ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕКЛАМЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕКЛАМЕ

Дюдина Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Маня, кем ты хочешь быть, когда вырастешь?— Покупательницей...

Реклама, ориентированная на детей, – не новое явление, однако сегодня она имеет более широкий размах, чем когда-либо. По-мнению многих исследователей, современные дети стали самой лакомой аудиторией для рекламодателей потому, что они приобрели большую покупательскую способность, а также большее влияние на своих родителей по сравнению с предыдущим поколением. Третья причина, по которой рекламодатели обращают пристальное внимание на детей, очевидна: с будущими взрослыми покупателями надо работать уже сегодня.

При таком уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяет большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации. Бесконтрольное распространение публичных форм растления несовершеннолетних (в том числе с использованием средств массовой информации, современных телекоммуникационных средств, включая Интернет) способно нанести огромный вред нормальному развитию детей. [3, с.22-23]

В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон «О рекламе», включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие. Федеральный закон «О рекламе» устанавливает в статье 6 нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта. Их можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе следует отнести положение, направленное на недопустимость показа в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях, в том числе связанных с возможным вредом для их физического и психологического здоровья.

Некоторые ролики откровенно иллюстрируют «вредные советы». Например, предприимчивый мальчишка приближается к гриппующему другу и просит чихнуть на него, чтобы заболеть и не пойти на контрольную (реклама противовирусного препарата, который давала ему заботливая мама), в результате герою ролика так и не удается подхватить грипп. И, несмотря на надписи «Не повторять» или, как в другом ролике, – «Трюк выполнен профессионалами», реклама уже сделала свое дело, и обязательно найдутся ребята, которые попробуют проделать то же самое в жизни. [2, с.6]

Во вторую группу входят нормы, не допускающие использование в рекламе информации, способной сформировать у несовершеннолетних негативные или искаженные представления о нормах и правилах поведения в обществе и семье, о системе морально-этических ценностей.

Еще один пример: «Отец смотрит, как малыш пьет сок: – Сынок, молодец! 200 грамм одним махом! Старшая дочь, девочка лет 10, насмешливо глядя на папу: – Ага, весь в отца. Моя Семья!» Подтекст иронии девочки очевиден. Однако, на самом деле, картинка семейства, где дети знают, что отец махом может осушить стакан (слово «водки» напрашивается само собой), если и вызывает усмешку, то грустную…

В третью группу могут быть включены нормы, запрещающие размещать в рекламе информацию, которая непосредственно использует доверие и недостаток опыта у несовершеннолетних (в отношении доступности и стоимости/цене товара).

Ответственность за нарушение требований статьи 6 несет рекламодатель Несовершеннолетние, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

В Федеральном законе «О рекламе» содержатся также и другие положения, направленные на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Так, в целях защиты несовершеннолетних не допускается размещение рекламы в учебниках для начального и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках. [5, часть 10 статьи 5]

Положения о защите прав несовершеннолетних содержатся и в других нормах. Так, реклама алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна:

- обращаться к несовершеннолетним;

- использовать образы несовершеннолетних.

Реклама алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, пива и табачных изделий допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом, как было указано выше, к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы. [1]

Кроме того, реклама оружия, медицинских средств, а также основанных на риске игр и пари не должна обращаться к несовершеннолетним.

Ранее действовавший Закон о рекламе содержал общее положение о том, что текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается. Действующее законодательство такого положения не содержит, что вряд ли можно отнести к достоинствам Закона о рекламе.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных многими факторами, будь то недостаточно регламентированное законодательство, либо ненадлежащее его исполнение. Эффективная социальная и правовая защита возможна лишь при согласованной деятельности всех участвующих в ее осуществлении субъектов и четкое понимание того, что наше будущее – это наши дети, и то каким оно будет, будет зависеть от нас самих, нашего правосознания.

Библиографический список:

1. Детская реклама // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advesti.ru/publish/psiholog/200405_baby

2. ЛевицкаяА.А. Ваш ребенок и реклама. – М.: МОО «Информация для всех», 2011. – 98 с.;

3. Машинская Н.В. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних - приоритетное направление совершенствования уголовного законодательства // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 4;

4. Толкачев А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О рекламе" (постатейный). 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2010;

5.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38- ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О рекламе" /СПС «КонсультантПлюс».

Просмотров работы: 3812