фестиваль дружбы «Истоки, который состоялся 29 августа 2010 года в селе Туваны. В рамках Года земледельца Фестиваль приурочен к чествованию нового урожая в день Хлебного Спаса. Еще до прихода христианства на Руси праздновали в этот день окончание уборки хлебов. Каждый крестьянин торопился убрать урожай до 29 августа. Тем, кто не успевал собрать весь урожай, на помощь приходили соседи и друзья. Не принято было просить об этом. Перед праздником, любой был готов помочь, а хозяин должен был накормить помощников досыта.

На празднике присутствовало много высоких гостей, которые в свою очередь поздравили всех участников праздника. Настоятель Церкви Серафима Саровского отец Владимир совершил чин освящения хлеба и меда.

Шумерлинский район посетили творческие коллективы из Аликовского, Ядринского, Порецкого, Цивильского, Мариинско-Посадского, районов и города Шумерля, а также Пильнинского района Нижегородской области, каждый из которых - настоящий кладезь творчества, хранитель исконных народных традиций.

В рамках фестиваля состоялась театрализация обряда благословления свежего хлеба; выставка-продажа изделий мастеров народного творчества «Аллея ремесел», где было представлено большое количество изделий; праздник пива; выставка-продажа меда и хлебобулочных изделий; торговая ярмарка и другие мероприятия. Красочно были оформлены дворики сельских поселений, в которых представлялись выставки мастеров декоративно-прикладного творчества, блюда национальной кухни. Дворики и выставки соединяли в себе обычаи народных и церковных праздников по нескольким направлениям – «В хлебный Спас новый хлеб пекут – ешь во здравии, православный люд!», «Спас ореховый пришел - сыпь лесной орех на стол», «Мед - хвала и всему голова!», «Кому красное словцо – кому душистое пивцо», «Глянь на яблочко – оно соку спелого полно», «Милости просим – народные ремесла». Участники фестиваля и гости праздника имели возможность наблюдать, а кто хотел, и прикоснуться к азам изготовления некоторых изделий мастеров народных промыслов. Ведь народные промыслы – это история страны, родного села, семьи.. Цель данной акции – вызвать интерес простых жителей и молодежи к ремеслам и промыслам, вызвать желание учиться этому делу

18 августа 2012 года в селе Туваны прошел II межрегиональный фестиваль дружбы «Истоки Цивиля». Нынешний этап – это сохранение культурного наследия, традиций, обычаев и обрядов Шумерлинского края и Нижегородской области, стремительно уходящих в прошлое. Фестиваль проводится раз в два года в целях возрождения и сохранения исконного культурно – духовного достояния русского, чувашского, мордовского народов, возвращения к истокам национальной культуры, становления и укрепления дружеских взаимоотношений между нашими регионами.

Учатниками фестиваля были фольклорные и народные ансамбли «Таванлах» (Туванское с/п), «Емет» (Ходарское с/п), «Мерчен» (Юманайское с/п), народный фольклорный коллектив «Шанчак» ( Егоркинское сп) Кильдишевского сельского ДК (Ядринское с/п), Калининского СДК (Вурнарского района), Первостепановского СДК (Цивильского района), «Шумерлиночка» (Шумерлинского района), автор–исполнитель Валентина Телей (Шумерлинского землячества). Для детворы и гостей были организованы детский игровой аттракцион, торговые киоски и гостевые домики ремесел. В рамках фестиваля были проведены мастер-классы ремесленников, на суд зрителей были выставлены лучшие работы мастеров.

Чувашская пословица гласит: «Доброе имя ценнее богатства». Эти слова с полной уверенностью можно адресовать удивительно трудолюбивому краеведу, исследователю старины, художнику, прикладнику, постоянному участнику краеведческих районных конференций, уроженцу д. Пояндайкино Шумерлинского района Анатолию Никоноровичу Пояндаеву. Уже много лет создает произведения на основе традиций чувашского народного искусства (резьба по дереву, плетение из лыка, соломы и капроновых ниток, вышивка, скульптура).

Основные произведения: Ковши, братины, оконные наличники, рамы для живописных полотен, фигуры малой скульптуры, и др. Материал и техника выполнения: липа; рельефная, барельефная, контурная, накладная, трехгранно-выемчатая, прорезь, объемно-скульптурная резьба. Анатолий Никанорович с детства занимается резьбой по дереву. Талант и трудолюбие позволили ему создать немало интересных работ, в которых отражены образы родного края, его люди, природа. Это настоящий мастер, вкладывающий душу в свои творения, бескорыстно передающий секреты мастерства, семейные традиции своим землякам. Творчеством он ратует за сохранение самобытности чувашской национальной культуры. Анатолий Никанорович на протяжении многих лет занимается сбором национальной утвари, старинных фотографий, интересуется старинной вышивкой и рукоделием. Выставки работ А.Пояндаева регулярно организуются на районном празднике Акатуй. А в 2010 году с ними могли ознакомиться все желающие на Республиканском празднике Акатуй, который состоялся в День Республики в г. Чебоксары.

Среди основных проблем, с которыми он сталкивается, Анатолий Пояндаев назвал сложности с транспортировкой своих творений, недостаточную поддержку со стороны районных властей в подержании уже имеющихся произведений в должном состоянии. Слабая пропаганда прикладного творчества на территории района.

Особая гордость Шумерлинского района – вышивальщицы, женщины, преданные народному творчеству, отдающие ему все свое свободное время. Одна из них - искусная вышивальщица, жительница с. Юманаи Малышкина Галина. Основные работы: женские головные уборы хушпу, девичьи уборы тухъя, налобная повязка масмак, нагрудные украшения ама, нагрудно-наплечные украшения тевет и др.

Материал и техника выполнения: холст, бисер, монеты, нитки, ленты, тесьма; шитье, плетение.

Орнамент: народные узоры искусства питья бисером и серебром низовых (анатри), средненизовых (анат енчи) и верховых (вирьял) чувашей.

Участвует в районных и республиканских выставках народного искусства и художественных промыслов. Она считает, что необходимо более активно популяризировать народные виды ремесел, которые позволят привлечь к этой деятельности молодежь, активное население. Также требуется поддержка местного муниципалитета, немалоажный фактор – отсутствие на территории района Домов ремесел. Признает большую роль специалистов досуговой сферы в продолжении местных традиций.

Римма Григорьевна Сергеева из с. Юманаи является постоянной участницей фестивалей и конкурсов на территории района и республики.

Основные произведения: куклы-сувениры, женские головные уборы хушпу, девичьи тухъя, вышитое постельное белье и др.

Материал и техника выполнения: ткань - ситец, холст, ленты, тесьма, бисер, монеты; вышивка гладью, аппликация, нашивка, шитье мозаичное из лоскутов.

Римма Сергеева отмечает, что в настоящее время проводится не достаточное количество выставок, на которые можно было бы привлечь не только постоянных мастеров, а детей и молодежь, занимающихся или желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством.

Таким образом, все опрошенные мастера отметили недостаточно высокий уровень организации и популяризации чувашского декоративно-прикладного искусства на уровне района. Предстоит сделать многое для эффективного решения проблем возрождения и сохранения народного прикладного творчества. Во первых нужно продолжить проведение фестиваля «Истоки» и немного видоизменить его. Следующим этапом станет этнокараван в г. Алатырь, г.Цивильск и Янтиковский район. В программе: демонстрация и тиражирование фильма «Истоки» выставка старинного фото из коллекции мастера декоративно-прикладного искусства и краеведа Пояндаева А.Н., книжная выставка литераторов Шумерлинского района, ярмарка-представление изделий народно-прикладного творчества шумерлинских умельцев, театрализованный показ фрагментов народного быта.

Из года в год в живописном уголке г. Шумерли празднуется районный праздник песни, труда и спорта «Акатуй ».

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.

Праздник пришел из глубины веков, посвящен окончанию весеннего сева. Красивый национальный обряд воспитывал любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными "персонажами" на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

Жители Шумерлинского района и г. Шумерля ежегодно собираются для чествования лучших трудовых коллективов, передовиков производства и параллельно в этот день все гости праздника могут любоваться лучшими коллективами района, имеют возможность познакомиться и купить изделия ремесленников и мастеров декоративно-прикладного творчества, участвовать в спортивных программах и отдыхать на аттракционах.

Ярко и красочно оформляются дворики сельских поселений, в которых представлены выставки мастеров декоративно-прикладного творчества, традиционного народного творчества, блюда национальной кухни. Первоначально каждое сельское поселение оформляли свои дворики только традиционными национальными блюдами, а также готовили номера художественной самодеятельности и каждое село старалось показать свою самобытность в творческом плане. В последние два года мы ввели в традицию оформление двориков изделиями и работами местных мастеров, старинными изделиями быта, что позволило продемонстрировать каждому сельскому поселению разнообразие работ мастеров прикладного творчества.

Гостевые дворики с уютным и умелым стилизованным оформлением радуют взор каждого.

Для подготовки и проведения районного праздника учреждения культуры ежегодно проводят большую подготовительную работу:

  • подготовка коллективов художественной самодеятельности для выступления в праздничном концерте;

  • подготовка мастеров декоративно прикладного искусства для участия в выставке;

  • оформление выставочных стендов о сельских поселениях;

  • организация сельских двориков;

  • организация встречи гостей в своем сельском дворике;

  • награждение мастеров декоративно-прикладного искусства;

В 2012 году в Шумерлинском районе во второй раз прошел районный фестиваль фольклора «Наследие». Первый фестиваль нами был проведен в 2010 году. Основной целью фестиваля было - пропаганда традиционной народной культуры и фольклора чувашского и русского народов, компактно проживающих на территории Шумерлинского района; повышение роли и значения местных народных традиций в современной художественной культуре;

Участниками фестиваля стали фольклорные коллективы и индивидуальные исполнители в двух возрастных категориях: от 4 до 17 лет и от 18 лет и старше, занимающиеся изучением, освоением и восстановлением песенных, танцевальных и обрядовых традиций своей местности, сохраняющие в своем исполнении этнографическую точность и достоверность материала, Поставленные задачи были достигнуты частично: Участники фестиваля должны были изучить местные традиции, старинные песни и танцы местных жителей, достоверно воспроизвести праздники и обряды. Больше всего на конкурс были представлены фольклорные песни в исполнении коллективов и вокалистов, хореография. Лишь малую толику выступлений составили обряды. Тем самым мы упустили работу клубных учреждений по возрождению обрядов и тесное сотрудничество с мастерами народного прикладного творчества и ремесел. Поэтому второй этап фестиваля был направлен на сохранения и восстановления самобытных национальных традиций, сохранение и возрождение народных промыслов и ремесел и поддержку мастеров народно-прикладного искусства.

Конкурс между мастерами декоративно-прикладного искусства состоялся в форме открытой выставки-просмотра. В конкурсе участвовали 15 представителей 11 сельских поселений. В творческой части фестиваля 11 самобытных самодеятельных коллектива сельских поселений представили 11 чувашских и русских обрядовых праздника.

Фестиваль фольклора «Наследие» заворожил всех присутствующих многоцветьем красочных костюмов, многоголосьем, живым звучаньем народных инструментов, предоставил уникальную возможность пообщаться с народной культурой русского и чувашского народов, позволил участникам коллективов поделиться опытом освоения национальных традиций. Своеобразная творческая мастерская фестиваля, без сомнения, приобщила всех участников и зрителей к живому источнику народной культуры.

Подобные мероприятия проходят в основном на уровне района. Важным этапом возрождения народных традиций является пробуждение интереса самих сельских жителей к прошлому, к традициям, предкам, желание вспомнить, научиться и продолжать умения мастеров своего дела.

С гордостью можно отметить, что Шумерлинский район одни из первых, кто начали проводить Дни деревень, Малых деревень и сел. Жители села совместно с главой поселения и специалистами культуры определяют место проведения праздника, готовят концертную программу. Заранее объявляется конкурс на самый красивый двор, победители которого награждаются на празднике. Чествуют молодоженов, старожил, юбиляров, новорожденных, специалистов своего дела, активистов села и конечно же мастеров с «золотыми руками». Мероприятие растягивается на целый день. Все желающие могут угоститься национальным «Шурпе», принять участие в конкурсах гармонистов, частушечников и в разных спортивных играх.

В д. Паяндайкино Шумерлинского района в 2012 году по нашей инициативе совместно с краеведами района впервые прошел «Фестиваль семейный традиций»,где была представлена выставка народно-прикладного искусства: национальная старинная одежда чуваш, головные уборы, украшения, глиняные и деревянные изделия, фотографии семейный династий, великих людей - выходцев д. Паяндайкино и многое другое.

Подобные мероприятия сплачивают жителей села, приобщают их к ценностям национальной культуры, важно отметить преемственность поколений, передачу опыта и ценностей жителей молодому подрастающему поколению. Воспитывается гордость и чувство любви к Родине.

Из вышесказанного следует, сохранение и развитие национальных традиций и обрядов осуществляется путем проведения в учреждениях культуры и в сельских поселениях народных, календарных праздников и фестивалей, которые сопутствуют возрождению народных промыслов. Многие праздники стали традиционными, из года в год количество участников таких праздников становится больше, что очень радует нас. Нам очень приятно видеть, что люди хотят таких праздников, а это значит, что есть возможность возрождать забытое, сохранять народные традиции и передавать их молодому поколению. Новым для нас в этом году было проведение «Фестиваля семейных традиций» в д. Паяндайкино. Есть надежда, что этот фестиваль станет традиционным праздником для всех сельских поселений района и будет проводится из года в год на территориях поселений.

Актуальные задачи по сохранению традиций и развитию декоративно-прикладного искусства включают:

  • создание в республике благоприятной среды для создания инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

  • воссоздание разрушенной в 1990-1999 гг. системной инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

  • совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесел;

  • создание системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремесел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;

  • активное использование социально-культурной составляющей продукции народного промысла в нравственно-воспитательном процессе (особенно подрастающего поколения);

  • оказание содействия в создании общественных объединений мастеров народных художественных промыслов и ремесленников в Чувашской Республике;

  • развитие взаимодействия с мастерами, организациями-производителями в области народных художественных промыслов и ремесел;

  • создание и развития в муниципальных районах и городских округах домов ремесел, центров возрождения народных художественных промыслов, школ молодого мастера, творческих лабораторий, этноцентров;

  • создание органами местного самоуправления структурных подразделений, занимающихся вопросами сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

  • объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремесел в Российской Федерации и за ее пределами.

Эффективное решение этих и связанных с ними проблем, обеспечивающих существенное улучшение экономического положения народных художественных промыслов и ремесленников Чувашии, воссоздание на этой основе остро востребованного пласта народной культуры предполагает системную организацию соответствующих мероприятий.

Заключение

Вопрос о выживании народного искусства возник не сегодня и даже не вчера. Он возник в ту пору, когда веками складывавшаяся картина мира начала резко меняться, когда тенденции обновления стали проникать буквально во все сферы жизни. Народная культура Нового и Новейшего времени существенно отличается от прошлых классических фольклорных форм. Во всём мире она утратила свою универсальную роль. То, что прежде существовало в нераздельном виде (материально-практическая, духовно-религиозная, познавательная и эстетическая деятельность человека), в современной культуре всё более дифференцируется, становится мозаичным и раздробленным.

К сожалению, попечители не всегда понимали специфику народного искусства. Считалось, что мастеров нужно просвещать, учить «хорошему» вкусу. В советское время профессионализация народного творчества шла полным ходом. Академические художники и даже чиновники вмешивались в работу мастеров и кустарей, создавали для них образцы «в народной традиции». Экспорт и плановое производство, введение машинного оборудования, постоянное увеличение числа работников крупных промыслов (далеко не все из них обладали крестьянским мировоззрением и творческой одарённостью) ставили носителя традиции в новые условия, кардинально менявшие его мировидение и роль в культурном процессе.

В такой огромной стране, как Россия, процесс модернизации неровен и не везде одинаково интенсивен. Тем не менее он необратим. Некогда ведущая функция крестьянского искусства - утилитарно-бытовая сегодня сохраняется главным образом в этнических национальных округах, в глубинке, где вещи по-прежнему рождаются и живут на корнях быта. Там женщины ткут, вышивают одежду, мужчины строят дома, делают кадушки и многое другое.

Религиозно-магическая функция художественных промыслов, практически исчезнувшая в советские годы, вновь стала актуальной с конца 1980-х гг. С возвращением традиционных для России праздников - Рождества, Пасхи, Троицы, Масленицы - возродились и обрели популярность народный костюм, маски для ряженых, сани и уборы для лошадей, расписные пасхальные яйца и т. п. В Палехе, Мстёре, Холуе изготовляют иконы, складни, кресты...

Приметой последних лет является возникновение совершенно новой функции народных промыслов- памятно-культурной. Сундуки, коробки, лошадки-качалки и другие предметы старого ремесла, казалось бы навеки ушедшие из быта и прочно обосновавшиеся в музейных витринах, вновь привлекают людей. Чем? Во-первых, своей практичностью и тем, что сделаны они из природных материалов, а во-вторых - и это, наверное, главное, - милым нашему сердцу обликом, напоминанием о минувшем, невосполнимом.

Что же касается сувенирной функции художественных промыслов, то она стала зарождаться ещё в начале XX в. Уже тогда на роль основного потребителя изделий народных промыслов претендовал город. Деревенские мастера стремились исполнять модные запросы горожан, при этом традиционная вещь приобретала совершенно иной смысл. И сегодня жостовский поднос, фарфоровая скульптура из Гжели, дымковская фигурка для многих их обладателей - изысканные сувениры, подаренные или привезённые из поездки.

В последние десятилетия возрос интерес людей к своей истории. Происходит как бы второе рождение и бытование вещного мира в современной культуре, специально инициируемое политикой государства и общества. Возможно, уже на нашем веку сформируется новый крупный общественный проект в отношении художественных промыслов и народного творчества.

Художественные промыслы и ремёсла Чувашии на современном этапе развития существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и на предприятиях, сохраняющих коллективный опыт творчества и ремесленный характер воспроизводства продукции, усовершенствованный развивающимся технологическим прогрессом.

Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов. В связи с развивающимся технологическим прогрессом народные художественные промыслы и ремёсла, ещё сохранившие традиционные ремесленные способы создания вещей с их традиционным стилеобразованием, ограничиваются изготовлением технически простых вещей, с ярко выраженным эмоционально – образным содержанием, национальной и региональной тематикой. Большинство из них реализуется в качестве сувенирных и подарочных изделий.

Рынок промыслов заполнен изделиями, выполненными в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций и представляющими собой сувенирный и ярмарочный вид кича. Изделия имеют низкую цену и, как следствие, конкурируют с изделиями народных художественных промыслов.

Можно отметить, что в Чувашии получили распространение достаточно широкий спектр ремесел и промыслов, которые связаны с историческим развитием быта народа. Основные традиционные занятия населения — пашенное земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр.

В настоящее время интерес в народным промыслам и ремеслам постепенно возрастает, но по мнению мастеров он еще не достаточно активен и данный вид деятельности нуждается в более полномасштабной поддержке со стороны государства.

Литература

  1. ФЗ "О народных художественных промыслах" от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ// Сайт (с) ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2012. - Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw).

  2. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (в ред. Указов Президента РФ от 07.11.1997 №1175, от 11.01.2000 №30, от 02.02.2005 №116) Сайт (с) ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2012. - Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw).

  3. Постановление «О республиканской программе сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской республике на 2006 - 2010 годы» от 1 декабря 2005 г. N 302 (в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 28.08.2007 N 214, от 27.12.2007 N 369, от 22.02.2008 N 37, от 13.02.2012 № 299) // Сайт (с) ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2012. - Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw).

  4. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. – 544 с.

  5. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 56 – 62.

  6. Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.

  7. Дорожин Ю. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. В 2-х ч. - М.: Мозаика-синтез, 1995. – 80 с.

  8. Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды // Культура чувашского края. - Чебоксары: ЧКИ, 1994. – 160 с.

  9. Енькка Е. Повествование о чувашах: К 450-летию вхождения Чувашии в состав Рос. гос-ва / Худож.-ил. Е.В.Александрова.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001.- 54 с.

  10. Зись А. Виды искусства. - М., 2007. – 346 с.

  11. Ивлев В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. - М.: Дик, 2000. – 100 с.

  12. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976. – 286 с.

  13. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). - М.: Искусство, 1977. – 87 с.

  14. Каримов Б.К. Иванов Д.Ю. Промыслы и ремесла Чувашии как историческое явление социально-культурной среды : монография / Б.К. Каримов, Д.Ю. Иванов .- Душанбе: Ирфон, 2011, -144 с.

  15. Культура чувашского края. - Чебоксары, 1995. – 198 с.

16.Мастера народного искусства и художественных промыслов. Каталог-

справочник. - Чебоксары, 2004. – 26 с.

17. Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного художественного творчества. - М., 2006. – 212 с.

18.Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. – 312 с.

19.Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности.- М., 1983. – 256 с.

20.Орнамент всех времен и стилей: В 2 т. / Под ред. О. Расинэ. – М., 2004. – 245 с

21.Орнамент. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2003. – 312 с.

22.Рогов А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. – М., 1998. – 320 с.

23.Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. - М., 1971. – 296 с.

24.Сайт торгово-промышленной палаты ЧР. Каталог ремесленников / http://www.remeslo.tppchr.ru/index.php?Mn=3

25.Соколов В.И. Резьба по дереву. - М. 2005. – 144 с.

26.Сокровища русского народного искусства. Резьба по дереву. М.: Искусство, 1967. – 82 с.

27.Трофимов А. А. Орнамент чувашской народной вышивки. - Чебоксары: ЧКИ, 1977. – 512 с.

28.Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары, 1993. - 237 с.

29.Шокорова, Л. В. Современные народные промыслы и их место в образовательном процессе/ Философия образования, специальный выпуск №3/24 (искусствоведение)// Гл. ред. Н.В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008 г. с. 148 - 153.

Приложение

Украшение из бисера и монет

Образцы чувашской керамики

Резьба по дереву

Изделия из бересты

. Лозоплетение.

Народный фольклорный коллектив «Шанчак (рук. Л. Григорева)

Рис

Саланчикский народный хор им. В.А. Павлова (рук. Я Федяров)

Народный ансамбль русской песни «Шумерлиночка» (рук. С Мухоморов)

Изделия Пояндаева А.Н. на городской выставке работ мастеров декоративно-прикладного искусства «Чудеса своими руками»

Просмотров работы: 26628