СВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей. Более того, меняется «качество» тревожности: она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени поддающейся преодолению.

«Глобальные экологические проблемы, межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, волна терроризма, захлестнувшая современный мир; усугубление кризиса семьи; интенсивная информатизация общества – все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, создает множество прецедентов для деформаций её духовной сферы, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений» [11]. Поэтому перед психологами и педагогами встает задача поиска механизмов и способов активизации внутренних резервов личности, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья, снижения уровня тревожности личности. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, является развитие социальной компетентности человека в соответствии с возрастными закономерностями его развития и с учетом особенностей социальной среды.

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [7].

По определению А.В. Петровского, тревожность – «склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно - психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [5].

Анализ литературы позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.З. Неймарк, И.В. Имедадзе, К. Роджерс, С. Салливен, З. Фрейд, К. Хорни и др.).

Многие психологи (Н.В. Калинина, Е.И. Рогов, А.М. Прихожан и др.) считают, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. Так, у детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью, в возрасте 6–7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями) и т.д. [3; 6; 9].

С поступлением ребенка в школу начинается его переход к учению как систематической целенаправленной деятельности, на основе которой развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется теперь тем, насколько успешно он справляется с общественными требованиями. Приобщение к общественной жизни осуществляется в процессе учебы, поэтому по большей части овладение учебной деятельностью и создает условия для развития у ребенка социальной компетентности [12].

Социальная компетентность, определяемая как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, связанных со способностью брать на себя любовь, призвание, веру, обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению [8].

Социально - психологическая компетентность (от лат. competens − соответствующий, способный) − способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность [3].

Одной из важнейших составляющих социальной компетентности является коммуникативная компетентность − владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии (И.А. Зимняя, В.Н. Куницина, Н. В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Дж. Равен, У. Пфингстен, Р. Хинтч и др.).

Анализ психологических особенностей, возможностей и задач социализации детей младшего школьного возраста позволяет определить основные признаки социальной компетентности на данном возрастном этапе. К ним относятся сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными и социально нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения; удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка; обладание критичностью по отношению к себе и окружающим; усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение прочных дружеских контактов; сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях [3].

Рассмотрим особенности проявления тревожности у младших школьников и ее связь с социальной компетентностью на данном возрастном этапе. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика, повышенной утомляемости при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликтов со сверстниками и т.д. [1].

Остановимся на основных причинах возникновения тревожности у младших школьников. По мнению А.И. Захарова, Е. Л. Савиной и др. причинами, вызывающими детскую тревожность, являются: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью; неблагоприятная оценка уровня какого-либо действия ребенка, которая переноситься на его личность; эмоциональная окраска оценивающего высказывания, которая выражается в укоряющих, наказывающих интонациях; боязнь идти в школу, страх опросов, боязнь сделать ошибку (проявления школьной тревожности) и т.д. [10].

По данным А.В. Басова склонность детей к беспокойству, волнениям обусловлена повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой - либо жизненно-важной для ребенка ситуации, блокированием его насущных интересов, потребностей, влечений, отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью, заостренным чувством вины [цит. по 2]. А.И. Захаров указывает, что тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, особой чувствительностью, нередко имеют низкую самооценку, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [цит. по 2]. А.М. Прихожан указывает, что вплоть до подросткового возраста тревожность оказывает отрицательное влияние на успешность деятельности [7].

Рассмотрев основные причины возникновения тревожности у младших школьников, можно сделать предположение о наличии связи тревожности и социальная компетентности. Причем среди причин и ситуаций, вызывающих тревожность детей младшего школьного возраста, прослеживается неразрывная связи тревожности с различными составляющими социальной компетентности (например, ситуация несовпадения ожиданий взрослых и достижений ребенка и т.п.).

Таким образом, тревожность в младшем школьном возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются школа и семья). Уже в младшем школьном возрасте тревожность оказывает большое влияние на успешность учебной деятельности и формирование личности, а, следовательно, напрямую и на компетентность.

Итак, проблема тревожности является одной из самых сложных проблем современной психологии. В понимании этого явления, его происхождения и функций существуют различные точки зрения. Данные относительно возрастной динамики тревожности противоречивы, к тому же вид изучаемой при этом тревожности большинством авторов не конкретизируется. Противоречие между необходимостью и недостаточностью теоретических и практических знаний в этой области обусловливает актуальность исследований данной проблемы. Дальнейшая работа по изучению взаимосвязи тревожности и социальной компетентности может быть продолжена с точки зрения возможностей психолого-педагогической работы по профилактике и обеспечения психологического здоровья современной молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов В. М., Малкова Е. Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте : Теория и практика / В. М. Астапов, Е. Е. Малкова. – М. : Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та, 2011. – 367 с.

2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов, Н. Шишкова // Вестник МГУ, сер. Психология. – 1998. – № 1. – С. 18.

3. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 16 – 21.

4. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1988. – № 2. – С. 15.

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: 21 психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М., 2000. – 435 с.

6. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2007. – 192 с.

7. Петровский А. В., Непалинский А. Н. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, А. Н. Непалинский. – М., 1978. – 412 с.

8. Психология развития / [Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия ИЦ, 2008. – 528 с.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2-х кн. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1 – 383 с.; кн. 2 – 480 с.

10. Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для педагогов-психологов / [Е. А. Савина, О. С. Забабурина, О. В. Максименко и др.] ; под ред. Е. А. Савиной, О. В. Максименко. – М. : Владос, 2008. – 223 с.

11. Сибирцова Г. Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе (мастер-класс по проблемам воспитания) / Г. Н. Сибирцова. - Ростов н/Д., 2008. – 411 с.

12. Эриксон Э. Детство и общество : пер. с англ. / Э. Эриксон. – СПб., 1999. – 328 с.

Просмотров работы: 3213