ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кондратюк М.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.

Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полифункциональный характер физического воспитания проявляется в том, что - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, организация их общественно полезной деятельности, досуга, профилактика заболеваний, физическая и психо-эмоциональная тренировка, зрелище, коммуникация.

Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

- учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс носить систематический характер. Только тогда он дает положительного результата.

Формирование здорового образа жизни затрагивает разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный критерий, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.

Рассмотрим эти критерии.

Когнитивный критерий предполагает наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни. Данный критерий включает в себя понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Кроме того, данный критерий позволяет оценить степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья.

Мотивационно-потребностный критерий предполагает наличие желания вести здоровый образ жизни, наличие интереса к своему здоровью.

Деятельностный критерий предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей.

Кроме того, мы считаем, необходимо выделить эмоционально-волевой критерий, так как эмоционально-волевая сфера играет очень важную роль в формировании здорового образа жизни. Уровень относительно данного критерия, определяется тем, насколько превалирует положительные эмоции во время занятий и мероприятий, при выполнении норм и правил здорового образа жизни, какие волевые усилия прикладывает младший школьник при выполнении таких действий, насколько такое поведение стало для него ценностным.

Таблица 1

Характеристика уровней сформированности здорового образа жизни

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Когнитив

ный

1. Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни (исходя из изученного в процессе осуществления мероприятий различной направленности).

2. Знает о правилах выполнения физических упражнений и их комплексов.

3. Владеет знаниями о технике безопасности во время занятий

физ. культурой.

1. Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не полном объеме.

2. Знает о некоторых правилах выполнения физических упражнений и их комплексов.

3. Владеет частью знаниний о технике безопасности во время занятий физической культурой.

1. Младший школьник не владеет знаниями основ здорового образа жизни.

2. Не знает о правилах выполнения физических упражнений и их комплексов.

3. Не владеет знаниями о технике безопасности во время занятий физической культурой.

Мотивационно-потребностный

1.Младший школьник испытывает интерес к знаниям относительно здорового образа жизни.

2. Испытывает желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности.

2.В наличие внутренняя мотивация.

1.Не всегда испытывает интерес к здоровому образу жизни.

2. Проявляет желание принимать участие в некоторых мероприятиях оздоровительной направленности.

3. Внутренняя мотивация должна подкрепиться внешней.

1.Не испытывает интереса к знаниям относительно здорового образа жизни.

2. Испытывает желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности.

3.Необходима внешняя мотивация.

Деятельностный

  1. Младший школьник систематически использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

  2. Является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

  3. Успешен на уроках физической культуре и во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

  4. Приобщает других детей к мероприятиям оздоровительной направленности.

1. Младший школьник не всегда использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

2. Является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

3. Имеет средние успехи на уроках физической культуре и во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

1. Младший школьник редко использует или не использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

2. Не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

  1. Редко успешен на уроках физической культуре и во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.

Эмоционально-волевой

  1. Во время занятий оздоровительной направленности у младшего школьника преобладают положительные эмоции

  2. В ситуациях трудностей во время занятий стремиться с ними справиться, продолжает участие, часто добивается успеха.

  3. Рассматривает мероприятия оздоровительной направленности как потенциальные ситуации своего успеха.

  4. Умеет организовать себя в процессе выполнения физических упражнений.

5. При пересказе мероприятия и о своем в нем участии проявляются эмоциональные переживания.

1. Во время занятий оздоровительной направленности у младшего школьника наблюдаются положительные и отрицательные эмоции

2. В ситуациях трудностей во время занятий нужна внешняя поддержка.

3. Рассматривает мероприятия оздоровительной направленности вне ситуации своего успеха.

4. Испытывает трудности в самоорганизаци выполнения физических упражнений.

5. При пересказе мероприятия и о своем в нем участии эмоциональные переживания почти не испытывает.

1. Во время занятий оздоровительной направленности у младшего школьника преобладают отрицательные эмоции.

2.В ситуациях трудностей во время занятий не стремиться с ними справиться, прерывает участие,

3. Рассматривает мероприятия оздоровительной как ситуацию своего неуспеха.

4. Не умеет организовать себя в процессе выполнения физических упражнений.

5. При пересказе мероприятия и о своем в нем участии эмоциональные переживания не испытывает, эмоционально не реагирует.

Основными средствами оценки по данным критериям выступают: опрос, анкеты, наблюдения, экспертные оценки. Рассмотрим данные средства относительно каждого критерия.

Основными средствами оценки сформированности здорового образа жизни относительно когнитивного критерия в нашем исследовании является опрос, который позволяет выявить уровень осведомленности по вопросам здорового образа жизни. Вопросы теста были подобраны так, что ответы выявляли уровень знаний с учетом возрастных особенностей. Стоит отметить, что содержание вопросов непосредственно касалось того учебного материала, который изучался в процессе освоения программы по физическому воспитанию.

Для выявления состояние и особенности мотивации занятий физической культурой и интереса к своему здоровью мы разработали анкету для школьников. В анкете даются предполагаемые варианты ответов на поставленные вопросы. Каждый ответ оценивает определенным количеством баллов.

Средством выявления уровня деятельностного освоения основ здорового образа жизни у нас является целенаправленное наблюдение педагога и родителей за деятельностью ребенка с целью выявления особенностей поведения детей, того, насколько правила здорового образа жизни стали для них нормой поведения. Результаты наблюдения фиксируются в бланках, производится количественная обработка данных, делается вывод об уровне развития по данному критерию.

При выявлении уровня развития относительно эмоционально-волевого критерия нами разработана методика, применение которой заключается в том, что обучающиеся фиксируют свое эмоциональное отношение к различным мероприятиям и событиям, связанными с формированием здорового образа жизни.

Рассмотрев вопрос критериальной оценки уровня сформированности здорового образа жизни, мы исходили из того, что данный процесс затрагивает разные стороны развития личности. Исходя из этого, мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.

С целью выявления особенностей образа жизни младших школьников нами было проведено диагностическое исследование. В исследовании приняли участие младшие школьники, их родители и учителя. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №11 г. Киселёвска в 3 классах.

Учащиеся 3 «В» класса являлись экспериментальной группой в количестве 24 человек (12 мальчиков и 12 девочек), учащиеся 3 «Б» класса - контрольной группой в количестве 18 человек (10 мальчиков и 8 девочек).

С целью выявления уровня осведомленности обучающихся относительно здорового образа жизни (когнитивный критерий) было проведено тестирование среди обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Результаты тестирования представлены в таблицах 2, 3.

Таблица 2

Результаты количественной обработки

констатирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе (n=24 человека)

Уровни

критерии

высокий

средний

низкий

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

Когнитивный

5

18,18

9

36,36

10

45,46

Мотивационно-потребностный

5

18,18

9

40,91

10

40,91

Деятельностный

2

4,55

6

22,73

16

72,73

Эмоционально-волевой

3

9,09

8

31,82

13

59,09

Таблица 3

Результаты количественной обработки первого констатирующего эксперимента в контрольном классе (18 человек)

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

Когнитивный

4

23,81

6

38,09

8

38,09

Мотивационно-потребностный

2

14,29

6

38,09

10

47,62

Деятельностный

1

4,76

4

28,57

13

66,67

Эмоционально-волевой

3

14,29

5

33,33

10

52,38

Рис. 1 Распределение школьников по уровням когнитивного критерия (%)

Анализ результатовконстатирующего этап эксперимента относительно когнитивного критерия показывает, что у детей недостаточно сформированы знания относительно здорового образа жизни, а именно:

- они чётко не выделяют основные факторы, влияющие на здоровье, не могут сформулировать правила здорового образа жизни:

- не достаточно понимают значение и влияние физической культуры и спорта на их здоровье;

- не дифференцируют физические упражнения, направленные на разные цели физического развития (развитие силы, гибкости, расслабление, мобилизация внимания и т.д.);

- не владеют знаниями относительно выполнения конкретных упражнений в связи с ведением здорового образа жизни (утренняя гимнастика, упражнения для глаз, для формирования правильной осанки и т. д.).

Таким образом, мы пришли к выводу относительно того, что у обучающихся особенно недостаточно знаний относительно практического применения физических упражнений в повседневной жизни.

Рис. 2 Распределение школьников по уровням по мотивационно-потребностному критерию

Результаты констатирующего этап эксперимента относительно мотивационно - потребностного критерия показывают, что у детей недостаточно сфомированы мотивы здорового образа жизни.

Рис. 3 Распределение школьников по уровням деятельностного критерия

Результаты констатирующего эксперимента относительно деятельностного критерия показывают, что у детей недостаточно сформированы умения и навыки здорового образа жизни.

Рис. 4. Распределение школьников по уровням эмоционально-волевого критерия

Результаты первого констатирующего эксперимента относительно эмоционально-волевого критерия показывают, что у детей недостаточно сформированы знания относительно здорового образа жизни.

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что обучающиеся контрольного и экспериментального классов имеют примерно одинаковый уровень сформированности основ здорового образа жизни. Было также выявлено, что высокий уровень сформированности основ здорового образа жизни имеет очень маленький процент учащихся и того и другого класса. Необходимо также отметить, что наибольший процент (от 38% до 72%) младших школьников имеют низкий уровень сформированности. Из проведенного эксперимента стало ясно, что необходима целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая бы носила системный характер. Следовательно, существует необходимость для проведения экспериментальной работы по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.

Одной из задач программы физического воспитания является формирование сознательного отношения учащихся к своему здоровью, развитие физического потенциала каждого ученика.

Так как слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности именно на уроке физической культуры осуществлялась работа по формированию здорового образа жизни младших школьников. Работа велась не только над развитием физических качеств, но и над укреплением здоровья. Особое внимание уделялось предотвращению появления многих заболеваний. Например, такие, как нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов зрения, желудочно-кишечного тракта.

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников осуществлялось и через овладение теоретическим разделом программы «Физическое воспитание».

Была организована специальная деятельность относительно теоретической части программы, которая включает в себя изучение основ физической культуры:

- особенность зарождения физической культуры, история первых Олимпийских игр;

- здоровье и физическое развитие человека;

- работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха в жизни человека;

- влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;

- физические качества и их связь с физическим развитием;

- формирование правильной осанки;

- терминология разучиваемых упражнений;

- причина травматизма на занятиях физической культуры и правила его предупреждения.

Данный материал можно осваивался как на специально отведенных уроках (1-2 ч. в четверть), так и в ходе уроков.

Каждый урок физической культуры обязательно решал оздоровительную задачу. Учитывался возраст учащихся. Прежде чем приступить к занятиям физической культурой, проводилась беседа-игра с детьми на тему физической культуры, о том, что они будут изучать на данном уроке, с каким видом спорта будут знакомиться.

Новые знания осваивались с использованием загадок, иллюстраций, стихов. Незнакомые слова выписывались на карточки для лучшего запоминания, проговаривать хором.

При изучении каждого вида спорта формировалось представление о нем, а после выяснялось, из чего состоит изучаемый вид спорта.

Знакомство детей с теорией происходило на каждом уроке, постоянно вводились новые слова, которые использовались в дальнейшем в ходе теоретических и практических занятий.

Большое внимание уделялось темам: «Режим дня школьника», «Здоровый образ жизни», «Закаливание организма».

Детям предлагались творческие домашние задания:

- составить свой режим дня;

- нарисовать иллюстрацию (факторы отрицательно и положительно влияющие на здоровье);

- написать сочинение (на тему «Мой здоровый образ жизни»).

В практической части учащиеся учились составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы. Обучающиеся знакомились с упражнениями, направленными на улучшение зрения, слуха. Они включались, как и в общеразвивающие упражнения, так и в заключительную часть урока.

В общеразвивающие упражнения включались дыхательные упражнения, которые способствуют профилактике острых респираторных заболеваний, улучшают доступ кислорода в головной мозг. Важное место занимало знакомство обучающихся с упражнениями, направленными на профилактику плоскостопия и укрепление мышечного корсета.

Особое внимание уделялось формированию правильной осанке. Такие упражнения предлагались на уроках и специально организованных оздоровительных занятиях.

При проведении уроков учитывались возрастные особенности детей. Поэтому систематически использовались игры, как основное средство активизации и создание положительного эмоционального настроя.

Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни заключалась в проведении спартакиад, соревнований («Веселые старты», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», тематических викторин).

При проведении досуга и праздника дети приобщались к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети вели себя более непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяла им двигаться без особого напряжения и легче осваивать азы здорового образа жизни.

Продумывалось музыкальное сопровождение, использовались записи любимых песен ребят из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку. При проведении досугов использовались детские развлекательные шоу-программы “Двигайся, играй, радуйся”, “Веселые клоуны и малыши”.

Шоу-программа содержали:

- музыкальную разминку, основанную на имитационных движениях (фонарики, самолёты, пингвины, лошадки и т.д.);

- музыкально-ритмические игры: “Поезд”, “Авто-стоп”, “Воробей”, “Буги-буги”, “Звероаэробика”;

- забавы, шутки, игры-аттракционы, весёлые эстафеты.

Такая организация спортивных праздников позволяла достигнуть полной раскрепощенности детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости.

При проведении внеклассных мероприятий и праздников использовалось нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: “водопровод” из пластиковых бутылок, полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - яйца из-под kinder-сюрприза.

Присутствие в праздниках персонажей (доктор Айболит, доктор Пилюлькин, Ох и Ах, тренер Гантелькин, Спортик), которые вместе с детьми через игры, стихи, песни, загадки, сюрпризы формировали у детей понятия, что здоровье зависит от них самих. Чтобы сберечь его, надо правильно питаться, заниматься физкультурой, спортом, закаляться, следить за чистотой, быть аккуратным. При проведении спортивных праздников часто использовались сказочные сюжеты. Систематически проводились Дни здоровья, в которых принимали участие все обучающиеся начальной школы.

Невозможно воспитать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью без их родителей. Родители систематически привлекались к организации и проведению внеклассных мероприятий. Веселая атмосфера спортивных праздников способствовала пробуждению у родителей интереса к общению со своими детьми.

Просветительная работа проводилась и со всеми педагогами, работающими с детьми экспериментального класса. Совместно с ними разрабатывались физминутки, проводимые на уроках.

Особое внимание удалялось консультативной помощи относительно проведению перемен. В результате совместной деятельности перемены превратились в интересные мероприятия, наполненные интересными играми, которые проводились старшими школьниками, педагогами и самими детьми. Были введены ежедневные утренние упражнения утренней гимнастики.

Совместная работа с врачом позволила осуществлять индивидуальный подход к детям, имеющим различные резервы здоровья. Это создало благоприятные условия для вовлечение в процесс адекватной двигательной активности всех обучающихся.

Осуществляя формирующий эксперимент, было реализовано несколько видов работ.

Использованы возможности программы обучения по физической культуре через организацию специальной учебная деятельность относительно теоретической части программы, которая включает в себя изучение основ здорового образа жизни и проведение уроков с использованием игровой деятельности.

Организовано здоровьесберегающее пространство учебной деятельности через внедрение утренней гимнастики, использования на каждом уроке физминуток, организацию подвижных игр на переменах.

Осуществлено добровольное включение школьников в различные вида внеурочной деятельности: оздоровительные занятия, соревнования, спортивные праздники, Дни здоровья, мероприятия с привлечением родителей.

Таблица 5

Результаты количественной обработки

контрольного этапа эксперимента в экспериментальном классе

(n=24 человека)

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

Когнитивный

10

40,909

10

40,909

4

18,182

Мотивационно-потребностный

12

50,000

8

31,818

4

18,182

Деятельностный

8

31,818

9

40,909

7

27,273

Эмоционально-волевой

8

31,818

11

45,455

5

22,727

Таблица 6

Результаты количественной обработки контрольного этапа

эксперимента в контрольном классе

(n=18 человек)

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Когнитивный

5

28,571

8

42,858

6

28,571

Мотивационно-потребностный

2

14,286

8

42,857

8

42,857

Деятельностный

1

4,762

6

33,333

11

61,905

Эмоционально-волевой

2

9,524

7

42,857

9

47,619

В результате сравнения полученных результатов в двух классах нами были получены следующие диаграммы.

Рис. 5 Распределение школьников по уровням когнитивного критерия в динамике эксперимента (%)

Сравнительный анализ на начало и конец эксперимента показывает, что обучающиеся экспериментальной группы значительно расширили свои знания в области здорового образа жизни. В контрольной группе наблюдается значительно меньшая динамика по когнитивному критерию. Процент детей с высоким уровнем возрос на 23% (с 18% до 41%) в экспериментальной группе и только на 5% (с24% до 25%) в контрольной. Таким образом, работа по формированию знаний младших школьников относительно здорового образа жизни было достаточно эффективна.

Рис. 6 Распределение школьников по уровням мотивационно-потребностного критерия в динамике эксперимента (%)

Анализируя результаты по мотивационно-потребностного критерия стоит отметить, что в экспериментальной этап группе произошли существенные изменения. Процент детей с высоким уровнем мотивации возрос на 32% (с18% до 41%), в контрольной же группе изменения отсутствуют (14%). Необходимо отметить, в экспериментальной группе процент обучающихся с низким уровнем составляет всего 18% (уменьшение на 18%), а в контрольной группе 43% (уменьшение на 5%). Результаты исследования доказывают эффективность работы в ходе формирующего эксперимента относительно формирования мотивации относительно здорового образа жизни.

Рис. 7 Распределение школьников по уровням деятельностного критерия в динамике эксперимента (%)

Сравнительный анализ результатов исследования на начало и конец эксперимента относительно деятельностного критерия показывает, что обучающиеся экспериментальной группы демонстрируют положительную динамику освоения основ здорового образа жизни в практической деятельности. В контрольной группе наблюдается значительно меньшая динамика по данному критерию. Процент детей с высоким уровнем возрос на 27% (с 5% до 32%) в экспериментальной группе и 0% (5%) в контрольной.

Рис. 8 Распределение школьников по уровням эмоционально-волевого критерия в динамике эксперимента (%)

Анализируя результаты по эмоционально-волевому критерию стоит отметить, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения. Процент детей с высоким уровнем мотивации возрос на 23% (с 9% до 32%), в контрольной же группе изменения отсутствуют (14%). Необходимо отметить, в экспериментальной группе процент обучающихся с низким уровнем составляет всего 23% (уменьшение на 36%), а в контрольной группе 48% (уменьшение на 5%). Результаты исследования доказывают эффективность работы в ходе формирующего эксперимента относительно формирования эмоционально положительного отношения относительно оздоровительных действий и мероприятий.

Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, мы отмечаем, что в экспериментальном классе, по сравнению с контрольным, более высокая динамика формирования основ здорового образа жизни. Рост показателей ярко выражен по мотивационно-потребностному критерию. Достаточно значительный рост показателей эмоционально-волевого критерия. Относительно когнитивного и деятельностного разница в динамике так же прослеживается.

Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры в экспериментальном классе способствовала формированию интереса младшего школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности.

В ходе проведения экспериментальной работы по формированию основ здорового образа средствами физической культуры мы пришли к выводу, что такая работа будет успешна, если педагог использует возможности школьной программы, а также привлекает школьников к внеклассной работе.

Занимаясь проблемой формирования здорового образа жизни, мы также пришли к выводу, что наиболее благоприятные условия для такого развития создаются в коллективной деятельности детей с привлечением родителей. Такая деятельность стимулирует у младших школьников интерес, способствует развитию физических качеств, создает благоприятный эмоциональный фон, формирует отношение к здоровью как ценности.

Таким образом, проанализировав проделанную экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, мы можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках учебного процесса должна носить системный характер, опираясь как на реализацию учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Систематическая работа (утренняя гимнастика, физминутки, игры на переменах) позволяют привить умения и навыки здорового образа жизни, событийные же мероприятия (праздники, соревнования, игровые программы) создают ситуации успеха для обучающихся, что становится средством формирования мотивации и желания продолжать работу в данном направлении. Важным условием организации работы по формированию здорового образа жизни является создания положительного эмоционального настроя, который во многом определяет уровень эффективности работы в данном направлении. Эксперимент показал необходимость привлечение в данный процесс родителей и педагогов.

Опираясь на положение о том, что процесс формирования здорового образа жизни школьников затрагивает развитие различных сторон личности школьника, мы выработали следующие критерии: когнитивный, который предполагает наличие (или отсутствие) определенных знаний, умений, интеллектуальных функций, необходимых для формирования здорового образа жизни; мотвационно-потребностный, который предполагает наличие (или отсутствие) желания участвовать в различных мероприятиях оздоровительной направленности, интереса к своему здоровью; деятельностный критерий предполагает возможность практического осуществления здоровьесберегающей деятельности младших школьников; эмоционально-волевой критерий определяет степень интенсивности эмоциональных переживаний школьников, их особенности, степень волевых усилий в процессе освоения и усвоения здорового образа жизни.

Проведя констатирующий этап эксперимента с целью определения уровня сформированности здорового образа жизни младших школьников, мы пришли к выводу о том, что высокий уровень имеет очень маленький процент учащихся. Из проведенного исследования стало ясно, что необходима определенная специальная работа по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая бы носила системный характер. Следовательно, существует необходимость для проведения экспериментальной работы по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.

Проведя контрольный этап эксперимента после проведения формирующего этапа эксперимента, в ходе которого была организована систематическая работа по формированию здорового образа жизни среди младших школьников средствами физического воспитания, мы выявили, эффективность данной работы. Рост показателей ярко выражен по мотивационно-потребностному и эмоционально-волевому критерию. Относительно когнитивного и деятельностного разница в динамике так же прослеживается.

Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры в экспериментальном классе способствовала формированию интереса младшего школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности.

В ходе проведения экспериментальной работы по формированию основ здорового образа средствами физической культуры мы пришли к выводу, что такая работа будет успешна, если педагог использует возможности школьной программы, а также привлекает школьников к внеклассной работе.

Занимаясь проблемой формирования здорового образа жизни, мы также пришли к выводу, что наиболее благоприятные условия для такого развития создаются в коллективной деятельности детей с привлечением родителей. Такая деятельность стимулирует у младших школьников интерес, способствует развитию физических качеств, создает благоприятный эмоциональный фон, формирует отношение к здоровью как ценности.

Таким образом, проанализировав проделанную экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, мы можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках учебного процесса должна носить системный характер, опираясь как на реализацию учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Систематическая работа (утренняя гимнастика, физминутки, игры на переменах) позволяют привить умения и навыки здорового образа жизни, событийные же мероприятия (праздники, соревнования, игровые программы) создают ситуации успеха для обучающихся, что становится средством формирования мотивации и желания продолжать работу в данном направлении. Важным условием организации работы по формированию здорового образа жизни является создания положительного эмоционального настроя, который во многом определяет уровень эффективности работы в данном направлении. Эксперимент показал необходимость привлечение в данный процесс родителей и педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и обобщение теоретических основ проблемы формирования здорового образа жизни средствами физического воспитания, а также результаты проведенного эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1. Теоретическая сущность здорового образа жизни определяется тем, что это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья и обеспечивающая оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

В процессе исследования было выявлено, что детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.

Изучение проблемы показало, что оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни, а его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

2. В процессе исследования были выявлены основные формы физического воспитания, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс формирования здорового образа жизни:

- учебные занятия как основная форма физического воспитания;

- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура как формы внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

- физические упражнения в режиме дня как средства формирования навыков привычек здорового образа жизни в процессе учебного процесса;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия как формы привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здорового образа жизни.

3. Выявлены критерии и показатели уровня сформированности здорового образа жизни обучающихся начальных классов. Это когнитивный, который предполагает наличие (или отсутствие) определенных знаний, умений, интеллектуальных функций, необходимых для формирования здорового образа жизни; мотвационно-потребностный, который предполагает наличие (или отсутствие) желания участвовать в различных мероприятиях оздоровительной направленности, интереса к своему здоровью; деятельностный критерий предполагает возможность практического осуществления здоровьесберегающей деятельности младших школьников; эмоционально-волевой критерий определяет степень интенсивности эмоциональных переживаний школьников, их особенности, степень волевых усилий в процессе освоения и усвоения здорового образа жизни.

4. Констатирующий этап эксперимента доказал необходимость целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая должна носить системный характер.

5. В процессе исследования были выявлены педагогические условия успешного формирования здорового образа жизни средствами физического воспитания:

- использование возможностей программы обучения по физической культуре;

- систематическое использование физических упражнений в процессе учебной деятельности;

- создание условий для включения школьников в различные внеурочные формы воспитательной деятельности, направленные на развитие физической культуры.

6. Исследование доказало, что педагогическая деятельность специально организованная для формирования здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры с учетом выявленных условий способствует формированию интереса младшего школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создает определенный положительный эмоциональный фон относительно данного процесса и благоприятные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности.

7. Экспериментальная деятельность выявила, что наиболее благоприятные условия создаются в коллективной деятельности детей с привлечением родителей. Такая деятельность стимулирует у младших школьников интерес, способствует развитию физических качеств, создает благоприятный эмоциональный фон, формирует отношение к здоровью как ценности.

БИБЛИОГРАФИЯ
  1. Айзман, Р.И. Валеология [Текст]: учебная программа для общеобразовательных школ / Р.И. Айзман. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 19 с.

  2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 2007.- 63с.

  3. Баладанов, О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников [Текст]/ О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172 - 174.

  4. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры.- 2005. - № 4. - С. 2-7.

  5. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2004 - № 4. - С. 3 -5.

  6. Безруких, М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников [Текст] / М.М. Безруких// Классный руководитель. – 2007 -№5. – С.5-19.

  7. Беляев, Н.Г. Характеристика физического развития современных школьников [Текст] Н.Г. Беляев, О.В. Суворов // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2008. - С. 30 - 31.

  8. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 237с.

  9. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1997. - 125с.

  10. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2006 – 341с.

  11. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся [Текст]/ Под ред. В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев. - Челябинск: Исток, 2005. - С. 116-129.

  12. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П.А. Виноградов - М.: Мысль, 2000. - 288 с.

  13. Гущина, С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи) [Текст]: / С.В. Гущина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С.177 - 179.

  14. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни [Текст]/ В.И. Дубровский. - М.: Флинта, Retorika, 1999. - С.1-35.

  15. Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России [Текст]/ П.К. Дуркин, М.П. Лебедева //Теория и практика физической культуры - 2002. -№ 8. - С. 2 - 5.

  16. Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. [Текст]/ Г.В. Жулина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 179 - 181.

  17. Ересько, Н.В. Организация тематической недели «Мы за здоровый образ жизни!» [Текст]/ Н.В. Ересько // Классный руководитель. – 2007 -№5. – С. 140-144.

  18. Здоровье и образование. Валеологические проблемы образования [Текст]/под ред. В.В. Колбанова. – Санкт-Петергург: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2007. – 168с.

  19. Зусманович, Ф.Н. Валеология [Текст]: Учебное пособие / Ф.Н. Зусманович. - Курган, 1998. - 56 c.

  20. Исаев, А. Если хочешь быть здоров [Текст] / А. Исаев - М.: Физкультура и спорт, 1998. – 241с.

  21. Кайков, Г.Д. Работа с ослабленными детьми [Текст] / Г.Д. Кайков // Физическая культура в школе - 2005. - № 6 . - С. 78 -109.

  22. Калмыкова, И.Б. Программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе [Текст] / И.Б. Калмыкова // Классный руководитель. – 2007 -№5. – С. 47 -52.

  23. Комплексная оценка показателей развития и здоровья учащихся первых классов [Текст] / Под ред. Т.М. Чурековой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 52 с.

  24. Коростелев, Н.Б. Слагаемые здоровья [Текст] / Н.Б. Коростелев - М.: Знание, 2000. - 120 с.

  25. Лисицин, Ю.Г. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.Г. Лисицин.- М.: Знание, 2007. - 234 с.

  26. Лопотенко, А.В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях молодежи [Текст] / А.В. Лопотенко, Е.А. Тетеблецов // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 6. - С. 26.

  27. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л.И. Лубышева. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

  28. Контратьева, М.М. Звонок на урок здоровья [Текст] / М.М. Контратьева. - М.: Просвещение: М., 2001. – 224с.

  29. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. - М.: Академия, 2001. - 320с.

  30. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учебн. пособие для студентов вузов / А.М. Максименко. – М.: Просвещение, 2001. – 347 с.

  31. Матвеев, А.А. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / А.А. Матвеев, С.Б. Мельников. - М., Просвещение, 2001. – 389 с.

  32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет [Текст]: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2003. – 367 с.

  33. Мотылянская, Р.Э. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни [Текст] / Р.Э. Мотылянская, Э.Я. Каплан // Теория и практика физической культуры. -1980. - № 1. - С. 14 - 24.

  34. Нилуашев, С. Физической воспитание и здоровье [Текст]/ С. Нилуашев // Физическая культура в школе. - 2003. - №3. - С. 2-4.

  35. Ролик, М.П. Курс лекций Детского юношеского Центра «Экополис, культура, здоровье [Текст] / М.П. Ролик // Классный руководитель. - 2001. - №7. – С. 57 – 75.

  36. Соловьёв, Г.М. Биосоциальные проблемы ЗОЖ [Текст]: уч. пособ. / Г.М. Соловьёв. - Ставрополь: Развитие, 2008. – 209 с.

  37. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры [Текст]/ Г.М. Соловьёв - Ставрополь: СГУ, 2008. - 111с.

  38. Соловьёв, Г.М. Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры [Текст] / Г.М. Соловьёв. – Ставрополь: СГУ, 2008.- 257 с.

  39. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст]/ А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2001. - 270 с.

  40. Сократов, Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания [Текст] / Н. Сократов, О. Брагирова, С. Маннакова // Воспитание школьника. – 2003. - № 9. – С. 44 - 47.

  41. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитании и подростков / [Текст] / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2008. – 198 с.

  42. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб. пособие / под ред. Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 2008. – 376 с.

  43. Терещева, О.Л. Программно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы [Текст] / О.Л. Терещева. // Теория и практика физической культуры. – 2001. - №2. - С. 8-12.

  44. Трещева, О.Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса [Текст]: учебное пособие / О.Л. Трещева. - Омск: АФиС, 2007. - 31 с.

  45. Трещева, О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов [Текст] / О.Л. Трещева //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб: Лань, 1999. - С. 176-177.

  46. Тимофеев, Ю. Игры в летнем оздоровительном лагере [Текст] / Ю. Тимофеев // Воспитание школьника. - 2002. - №5. – С. 53 – 56.

  47. Физическая культура и валеология в жизни детей (основы знаний, умений и навыков) [Текст] / под. ред. А.З. Мишарова, В.Г. Камалетдинова, В.И. Харитонова. - Челябинск: Книга, 2008. – 298с.

  48. Фролова, Ю.А. Методические рекомендации по проведению дня здоровья по программе «Здоровый образ жизни» [Текст] / Ю.А. Фролова // Классный руководитель. - 2007. - № 8. – С. 65- 75.

  49. Худолеева, О.В. Главная забота школы [Текст] / О.В. Худолеева // Физическая культура в школе. - 1997. - №5. - С. 12-15.

Просмотров работы: 16972