О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЕ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЕ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Долгова А.В. 1, Высоцкая Г.Н. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коренные преобразования в нашей стране в начале XXI века сопровождаются глубокими изменениями во всех сферах жизни общества.

Важным фактором в данной ситуации выступает формирование здорового образа жизни. Лучше всего об этом говорят народные пословицы, художественные произведения родного слова, выражающие быт русского народа, его здравый смысл: «Береги честь смолоду, а здоровье под старость», «Ум да здоровье всего дороже», «Здоровье приходит днями, а уходит часами», «Здоров будешь - все добудешь», «Хоть телом не видна, да здоровьем крепка», «Здоров-скачет, захворал- плачет» и многие другие.

Сегодня, на наш взгляд, для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки, нужно еще и духовно-нравственное здоровье. Наше здоровье в наших руках, и мы должны быть физически и духовно здоровыми.

Одним из главных факторов здоровья выступает индивидуальный образ жизни. Он играет большую роль в формировании здоровья, потому что оно во многом зависит от нас и нашего поведения. Именно поэтому все мы должны хорошо представлять, как следует жить и вести себя в обществе.

Национальное самосознание формируется на основе языка, который есть имя нации, средство обмена мыслями. Язык, история, культура — это то, что может быть названо духовно-нравственной базой личности.

Носителем культурных, исторических и других ценностей русского народа является русский язык.

Русский язык сегодня – это не только язык, имеющий государственный статус, это фактор духовного единения народов России и важная часть обеспечения национальной безопасности. Язык, а точнее слово, может лечить человека, может радикально изменить его внутренний мир, сформировать как носителя определённых духовно-нравственных ценностей. Но может и погубить в нём любое из этих качеств.

Об этом стихотворные строки В. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полка за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Язык – естественная среда обитания культуры. Язык живёт, когда им правильно пользуются, и умирает, когда его забывают. Чудо языка не даёт народу рассыпаться. Есть и иные цементирующие силы –государственность, социальные идеалы, историческая память, особенности религии, быта, труда. Но во всём первая роль принадлежит языку!

Вспомним 19 век. Какое чувство национальной гордости испытывает русский писатель И.С. Тургенев за свой родной язык.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык !»

21 век - это новое время. Это свободный и раскрепощенный в своей речи наш современник.. Комфортно ли « великому и могучему» в новых условиях? Отражает ли речь наших соотечественников богатство и величие национального языка, созданного нашими великими предками?

К сожалению, констатируем: как далеко мы ушли от своего великого языка, от его мудрости, от его здоровья и ясного духа.

Сегодня писатели, публицисты, ученые педагоги с тревогой говорят о признаках духовной деградации общества, напрямую связанных с языковыми потерями. На страницах периодической печати все чаще ставится вопрос об экологии языка, слова.

Сохранение культурной среды (духовного здоровья общества) - задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды. Ведь если болен язык, больно и общество.

Какие же главные «болезни» языка распространены сегодня в обществе?

По нашему мнению, это немотивированное использование иностранных слов, жаргонная и нецензурная лексика.

Сегодня наблюдается засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения. Поражает наша готовность – на самом высоком политическом и культурном уровне – сознательно искажать свой язык в угоду любому требованию извне , вносить в него чуждые его традициям и правилам изменения. Надуманная политкорректность оказывается сильнее элементарного уважения к традициям и правилам родной речи.

Вместе с чужими словами приходят и соответствующие мысли, и иной взгляд на жизнь, её смысл и главные ценности в ней.

Особой формой языка является молодежный сленг. Большинство молодежи не понимает, что культуры вне языка не существует, и используют родной язык в качестве базовой основы для своего субкультурного общения.

Молодежь, проводящая значительную часть в интернете, постепенно переходит на примитивный язык английских сокращений и смайликов. Словарный запас серьезно сужается, особенно если идет речь об его активной повседневной части. Мы получаем целое поколение интернет-молодежи, которому не важно в какой стране они будут жить, лишь бы был компьютер и доступ в сеть.

Язык в средствах массовой информации все больше скатывается от литературного к разговорному и даже жаргонному. Современные писатели не гнушаются употреблением в своих произведениях даже нецензурной лексики, общее качество современной российской литературы с точки зрения языка, стилистики, не говоря уже о содержании, остается крайне низким. Все это приводит к тому, что развития русского языка не происходит, идет его деградация.

В этой связи, нужно ставить вопрос о необходимости спасения и развития русского языка на государственном уровне. Нужно стимулировать наших сограждан говорить и писать на правильном русском языке и, желательно, без ошибок. Не обойтись без государственной помощи и в вопросе приобщения людей к чтению, прежде всего классической и качественно современной литературы, как способу саморазвития и проведения досуга. Необходимы креативные доступные мероприятия для молодежи, раскрывающие красоту, глубину, возможности родного языка.

Все мы созданы языком и заложенной в нем культурой, доставшейся нам от многих поколений предков. Мы не выбираем ни родной язык, ни родную культуру. Мы входим в мир людей, и язык немедленно начинает свою работу, давая нам представление о мире, о людях, о системе ценностей.

Одна из главных целей образования XXI века гласит: «Здоровье и безопасность - в третье тысячелетие». Грамотного, культурного, здорового человека, способного иметь полноценное здоровье, необходимо воспитывать с раннего детского возраста. Это, главным образом, и должно беспокоить родителей, учителей, всех, кто причастен к воспитанию подрастающего поколения.

В формировании личности ребенка, его нравственного здоровья и духовного потенциала принадлежит родному языку. Задача учителя пробуждать и формировать у школьников духовные качества, которые бы уберегли детей от соблазнов, существующих в современном мире. Первостепенное значение на наш взгляд. Приобретают уроки русского языка, цель которых воспитание у детей любви и уважения к русскому языку. Следуют этой благородной, по нашему мнению, цели авторы образовательной системы «2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Уже с первых тем учебника «Русский язык. 2 класс» учащиеся узнают, что «Русский язык-часть нашей культуры, богатство и достояние народа. Это государственный язык, на нем говорят все народы, которые живут в Российской Федерации». Авторы заостряют внимание на том, что учебник поможет учащимся «понимать, ценить и беречь русский язык». В упражнения включены тексты, раскрывающие богатство русского языка, продуманы вопросы и задания к ним.

Итак, родной язык- это настоящее сокровище!

Язык, словно зеркало, отражает внутреннюю сущность человека, нравственные качества, он честен и открыт, добр и великодушен, Сколько сил, ума, труда, вложено в русский язык! Нам есть что беречь, есть чем гордиться! Мы уверены, что русский язык поможет сохранить физическое и нравственное здоровье свое, детей, нации.

Просмотров работы: 1371