ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Куликова А.Ю. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важнейших задач совершенствования образовательного процесса в образовательных учреждениях является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях.

Двигательная активность одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Движение способствует нормальной деятельности центральной нервной системы, жизненности всего организма, обменных процессов [3].

Немаловажное значение для сохранения и укрепления здоровья имеет закаливание организма. Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (низкой температуры и т.д.) путем систематического воздействия на организм [4, 15].

В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарный, А.С. Батуев, Э.Н. Вайнер, Н.А. Голиков и др.), которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики, других социальных наук.

Сомнения не вызывает ценность для укрепления здоровья двигательной активности и закаливания, между тем нами не обнаружено публикаций, связанных с влиянием физических упражнений на открытом воздухе на здоровье школьников. Данные исследования имеют практическое значение для сохранения и укрепления здоровья школьников. Потребность в практическом решении проблемы, недостаточная теоретическая проработка вопроса обусловили выбор темы данной работы «Влияние физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников».

Цель: выявление и экспериментальное подтверждение влияния физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников.

Объект исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Предмет изучения: влияние физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников.

Гипотеза: процесс сохранения и укрепления здоровья школьников с помощью проведения физических упражнений на открытом воздухе будет эффективным, если реализуются следующие условия:

- соблюдается принцип систематичности и последовательности в применении физических упражнений на открытом воздухе;

- при проведении физических упражнений на открытом воздухе учитываются СанПинНормы;

- обеспечивается добровольное включение младших школьников в физические упражнения на открытом воздухе.

Задачи:

1. Теоретически обосновать применение физических упражнений на открытом воздухе для сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

2. Составить на основе методической литературы комплекс физических упражнений для проведения на открытом воздухе.

3. Выявить и экспериментально подтвердить влияние физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников.

Методологической основой нашего исследования является: учение о развитии личности на основе диалектического и исторического материализма, положения теории и методики физического воспитания детей оздоровительной направленности (В.М. Баранов, Ю.А. Виноградов, П.Ф. Лесгафт и др.)

Рассмотрев теоретические основы влияния физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников, можно отметить, что существует большое многообразие понятий здоровья и в литературе продолжают появляться весьма спорные, с нашей точки зрения утверждения. Мы же в свою очередь остановились на определении Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не отсутствие болезни».

Нам стало известно, что немаловажная роль в приспособлении организма к окружающей среде принадлежит закаливанию. Рассматривая разные формы физической культуры в периодической печати за 2008-2012 годы, часто встречаются статьи, касающиеся двигательной активности, но не рассматриваются вопросы проведения занятий на открытом воздухе, хотя они требуют более тщательной подготовки, также в статьях не отражается валеологическая ценность физических упражнений на открытом воздухе.

Изучив СанПиНормы, для занятий физическими упражнениями на открытом воздухе, была определена минимальная температура для занятий на открытом воздухе, ежедневное количество часов, отводимых для занятий физической культурой на открытом воздухе и количество часов отводимых для прогулок.

Для диагностики эффективности физических упражнений на открытом воздухе мы выбрали оценку индивидуального соматического здоровья.

Критериями индивидуального соматического здоровья являются:

1. коэффициент здоровья Апанасенко;

2. гармоничность физического развития;

3. уровень острой заболеваемости.

Коэффициент здоровья (КЗ) высчитывается с помощью формулы, разработанной В.И. Апанасенко, включающую в себя состояние сердечно-сосудистой системы (пульс и артериальное давление), показатели антропометрических исследований (рост и вес) с учётом возраста и пола школьников

КЗ=0,011*ЧСС+0,014*САД+0,008*ДАД+0,014*В+0,009*МТ+0,004*П-0,009*Р-0,273

где КЗ - коэффициент здоровья

ЧСС- частота сердечных сокращений (пульс)

САД - систолическое артериальное давление

ДАД - диастолическое артериальное давление

В - возраст

МТ - масса тела

П - пол (м-1, ж-2)

Р - рост

Уровни оценки коэффициента здоровья предложил Апанасенко, что соответствует уровням функционального состояния организма человека.

Чем выше балл КЗ, тем ниже уровень здоровья:

1- оптимальный;

2 - удовлетворительный;

3 - умеренно пониженный;

4 - пониженный;

5 - резко пониженный;

6 - неудовлетворительный (гомеостаз нарушен, не действуют механизмы компенсации);

7 - неудовлетворительный (донозологическое состояние);

8 - преморбидное (предпатологическое) состояние.

Для оценки гармоничности физического развития с использованием таблиц – шкал регрессии необходимо у обследуемого измерить длину тела (рост), массу тела (вес) и окружность груди, затем сопоставить полученные результаты индивидуальных измерений с возрастно-половыми оценочными таблицами. Если 2 и более показателей совпадает с половозрастной нормой, считается физическое развитие гармоничным, если нет - дисгармоничным.

При дисгармоничном физическом развитии ребенка необходима консультация специалистов: педиатра, эндокринолога.

Острым заболеванием является снижение функциональных возможностей организма, несовместимое с трудовой деятельностью (В.И. Казначеев).

Критерием уровня острой заболеваемости школьников является количество простудных заболеваний школьников.

Количество простудных заболеваний школьников устанавливается по наличию медицинских справок, где указано количество дней, пропущенных по болезни и диагноз.

В нашем исследовании нам необходимо выделить число пропущенных дней по простудным заболеваниям [3].

В ходе исследования были получены следующие результаты. Школьники экспериментального класса имели наиболее низкие результаты коэффициента здоровья по сравнению с контрольным классом. Так в экспериментальном классе средний показатель соответствовал 2,4 баллов, а в контрольном классе только 2,6 балла.

Анализ индивидуального показателя коэффициента здоровья (КЗ) показал преобладание в экспериментальном классе числа младших школьников с оптимальным уровнем КЗ, а в контрольном классе с умеренно пониженным уровнем КЗ. Причём в экспериментальном классе присутствуют школьники с резко пониженным уровнем коэффициента здоровья, на фоне отсутствия таковых в контрольном классе (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение младших школьников по уровням коэффициента здоровья в констатирующем этапе эксперимента (%)

Гармоничность развития значительных различий не имеет (Рис. 2).

Рис. 2. Распределение младших школьников по уровням гармоничности физического развития (%)

Острая заболеваемость в двух классах не высокая, нет школьников в «группе риска», когда заболеваемость повторяется 4 и более раз за 1 учебный год. Средние показатели дают возможность сделать вывод о незначительных различиях. В экспериментальном классе школьники болели в среднем 1,6 раз в учебном году, в контрольном - 1,3 раза.

Формирующий этап эксперимента проводился в течение двух месяцев. Для сохранения и укрепления здоровья школьников 3 класса был разработан комплекс физических упражнений для проведения на открытом воздухе, включающий как урочную, так и внеклассную деятельность школьников.

Экспериментальный класс занимался по режиму продленного дня. Таким образом, появилась возможность проводить ежедневные упражнения на открытом воздухе.

Занятия физическими упражнениями на открытом воздухе проводились в зимний период при температуре воздуха в безветренную погоду до - 15 0 и при ветре до - 10 0 С, что соответствует СанПиН от 2002 г. Именно такая температура и способствовала желанию младших школьников выходить на занятия. Немаловажную роль играла верхняя одежда для занятий в зимний период на улице. Перед проведением занятий мы провели родительское собрание, одним из вопросов которого было согласование с родителями проведение данного эксперимента, родители не только дали согласие, но и предложили свою помощь в организации и проведении некоторых мероприятий. В течение недели все младшие школьники на занятия приходили в лёгкой зимней одежде, не пропускавшей снега под одежду, что способствовало раскрепощению ребят во время занятий и предупредило простудные заболевания, так как чаще в этой же одежде школьникам приходилось уходить домой.

Для стимулирования интереса к участию младших школьников в физических упражнениях на открытом воздухе нам было необходимо составить комплекс разнообразных мероприятий.

Комплекс состоял из трёх направлений:

1. Проведение уроков физической культуры на открытом воздухе (при соблюдении СанПиН в отношении температурного режима)

Занятия строились в соответствии с программой для учащихся 3 класса общеобразовательной школы 3 урока в неделю и включали в себя лыжную подготовку и занятия на катке.

2. Внеклассное занятие 1 раз в неделю.

В нашем эксперименте мы провели 4 внеклассных занятия:

- Военно-спортивный праздник «Взятие крепости»;

- Спортивные соревнования по лыжным гонкам;

- Строительство снежного городка.

- Спортивная эстафета «Мама, папа и я - спортивная семья»

3. Подвижные игры.

Подвижные игры проводились во время прогулки в группе продлённого дня 2 раза в неделю.

Подвижные игры на открытом воздухе сочетают в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям младшего школьного возраста - развитие центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, полнее всего реализует потребность в двигательной активности в сочетании с положительными эмоциями и воспитании морально-волевых качеств.

Во время работы были использованы подвижные игры с установленными правилами, требующие руководства учителя с положительной направленностью. Игры предлагались как школьниками, так и учителем. Изучение игр проводилось и на тематических занятиях, например, игры народов Севера, игры коренных жителей Сибири и т.д.

Наиболее полюбившиеся игры «Улитка», «Мяч в ведро», «Кто дальше?», «Отскок» и др.

Один день в неделю младшие школьники экспериментального класса могли выбрать сами занятие. Чаще они выбирали катание с горки и строительство снежных фигур.

Для выявления влияния физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников проведён контрольный этап эксперимента.

Результаты исследования представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Результаты исследований уровня здоровья в экспериментальном классе

в динамике эксперимента

Список

Методы

КЗ

Гармоничность

Заболеваемость

Начало

Конец

абс.

уровень

абс.

уровень

Начало

Конец

Начало

Конец

1. Коля А.

2. Наташа Б.

3. Юлия И.

4. Саша К.

5. Паша Л.

6. Даша П.

7. Вера Ч.

8. Серёжа П.

9. Данил С.

10. Ваня Р.

11. Анжела В.

12. Дима Л.

13. Артем К.

14. Анна Д.

15. Вадим Т.

16. Маша Р.

17. Женя Б.

18. Оля И.

4

1

2

5

2

1

1

3

1

4

5

2

2

1

4

1

3

2

Пониж.

Оптим.

Удов.

Резко пон.

Удов.

Оптим.

Оптим.

Умер пониж.

Оптим.

Пониж.

Резко пон.

Удов.

Удов.

Оптим.

Пониж.

Оптим.

Умер пониж.

Удов.

3

3

1

1

4

1

2

3

3

4

1

3

1

3

2

2

1

1

Умер пониж.

Умер пониж.

Оптим.

Оптим.

Пониж.

Оптим.

Удов.

Умер пониж.

Умер пониж.

Пониж.

Оптим.

Умер пониж.

Оптим.

Умер пониж.

Удов.

Удов.

Оптим.

Оптим.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Гарм.

Гарм.

Гарм

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

2

0

1

0

2

2

2

0

1

3

2

2

2

1

3

2

2

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

2

1

1

0

0

2

0

1

1

Таблица 6

Результаты исследований уровня здоровья в контрольном классе

в динамике эксперимента

Список

Методы

КЗ

Гармоничность

Заболеваемость

Начало

Конец

абс.

уровень

абс.

уровень

Начало

Конец

Начало

Конец

1. Леша Ф.

2. Кристина К.

3. Марина А.

4. Кирилл В.

5. Света О.

6. Данил К.

7. Оля М.

8. Серёжа З.

9. Ангелина Ч.

10. Ваня Д.

11. Толя В.

12. Таня У.

13. Артем Э.

14. Анна К.

15. Вадим М.

16. Маша Х.

17. Элля С.

18. Рита И.

19. Надя П.

20. Ксюша М.

4

4

1

4

4

1

3

1

2

1

3

3

4

2

1

3

3

2

2

3

Пониж.

Пониж.

Оптим.

Пониж.

Пониж.

Оптим.

Умер пониж.

Оптим.

Удов.

Оптим.

Умер пониж.

Умер пониж.

Пониж.

Удов.

Оптим.

Умер пониж.

Умер пониж.

Удов.

Удов.

Умер пониж.

3

3

2

3

3

2

2

2

1

4

2

2

3

1

2

2

4

1

1

2

Умер пониж.

Умер пониж.

Удов.

Умер пониж.

Умер пониж.

Удов.

Удов.

Удов.

Оптим.

Пониж.

Удов.

Удов.

Умер пониж.

Оптим.

Удов.

Удов.

Пониж.

Оптим.

Оптим.

Удов.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Гарм.

Гарм.

Гарм.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

Дисг.

Гарм.

Дисг.

2

2

1

1

1

1

0

2

2

2

2

0

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

2

2

1

1

0

1

1

2

1

1

1

0

0

В экспериментальном классе наблюдается сокращение количества человек с более низкими показателями коэффициента здоровья, в контрольном классе также наблюдается повышение уровня здоровья школьников, но не столь значительное (Табл. 7).

Таблица 7

Среднее количество баллов коэффициента здоровья

в динамике эксперимента

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Начало

Конец

Начало

Конец

2,4

2,1

2,6

2,5

Индивидуальное распределение показало, что в экспериментальной группе сократилось количество школьников с низкими показателями коэффициента здоровья, при этом количество с оптимальным состоянием функциональных систем увеличивается на 5%. Если рассматривать данный результат в объёме всего 2-х месяцев, то результаты значительные. В контрольном классе по сравнению с экспериментальным наблюдается также увеличение показателей, но они не столь значительные (Рис. 3).

Рис. 3. Распределение младших школьников по уровням коэффициента здоровья в динамике эксперимента (%)

Гармоничность физического развития, как ведущий показатель при изменении функционального состояния организма на морфологическом уровне, показала сокращение в экспериментальном классе количества человек с дисгармоничным развитием и увеличение с гармоничным в контрольном классе. Данная тенденция сохраняется по увеличению числа школьников с дисгармоничным физическим развитием, что соответствует литературным данным (В.С. Дорошин) (Рис. 4).

Рис. 4. Распределение младших школьников по уровням гармоничности физического развития в динамике эксперимента (%)

По итогам эксперимента сократилось количество дней, пропущенных при острой заболеваемости, как в контрольном, так и экспериментальном классе. На данный параметр может повлиять и повышение адаптации к учебному процессу у третьеклассников по сравнению со вторым классом (Табл. 4).

Таблица 4

Динамика простудных заболеваний (количество случаев/1 чел)

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Начало

Конец

Начало

Конец

1,6

0,6

1,3

1,1

Педагогический эксперимент, проведенный в рамках намеченного круга вопросов доказал эффективность выдвинутых предположений, а именно влияние физических упражнений на открытом воздухе на состояние здоровья младших школьников. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в классе, на котором проводилось исследование состояния здоровья школьников, после проведения формирующего эксперимента, показатели увеличились. Однако следует отметить, что младший школьный возраст – это сензитивный период укрепления и сохранения здоровья и поэтому работа по формированию здоровья с помощью занятий на открытом воздухе должна быть систематической и целенаправленной.

Сравнивая результаты диагностики учащихся контрольного и экспериментального классов, мы отмечаем, что в контрольном классе наблюдается незначительная динамика уровня снижения заболеваемости школьников. Это говорит о том, что содержание воспитательно-образовательного процесса способствует снижению адаптационной «цены» для организма школьника. Однако при проведении физических упражнений на открытом воздухе этот процесс более эффективен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма.

В нашем исследовании были изучены современные исследования в области оценки здоровья (Н.В. Анисимова, И.И. Брехмана, И.П. Брязгунова, В.К. Дубровицкой, Э.М. Казина и др.). Анализ показал, что существует более трёхсот определений понятия «здоровье», каждый автор вкладывает в данное понятие отдельные элементы или факторы определённой стороны жизни человека. Кроме того, крайне редко обсуждается важный для понимания сущности здоровья вопрос о так называемом пограничном состоянии, в котором находится до 80% людей. Мы за основу в своём исследовании принимаем определение, предложенное Всемирной организацией здравоохранения «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не отсутствие болезни».

В своей работе мы выделили факторы, влияющие на состояние здоровья человека, среди них ведущее положение занимает закаливание и оптимальная двигательная активность. Сложно найти более существенное, в плане реализации положительных факторов здоровья, чем физические упражнения на открытом воздухе.

Для диагностики влияния физических упражнений на состояние здоровья младших школьников мы выбрали оценку индивидуального соматического здоровья. Критериями индивидуального соматического здоровья являлись: коэффициент здоровья Апанасенко, гармоничность физического развития и уровень острой заболеваемости.

В результате исследования было выявлено, что повысился уровень оптимального коэффициента здоровья и количество школьников с гармоничным физическим развитием и понизился уровень острой заболеваемости в экспериментальном и контрольном классах, но в экспериментальном классе более эффективная работа показала и более высокие результаты.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, а именно:

сохранение и укрепление здоровья школьников с помощью проведения физических упражнений на открытом воздухе будет эффективным, если реализуются следующие условия:

- соблюдается принцип систематичности и последовательности в применении физических упражнений на открытом воздухе;

- при проведении физических упражнений на открытом воздухе учитываются СанПинНормы;

- обеспечивается добровольное включение младших школьников в физические упражнения на открытом воздухе.

нами полностью подтверждена.

Эксперимент не претендует на конечный результат, т.к. работа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников будет продолжаться.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агаджанян, Н.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья [Текст]/ Н.А. Агаджанян, А.И. Труханов, Б.А. Шендеров. – М.: Педагогика, 2002. –67с.

2. Амонашвили, Ш.А. Педагогика здоровья [Текст]: учебное пособие / Ш.А. Амонашвили - М.: Педагогика, 2005. - 263 с.

3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2007. - 144с.

4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст]/ П.К. Анохин. –М.: Высшая школа, 2005.-345с.

5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2002. - 251 с.

6. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний [Текст]/ Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. –М.: Высшая школа, 2009.- 432с.

7. Баевский, Р.М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья [Текст]/ Р.М. Баевский // Российский физиол. журн. им. Сеченова. -2007. -Т. 4. -№ 89. -С. 473-487.

8. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения [Текст] / С.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2001. - 142 с.

9. Белов, В.И. Психология здоровья [Текст]: учебное пособие / В.И. Белов - СПб, 2001.- 272 с.

10. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачёв - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 185 с.

11. Булич, Э.М. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции [Текст]/ Э.М. Булич, И.И. Муравов // Валеология. -2008. -№ 1. -С. 4-12.

12. Быков, А. Т. К вопросу о методологических аспектах здоровья [Текст]/ А.Т. Быков, Ю.Е. Маляренко // Вестн. восстановительной мед. -2009. -№ 1. -С. 9-13.

13. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии / О.С. Васильева. - М.: Артель, 2004. - 365 с.

14. Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьёв. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 147 с.

15. Зайцева, В.В. Зачем учиться физической культуре [Текст]/ В.В. Зайцева. – М.: Вентана-Графф, 2009. – С. 15.

16. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст]/ Э.М.Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. -352с.

17. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст]: пособие для учителя /А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.

18. Миллер, С.В. Психология игры [Текст]: учеб пособие / С.В. Миллер.- СПб.: Истоки, 2004 - 85 с.

19. Мудрик, А. В. Психология и воспитание [Текст]: учебное пособие /А. В. Мудрик.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.- 472 с.

20. Обухова, Л.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы) [Текст]/ Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2009. – С.157.

21. Попова, А.И. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий [Текст]/ А.И. Попова, И.Г. Литвинская // Начальная школа. - 2005. - № 11. - 24-26 с.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 480 с

23. Сонькин, В.Д. Как правильно закаливать ребенка [Текст]/ В.Д. Сонькин, И.А. Анохина. – М.: Вентана-Графф, 2006. – С.34.

24. Степанова, О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей / О. А. Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 144 с.

25. Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения [Текст]: пособие для учителя /В.П. Стрезикозин. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.

26. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие /Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

27. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст]/ Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 176 с.

Просмотров работы: 2755