Дошкольное детство – важный этап определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности, формирования характер и определенного отношения к людям. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые приобретают переход к новой, более высокой степени развития.
В последние годы многие педагоги и психологи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы с дошкольными учреждениями свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии дошкольника и явным перевесом в сторону увеличения времени на обучение ребенка, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Следовательно, игровая деятельность теряет основу саморазвития внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника [2: 24].
Игры и игрушки в повседневной жизнедеятельности ребенка занимают ведущее место. Одной из отличительных чет жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Игрушки разнообразны, чаще в педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
- сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.);
- технические игрушки;
- дидактические игрушки;
- театрализованные игрушки;
- игрушки для подвижных и спортивных игр предназначенные для физического воспитания;
- звучащие и музыкальные игрушки;
- игрушки – самоделки изготовленные самими детьми, родителями, воспитателями;
- образные игрушки.
Игрушка является важным спутником детей и оказывает существенное влияние на их личностное развитие, эмоционально-нравственную сферу, общение со взрослыми и сверстниками, следовательно на психическое развитие в целом.
В настоящее время рынок и игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.
Нам бы хотелось обратить внимание воспитателей ДОУ и родителей на то, что особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами [1: 19]:
- полифункциональность (возможность широко использовать в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
- дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление и формой, наличие механизмов программированного контроля);
- возможность применения группой детей (пригодность игрушки использовать ее несколькими детьми);
- высокий художественный эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
Необходимо особенно заострить внимание на обязательных требованиях, невозможность использования игрушек:
- провоцировать ребенка на агрессивное действие;
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, сверстникам, взрослым);
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интересы выходящие за рамки детского возраста.
Как не печально, но игрушки с негативными критериями оказываются в руках детей и не всегда снимаются с производства.
На современном этапе учеными и практиками широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Покупая игрушку, взрослый, зачастую не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
С целью изучения отношения родителей к современным игрушкам был проведен социологический опрос. Его участниками стали родители детей посещающих дошкольные образовательные учреждения города Киселевска.
Полученные результаты опроса позволили сделать обоснование: 80% родителей выделяют доминирующий критерий к игрушкам - развивающее направление, это говорит о четком осознании предназначения игрушек для ребенка. Как нестранно, но у 50% родителей причинами покупок игрушек является веяние моды или влияние рекламы, что обосновывается желанием видеть своего ребенка современным. Отметим, что 33% родителей играют со своими детьми, не играют 23% и играют иногда 44%, данные говорят о том, что большую часть времени дети в игре предоставлены сами себе или сверстнику, все это приводит к ограничения общения со взрослыми. 42% родителей утверждают, что у детей должно быть много игрушек, в связи с тем, чтобы ребенку было интересно играть, 45% акцентируют внимание на ограниченном количестве игрушек, обосновывая значимостью каждой игрушки, но хотя 13% родителей затрудняются назвать количество игрушек.
Подводя итоги социологического опроса можно сделать вывод, что полученные результаты говорят от том, что современные родители глубоко заинтересованы в развитии своих детей и отводят игрушкам особое внимание, но не всегда осознанно основываются при их выборе на результативных показателях, что приводит к затруднению в полноценном психическом развитии дошкольников и искажает их видение современного мира.
Библиографический список
1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.- 2008.
2. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. - 2010.