АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИРМЫ «ДРУЗЬЯ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИРМЫ «ДРУЗЬЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уровень устанавливаемой цены должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия (рис. 1). При расчете возможной цены в условиях рынка рекомендуется использовать следующие методы.

Возможная цена

Минимальная цена (издержки производства)

Себестоимость продукции + наценка. Учет цены конкурента

Издержки производства + уникальные возможности товара

Максимальная цена

Рис.1 методы расчета возможной цены

При расчете цен на основе норматива рентабельности цена определяется как сумма фактических затрат и нормативной прибыли.

Стратегию ценообразования можно представить в виде формулы:

Цель предприятия + Метод установления исходной цены + Движение исходной цены = Стратегия ценообразования

Процесс разработки ценовой стратегии состоит из трех этапов: сбора информации (I); стратегического анализа (II); формирования стратегии (III). Получив ответы на все вышеупомянутые вопросы, специалист по ценообразованию может переходить к подготовке для руководства фирмы проекта документа, описывающего предпочтительную ценовую стратегию.

На основе изучения теоретических подходов к формированию ценовой политики предприятия, можно дать следующую оценку ценовой политики ООО «Друзья»: целью ценовой политики предприятия является обеспечение выживаемости на рынке; максимизация прибыли, обеспечение рентабельности; обеспечение сбыта; расширение доли рынка.

Для достижения цели разработки ценовой политики предприятие решает следующие задачи:

-какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;

-какой метод ценообразования эффективнее использовать;

-как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние ограничения.

Сезонный спрос.

Спрос на строительно-монтажные работы подвержен колебаниям. В некоторые месяцы спрос на строительно-монтажные работы снижается. Анализ выручки от реализации в ООО «Друзья» с разбивкой по месяцам и видам продукции представлен в таблице 1.

Таблица 1

Показатели выручки от реализации ООО «Друзья» за 2013г.

Месяцы

СМР

Продукция

Покупной товар

Сумма,

Руб.

темп роста к январю

Сумма,

Руб.

темп роста к январю

Сумма,

Руб.

темп роста к январю

1

2

3

4

5

6

7

январь

405750

-

399 246

-

1 674741

-

февраль

273813

68,72

396 874

99,41

867 943

51,83

март

602327

148,45

467 089

116,99

623 556

37,23

апрель

1190446

293,39

1 465 396

367,04

294 238

17,56

май

843018

207,77

742716

186,03

364 770

21,78

июнь

1636817

403,41

1 030350

258,07

385 007

22,99

июль

1281462

315,83

1 649 099

413,05

305471

18,24

август

2410578

594,10

902 459

226,04

387811

23,16

сентябрь

2524948

622,29

1 827 082

457,63

7530859

449,67

октябрь

2506035

617,63

861 023

215,66

962 064

57,45

ноябрь

1534057

378,08

983 286

246,29

883 446

52,75

декабрь

974788

240,24

995 182

249,27

5 690 775

339,8

ИТОГО

16184039

-

11719802

-

19970681

-

Источник: составлено автором

Как видно из приведённой таблицы, по строительно-монтажным работам наибольший оборот отмечен с августа по ноябрь. Наименьший объём работ зафиксирован в январе, феврале, марте и апреле. Объясняется это сезонностью проведения строительно-монтажных работ. В зимние месяцы (пока лежит снег) объёмы строительно-монтажных работ меньше. Низкая температура воздуха не позволяет осуществлять такие виды работ, как установка металло-пластиковых и алюминиевых изделий и т.д. Вместе с тем в летние месяцы объёмы строительно-монтажных работ увеличиваются, т.к. появляется больше заказчиков.

По продукции, выпускаемой ООО «Друзья» самый большой объём реализации осуществлён в апреле и июле. Такому скачку объёма производства также есть логическое объяснение: сокращение строительно-монтажных работ высвобождает работников и позволяет подготовиться к началу сезона.

Выручка по покупному товару сильно снизилась по сравнению с январём и почти на протяжении всего года не дотягивала до уровня января. Исключением стали только сентябрь и декабрь. В эти месяцы объём выручки составил 449,67% и 339,8% соответственно по сравнению с январём.

Анализ издержек.

Т.к. предприятие не учитывает влияние спроса на формирование цены, то мы не можем определить верхний уровень цены. Но на предприятии существует оценка затрат (рассмотрено в п. 2.1), которая и определяет нижний уровень цены. Предприятие определяет свою цену исходя из издержек и предельно допустимой ценой.

Анализ цен и качеств товаров конкурентов.

Общие черты, характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке металлопластиковых конструкций:

- одинаковая номенклатура оборудования;

- одинаковая максимальная мощность этого оборудования.

Одно из главных различий между конкурентами - качество используемого оборудования и технологии. Так, незначительно представленные на местном рынке польская и российская технологии уже почти изжили себя и не выдерживают конкуренции по причине низкого качества при высокой себестоимости изделий. Наиболее распространенная технология немецкой фирмы ALUPLAST также уже морально устаревает и не обеспечивает тех высоких характеристик качества, которые уже достигнуты другой немецкой фирмой SCHUCO International, представляющей на мировом рынке действительно последнее слово технического прогресса.

На рынке г. Шуя, где ООО "Друзья" реализует свою продукцию, уже работают следующие конкуренты:

Фирма "Матадор" (около 8 млн. руб. в год).

Фирма "Окна Века" (около 13 млн. руб. в год).

Фирма "Скат" (около 11 млн. руб. в год).

Фирма "Скиф" (около 8 млн. руб. в год).

Фирма "Оконный бутик" (около. 5 млн. руб. в год).

Прочие более мелкие фирмы с совокупным оборотом около 5 млн. руб. в год. В плане цен у ООО "Друзья" также не будет серьезных конкурентов, так как средняя отпускная цена 1 м кв. условной продукции ООО "Друзья" - 2500 руб./м.кв., а минимальная отпускная цена ближайшего конкурента - 3000 и более руб./м.кв.

Сравним цены ООО «Друзья» и конкурентов по изделиям и СМР в табл.2

Таблица 2

Цены на изделия и СМР в сравнении ООО «Друзья» и конкурентов

Наименование товаров, услуг

ООО «Друзья»

ООО «Матадор»

ООО «Окна Века»

ООО «Скиф»

Металлопластиковое окно (двухстворчатое) с установкой в рассрочку

15500,00

-

18000,00

16000,00

Металлопластиковое окно (двухстворчатое) без установки

12800,00

14000,00

16000,00

13500,00

Металлопластиковое окно (двухстворчатое) с установ. за нал.расчет

13800,00

16000,00

16300,00

14500,00

Металлопластиковое окно (трехстворчатое) с установкой в рассрочку

18800,00

-

22500,00

20000,00

Металлопластиковое окно (трехстворчатое) без установки

16100,00

18000,00

20500,00

17500,00

Металлопластиковое окно (трехстворчатое) с установ. за нал.расчет

16800,00

20000,00

20800,00

18000,00

СМР на одно изделие

2700,00

2000,00

2000,00

2500,00

Рассрочка платежа (мес)

10

-

3

6

Первый взнос (%)

10

100

50

25

Источник: составлено автором

В плане гибкости реагирования на покупательские потребности, на конкретное желание заказчика, ООО "Друзья" также имеет неоспоримые преимущества. Наличие собственного производства металлопластиковых конструкций (основного комплектующего элемента) и широкого ассортимента предлагаемых товаров и услуг позволяют быстро откликаться на любые требования рынка. Ассортимент товаров и услуг ООО «Друзья» и ее конкурентов представлен в таблице 3

Таблица 3

Ассортимент товаров и услуг ООО «Друзья» и ее конкурентов

Наименование товаров, услуг

ООО «Друзья»

ООО «Матадор»

ООО «Окна Века»

ООО «Скиф»

Производство металлопластиковых конструкций

+

-

-

-

Доставка и установка металлопластиковых конструкций

+

+

+

+

Производство алюминиевых конструкций

+

-

-

-

Энергосберегающий стеклопакет

+

-

-

+

Палитра цветов профиля

+

-

-

+

Услуги по отделке внутренних откосов сэндвич-панелями

+

-

+

+

Изготовление солнцезащитных жалюзи

+

-

+

-

Установка солнцезащитных жалюзи

+

+

+

+

Производство межкомнатных дверей

-

-

-

+

Доставка и установка межкомнатных дверей

+

+

-

+

Источник: составлено автором

Можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке металлопластиковых конструкций высокая, но предприятие "Друзья" имеет все шансы занять планируемую долю рынка за счет широкого ассортимента продукции и услуг и ее высокого качества.

Кроме того, никто из конкурентов не использует принцип единства поставок. Преобладает стремление приобрести комплектующие у разных фирм по более низким ценам. Это, во-первых, сильно отражается на транспортных издержках. Во-вторых, что самое главное, отсутствие единого поставщика не позволяет достигнуть единой технологии и создает вероятность несовпадения технических и иных параметров комплектующих изделий от разных поставщиков, что существенно ухудшает качество готовых изделий у подобных фирм.

Отличительной особенностью ООО "Друзья", как уже отмечалось, является именно единство поставок. Заказываемое оборудование, представляющее собой автоматизированные сборочные места, предназначено для обработки только тех комплектующих изделий, технические и иные параметры которых отвечают строго определенным стандартам, гарантирующим исключительное качество готовой продукции.

Поэтому закупка у одной и той же фирмы не только производственного оборудования, но и всего комплекта комплектующих и расходных материалов является идеальным сочетанием с точки зрения гарантии качества.

ООО "Друзья"- будет единственным предприятием, самостоятельно осуществляющим монтаж своей продукции (как неотъемлемую часть технологического процесса). Остальные фирмы привлекают сторонние организации для монтажа, что в итоге снижает его качество и сказывается на издержках производства в сторону увеличения.

Таким образом, что касается качества готовой продукции и услуг, то ООО "Друзья" будет являться несомненным лидером в этой области.

Выбор метода ценообразование и установление окончательной цены.

Метод установления цен «средние издержки плюс прибыль».

В основе данного метода лежат сведения об издержках. Путём прибавления к полной себестоимости изделия прибыли и налогов определяется отпускная цена изделия. Процесс формирования цены в ООО «Друзья» представлен в таблице 4

Таблица 4

Показатели для формирования цен в ООО «Друзья»

Показатели

Алюминиевые конструкции(раздвиж.сист)1 шт(1м.кв.)

Изготовление оконного блока (профиль) 1шт./м.кв.

Изготовление стеклопакета(м.кв.) двухкамерного, 1 шт.

сумма, руб./ед.

уд-вес,%

сумма, руб./ед.

уд-вес, %

сумма, руб./ед.

уд-вес,%

1

2

3

4

5

6

7

Материальные затраты

3905

77,6

3895,9

64,8

827,91

67,0

Заработная плата с отчислениями

498

9,9

545,43

9,07

99,35

8,05

Накладные расходы

391

7,76

654,52

10,88

119,22

9,65

Итого себестоимость

4794

95,23

5095,85

84,75

1046,48

84,8

НДС 18%

-

-

917,25

15,25

188,37

15,2

Рентабельность, 5%

240

4,77

-

-

-

-

Итого

5034

100

6013,10

100

1234,85

100

Источник: составлено автором

Как видно из таблицы наибольший удельный вес в цене приходится на себестоимость продукции. Её удельный вес в конечной цене товара составляет 80,71%.

Разработка системы модификации на рынке.

При реализации продукции существует политика скидок на объём продаж. При увеличении объёма продаж происходит снижение стоимости товара. Такое поведение весьма оправдано, т.к. позволяет не только покрывать понесённые издержки, но и ускорять оборачиваемость вложенных средств.

Недостатками ценовой политики данного предприятия является то, что оно не уделяет внимания на: конъюнктуру рынка; конкурентов; положение предприятия на рынке; степени полезности выпускаемого товара.

Таким образом наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают материальные затраты, следующим по объёму затрат в себестоимости продукции являются накладные расходы.

В процессе проведения анализа мы определили, что на предприятии происходит снижение рентабельности, т.е. снижение эффективности работы.

Исходя из анализа, спрос на продукцию предприятия имеет сезонный характер.

Ценовая политика предприятия строится на основании затратного метода. Основную стоимость реализуемой предприятием продукции и строительно-монтажных работ формирует себестоимость. Её удельный вес в некоторых видах товаров и работ превышает 80%.

На предприятии применяется метод «средние издержки + прибыль».

Таким образом, ценовая политика предприятия строится на основании затратного метода. Основную стоимость реализуемой предприятием продукции и строительно-монтажных работ формирует себестоимость. Её удельный вес в некоторых видах товаров и работ превышает 80%.

Для поощрения и привлечения покупателей и заказчиков на предприятии действуют различные системы скидок, позволяющие предприятию не только своевременно реализовывать имеющуюся продукцию, но и стимулировать покупателя.

Библиография

  1. Абрютин А.В. Влияние ценообразования на выручку, получаемую от реализации продукции //Налоговый вестник.- 2011.- №4.-С.56-59

  2. Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист. - 2005. - №5.-С.25-29

  3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов и др.; Под общ. ред. В.И. Стратева. - Мн.: Высшая школа, 2009. - 476 с.

  4. Армстронг Г., Котлер Ф, Введение в маркетинг,8-е изд.-М.: «Вильямс»,-2011.-832с.

  5. Баздинкин, А.С. Цены и ценообразование : Уч. пособие – М.: Юрайт – 2010 – 322с.

  6. Банк, С.В., Тараскина, А.В. Система показателей комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта//Экономический анализ: теория и практика. - 2011.-№ 4. - С. 28-35.

  7. Баркан ДМ. Управление продажами: учебник. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом СПГУ, 2012. – 436 с.

  8. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов, перевод с англ. Под ред. Белых Л.П. М: Юнити, 2010.- 412 с.

  9. Блекуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. — 10-е изд. — СПб.: Питер, 2011. – 388 с.

  10. Большаков, С.В. Финансовая политика государства и предприятия: Курс лекций.-М.: Книжный мир, 2011.-210 с.

  11. Бочаров В.В. Финансовый анализ – СПб, Питер, 2009.-365с.

  12. Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Комплексный экономический анализ предприятия - ("Учебник для вузов"). – СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 576с.

  13. Волков, О.И. Экономика предприятий: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2012.-280 с.

  14. Володин, А.А. Управление финансами (финансы предприятий). -М.: ИНФРА-М, 2012.-504 с.

  15. Гальперин, В.М., Игнатьев, С.М., Моргунов, В.И. Микроэкономика: В 2 т. - СПб.: Экономическая школа, 2011. - 342 с.

  16. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ, 2010.- 569 с.

  17. Гиляровская, Л.Т., Соболев, А.В. Комплексный подход к анализу и оценке финансового положения организации // Аудитор. - 2011. - № 4. - С. 47 -54.

  18. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии: Учебно – практическое пособие. – М:Гелан, 2010. – 360с.

  19. Горина, А.П. Проблемы государственного регулирования процессов ценообразования. перераб. и доп. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011.-288с.

  20. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомаев А.Ю. Планирование на предприятии. М.: Финансы и статистика, 2010.- 312 с.

  21. Гранд Р. Современный стратегический анализ. Изд. Питер 2012г-560с.

  22. Грачев А.В. Организация и управление финансовой устойчивостью // Финансовый менеджмент. - 2011. - №1.-С.59-63

  23. Грузиков, В.П., Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 478 с.

  24. Гуськова, Н.Д., Макаркин, Н.П., Шичкин, П.В. Микроэкономика: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.

  25. Данченок Л. Ценовая политика фирм.// Человек и труд. - 2012. - №12.-С.17-26

  26. Дерябин, А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. - М.: Политиздат, 2009. - 345 с.

  27. Долан, Э.Д., Линдсей, Д. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 2009.- 189 с.

  28. Дубровин И. А. Поведение потребителей. — М.: Дашков и К, 2010. – 270 с.

  29. Зарук Н.,. Винничек Л. Управление финансовой устойчивостью предприятия. // АПК: экономика и управление. - 2012. - № 12. - С. 82

  30. Каплан Р, Нортон Д. Организация, ориентирование на стратегию. М., ЗАО «Олимп-Бизнес» 2010. – 302 с.

  31. Карапетян, А.Д., Мудрак, А.В. Оценка финансового состояния предприятия на основе единой системы коэффициентов // Экономический анализ: теория и практика. - 2010.-№ 4. - С. 28-35.

  32. Ковалев, В.В., Петров, В.В. Как читать баланс? - М.: Финансы, 2012. -212 с.

  33. Котлер Ф. основы маркетинга. М.: Прогресс, 2009 – 267 с.

  34. Левшин, Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: МО, 2010.-289с.

  35. Лорин, А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. - М.: Международные отношения, 2011. - 427 с.

  36. Маниловский Р.Г. Бизнес-план- М.: Финансы и статистика, 2011.-160 с.

  37. Мелкулов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. – М.: ИКЦ «ДИС», 2010.- 196 с.

  38. Никулина, Р.Ф. О механизме саморегулирования цен. - М.: Финансы.-2012.-212 с.

  39. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 527 с.

  40. Просветов Г.И. Маркетинговые исследования: задачи и решения. — М.: Альфа-Пресс, 2012. – 259 с.

  41. Протасов В.Ф., Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия (фирмы): Производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг: Учебное пособие - 2-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) /Протасов В.Ф., Протасова А.В. - М.: ФиС, 2010. – 522с.

Просмотров работы: 3464