ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИЙ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИЙ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Комарова И.П. 1, Харина Ю.Г. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В своём исследовании мы рассмотрели распространение некоторых факторов, негативно влияющих на здоровье (курение, потребление алкоголя, рациональность питания и режима дня) среди студентов колледжа в зависимости от их мотивации.

В соответствии с поставленной целью и задачами было обследовано 282 студента специальности «Физическая культура» ГОУ СПО Киселевского педагогического колледжа (150 девушек и 132 юношей) в возрасте 15-17 лет.

С помощью анкетирования и хронометража изучались: образ жизни студентов (режим дня, двигательная активность, особенности питания), распространенность вредных привычек (курение, потребление алкоголя) и мотивации.

Получены следующие результаты: в педагогический колледж на данную специальность поступает половина студентов от общего числа с уже сформированными мотивациями на учебную и спортивную деятельность, причем спортивная мотивация преобладает у юношей, а учебная у девушек. Мотивация на профессиональную деятельность встречается только у трети опрошенных студентов, и треть первокурсников поступили в колледж с несформированными мотивациями (Рис. 1).

Рис. 1. Мотивации студентов 1 курса специальности «Физическая культура» (%)

Следует отметить что, специфика обучения по специальности «Физическая культура» выражается в сочетании учебного процесса с тренировочными занятиями. Организованная двигательная активность, предусмотренная учебным планом, составляет 6 часов занятий по физической культуре в неделю и от 6 до 10 часов занятий в неделю в спортивных секциях. Изучение уровня индивидуальной двигательной активности студентов по результатам проведения анкетирования и суточного хронометража позволило выделить группы студентов с высокой, средней и низкой двигательной активностью (Рис.2).

Рис. 2. Уровень двигательной активности студентов

Студенты со спортивной мотивацией отличались высокой двигательной активностью, причем данная группа студентов занимается как в стенах колледжа, так и в секциях спортивного комплекса «Юность». Студенты с профессиональной мотивацией стремятся к увеличению двигательной активности, но используют возможности спортивной базы только колледжа. Учебная мотивация привлекает к дополнительным занятиям на факультативах, индивидуальных занятиях и самостоятельным занятиям в библиотеке, поэтому времени на занятия спортом не хватает. Самая низкая двигательная активность наблюдается у студентов с несформированной мотивацией (Табл.1).

Таблица 1.

Распределение студентов с разной мотивацией

по уровням двигательной активности (%)

Мотивации

Уровень

двигательной

активности

Группы студентов

Девушки

Юноши

Учебная

Высокая

38

29

Средняя

42

25

Низкая

20

46

Спортивная

Высокая

86

93

Средняя

14

7

Низкая

0

0

Профессиональная

Высокая

52

45,5

Средняя

36

43,2

Низкая

12

11,3

Несформированная

Высокая

13

15

Средняя

41

26

Низкая

46

59

Для изучения соблюдения требований к режиму дня (пребывание на открытом воздухе, продолжительность сна), питания, распространенности привычек, негативно влияющих на здоровье студентов все студенты заполняли анкету, составленную в соответствии с рекомендациями ВОЗ (Кудрявцева Е.К., 1999; Сидоренко Г.И., 2002).

Рациональный режим дня

Изучение режима дня студентов показало, что рациональный режим дня является необходимой частью образа жизни 12% девушек и 9,8% юношей (Рис. 3).

Рис. 3. Соблюдение студентами рационального режима дня

Основными причиной нарушения режима дня половина студентов называют: режим обучения, собственную неорганизованность и бытовые условия. Нормальная продолжительность сна установлена только у 47,2% студентов. Было замечено: студенты, выполняя один из элементов рационального режима дня, забывают о других элементах (Табл. 2).

Таблица 2.

Соблюдение режима дня студентами с разной мотивацией (%)

Мотивации

Составляющие элементы режима дня

Группы студентов

Девушки

Юноши

Учебная

Придерживаются режима дня (по мнению студентов)

6

20

Сон 7-8 часов

31

47

Ежедневная прогулка

49

27

Спортивная

Придерживаются режима дня (по мнению студентов)

15

13

Сон 7-8 часов

46

50

Ежедневная прогулка

23

12

Профессиональная

Придерживаются режима дня (по мнению студентов)

4

9

Сон 7-8 часов

39

58

Ежедневная прогулка

41

18

Несформированная

Придерживаются режима дня (по мнению студентов)

6

16

Сон 7-8 часов

54

43

Ежедневная прогулка

86

74

Придерживаются режима дня девушки с высокой двигательной активностью и спортивной мотивацией и юноши с низкой двигательной активностью и учебной мотивацией. Наименьшая продолжительность сна у юношей с несформированной мотивацией. Сокращены по продолжительности прогулки на открытом воздухе у девушек с учебной мотивацией и юношей со спортивной мотивацией и высокой двигательной активностью.

Питание студентов колледжа

Питание – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Правильное полноценное питание обеспечивает нормальный рост и развитие молодого организма, способствует профилактике распространенных заболеваний, повышению работоспособности и продлению активной жизни, создает условия для укрепления иммунной системы, адекватной адаптации к окружающей среде.

К сожалению, жизнь современного человека все больше отдаляет его от природы, создавая определенные проблемы в области питания и здоровья. Если рацион наших предков состоял из сравнительно большого набора натуральных продуктов, энергетическая ценность которого составляла 4,5 - 5 тыс. ккал в день, а это исключало проблемы дефицита отдельных пищевых веществ, то сегодня энергетическая ценность рациона в 2 раза меньше. При этом сократились энергозатраты, увеличилось потребление консервированных, подвергнутых кулинарной обработке и хранению пищевых продуктов, преобладает «питание на скорую руку» бутербродами, чипсами и полуфабрикатами.

Распространенность избыточной массы тела среди всех обследованных составила 9,9 % (среди юношей – в 5,8 %, а среди девушек – чаще, в 14,4 % случаев), что подтверждает данные о большей выраженности ее нарастания у женщин и более раннем выявлении у них ожирения.

Среди юношей с разным уровнем двигательной активности и мотивациями достоверных различий в распространенности избыточной массы тела не выявлено. Наименее благополучной группой по частоте встречаемости данного параметра можно считать девушек со средним уровнем двигательной активности и профессиональной мотивацией.

Изучение особенностей питания показало что, только четверть девушек и половина юношей соблюдают режим питания. Причем, принимают пищу «наспех» 19% девушек и 29,2% юношей со сформированными мотивациями на спортивную и учебную деятельность; 32% девушек и 78,8% юношей со сформированной мотивацией на профессиональную деятельность. В тоже время 81% девушек и 68% юношей с несформированными мотивациями отличаются нерациональным питанием (Рис. 4).

Рис. 4. Питание студентов колледжа

Суточный энергетический расход студентов колледжа определялся по анкетированию и хронометражно-табличному методу.

Исследования показали, что 83 % студентов расходуют от 2500 до 2800 ккал в сутки, что соответствует литературным данным, 6 % студентов необходимо от 1800 до 2000 ккал, что является низким показателем – лежа на диване и глядя в телевизор много ккал не израсходуешь, но покушать они любят (у 4,8 % студентов значительное превышение потребляемых ккал над сжигаемыми). Особую тревогу вызывают 11 % студентов, где значительно энергозатраты превышают норму (до 4500 ккал в сутки) при потреблении в соответствии с нормой. Этим студентам необходимо пересмотреть свой режим дня.

Таким образом, девушки с профессиональной и несформированной мотивацией и юноши с профессиональной мотивацией подвержены риску повышения массы тела в связи с отсутствием культуры питания.

Привычки, негативно влияющие на уровень здоровья студентов

Одним из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных привычек (курение, потребление алкоголя и наркотиков). Исследование показало, что студентов, употребляющих наркотики в учебном заведении нет, но процент студентов курящих и потребляющих слабоалкогольные напитки достаточно высокий (Табл. 3).

Таблица 3.

Распространенность вредных привычек среди студентов 1 курса (%)

Вредные привычки

Девушки (n=150)

Юноши (n=132)

Курение

24

46,2

Употребление слабоалкогольных напитков

43,3

54,5

Употребление наркотиков

0

0

Распространенность табакокурения среди обследуемых юношей и девушек составила 46,2 % и 24 % соответственно. Среди юношей и девушек со сформированными мотивациями на спортивную и учебную деятельность количество курящих значительно ниже (23,3 % и 15,4 % соответственно). Основной причиной распространения курения среди подростков многие психологи называют желание подрожать взрослым, а подростки называют способ общения со сверстниками (в компании курящих, даже не знакомые, чувствуют себя равными, находят общие темы для общения) все недомогания: потеря аппетита, слабость, горечь в ротовой полости – ничто по сравнению с возможностью найти себе товарищей. Именно эта причина заставляет студентов начинать курить в первых числах учебного года 1 курса. Независимо от мотиваций юноши чаще курят, чем девушки: юноши от 7-12 сигарет в сутки, а девушки от 1-6 сигарет в сутки.

Среди всех обследованных лиц юношеского возраста наиболее распространен 15-16-летний возраст начала курения: среди юношей – в 72 % случаев (p0,05), а среди девушек – в 68,1 % (p0,01). В то же время чаще среди юношей со средним уровнем двигательной активности встречается возраст начала курения до 14 лет (чаще совпадает с переходом из детского сада в школу (3,4 %) и из начальной школы в среднюю (5 %)). Девушки со средним уровнем двигательной активности в среднем начинают курить раньше – в возрасте 14 лет (p0,05), по сравнению с девушками с высоким и низким уровнем двигательной активности, возраст начала курения которых составляет 15,5-17 лет соответственно.

Эти данные позволяют определять сроки начала проведения антитабачных программ, работу по знакомству и сплочению студенческого коллектива.

Половина обследуемых студентов данной специальности, к сожалению, употребляет алкогольные напитки, но студенты со сформированной спортивной мотивацией употребляют алкоголь почти в 2 раза реже, чем лица с несформированными мотивациями.

Распространенность алкоголя среди обследуемых юношей и девушек значительно превышает употребление никотина, и составила 42,2 % (43,2 % и 41,3 % соответственно). Среди юношей и девушек со спортивной мотивацией потребляющих алкоголь значительно меньше (35,6 % и 17,6 % соответственно) (p0,001) (Табл. 3).

Таблица 3

Распространенность алкоголя среди студентов с разной мотивацией

Мотивация

Девушки

Юноши

 

потребляющие алкоголь

 

потребляющие алкоголь

абс.

%

абс.

%

Спортивная

17

3

17,6

45

16

35,6

Профессиональная

40

10

25

36

14

38,9

Учебная

52

15

28,8

21

9

42,9

Несформированная

41

34

82,9

30

18

60

Всего

150

62

41,3

132

57

43,2

Среди всех юношей чаще – в 48,2 % случаях – встречается потребление алкоголя ритуально, а среди всех девушек чаще – в 47,8 % случаях – потребление алкоголя 1-2 раза в месяц.

Большая интенсивность потребления алкоголя – 1-2 раза в неделю – в 12,5 % случаев (p0,001) – встречается у юношей с низкой двигательной активностью и реже (p0,05) – 5,5 % случаев – у лиц со средней двигательной активностью. Интенсивность потребления алкоголя менее 1-2 раз в месяц (по праздникам) – в 16,7 % случаев (p0,001) – встречается у юношей с высокой двигательной активностью. Среди девушек потребление алкоголя 1-2 раза в месяц – в 47,8 % случаев (p0,01) – встречается у лиц со средней двигательной активностью, а потребление алкоголя ритуально – в 5,2 % случаев (p0,001) – у лиц с высокой двигательной активностью.

Таким образом, по данному параметру наибольший риск развития алкоголизма выявлен у девушек и юношей с несформированной мотивацией. Большой процент студентов потребляют слабоалкогольные напитки.

Эти данные позволяют определять антиалкогольную дифференцированную работу среди студентов, позволяющую дать понятие о вреде слабоалкогольных напитков.

Таким образом, установлена зависимость особенностей образа жизни и распространенности вредных привычек среди студентов колледжа от уровня сформированности мотиваций на учебную, спортивную и профессиональную деятельность.

Выводы

- студенты со спортивной мотивацией и высокой двигательной активностью отличаются наиболее низким потреблением алкоголя и малым количеством курящих студентов;

- студенты с профессиональной и учебной мотивацией отличаются высоким уровнем потребления алкоголя, неумением рационально использовать время. Для девушек характерен ранний возраст начала курения, а для юношей – нерациональное питание;

- студенты с несформированной мотивацией отличаются сокращеним сна. Девушки подвержены риску повышения массы тела в связи с отсутствием культуры питания. Юноши отличаются интенсивностью потребления никотина и алкоголя.

Данный подход с использованием результатов изучения мотивационной сферы студентов может быть использован в качестве индикатора при формировании здорового образа жизни и выделения группы риска для целенаправленной работы с первых дней обучения в колледже и разработке алгоритмов массовых профилактических технологий.

Рекомендации для дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни студентов колледжа в зависимости от двигательной активности

Проведение тренингов по сплочению коллектива необходимо планировать на 1 курсе 1 сентября.

Занятия по профилактике курения необходимо переводить на уровень волонтерского движения, привлекая в первую очередь юношей с низкой двигательной активностью и девушек со средней двигательной активностью с несформированной мотивацией.

Тренерам спортивных секций продумать мероприятия после спортивных соревнований, проведение мероприятий по профилактике потребления слабоалкогольных напитков.

Разработать с девушками и юношами с учебной мотивацией сетку времени, для оптимизации режима дня.

Преподавателям разработать индивидуальные домашние задания для девушек и юношей с учебной мотивацией с целью сокращения времени на выполнение заданий.

Заключение

Здоровье, потребность и стремление к его сохранению практически у большинства людей выступает на первый план. Особое значение здоровый образ жизни приобретает в подростковом возрасте, т.к. согласно данным, полученным институтом социологии РАН, только 11 % российских подростков считают здоровье самым ценным в жизни, 30 % - согласны «расплатиться» здоровьем ради хорошего заработка, даже во вред собственному здоровью [6].

Одним из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных привычек (курение, потребление алкоголя, переедание, переутомление). Данное исследование посвящено изучению влияния мотиваций на распространение вредных привычек среди студентов колледжа. В исследовании приняли участие 282 студента колледжа с учебной (25,9 %), спортивной (22 %), профессиональной (27 %) и несформированной (25,1 %) мотивацией.

Результаты исследования показали, что среди лиц юношеского возраста с разной мотивацией имеются различия в распространенности, выраженности и взаимосвязях основных факторов, негативно влияющих на здоровье студентов:

- студенты со спортивной мотивацией и высокой двигательной активностью отличаются наиболее низким потреблением алкоголя и малым количеством курящих студентов;

- студенты с профессиональной и учебной мотивацией отличаются высоким уровнем потребления алкоголя, неумением рационально использовать время. Для девушек характерен ранний возраст начала курения, а для юношей – нерациональное питание;

- студенты с несформированной мотивацией отличаются сокращение сна. Девушки подвержены риску повышения массы тела в связи с отсутствием культуры питания.

Выявленные индивидуальные различия лиц юношеского возраста с разной мотивацией по основным привычкам, негативно влияющим на здоровье, обосновывают необходимость проведения скрининговых исследований для раннего выявления и коррекции модифицирующих факторов риска, что обосновывает новые подходы к комплексной оценке состояния здоровья подростков и разработке алгоритмов массовых профилактических технологий.

Сведения об индивидуальных различиях лиц юношеского возраста с разной мотивацией к обучению в колледже и двигательной активностью по факторам, негативно влияющих на здоровье, целесообразно использовать в воспитательно-образовательном процессе учебных заведений разного уровня.

Библиографический список

1. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии и школьной гигиены [Текст] / М.П. Дорошкевич, М.А. Нашкевич, Д.М. Муравьева, В.Ф. Черник. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 238 с.

2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию [Текст] / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 192 с.

3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга) [Текст]: научно-методическое пособие / отв. ред. Э.М. Казин. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 169 с.

4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения [Текст] / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. – 114 с.

5. Пугачева, О.Ю. Укрепление здоровья подростков методами и средствами гигиенического воспитания. Опыт реализации профилактической программы «От понимания к здоровью» [Текст] // Сборник материалов НПК «Социально-значимые болезни». – Кемерово: мед. институт, 2004. – С. 10-13.

6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

7. Чепель, В.А. Оценка физического развития и физической работоспособности студентов [Текст] / В.А. Чепель, Н.Л. Дочкина. – Кемерово: Кемеровский областной медицинский колледж, 2004. – 54 с.

Просмотров работы: 1876