ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ СОХРАНЕНИЯ «ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ» ИСПАНИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ СОХРАНЕНИЯ «ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ» ИСПАНИИ.

Горшкова К.Г. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Испания – страна с богатым историко-культурным прошлым и яркой судьбой. И всю свою историю Испания сохраняет в памятниках исторического наследия. Политика сохранения исторического наследия Испании формировалась на протяжении длительного времени.

Само значение термина «историческое наследие» было четко определено в Законе о сохранении художественного наследия в 1926 г.1, где указывалось как «совокупность предметов, которые необходимо сохранять для нации с точки зрения искусства и культуры». В дальнейшем значение термина эволюционировало - добавилась ещё и историческая ценность. Таким образом, на сегодняшний день под культурно-историческим наследием Испании стоит подразумевать:

- движимое и недвижимое имущество, имеющее художественную, археологическую, палеонтологическую, этнологическую, научную или техническую ценность;

- документальное наследие;

- библиографическое наследие;

- археологические памятники;

- археологические зоны;

- природные объекты, сады и парки с художественной, исторической или антропологической ценностью.

Первые шаги на пути к сохранению культурно-исторического наследия относятся к XIII веку во времена правления Альфонса X (1255-1284). В его первых документах содержится запрет на захоронение с ценной домашней утварью, как это было принято до тех пор среди представителей власти. Так же упоминалось о сохранении церковных реликвий и сокровищ, и запрещалась их продажа и порча.

В эпоху Возрождения возникает новый способ видения мира, новая мысль и как результат новая культура. Становится необходимым и крайне популярным такое явление как коллекционирование. Коллекции находятся исключительно в личном использовании владельца как инструмент политической и дипломатической власти. Этот период совпадает в Испании с приходом к власти Карла V (1516-1556). И не смотря на то, что из-за его насыщенной политической деятельности, он мало времени уделял искусству, его формирующиеся коллекции, которые будут постоянно пополняться последующими монархами, станут будущей основой Национального достояния. Воля Карла гласила: «… мы хотим, и приказываем, чтобы драгоценные камни, драгоценности и богатые ковры и другие вещи, которые будут расположены в нашей личной собственности, особенно, если это какие-то драгоценности и старые вещи, которые принадлежали нашим бабушкам и дедушкам и прародителям, были отданы принцу Филиппу, нашему сыну и наследнику, и чтобы он мог распоряжаться их ценностью».2

Также к царствованию Карла V относится и первая попытка участия в каталогизации имущества короны, которая нашла отражение в дворцовых книгах, где уже именуются «сокровища» и инвентарь, отраженный в прекрасных акварелях, которые документировали его коллекцию вооружения.

В городской архитектуре тоже происходят некоторые изменения с принятием закона в 1530 г., запрещающего во всех городах и селах царства восстанавливать или строить новые балконы, нависающие над общественными улицами. С главной целью - чтобы солнце освещало дома.

Но всерьез заинтересованным в развитии искусства королем можно считать сына Карла Филиппа II(1556-1598). Им была создана так называемая Королевская Оружейная палата, которая служит иллюстрацией концепции сохранения культурного наследия, основой, для создания которой послужила коллекция доспехов Карла V. Позже, в своем завещании, он запретил продавать или делить коллекцию. Но самым большим и ярким достижением культурной политики Филиппа служит строительство Эскориала – правительственного центра, монастыря и королевского кладбища. В нём было решено воплотить завет Карла V — создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Строительство Эскориала породило импульс развития искусства.

Филипп III так же, как и его отец, тратил огромные суммы на приобретение, сохранение и продвижение искусства. Но его усилия меркнут в сравнении с покровительством искусству его отца Филиппа II и его сына Филиппа IV. Кроме того, на его век не пришлось великих художников, как Тициан и Веласкес во время правления Филиппа II и Филиппа IV соответственно. Филипп IV (1605-1665) особенно был возбужден практикой инвентаризации. Здесь учитывались все виды имущества, а так же принимались меры в их защите и сохранении. В будущем эта практика имела большую или меньшую степень эффективности, в зависимости от политической власти в той или иной ситуации. В своем завещании Филипп говорит о том, что подобная инвентаризация должна проводиться постоянно.

С приходом новой эпохи приходит и новая династия. Бурбоны продолжали проделанную работу возвеличивания королевского наследия. Первый из них, Филипп V, может служить ярким примером. Помимо того, что он продолжал собирательство коллекций, он также начал активное строительство дворцов – королевский дворец Ла Гранха-де-Сан-Ильдефонсо, Паласио Реаль-де Мадрид. Кроме того, именно при Филиппе начинают практиковать консервацию и реставрацию. Хуан Гарсия де Миранда был назначен придворным живописцем, с целью, насколько возможно, восстановить картины, пострадавшие при пожаре в 1734 году. В дополнение к этому, он должен был сопоставить сохранившиеся картины с имевшимися ранее, тем самым оценить количество потерь. Таким образом, и повышается престиж художника, он становится художником-мастером.

В 1738 г. создается Королевская Академия истории. Она является, своего рода частью капитального преображения политических структур, которое произвели Бурбоны. Цель Академии – сохранять и защищать историческое и художественное наследие. Первый свой указ Академия издает в 1777 г., который затрагивал проблему пожара. Отныне запрещалось использовать древесину в качестве строительного материала алтарей, предлагалось использовать мрамор. Также в церквях королевства Гранада без королевского разрешения запрещалось проводить какие-либо виды работ. Таким образом, в функции Академии входило рассмотрение и утверждение произведений живописи, скульптуры, архитектуры, используемых в строительстве церквей, общественных парков и т.д. Кроме того, Карл III (1759-1788) сделал значительный шаг вперед в сохранении наследия, когда королевским указом 1779 г. запретил экспорт картин и предметов искусства без предварительного королевского разрешения. Его приемник Карл IV (1788-1808) поручает королевским указом 1803 г. взять Королевской Академии на себя инвентаризацию, защиту и сохранение памятников старины, которые будут обнаружены в королевстве. При этом формируется критерий оценки памятников прошлого. Впервые в правовой системе устанавливается понятие памятника, как хранителя информации прошлого. Этот указ также является первым положением, которое регулирует художественное наследие, определяя элементы этого наследия, причисляя движимые и недвижимые объекты, которые по своей репутации должны называться «памятниками старины».

Девятнадцатый век позволил добиться важных изменений, возникших под влиянием Французской революции. Также к этому фактору нужно добавить войну за независимость, которая помогла укреплению конституционного движения, королевская власть подверглась ограничениями Конституции. Это существенно изменило все аспекты жизни общества. Искусство открывается широким слоям общества, происходит развитие музейного движения. В результате, в конце первой трети девятнадцатого века Фернандо VII намеревался создать Национальный музей древностей под управлением Академии. Этот шаг может рассматриваться в качестве прецедента для последующего создания Национального археологического музея в последней трети века.

Самым решающим шагом можно считать указ 13 июня 1844 г. о создании комиссии, отвечающей за уход и реставрацию зданий недавно проданных и принадлежащих государству, сбор, инвентаризацию и каталогизацию художественных изделий с целью создания будущих музеев, библиотек и архивов. В каждой провинции должен быть организован своего рода филиал комиссии, по одному на каждую провинцию. Но отсутствие профессиональных директоров и сотрудников очень замедляло и ухудшало работу комиссии. Королевским указом 1854 г. была сделана попытка реорганизации состава комиссий, предоставление им большей специализации и самостоятельности местным учреждениям. Таким образом, можно сказать что, учреждение Комиссии было началом процесса вовлечения всего общества в сохранение и восстановление исторического общества. В первые десятилетия двадцатого века Комиссия еще функционировала, но была перестроена и просуществовала до 1926 г.

Последующая история охраны культурно-исторического наследия страны, так или иначе, связана с политической историей, которая в двадцатом веке была достаточно насыщенна и непредсказуема не только в Испании, но и во всем мире.

Список использованной литературы и источников.

1.BARRERO RODRÍGUEZ, Concepción. La ordenación jurídica del patrimonio histórico español. Madrid, Cívitas.

2.BECERRA GARCÍA, Juan Manuel. La legislación española sobre el Patrimonio Histórico. Origen y antecedentes. La Ley del Patrimonio Histórico Andaluz, p. 9-30.

3.PANZANO IBAÑEZ DE AOI, José Lupercio z. Anales de Aragón desde el año mil quinientos y querenta ... hasta el año mil quinientos cinquenta y ocho en que murió el ... emperador Carlos V. p. 572.

4.Real Decreto-Ley de 9 de agosto de 1926 (sobre protección y conservación de la riqueza artística)

1 Real Decreto-Ley de 9 de agosto de 1926 (sobre protección y conservación de la riqueza artística)

2José Lupercio Panzano Ibañez de Aoiz. Anales de Aragón desde el año mil quinientos y querenta ... hasta el año mil quinientos cinquenta y ocho en que murió el ... emperador Carlos V. p. 572.
Просмотров работы: 1590