РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Артеменко О.Н., Азарян К.А., Хлебникова Н.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания.

В современном мире родители все чаще могут услышать от воспитателя детского сада, что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук, сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и т.д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей.

Так происходит, потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Жесты – первая форма общения первобытных людей. То есть развитие функций руки и речи шло параллельно.

Еще до нашей эры в Китае широко было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

И отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. «Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями» [4, 238]. По мнению И.П. Павлова: «Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга» [4, 238]. В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее» [5, 96].

М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность. Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи» [2, 22].

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые проводят педагоги в дошкольных учреждениях, которые можно порекомендовать родителям для домашних занятий, например:

- массаж кистей рук;

- пальчиковую гимнастику и физкультминутки;

- пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счетными палочками;

- пальчиковый театр;

- лепку из пластилина и глины;

- аппликацию;

- конструирование;

- работу с бумагой в технике «Оригами»;

- рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);

- рисование по трафаретам;

- дорисовку (по принципу симметрии);

- штриховку;

- графические диктанты;

- лабиринты;

- копирование (по точкам, по образцу);

- пазлы;

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Использование упражнений на развитие мелкой моторики позволяет:

- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

- положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей;

- повышать у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Литература

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.

2. Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.

3. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. – М., 1952.

4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

Просмотров работы: 5718