Искусство обводки (дриблинга) заключается в придании такого движения катящемуся мячу, которое обеспечивает выполнение текущего сценария игровой ситуации (http://arkadiev.org.ru/?Boris_Arkadmzev._Taktika_futbolmznoi_igry:Chto_takoe_individualmznaya_igra%3F). При этом удержание мяча и успешная обводка противника является результатом предшествующих длительных тренировок и врожденных способностей (таланта) игрока. С позиций механики, движение мяча есть качение сферы без проскальзывания по горизонтальной плоскости (рис 1).
Рис.1 Движение мяча по полю как результат двух вращений: верчения с угловой скоростью (spinning) и качения с угловой скоростью (rolling).
Скорость точки контакта мяча с полем равна нулю. Движение происходит под действием активной силы (действие бутсы на мяч). Величина силы и направление ее действия определяют траекторию движения мяча и, по сути, – физику дриблинга. Знание механизма, определяющего движение мяча по необходимой для игровой ситуации траектории, может оптимизировать тренировочный процесс, особенно на начальной стадии подготовки в детских спортивных школах. Математическая модель дриблинга может быть положена в основу создания соответствующих реальных и виртуальных тренажеров по совершенствованию искусства дриблинга.
В общем случае движение мяча будем описывать тремя функциями времени: переменным углом верчения , переменным углом качения и переменным углом между фиксированным направлением в плоскости качения и касательной к траектории катящегося мяча. Уравнения движения получим из теорем об изменении кинетического момента относительно центра масс и движения центра масс
Для катящегося и вертящегося мяча эти уравнения приобретают вид:
где и – угловые скорости верчения и качения, – главный момент активных сил относительно центра масс, – главный момент реакций связей относительно центра масс, – главный вектор активных сил, - главный вектор реакций связей, – центральный осевой момент инерции мяча.
Использование рассмотренной математической модели движения футбольного мяча в практике тренировочного процесса видится:
В получении навыков катания мяча по физически реализуемым траекториям (реальные тренировки в закрытых и открытых помещениях, отрабатывающие движение ноги и силу воздействия на мяч).
В получении навыков выбора траекторий движения мяча (виртуальные тренировки, закрепляющие в подсознании связь игровой ситуации с выбором необходимой траектории прокатки мяча).
Целенаправленное использование предлагаемой тренировочной методики формирует автоматизм принятия решений и их исполнение при индивидуальной игре в защите и нападении по тактически и физически согласованной схеме:
3