ВЛИЯНИЕ СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ В СТУДЕНТЧЕСКОЙ ГРУППЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ В СТУДЕНТЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Зуева Е.А. 1, Свиридова Н.С. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Поступление в учебное заведение, выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Он вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют новые коллективы и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

Большую часть поступающих в колледж составляют 15-летние подростки. Отметим некоторые психологические особенности ранней юности. Юношеский возраст – этап формирования собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для юношества свойственны - максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности; стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, проявление недоверия, отсутствие подлинной самостоятельности, повышенная внушаемость, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

Психологические особенности данного возраста часто провоцируют конфликтные ситуации между студентами в группе, в которых для большинства студентов характерно неумение находить конструктивный выход из конфликтной ситуации. Конфликты часто несут переживания и негативные эмоции, они вредят делу, мешают совместным согласованным действиям, портят отношения между студентами. Они вызывают нервное напряжение и стресс, а это в свою очередь влияет на успешность адаптации в студенческой группе, а также определяет характер учебной деятельности. Не удивительно, что студенты опасаются конфликтов и не любят их, но при этом вряд ли среди нас найдётся тот, кто никогда не попадал, ни в какие конфликты.

Конфликт представляет зону повышенной напряженности между студентами, которая влияет на успешность их адаптации в студенческой группе.

Нами было проведено исследование, целью которого стало выявить влияние способа разрешения конфликтных ситуаций на успешность адаптации первокурсников в студенческой группе.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса ГОУ СПО «Киселевского педагогического колледжа». Нами были использованы опросник К. Н. Томаса, направленный на изучение способов реагирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

В ходе исследования были получены следующие результаты. Часто используемые способы разрешения конфликтных ситуаций у студентов – первокурсников это соперничество и приспособление. Соперничество выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Приспособление выражается в принесении в жертву собственных интересов ради других. У данных студентов диагностирован повышенный уровень дезадаптации в группе.

Студенты – первокурсники, выбирающие «компромисс» и «сотрудничество» при разрешении конфликтных ситуаций, имеют высокий уровень адаптации в студенческой группе. Данные студенты в конфликтных ситуациях ориентируются на совместный поиск решения, удовлетворяющее интересы всех сторон.

В ходе проведенного нами исследования, мы убедились, что студенты – первокурсники не всегда выбирают конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, что влияет на успешность их адаптации в студенческой группе. Для студентов – первокурсников необходима и важна информация о значении конфликтов, конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций, т. к. выбор поведения в конфликтах влияет на успешность их адаптации в студенческой группе, а также на психологическое и физическое здоровье.

Библиографический список

  1. БирюковаМ. В. Трудности первичной адаптации первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении // Роль профессионального педагогического образования в модернизации системы образования Кузбасса: Материалы региональной научно-практической конференции / Под. ред. Власовой С. А., Моцарь С. В., Геровкиной О. Г., Ленинск-Кузнецкий, 2006.

  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Питер, 2001.

  3. Конфликтология. [Текст] / под ред. А.С. Кармина.- СПб.: Питер, 2000.

  4. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004.

Просмотров работы: 1243