ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Одним из видов инноваций в организации высшего образования является введение дистанционного обучения. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Эффективность и качество являются ключевыми параметрами, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы образования. Но если эффективность обычно рассматривается как экономическая или экономико-управленческая категория, то понятие качества, включающее в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные аспекты высшего образования, воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов. Если эффективность образования определяется, в том числе и количественно - в зависимости от выбранного подхода (внутренняя или внешняя эффективность, стоимостная или статистико-параметрическая) или объекта исследований (учебное заведение или его подразделение, система образования в целом или ее конкретная ступень), то для его качества до настоящего времени общепринятого определения не найдено. Такое положение дел объясняется, во-первых, неоднозначностью самого понятия качества, различные аспекты которого и их взаимозависимости, как правило, не поддаются адекватному формализованному представлению. Во-вторых, тем, что основные общественные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе или оценивают и используют его результаты (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели), имеют разные представления о качестве образования и поэтому предъявляют к нему разные требования. В последние несколько лет все возрастающий интерес вызывает качество дистанционного образования.

Цель нашего исследования:педагогически обосновать и разработать фрагмент дистанционного курса «Общая психология».

Объект:дистанционное обучение.

Предмет:дистанционный курс «Общая психология».

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия дистанционного обучения.

  2. Выявить особенности дистанционного обучения.

3. Рассмотреть требования к разработке дистанционных курсов.

4. Разработать фрагмент дистанционного курса «Общая психология».

5. Описать фрагмент дистанционного курса «Общая психология».

1 Педагогическое обоснование целесообразности дистанционного обучения

1.1 Сущность понятия дистанционное обучение

Дистанционное обучение по определению это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Актуальность проблемы для всех стран мира очевидна. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения. До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны. В других странах для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи. Особенно это характерно для открытых университетов. Так, в Открытом Университете в Лондоне за 10 лет (1980-1989) более 80 тысяч студентов прошли курс заочного телевизионного обучения, было подготовлено свыше 1500 телепрограмм (по 35 часов в неделю). Широко использовались для тех же целей учебные радиопередачи. Наиболее успешно подобная практика была освоена в Ленинграде. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила.

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название "дистанционного обучения" в отличие от знакомого всем заочного обучения.

Проблема дистанционного обучения особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Необходимо, чтобы при разработке такой сети учитывались возможности и потребности разных видов образовательных систем России - как высшего, так и общего среднего образования, системы повышения квалификации. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения. Отсюда становится очевидной значимость научно обоснованной концепции наполнения и использования единого телекоммуникационного образовательного пространства для разных образовательных систем.

Рассмотрим, как же понимают термин «дистанционное образование» наши ученые. Надо сказать, что ряд исследователей пользуются понятиями "дистантное" и "дистанционное" образование, относясь к ним как к тождественным, или напротив, разграничивая их. Так, Ю.И. Лобанов и группа авторов предлагают различать "дистантное" и "дистанционное" образование по этимологии. В их интерпретации более широким по объему является термин "дистантное образование", обозначающий комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся, отдаленным (во времени и пространстве) от источников производства учебно-методической информации, с помощью разнообразных средств ее передачи, хранения и обработки (телевидение, радио, модемная связь, компьютеры и пр.). При этом "дистанционное образование" (ДО) авторы относят лишь к одному из видов дистантного образования, полагая, что дистанционное образование есть комплекс массовых образовательных услуг, оказываемых специальной информационной средой с помощью средств передачи учебно-методической информации на большие расстояния (телефон, радио, телевидение, спутниковая связь и пр.).

Г.С. Сиговцев и М.А. Чарута дают следующее определение: «дистанционное образование - комплекс массовых образовательных услуг, оказываемых специальной информационной средой с помощью средств передачи учебно-методической информации на большие расстояния (телефон, радио, телевидение, спутниковая связь и пр.)».

Однако, прежде всего важно определиться, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно свести к следующим:

1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информатизированного общества.

2. Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому. А с другой, важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо важнее, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения учащиеся (любого возраста и социального статуса) должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает в неменьшей степени, чем в очном обучении использования новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов.

5.Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

6. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст материала, так и возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

В системе дистанционного обучения используются как традиционные, так и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Важнейшей составляющей образовательного процесса при ДО является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики позволил отметить характерные особенности ДО. Среди них:

  1. Гибкость. Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.

  2. Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип, что позволяет из набора независимых дисциплин формировать учебный план, отвечающий индивидуальным и групповым потребностям обучающихся.

  3. Параллельность. Обучение может проводиться «без отрыва от производства».

  4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения, обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не влияет на качество образовательного процесса.

  1. Асинхронность. В процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

  2. Охват, или массовость. Количество обучающихся в системе ДО не является критичным параметром.

  1. Рентабельность. ДО экономически эффективнее традиционных форм получения образования.

  2. Преподаватель. В системе ДОпреподаватель выполняет новые роли и функции.

9. Обучающийся. Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

  1. Новые информационные технологии (НИТ). В системе ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

  2. Социальность. ДО в определённой степени снимает социальную напряжённость, обеспечивая равную возможность получения образования.

12. Интернациональность. Посредством ДО осуществляется экспорт и импорт образовательных услуг.

Перечисленные особенности определяют преимущества ДОперед другими формами получения образования. Однако, предъявляя специфические требования к преподавателю и слушателю, ДО не снижает, а повышает их трудозатраты.

Каноническая дидактическая система, в которой протекает традиционный образовательный процесс, состоит из семи элементов: цель, содержание, методы, средства, формы обучения, обучаемые и обучающие.

Дадим характеристику элементов педагогической системы ДО, отмечая особенности.

Цель обучения составляет систему знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с государственными образовательными стандартами. Цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д. Цель – это начало организации учебного процесса, и она может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования и, следовательно, применимо к ДО.

Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., но и потому, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это и свободный график, и гибкий выбор дисциплин, и т.д. Однако «свободой» надо уметь пользоваться. Высокие требования предъявляются к личностным качествам слушателей ДО: настойчивости, целеустремлённости, честности и др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы.

Таким образом, обучение в системе ДО требует определённой готовности к обучению (начального набора знаний, умений, навыков) и материально-технического обеспечения рабочего места. Противники ДО часто указывают на этот факт как на возможность создания дополнительного «имущественного» неравенства в получении образования. Избежать этого поможет использование корреспондентской модели обучения, разработка комплектов учебных материалов в расчёте на контингент обучаемых, который не имеет доступа к средствам НИТ и т.п. С другой стороны, можно быть уверенными, что прогресс микроэлектроники позволит уже в обозримом будущем решить проблему доступности средств НИТ.

1.2 Особенности дистанционного обучения

Как и в традиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения образовательного процесса является преподаватель. В российской практике для обозначения обучающего введён термин «тьютор». Институт тьюторов является важнейшим элементом системы ДО. Функции тьютора зависят от принятой в системе ДО модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели вузов, так и лица, имеющие другие профессии и привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. Основной задачей тьютора является управление самостоятельной работой слушателей. Он формирует побуждающие мотивы, ставит цели и задачи, передаёт знания, опыт, организует деятельность и взаимодействие между слушателями, контролирует процесс обучения. Другими словами, комплексно реализует функции представителя учебно-вспомогательного персонала, ведет переписку вуза со слушателями, отслеживает выполнение ими учебного графика, организует консультации с преподавателями, выясняет мнение обучающихся о форме и содержании отдельных курсов и передаёт разработчикам учебно-методических материалов, помогает студенту в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору.

Рассмотрим методы обучения. Исследования показали, что для ДО применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, В.В. Трифоновым, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

  • возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

  • высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

  • высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

  • большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

  • потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

  • возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

  • возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

  • возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;

  • хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

  • возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

  • возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;

  • возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций (данный способ уже широко практикуется в США);

  • возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.

Необходимо отметить, что по мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.

Доступность и открытость обучения – еще одно из главных достоинств ДО. Дистанционное обучение предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Еще одно достоинство дистанционного обучения – это доступ к качественному образованию. Свобода и гибкость этого способа получения образования предполагают новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Дистанционное обучение дает возможность получить образование инвалидам и людям с различными отклонениями.

Как показывает практика, при использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих университетов, студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Использование современных технологий и дистанционного обучения нам предоставляется возможность легко формировать виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.

Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого очного общения между учащимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Одной из ключевых проблем дистанционного обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно, задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Модели дистанционного обучения.

В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения.

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.

Наиболее широкое распространение получили следующие:

  • электронная почта;

  • чат;

  • форум;

  • блог;

  • видео- и аудиоконференции.

Аудио- и видеоконференции часто используются при проведении семинаров на которых освещаются небольшие отдельные темы. Такие семинары крайне эффективны при использовании их для обучения хорошо подготовленных специалистов для которых необходимо осветить новый или вызывающий у них затруднение вопрос.

1.3 Требования к разработке курсов дистанционного обучения

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство студентов, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций "студент - преподаватель - студенты". Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной стратегии обучении по всему тексту курса. Гипертекст - возможность создания "живого", интерактивного учебного материала, снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же материала "собственных" учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний. Гиперссылки позволяют обращаться к внешним источникам информации, делать курс частью сети Интернет.

Наиболее популярные средства и сервисы, используемые при проведении дистанционного обучения.

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий. Периодически различные организации проводят опросы специалистов и организаций с целью определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью. Анализ результатов подобных опросов показывает:

  • большое разнообразие используемых средств дистанционного обучения;

  • наличие большого количества средств дистанционного обучения, созданных организациями и специалистами для себя;

  • высокую популярность интернет-сервисов, которые пользуются большим спросом в других сферах деятельности людей.

1.4 Платформы для разработки дистанционного обучения

Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств дистанционного обучения является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.

В лидеры рейтингов популярности средств дистанционного обучения в том или ином порядке чаще всего попадают следующие средства:

  • YouTube;

  • Google Docs;

  • Twitter;

  • Skype;

  • Prezi;

  • WordPress;

  • Moodle;

  • Slideshare;

  • Gloster;

  • Dropbox.

Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Существующие сегодня технологии позволяют определить на какой информации фокусировался слушатель дистанционного обучения в рамках одного слайда дистанционного курса. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Важным преимуществом дистанционного обучения является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение дистанционного обучения позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в местах их проживания нет качественного учебного заведения.

Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением.

Проблемы дистанционного обучения.

Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем. Скорость дальнейшего развития технологий дистанционного обучения во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий дистанционного обучения:

  • проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования на ряду с традиционным очным образованием;

  • языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Дистанционные курсы разработанные на одном языке, потребуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться дистанционное обучение;

  • неравномерное развитие информационных технологий, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств дистанционного обучения;

  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения, обладающих необходимым уровнем компетенции;

  • высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии дистанционных курсов;

  • разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств дистанционного обучения, функционирующих в режиме реального времени;

  • большое количество заблуждений, сопровождающих дистанционное обучение, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии дистанционного обучения, но не обладающие надлежащей компетенцией в данной сфере.

Выводы по главе

Ряд исследователей пользуются понятиями "дистантное" и "дистанционное" образование, относясь к ним как к тождественным, или напротив, разграничивая их. Так, Ю.И. Лобанов и группа авторов предлагают различать "дистантное" и "дистанционное" образование по этимологии. В их интерпретации более широким по объему является термин "дистантное образование", обозначающий комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся, отдаленным (во времени и пространстве) от источников производства учебно-методической информации, с помощью разнообразных средств ее передачи, хранения и обработки (телевидение, радио, модемная связь, компьютеры и пр.). При этом "дистанционное образование" (ДО) авторы относят лишь к одному из видов дистантного образования, полагая, что дистанционное образование есть комплекс массовых образовательных услуг, оказываемых специальной информационной средой с помощью средств передачи учебно-методической информации на большие расстояния (телефон, радио, телевидение, спутниковая связь и пр.) В системе дистанционного обучения используются как традиционные, так и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Важнейшей составляющей образовательного процесса при ДО является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики позволил отметить характерные особенности ДО. При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной стратегии обучении по всему тексту курса. Так же необходимо учитывать следующие требования:

  • Мотивация

  • Постановка учебной цели

  • Создание предпосылок к восприятию учебного материала

  • Подача учебного материала

  • Обратная связь

Оценка.

2 Педагогическое обоснование и описание фрагмента дистанционного курса «Общая психология»

2.1 Возможности платформы Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Лидером и идеологом системы является MartinDougiamas из Австралии. Проект является открытым и в нем участвует и множество других разработчиков.

Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (OpenSource) под лицензией GNU PublicLicense (rus). По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

Moodle переведен на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.

Moodle написан на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др. БД - используется ADO DB XML). Moodle может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.

Он может быть запущен на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях Linux (например, RedHat или Debian GNU). Есть много людей, сотрудничающих с Moodle, которые обладают достаточными знаниями, чтобы помочь Вам, и даже посодействовать в создании Вашего собственного сайта Moodle.

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

— глоссарий;

— ресурс;

— задание;

— форум;

— wiki;

— урок;

— тест и др.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.

Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.

Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.

Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса «Wiki»).

Элемент курса «Учебное занятие» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.

Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

— вопросы в закрытой форме (множественный выбор);

— да/нет;

— короткий ответ;

— числовой;

— соответствие;

— случайный вопрос;

— вложенный ответ и др.

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

Одна из основных возможностей преподавателя (при наличии всех необходимых прав) - редактирование курса: добавление, удаление, перемещение ресурсов, деятельностных элементов, блоков. Когда преподаватель входит в курс, он видит его во многом так же, как и ученик, за исключением следующих особенностей:

— на одном уровне с навигационной панелью справа располагаются две кнопки:

1) редактировать: включает/отключает режим редактирования курса;

2) переключиться к роли: позволяет посмотреть, как курс будет выглядеть для пользователя с выбранной ролью;

— все невидимые для учащихся ресурсы, деятельностные элементы будут выделены серым цветом. Невидимые для учащихся модули будут обведены пунктирными линиями, и все элементы в них будут невидимыми (серыми);

— блок "Управление" будет отображаться в расширенном виде;

— блок "Последние действия" может содержать больше элементов, которые недоступны учащемуся.

Одним из основных блоков является блок Управление, содержащий ряд ссылок по работе с курсом (для преподавателя) и со своей учетной записью:

— Редактировать/ Закончить редактирование (доступно только преподавателю): переключение режимов работы с курсом. Действие ссылки аналогично работе с кнопкой "Редактировать/ Закончить редактирование".

— Установки (доступно только преподавателю): переход на страницу с настройками курса.

— Назначить роли (доступно только преподавателю): переход на страницу назначения и переопределения ролей в контексте курса.

— Оценки: переход на страницу, на которой учащийся сможет увидеть свои оценки по различным элементам курса, а преподаватель – оценки всех учащихся.

— Группы (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно добавлять/удалять/редактировать состав групп курса.

— Резервное копирование (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно осуществить резервное копирование всего курса либо его элементов.

— Восстановить (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно восстановить содержимое курса из резервного архива.

— Импорт (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно будет импортировать данные из любого другого курса.

— Чистка (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно очистить курс от пользовательских данных об их участии в деятельностных элементах курса (попытки в тестах, сообщения в форумах и т.д.).

— Отчеты (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно просмотреть отчеты по работе всех участников курса с различными его элементами, статистику посещаемости курса, работы в нем как преподавателей, так и учащихся.

— Вопросы (доступно только преподавателю): переход на страницу редактирования банка тестовых заданий.

— Файлы (доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно будет работать (закачивать, удалять, переименовывать, перемещать, упаковывать, распаковывать) со всеми файлами курса.

— Исключить из курса: исключение себя из списка учащихся данного курса (доступно только в случае, если в настройках системы разрешено такое действие).

— «Глоссарий»: позволяет участникам по аналогии со словарем создавать наборы терминов и соответствующих им определений. По содержимому глоссария в дальнейшем можно производить поиск, а также просматривать в различных форматах. Для любой записи глоссария есть возможность добавления комментариев и рейтингов. Если ученикам разрешено добавлять записи в глоссарий, имеется возможность предварительной модерации. Термины и определения также можно экспортировать и потом добавлять в другой словарь. Кроме того, в Moodle есть возможность автоматического создания ссылок на определение в словаре для встречающихся в любом тексте терминов.

— «Задание»: задания позволяют учителю ставить задачу, которая требует от учеников подготовки развернутого ответа. Типичными заданиями являются очерки, проекты, сообщения и т.п. Этот элемент позволяет учителю писать отзыв и ставить оценки за полученные ответы. Задания бывают 4 типов:

1) ответ в виде текста (ученик дает ответ в виде текста, имея возможность вставлять различные мультимедиа-объекты);

2) ответ в виде файла (в качестве ответа ученик прикрепляет файл);

3) ответ в виде нескольких файлов (похож на ответ в виде файла, только позволяет загружать несколько файлов, имеет расширенные возможности комментирования преподавателем, режимы черновика/готового для оценивания ответа);

4) ответ вне сайта, например, ученик должен дать преподавателю ответ в чате, преподаватель также может написать свой отзыв и поставить оценку.

— «Опрос»: позволяет проводить быстрые голосования и опросы среди учеников.

— «Тест»: этот модуль позволяет преподавателю создавать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с одним правильным ответом, с выбором верно/неверно, предполагающие короткий текстовый ответ, числовой ответ, вопросы на сопоставление, вопросы со вписываемыми ответами в тексте на месте пробелов, вычисляемый вопрос и другие, не входящие в стандартную поставку. Все вопросы хранятся в базе данных по категориям и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). В тест могут быть добавлены случайные вопросы из определенной категории, на месте которых при каждой попытке выполнения будут подставляться случайные тестовые задания из заданной категории. Вопросы теста и ответы на них могут быть перетасованы (случайным образом), чтобы ограничить возможности для списывания. Вопросы могут содержать НТML и изображения. Ученикам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. Каждая попытка может зависеть от результатов предыдущей, т.е. можно строить адаптивные тесты. За счет комбинации различных параметров существует возможность создания обучающих тестов и тренингов. Тесты могут быть переоценены, если вопросы изменяются. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку. Метод выставления отметки может использовать самый высокий балл, последний результат, нижний балл или средний балл. Тесты могут иметь срок сдачи, после которого они становятся недоступными. Ученики могут получать отзыв на выполненный тест и/или правильные ответы. Ученикам может быть разрешено посмотреть результаты последней попытки или не разрешено. Вопросы могут вводиться вручную через интерфейс в Moodle или импортироваться в различных форматах. Существует очень полезная возможность комплексного анализа теста для определения качества вопросов и типичных ошибок учащихся.

— «Лекция»: лекция преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Она состоит из набора страниц. Каждая страница может заканчиваться вопросом, на который ученик должен ответить. В зависимости от правильности ответа можно организовать переход ученика на любую из страниц курса. Навигация по лекции может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала. Существует возможность анализа прохождения лекции учениками.

—«Форум»: коммуникативный инструмент, позволяющий организовать асинхронное общение участников курса. Существуют разные типы форумов, например, форум «Вопрос-ответ» предполагает формулировку темы преподавателем и ответы учащихся, причем учащиеся не будут видеть ответы других до того момента, пока сами не ответят на поставленный вопрос. Для каждого сообщения участниками может выставляться рейтинг по заранее определенной шкале. Существует возможность подписки на форум, отслеживания и подсветки новых сообщений.

— «Wiki»: дает возможность организации совместной работы нескольких людей над документами прямо в окне браузера с помощью простого языка разметки, который позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать и оформлять отдельные элементы.

— «Чат»: позволяет участникам дистанционной программы синхронно обмениваться сообщениями в реальном времени. Это очень удобно для проведения быстрого обсуждения по какому-либо вопросу, возможно, в такой форме можно принять зачет. Модуль позволяет просматривать уже состоявшиеся чат-сессии.

— «Scorm»: SCORM-пакеты служат для создания повторно используемых учебных материалов как «учебных элементов» с общими техническими требованиями к компьютерным учебным программам и онлайн-обучающим сайтам. Для создания SCORM-пакетов необходимо специальное программное обеспечение, например, еХе.

— «Анкета»: предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.

2.2 Описание фрагмента дистанционного курса «Общая психология»

Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока(механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.

ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

В ходе курсовой работы нами разработан фрагмент «Психология как наука и практика» дистанционного курса «Общая психология», который включает в себя четыре блока:

  • Инструктивный блок;

  • Информационный блок;

  • Контрольный блок;

  • Коммуникативный блок.

Фрагмент был разработан на платформе Moodle, на сайте СФУ (http://ms.sfu-kras.ru/).

Инструктивный блок (рис.1).

Разработан в самом начале и представляет собой нулевой модуль дисциплины, в котором описаны:

  • Цели и задачи дисциплины;

  • Требования к ЗУНам и компетенциям;

  • Содержание дисциплины;

  • Рекомендуемая литература.

Рисунок 1 – Инструктивный блок

Содержание дисциплины можно просмотреть в режиме онлайн (рис.2), либо скачать полностью рабочую программу дисциплины «Общая психология».

Рисунок 2 – Содержание дисциплины «Общая психология»

Информационный блок.

В разработанном фрагменте разработано две интерактивные лекции (рис.3):

  • Психология как наука и практика;

  • Методы психологического исследования.

Лекции позволяют организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала разбит на дидактические единицы, в конце каждой из них присутствует контрольные вопросы на усвоение материала (рис.4). В зависимости от правильности ответа организован переход студента на следующую страницу лекции.

Так же эти лекции можно скачать в полном объеме, для подробного изучения, а для визуализации информации есть возможность скачать презентации по данным лекциям (рис.5).

Рисунок 3 – информационный блок

Рисунок 4 – контрольные вопросы

Рисунок 5 – скачивание презентации

Разработан в данном фрагменте Глоссарий, чтобы можно было уточнить интересующие студента понятия (рис.6).

Рисунок 6 - Глоссарий

В процессе изучения темы, если студента заинтересуют трактовка слова, то можно нажав на него, перейти по гиперссылке в глоссарий(рис.7).

Рисунок 7 – гиперссылка на глоссарий

Контрольный блок.

Данный блок включает в себя:

  • Задание (письменный ответ на вопрос);

  • Диагностическая методика;

  • Тестирование на тему «Понятие о методе и методологии психологического исследования».

Задание подразумевает доклад на тему «Основные направления отечественной психологии и Западной Европы а так же США», студент отправляет свой ответ преподавателю (рис.8).

Рисунок 8 – ответ на задание студента

Раздел «Познай себя» - это диагностическая методика исследования личности С.А.Будасси.

Тестирование состоит из 24 вопросов: на дополнение, на соответствие, на выбор одного ответа, а так на выбор нескольких вариантов ответа (рис.9, 10).

Рисунок 9 – разработанное тестирование

Рисунок 10 – разработанное тестирование

Коммуникативный блок.

Включает в себя визитку разработчика, благодаря контактам в которой можно задать интересующие вопросы (рис.11).

Рисунок 11 – Визитная карточка

Так же коммуникативный блок включает в себя чат, опрос (рис. 12) и форум.

Рисунок 12 – Опрос

Выводы по главе

В рамках курсовой работы был разработан фрагмент «Психология как наука и практика» дистанционного курса «Общая психология» на платформе Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Разработанный фрагмент состоит из четырех блоков:

  • Инструктивный блок;

  • Информационный блок;

  • Контрольный блок;

  • Коммуникативный блок.

Заключение

Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. К сожалению, необходимо отметить наличие небольшого количества специалистов высокого уровня в этой области. В настоящее время к работе в данной области привлечено огромное количество специалистов низкой квалификации. Они не владеют ни навыками педагогики, ни знают и не понимают информационные технологии. Их роль зачастую сводится к регистрации пользователей в системе дистанционного обучения и просмотре формируемых системой отчетов. Эффективность такого обучения крайне невелика и приводит к появлению у многих ощущения, что дистанционное обучение это не серьезно и не может дать хорошего результата. Однако, эту ситуацию можно отнести к проблемам роста. С течением времени некомпетентные люди уйдут и на рынке будут представлены услуги, качество которых действительно обеспечит высокую эффективность обучения, проводимого с использованием технологий дистанционного обучения.

Решая первую задачу, мы в нашей курсовой работе раскрыли сущность понятия дистанционное обучение.

За основное определение нами была выбрана трактовка Г.С. Сиговцева и М.А. Чарута, что дистанционное образование - комплекс массовых образовательных услуг, оказываемых специальной информационной средой с помощью средств передачи учебно-методической информации на большие расстояния (телефон, радио, телевидение, спутниковая связь и пр.).

Цель обучения составляет систему знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с государственными образовательными стандартами. Цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д. Цель – это начало организации учебного процесса, и она может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования и, следовательно, применимо к ДО.

Решая вторую задачу, мы выявили особенности дистанционного обучения. Исследования показали, что для ДО применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, В.В. Трифоновым, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Решая третью задачу, рассмотрели требования к разработке дистанционных курсов, которые необходимо учитывать

  • Мотивация.

  • Постановка учебной цели

  • Создание предпосылок к восприятию учебного материала.

  • Подача учебного материала.

  • Обратная связь.

  • Оценка.

Для решения четвертой задачи разработали фрагмент «Психология как наука и практика» дистанционного курса «Общая психология» на платформе moodle.

Решая четвертую задачу, мы описали разработанный фрагмент дистанционного курса, который состоит из четырех блоков:

  • Инструктивный блок;

  • Информационный блок;

  • Контрольный блок;

  • Коммуникативный блок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Полат Е.С., М.В Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова Дистанционное обучение М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Жафяров А.Ж. Дистанционные системы образования. Новосибирск, 2005.

3. Бендова Л.В., Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности. «Система обеспечения качества в дистанционном образовании». Научные труды МИМ ЛИНК. Выпуск 17. с.131-138

4. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005,

5. Егоршин А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования // Дистанционное образование. - 2000, с. 20-23.

6. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования/ http://www.vspu.ac.ru/sci/monograf

7. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. http://www.informika.ru/text/magaz/bullprob/3_95/r_02_003.html#r_02_4

8. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.

9. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. — М.: 2001. — С. 794,

10. В.И. Овсянников, В.П. Кашицин, 2001 ISBN 5-8288-0385-9, сс. 254-258

11. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. – 2000. – №1.

12. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии Компьютерра. – №36 -2002.–264 с.

13. Интернет сайт: http://www.vmu2.ru/gost.htm

14. Интернет сайт: http://www.e-joe.ru/sod/00/2_00/st222.html

Просмотров работы: 7139