В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и Послании Президента РФ Федеральному собранию (2011 г.) говорится, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья.
Сотрудники Института психолого-педагогических проблем детства Т.В. Волосовец и Б.Б. Егоров отмечают различные уровни актуальности данной проблемы:
- на социально-педагогическом уровне она определяется заказом общества на поиск условий сбережения здоровья детей дошкольного возраста;
- на научно-методическом уровне- связана с необходимостью разработки сущностных характеристик и основных стратегий развития здоровьесберегающей деятельности в адаптивно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений;
- на нормативно-правовом уровнеобусловлена выполнением приказа Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В настоящее время акцент делается на системном и целостном подходах к реализации задач здоровьесберегающей деятельности, так как в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась новая образовательная область «Здоровье» (независимая от образовательной области «Физическая культура»), содержание которой направлено на охрану здоровья детей и формирование основ ЗОЖ.
В качестве основных направлений, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях выделяют следующие:
- организация двигательной активности детей;
- формирование рационального дыхания и правильной осанки;
- реализация системы эффективного закаливания;
- создание условий для реализации оздоровительных режимов;
- создание атмосферы психологического комфорта в детском саду;
- обеспечение полноценного питания детей;
- организация взаимодействия с семьей и внешней социокультурной средой.
На виду с глубокой проработанностью теоретических подходов в здоровьесберегающих технологиях к организации деятельности дошкольных учреждений недостаточно широко представлены практические наработки форм физического воспитания дошкольников, что и послужило предпосылкой для данного исследования.
Цель: Выявление и экспериментальное подтверждение применения здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Исследование проводилось на безе МАДОУ «Терентьевский детский сад» в селе Терентьевском, Прокопьевского района в подготовительной группе. В группе 23 ребенка из них: 14 мальчиков и 9 девочек.
На занятия по физической культуре дети идут охотно, активно занимаются, участвуют в физических упражнениях, подвижных играх. Проявляют самостоятельность, взаимопомощь. Большинству детей легко даются следующие виды физических упражнений: ходьба с выполнением разных заданий, бег с выполнением заданий, прыжки, ползанье, лазанье, упражнения на тренажерах. При выполнении ходьбы с заданиями у некоторых детей явно выражено нарушение осанки.
Методы оценки уровня физического развития дошкольников
Так как физическое воспитание дошкольников - это педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка мы используем показатели, позволяющие определить состояние здоровья: телосложение, основные функциональные параметры и развитие двигательной сферы. Для выбора здоровьесберегающей технологии провели экспертную оценку состояния здоровья детей (120 чел.) данного детского сада, т.к. все дети села Терентьевское посещают один детский сад.
1. Экспертная оценка состояния здоровья детей (анализ медицинских карт).
2. Оценка физического развития телосложения
3. Оценка основных функциональных параметров
4. Оценка развития двигательной сферы
Экспертная оценка состояния здоровья детей проводилась в МАДОУ «Терентьевский детский сад» в селе Терентьевском, Прокопьевского района. В исследовании приняли участие все дети детского сада. Экспертная оценка состояния здоровья детей (анализ медицинских карт) проводилась по двум возрастным группам - 2-4 года и 5-7 лет. Возрастной период 2-4 года характеризуется более значительными изменениями «поперечных» антропометрических показателей (окружность груди, масса тела) и называется периодом «первого округления». Возрастной период 5-7 лет характеризуется более значительными изменениями «продольных» антропометрических показателей и называется периодом «первого вытягивания» [6]. Экспертная оценка состояния здоровья детей показала, что общая распространённость хронической заболеваемости составляет 17,3 %. С возрастом почти не меняется. В 2-4 года общая заболеваемость составляет 19%, а в 5-7 лет 17,3%. У девочек она выше, чем у мальчиков - соответственно 16,5% против 18,2%. В младшей возрастной группе общая патологическая заболеваемость составила у девочек 16,1%, у мальчиков - 18,3%. В старшей возрастной группе - соответственно 16,8% и 17,9%. По общим результатам обследования у 18,4% детей на момент осмотра заболеваний не зарегистрировано, 81,6% - имели те или иные отклонения от нормы. Почти половина обследуемых детей - 44,3% - требуют постоянного наблюдения врачей-специалистов, а 20,6% детей - дополнительного обследования или лечения в стационаре. Больше половины обследованных детей - 58,2% по результатам обследования имеют вторую группу здоровья, 23,3% - третью и более группы здоровья.
В 2-4 года установлено преобладание девочек над мальчиками среди детей, требующих дистанционного наблюдения, соответственно 48,9% и 40,9%. У детей, требующих дополнительного стационарного обследования или лечения в стационаре, наоборот, отмечено преобладание мальчиков - 26,7% и 17,4%. В целом, у детей дошкольного возраста, имеющих третью и более группу здоровья, зафиксировано преобладание мальчиков над девочками - 27,7% и 20,6%.
При оценке распределения детей по группам здоровья отмечено примерно равное количество мальчиков (56,7%) и девочек (59,9%) со второй группой здоровья. У детей 2-4 лет 56,2% мальчиков и 62,1% девочек, а у детей 5-7 лет - 57,1% мальчиков и 58,2% девочек имели вторую группу здоровья (Табл. 3).
Таблица 3
Общие результаты анализа медицинских карт дошкольников (%)
Показатель |
2-4 года |
5-7 лет |
Всего |
||||||
м |
д |
всего |
м |
д |
всего |
м |
д |
всего |
|
Признано здоровыми |
18,4 |
16,7 |
17,5 |
17,4 |
20,9 |
19,0 |
17,8 |
19,1 |
18,4 |
Признано имеющими заболевания |
81,6 |
83,3 |
82,4 |
82,6 |
79,1 |
80,9 |
82,2 |
80,9 |
81,6 |
Наблюдение участкового педиатра |
13,9 |
17,4 |
15,7 |
15,6 |
19,7 |
17,5 |
14,9 |
18,6 |
16,7 |
Диспансерное наблюдение |
40,9 |
48,8 |
44,9 |
46,0 |
41,3 |
43,8 |
43,9 |
44,6 |
44,3 |
Обследование и лечение в стационаре |
26,7 |
17,1 |
21,9 |
20,9 |
18,1 |
19,6 |
23,3 |
17,7 |
20,6 |
Часто и длительно болеющие |
33,3 |
36,7 |
34,9 |
31,1 |
29,2 |
30,2 |
31,9 |
32,5 |
32,2 |
Примечание: м - мальчики, д - девочки
Третья группа здоровья чаще встречается у мальчиков (25,8%) по сравнению с девочками (20,6%). В 2-4 года 26,0% мальчиков и 21,5% девочек, а в 5-7 лет - 25,6% мальчиков и 19,9% девочек имели третью группу здоровья. Первая группа здоровья встречалась у 19,5% девочек и 17,5% мальчиков. В младшей возрастной группе 16,4% девочек и 17,8% мальчиков, а в старшей возрастной группе - 21,9% девочек и 17,4% мальчиков имели первую группу здоровья (Рис. 2).
Рисунок 2. Распределение детей дошкольного возраста по группам здоровья в зависимости от пола (%)
В структуре патологических поражений у детей первое место принадлежит болезням органов дыхания - 36,5%. Распространённость данной патологии у мальчиков выше (43,1%), чем у девочек - 29,4%. В 2-4 года этот показатель составил соответственно 41,6% и 27,7%. В 5-7 лет - 44,3% у мальчиков и 30,7% у девочек. В структуре распространения заболеваний органов дыхания у мальчиков преобладает заболевание верхних дыхательных путей - 31,7% и 20,5% соответств. С возрастом частота острых заболеваний верхних дыхательных путей уменьшается. В 2-4 года она составила 38,3%, в 5-7 лет - 9,4%.
На втором месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 31,3%. В структуре заболеваемости установлено увеличение с возрастом частоты искривлений позвоночника - 19% в 2-4 года и 42,3% в 5-7 лет.
Третье место в структуре распространения заболеваний занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета - 22,3%. В 5-7 лет распространённость этой патологии выше у девочек - 23,7% по сравнению с мальчиками - 19,8%.
Четвёртое место занимают болезни нервной системы и органов чувств - 16,4%. Распространённость данной патологии с возрастом растёт. У детей 2-4 лет она составила 10,8%, у детей 5-7 лет - 19,6%. У мальчиков данная патология встречается чаще (15,7%), чем у девочек (11,2%), преимущественно за счёт младшей возрастной группы - 13,9% и 7,7% соответственно.
Пятое место принадлежит заболеваниям кожи и подкожной клетчатки - 13,3%. С возрастом распространённость этого класса заболеваний уменьшается - 17,3% в группе 2-4 лет и 10,5% в группе 5-7 лет. Среди нозологических форм установлено преобладание воспалительных поражений кожи - 16,5% в 2-4 года и 9,5 в 5-7 лет.
Шестое место занимают болезни органов пищеварения - 12,5%. В структуре заболеваний чаще встречаются грыжа брюшной полости у мальчиков чаще - 18,3% по сравнению с девочками - 8,3%.
Седьмое место принадлежит болезням мочеполовых органов - 8,6%. Распространённость этого класса патологии выше у девочек (16%) по сравнению с мальчиками - 5,2. Эти различия более выражены в старшей возрастной группе - 5,5% и 13,2% соответственно.
На восьмом месте в общей структуре заболеваемости - врождённые аномалии - 2,9%. У мальчиков встречаемость патологии выше (8,6%), чем у девочек - 2,7% и сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста (Табл. 4).
Таблица 4
Структура заболеваемости дошкольников в зависимости от возраста (%)
Показатель |
Возрастные группы |
Всего |
|
2-4 года |
5-7 лет |
||
Болезни органов дыхания |
34,7 |
37,5 |
36,5 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
19 |
42,3 |
31,3 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ |
21,4 |
26,4 |
22,3 |
Болезни нервной системы и органов чувств |
10,8 |
19,6 |
16,4 |
Заболевания кожи и подкожной клетчатки |
17,3 |
10,5 |
13,3 |
Болезни органов пищеварения |
12,1 |
12,8 |
12,5 |
Болезни мочеполовых органов |
9,9 |
7,6 |
8,6 |
Врождённые аномалии |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
В целом, у детей дошкольного возраста, распространённость нарушений гармоничности физического развития составила 27,7%.
У девочек она выше - 31,9% по сравнению с мальчиками 22,3%. Эти различия характерны для младшей возрастной группы - соответственно 37,2% и 20%. В старшей возрастной группе распространённость нарушений гармоничности физического развития у мальчиков и у девочек не различалась между собой 23,8% и 27,7% (Рис. 3).
Рисунок 3. Нарушение гармоничности физического развития дошкольников в зависимости от возраста и пола (%)
Таким образом, в ходе аналитических исследований выявили предпосылки формирования отклонений в опорно-двигательном аппарате, в частности нарушении осанки и недостатке становой мышечной силы, что призвано увеличивать окружность грудной клетки и формировать мышечный каркас тела.
Для устранения предпосылок заболеваний опорно-двигательного аппарата была выбрана здоровьесберегающая технология фитбол.
Для экспериментального подтверждения эффективности данной здоровьесберегающей технологии проведена оценка гармоничности физического развития и осанки дошкольников в экспериментальной группе.
Распределение детей по гармоничности физического развития установило наличие гармоничности физического развития у 52,2%, дисгармоничности у 34,8% и резкой дисгармонии у 13% дошкольников, что значительно выше, чем средний показатель дисгармоничности физического развития по детскому саду (Рис. 4).
Рисунок 4. Распределение дошкольников по уровням гармоничности физического развития (%)
Распределение по уровням гармоничности физического развития показывает, что девочек с нарушением гармоничности значительно меньше, чем в среднем по детскому саду в данной возрастной группе 20% и 27,7 соответственно, мальчиков наоборот значительно больше (67,2% и 23,7% соответственно) (Рис. 5).
Рисунок 5. Распределение дошкольников по уровням гармоничности физического развития в зависимости от пола (%)
Индивидуальные показатели гармоничности физического развития показали, что снижение уровня общей гармоничности происходит за счёт астенизации мальчиков группы, что говорит о низкой мышечной массе (Табл. 5).
Таблица 5
Индивидуальные показатели
гармоничности физического развития дошкольников
№ |
Список |
Показатели |
Физическое развитие |
Осанка |
||
Длина тела |
Масса тела |
Окружность грудной клетки |
||||
1 |
Александр В |
135 |
27 |
59 |
дисгарм |
сутулая |
2 |
Алина В |
121 |
22 |
58 |
гарм |
правильная |
3 |
Иван Г |
114 |
19 |
58 |
дисгарм |
правильная |
4 |
Виктор Г |
123 |
28 |
60 |
гарм |
правильная |
5 |
Данил Д. |
128 |
33 |
65 |
резко дисгар |
кифотическая |
6 |
Данил З. |
117 |
23 |
54 |
гарм |
правильная |
7 |
Полина З. |
123 |
23 |
56 |
гарм |
правильная |
8 |
Сергей К. |
127 |
25 |
61 |
дисгарм |
лордотическая |
9 |
Артем К. |
119 |
23 |
58 |
гарм |
правильная |
10 |
Виктория К. |
121 |
21 |
59 |
гарм |
правильная |
11 |
Николай Н. |
113 |
14 |
58 |
дисгарм |
правильная |
12 |
Екатерина П |
121 |
22 |
59 |
гарм |
правильная |
13 |
Арсений Р. |
112 |
16 |
56 |
резко дисгар |
асимметричная |
14 |
Данил Р. |
119 |
21 |
59 |
гарм |
правильная |
15 |
Светлана С. |
125 |
27 |
56 |
дисгарм |
кифотическая |
16 |
Екатерина С. |
114 |
13 |
53 |
резко дисгр |
кифотическая |
17 |
Александр С. |
116 |
17 |
54 |
дисгарм |
правильная |
18 |
Ирина Т. |
116 |
21 |
60 |
гарм |
правильная |
19 |
Леонид Ч. |
113 |
17 |
58 |
дисгарм |
правильная |
20 |
София Ч. |
118 |
20 |
61 |
гарм |
правильная |
21 |
Альбина Ч. |
123 |
25 |
60 |
гарм |
правильная |
22 |
Кирилл Ш. |
124 |
28 |
56 |
дисгарм |
лордотическая |
23 |
Виктория П. |
119 |
23 |
61 |
гарм |
правильная |
Дошкольников с нарушением осанки достаточно много 30,4% причём среди мальчиков встречается значительно часто, т.к. и нарушений гармоничности среди этой группы много. Из нарушений осанки чаще встречается кифотическая осанка (13%) и лордотическая осанка (8,8%), с сутулой и асимметричной осанкой только по 1 ребёнку.
Распределение дошкольников по группам с нарушениями осанки представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. Распределение дошкольников по видам осанки (%)
Оценка жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) показала, что, в основном ребята имеют средний уровень развития объёма дыхания (52,2%), но довольно большой процент не справляется с поло-возрастной нормой (34,8%) (Рис. 7).
Рисунок 7. Распределение дошкольников по уровням ЖЕЛ (%)
Средние показатели таких физических качеств как сила, ловкость и гибкость соответствовали среднему уровню, но находились на грани с низким уровнем. Индивидуальная оценка выполнения тестов показала, что наибольшее количество дошкольников справилось с поставленной задачей (Рис. 8).
Рисунок 8. Распределение дошкольников по уровням физической подготовленности (%)
Результаты индивидуальной беседы с воспитателями и инструкторами физического воспитания показали, что достаточно большой процент педагогов редко применяет здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании дошкольников (Табл. 6).
Таблица 6
Применение педагогами ДОУ здоровьесберегающих технологий
№ |
Суждение |
Регулярное применение |
Редкое применение |
1 |
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса |
63% |
37% |
2 |
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке |
100% |
0% |
3 |
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки |
100% |
0% |
4 |
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка |
75% |
25% |
5 |
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни |
75% |
25% |
6 |
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий |
100% |
- |
7 |
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей |
100% |
- |
8 |
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воздухе; - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилактике усталости; - прогулки; - индивидуальную работу по физическому воспитанию; - физминутки на занятии |
75% |
25% |
9 |
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: Информационные уголки, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, паспорт здоровья. |
100% |
- |
После проведения констатирующего этапа эксперимента спланирован и проведён формирующий этап эксперимента.
Динамика физического развития детей дошкольного возраста
На момент начала исследования был проведен анализ физического состояния и развития детей. После чего совместно с воспитателем и инструктором физического воспитания был проработан график работы по оздоровлению детей с помощью фитбола на 2012-2013 учебный год (Табл. 7).
Таблица 7
График работы по оздоровлению детей с помощью фитбола
Месяцы |
Основные задачи |
Рекомендуемые упражнения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. |
-«Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх; - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; -упражнения ранее разученные. |
Декабрь Январь Февраль |
Совершенствовать технику выполнения упражнений с фитболом. |
- «Прокати» и.п.: в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди; - «Поворот» и.п.: лежа на животе на фитболе. Перевернуться на спину; - «Прокатись» и.п.: стоя правым боком к фитболу. Шаг правой ногой через фитбол, прокат на фитболе; затем приставить левую ногу. -«Наклоны» сидя на мяче : наклоняться вперед, ноги врозь; -«Мостик» лежа на фитболе спиной, руки и ноги в упоре на полу; |
Март Апрель |
Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях. |
«Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе; - «Повороты»и.п.: лежа на животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол; -то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой; - «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в и.п.; -(Различные упражнения из приложения) Подвижные игры.( см. Приложение) |
Чтобы повысить физическое здоровье дошкольников, в первую очередь нужно заинтересовать детей. Для этого используем физкультурные занятия, различные игры с элементами фитбола и работа с родителями. В дошкольном возрасте мячи особо привлекают внимание детей, развивают творческую активность и фантазию.
Прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий было подобрано достаточное количество гимнастических мячей. Перед началом организации занятия по фитбол - гимнастике прежде всего представилась детям возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол является не только уникальным оздоровительным «тренажёром», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.
На момент прихода на практику данная работа, по оздоровлению детей была продолжена, организовывались физкультурные занятия с внедрением в него фитбол-гимнастики, проводились подвижные игры с элементами фибол-гимнастики. Главной задачей на данном этапе было научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводился отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращалось на то, чтобы посадка на мяче была правильной, а именно: угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не превышала 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.
Занятия проводились с подгруппой 8-10 детей. Продолжительность занятий постепенно увеличивалась от 15-20 до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Упражнения дети выполняли в медленном и среднем темпе.
Основным средством в физическом воспитании, используемом в эксперименте, является физические упражнения, которые непосредственно используются на физкультурных занятиях. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект (Рис. 9).
Рисунок 9. Упражнения с фитболом
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств детей, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья детей в целом.
В нашем случае мы использовали не обычные, стандартные упражнения, а фитбол-гимнастику. Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья, а так же положительный эмоциональный настрой детей.
Первое занятие проходило в физкультурном зале, где заранее был подготовлен необходимый инвентарь.
Целью нашего занятия было: Заинтересовать детей подготовительной группы новыми средствами физического воспитания, продолжать укреплять здоровье детей, формировать правильную осанку, двигательные умения и навыки, развивать тактильную и мелкую моторику рук, цветовосприятие, координацию ножных мышц, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения.
Во время разминки дети были недостаточно активны, без особого интереса включались в ход занятия, но, увидев мячи, у детей появился явный интерес. После того как все дети получили свои мячи перешли к основной части занятия, непосредственно, к самой фитбол-гимнастики. Сесть на мяч с первого раза получалось не у каждого ребенка, а самым сложным для них было сохранять правильную осанку и равновесие. Примерно, уже к 4-5 упражнению детям стало легче совладать с мячами, некоторые, уже сохраняли равновесие и осанку.
В заключительной части занятия были проведены игры-упражнения в сухом бассейне. По окончанию занятия у детей сохранился положительный эмоциональный настрой и бодрое настроение.
Для закрепления полученных детьми навыков проводились подвижные игры с элементами фитбол-гимнастики. Дети с интересом принимали участие в данных играх. С каждым разом каждый из детей стремился показать чему он научился. Игры подбирались всегда разные, с разным сюжетом и разними элементами фитбол-гимнастики для того, что бы осуществлялась большая физическая активность детей и не пропадал их интерес.
Следующее занятие проводилось так же в игровой форме. «Путешествие на остров Здоровья»
Целью данного занятия было: психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие ритмичности и пластики движения, развитие восприятия, внимания, памяти, приучать детей координировать речь и движения, укреплять различные группы мышц (мышцы рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стопы), формировать и укреплять осанку.
На данное занятие дети шли уже с большим интересом. Положительный эмоциональный настрой сохранялся на протяжении всего занятия. Несмотря на усталость, дети старались выполнить каждое упражнение как можно лучше. Более сильные дети оказывали помощь другим детям, показывали, как правильно нужно выполнить упражнение, как правильно сесть. Кроме обычных мячей на некоторых занятиях использовались массажные мячи в заключительной части занятия, которые способствуют укреплению организма, разминке мышц спины, плечевого пояса, снятия напряжения с позвоночника. К концу года, когда уже проводились последние занятия дети спокойно и с легкостью держали равновесие сидя на мячах, сохраняли правильную осанку на протяжении всего занятия, активно участвовали во всех играх с элементами фитбол-гимнастики.
Еженедельно проводилось знакомство детей с комплексом упражнений на фитболах. В конце месяца проводилось итоговое занятие, которое имело свой сюжет, например: «В поисках сокровищ», «Подводное царство», «Лесные приключения». Упражнения имеют названия, которые соответствуют сюжету занятия по фитбол -гимнастике.
Так же в течение всего года организовывалась работа с воспитателями, проводилось анкетирование в котором приняли участие все воспитатели дошкольного учреждения, в общем в анкетирование приняли участие 8 воспитателей. Целью анкетирования было, выявить насколько хорошо организуется здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении. Так же проводились различные виды работы с педагогами - это семинары, консультации «Современные тенденции оздоровительной деятельности», «Фитбол – гимнастика для коррекции осанки дошкольников», «Основные упражнения на фитболе», «Как выбрать безопасный фитбол?», «Базовые упражнения». Целями проведенных консультаций было повышение знаний педагогов о фитболе, правильности его организации, приводились примеры базовых упражнений, которые можно использовать в работе с дошкольниками. В ходе консультаций использовались презентации, на которых наглядно можно было увидеть правильность выполнения упражнений, правильную посадку детей на мячи, составлялись памятки с сайтами, где можно найти подробную информацию о фитболе. Была проведена деловая игра с педагогами «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». В данной игре принимало участие две команды педагогов по 4 человека. В ходе игры были проверены и систематизированы знания педагогов по здоровьесберегающим технологиям. В данный вид работы воспитатели включились с интересом, активно принимали участие. Каждой из команд было подготовлено сообщение по видам массажа и фитболу. В игре было 8 заданий: отгадывание кроссворда, составление игр по фитболу, составление задач к оздоровительным играм и др.
Для повышения знаний по применению здоровьесберегающих технологий воспитателей и инструктора физического воспитания был проведён семинар «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». На семинаре воспитатели разных возрастных групп на теоретическом заседании представили одну из технологий, а на практической части показали как данная технология проводится, на итоговом заседании прозвучал анализ проведённых занятий. Для педагогов разработаны памятки по применению разнообразных здоровьесберегающих технологий.
В конце года проведен контрольный этап эксперимента для подтверждения эффективности проделанной работы.
Исследование показало, что увеличилось количество дошкольников с гармоничным физическим развитием с 52,2% до 60,9%, но, тем не менее, ниже среднего показателя по детскому саду на 12%. Дошкольники с резко дисгармоничным физическим развитием перешли в группу с дисгармоничным физическим развитием. Процесс изменения общей картины физического развития произошёл в связи с развитием мышц груди, спины и живота, что дало более высокий показатель окружности груди (Рис. 10)
Рисунок 10. Распределение дошкольников по уровням гармоничности физического развития (%)
Индивидуальные показатели представлены в таблице 8. Исследование показало, что увеличилось количество дошкольников правильной осанкой с 69,6% до 86,9%.
Таблица 8
Индивидуальные показатели
гармоничности физического развития дошкольников
№ |
Список |
Показатели |
Физическое развитие |
Осанка |
||
Длина тела |
Масса тела |
Окружность грудной клетки |
||||
1 |
Александр В |
135 |
27 |
59 |
дисгарм |
правильная |
2 |
Алина В |
121 |
22 |
58 |
гарм |
правильная |
3 |
Иван Г |
114 |
21 |
58 |
гарм |
правильная |
4 |
Виктор Г |
123 |
28 |
60 |
гарм |
правильная |
5 |
Данил Д. |
125 |
33 |
65 |
дисгр |
правильная |
6 |
Данил З. |
117 |
23 |
54 |
гарм |
правильная |
7 |
Полина З. |
123 |
23 |
56 |
гарм |
правильная |
8 |
Сергей К. |
127 |
25 |
61 |
дисгарм |
лордотическая |
9 |
Артем К. |
119 |
23 |
58 |
гарм |
правильная |
10 |
Виктория К. |
121 |
21 |
59 |
гарм |
правильная |
11 |
Николай Н. |
113 |
14 |
58 |
дисгарм |
правильная |
12 |
Екатерина П |
121 |
22 |
59 |
гарм |
правильная |
13 |
Арсений Р. |
112 |
16 |
56 |
дисгарм |
асимметричная |
14 |
Данил Р. |
119 |
21 |
59 |
гарм |
правильная |
15 |
Светлана С. |
125 |
27 |
56 |
дисгарм |
правильная |
16 |
Екатерина С. |
114 |
16 |
54 |
дисгарм |
правильная |
17 |
Александр С. |
116 |
17 |
54 |
дисгарм |
правильная |
18 |
Ирина Т. |
116 |
21 |
60 |
гарм |
правильная |
19 |
Леонид Ч. |
113 |
17 |
58 |
дисгарм |
правильная |
20 |
София Ч. |
118 |
20 |
61 |
гарм |
правильная |
21 |
Альбина Ч. |
123 |
25 |
60 |
гарм |
правильная |
22 |
Кирилл Ш. |
124 |
24 |
56 |
гарм |
лордотическая |
23 |
Виктория П. |
119 |
23 |
61 |
гарм |
правильная |
Коррекционная работа была эффективна при кифатической и сутулой осанке, что исправляется развитием мышц спины и живота. 2 ребёнка (8,8%) с лордотической осанкой имеют слабые мышцы груди и для них необходима более длительная коррекционная работа. 1 (4,3%) ребёнок имеет асимметричную осанку, которая корректируется не только с помощью здоровьесберегающей технологией, а требует специальный комплекс лечебной гимнастики с общим массажем мышц спины и груди (Рис. 11).
Рисунок 11. Распределение дошкольников по уровням гармоничности физического развития (%)
Возможности дыхательной системы в течение года повысились. С высоким уровнем в два раза, со средним уровнем на 13%. Особенно ярко проявились изменения в ЖЕЛ у девочек (Рис. 12).
Рисунок 12. Распределение дошкольников по уровням развития ЖЕЛ в динамике эксперимента (%)
Физические качества изменились также в сторону увеличения показателей, особенно это проявилось в таком показателе как гибкость (Табл. 10).
Таблица 10
Распределение дошкольников по уровням развития физических качеств
в динамике эксперимента
Показатели Уровни |
Сила |
Ловкость |
Гибкость |
|||||||||
Сентябрь |
Май |
Сентябрь |
Май |
Сентябрь |
Май |
|||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Высокий |
2 |
8,7 |
5 |
21,7 |
4 |
17,4 |
4 |
17,4 |
2 |
8,7 |
6 |
26,1 |
Средний |
13 |
56,5 |
14 |
60,9 |
14 |
60,9 |
17 |
73,9 |
17 |
73,9 |
17 |
73,9 |
Низкий |
10 |
34,8 |
4 |
17,4 |
5 |
21,7 |
2 |
8,7 |
4 |
17,4 |
0 |
0 |
После формирующего этапа эксперимента наблюдается повышение интереса к здоровьесберегающим технологиям у педагогического коллектива ДОУ (Табл. 11).
Таблица 11
Результат беседы с педагогами ДОУ по вопросам применения
здоровьесберегающих технологий
№ |
Суждение |
Регулярно |
Часто |
Редко |
1 |
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса |
14% |
86% |
0% |
2 |
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке |
71% |
29% |
0% |
3 |
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки |
100% |
0% |
0% |
4 |
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка |
57% |
14% |
29% |
5 |
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни |
71% |
29% |
0% |
6 |
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий |
71% |
29% |
0% |
7 |
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей |
71% |
29% |
0% |
8 |
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воздухе; - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилактике усталости; - прогулки; - индивидуальную работу по физическому воспитанию; - физминутки на занятии |
72% |
14% |
14% |
9 |
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: - информационные стенды; - устные сообщения (индивидуальные беседы); - родительские собрания |
57% |
29% |
14% |
Работа по формированию знаний в области применения здоровьесберегающих технологий воспитателями ДОУ и инструкторами физического воспитания будет продолжена. Необходима информация об индивидуально-типологических особенностях дошкольников.
Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепил мышечный корсет у детей, что привело к исправлению и формированию правильной осанки, повышению гармоничности физического развития, повышению функциональных возможностей дыхательной системы и физических качеств дошкольников. Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. Использование упражнений на фитболах с элементами логоритмики тоже дали положительный результат. У детей стала более развита речь и обогатился словарный запас. Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.
Проведённая работа среди педагогического коллектива ДОУ по расширению знаний о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в дошкольных учреждениях позволила активизировать работу воспитателей и инструкторов физического воспитания в данной области деятельности.
Заключение
Изложенные понятия дают общее представление о психолого-педагогическом аспекте физического воспитания дошкольников, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических воспитательно-образовательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к разным общественно значимым видам деятельности.
В работе показано, что использование одной из здоровьесберегающей технологии, в частности фитбол-гимнастики, может улучшить физическое развитие и осанку дошкольников, так как именно данный возраст является сенситивным для развития мышц груди, спины и живота.
В ходе эксперимента поставленная в начале исследования гипотеза была подтверждена, а именно:
Процесс физического воспитания дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий будет более эффективным, если:
- воспитатели и инструкторы физического воспитания знают и владеют здоровьесберегающими технологиями;
- разработан и реализуется комплекс упражнений в соответствии с здоровьесберегающей технологией;
- систематически проводится мониторинг состояния здоровья дошкольников.
Поскольку экспериментальная работа была проведена с дошкольниками подготовительной группы, то данный эксперимент не претендует на формирование конечных результатов, поэтому дальнейшая работа заключается в разработке комплекса фитбол-гимнастики для старшей возрастной группы.
Библиография
1. Антонова, Л.Н. Психологические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Д. Эрдынеева.-М.: Издательство МГОУ, 2004.-256с.
2. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И.П. Борисова // справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
3. Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа.-2006.-№8.-С.98.
4. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
5. Вагилаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Текст] / Л.П. Вагилаева // Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
6. Валошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л.А. Валошина // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.- С.114-117.
7.Дронов, А.А. Профилактика нагрузки осанки и укрепления мышечного корсета [Текст] / А.А. Дронов // Начальная школа.-2006.-№3.-С.52-87.
8. Екжанова, Е.А. Особенности организации физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях.-2007.-№7.-С.66-69.
9. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский.- М.: Медецина,2003.-128с.
10. Змановский,Ю.Ф. Здоровый дошкольник [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание.-2004.-№6.-С.11-17.
11. Казакевич, Н.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Казакевич, С.В. Кузьмина.- СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.-167с.
12.Казина, О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы [Текст] / О.Б. Казина.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2005. – 140 с.
13. Косарева,Т.А. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.А. Косарева // Начальная школа.-2005.-№11.-С.75.
14. Кочеткова, Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. [Текст] / Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ Сфера 2005. – 112с.
15. Кузьмина, С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Кузьмина.-СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2010.-205с.
16. Кучкин, С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре [Текст] / С.Н. Кучкин.-Волгоград:ВГАФК, 2005.-157с.
17. Львова, И.М. Физкультминутки [Текст] / И.М. Львова // Начальная школа.-2005.-№10.-С.86.
18. Митина, Е.П. здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] / Е.П. Митина // Начальная школа.-2006.-№6.-С.56
19. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность [Текст] / Ю.В. Науменко // Методист.-2007.-№2.-С.45-49.
20. Нестерова, Л.В. реализация здоровьесберегающих технологий [Текст] / Л.В. Нестерова // Начальная школа.-2005.-№12.-С.78
21. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст] / А.А. Потапчук.-Волгоград:ВГАФК, 2010.-127с.
22. Ощепкова, Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ [Текст] / Т.Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006.-№8.-С.90.
23. Терновская, С.А. Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А. Терновская // Методист.-2008.-№4.
24. Сайкина, Е.Г. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах» [Текст] / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина.-СПб:РГПУ им А.И.Герцена, 2006.-156с.
25. Сайкина, Е.Г. Структура оздоровительно-коррекционных программ для детей по фитболу «Танцы на мячах» [Текст] / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина.- СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2005.-135с.
26. Шилкова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет [Текст] /И.К. Шилкова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.