ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ

Чиркова А.А. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно позволяет выполнять жизненные планы, успешно решать основные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Утрачивая его, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон и другие факторы. Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни.

Особое значение здоровый образ жизни приобретает в подростковом возрасте, т.к. согласно данным, полученным институтом социологии РАН, только 11 % российских подростков считают здоровье самым ценным в жизни, 30 % - согласны «расплатиться» здоровьем ради хорошего заработка, даже во вред собственному здоровью.

Образ жизни студентов характеризуется возросшей учебной нагрузкой, вынужденной гиподинамией, часто отдельным от родителей проживанием, большей возможностью распоряжаться бюджетом личного времени и планировать свою деятельность. Меняется все, но психологически главное для личности - это адекватное самоизменение самого себя, саморазвитие в соответствии с меняющимися требованиями обучения профессии и жизни в целом. Многолетние наблюдения показали, что в данный период проявляются негативные факторы, влияющие на уровень здоровья подростков.

Целью данного исследования является изучение изменений в распространенности основных факторов, негативно влияющих на здоровье студентов за последние 5 лет.

С помощью анкетирования и хронометража изучался образ жизни студентов: режим дня, двигательная активность, особенности питания, распространенность вредных привычек (курение, потребление алкоголя и наркотиков).

В исследовании приняли участие 282 студента в 2008 г. и 120 студентов в 2013 г. в возрасте 15-18 лет.

Следует отметить, что специфика обучения в колледже выражается в сочетании учебного процесса с тренировочными воздействиями. Недельная двигательная активность, предусмотренная учебным планом, составляет 6 часов в неделю. Приоритетным направлением воспитательно-образовательного процесса в колледже является повышение физической активности студентов, таким образом, к учебному плану можно добавить в среднем еще по 2 часа в неделю двигательной активности. С целью изучения самостоятельной двигательной активности студентов проведена анкета и суточный хронометраж.

Таким образом, были выделены студенты с разным уровнем двигательной активности. Сравнительный анализ показал, что студентов с низким уровнем двигательной активности за последние 5 лет увеличилось (Табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов на группы по уровню двигательной активности

Уровень двигательной активности

Девушки

Юноши

2008 г.

2013 г.

2008 г.

2013 г.

высокий

52 %

47%

45,5%

34,8%

средний

37,3 %

34%

43,2 %

42,2%

низкий

10,7 %

19%

11,3 %

23%

Изучение режима дня у студентов показало, что рациональный режим дня является необходимой частью образа жизни 11 % студентов. Причиной нарушения режима дня 52,7 % студентов называют учебные нагрузки, собственную неорганизованность – 5,4 %, бытовые условия – 4,3 % от всего числа студентов. Следят за продолжительностью сна 47,2 % студентов. И эти данные за последние годы не изменились.

В 2008 г. соблюдали режим питания только 51% студентов, в этом году - 86%. Что свидетельствует об эффективности просветительской работы среди студентов и улучшении работы столовой.

Одним из факторов, влияющим на сохранение здоровья является курение. Основной причиной распространения курения среди детей и подростков многие психологи называют желание подрожать взрослым, а подростки называют способ общения со сверстниками (в компании курящих даже незнакомые люди чувствуют себя равными, находят общие темы для общения, но если молодой человек не может участвовать в разговоре, нет необходимости уходить, можно просто послушать окружающих, все сопутствующие недомогания: потеря аппетита, слабость, горечь в ротовой полости – ничто по сравнению с возможностью найти себе товарищей). Именно эта причина заставляет многих студентов начинать курить в первых числах учебного года 1 курса.

Распространенность табакокурения среди обследуемых юношей и девушек составляла 34,4% (46,2 % и 24 % соответственно). Среди всех юношей чаще – в 52,9 % случаях – встречается курение 7-12 сигарет в сутки, а среди всех девушек чаще – в 76,6 % случаях – курение 1-6 сигарет.

В 2013 г. количество курящих осталось примерно на том же уровне - 37,4%.

Распространенность слабоалкогольных напитков среди обследуемых юношей и девушек значительно превышала употребление никотина, и составляла 48,6 % (54,5 % и 43,3 % соответственно). В 2013 г. употребление алкоголя наблюдается значительно реже (43,3 % и 23,1 % соответственно).

Таким образом, сравнительный анализ распространённости негативных факторов, влияющих на состояние здоровья, показал, что сложившийся алгоритм просвещения студентов в области здорового образа жизни (рациональное питание, потребление алкогольных напитков) принёс желаемый результат, но работа по профилактике курения требует изменения в психолого-педагогических подходах.

Просмотров работы: 952