ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ФОРМЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ФОРМЫ

Черняева Ю.А. 1, Рукавишникова М.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное мировое сообщество признает человека наивысшей ценностью, и потому на любом историческом этапе перед государствами стоит задача обеспечения прав и защиты интересов детей. Дети – это самый ценный капитал общества и самая незащищенная его часть. Поэтому, в первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения, провозглашенные Конвенцией ООН о правах ребенка и воспринятые российским законодательством, устанавливают приоритетность семейных форм устройства детей, поскольку семья – это естественная и ведущая среда формирования нравственности ребенка, становления его личности, выработки жизненных идеалов.

Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения.

Утратившим силу Законом РФ «Об образовании» были предусмотрены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. Все они были названы как отдельные и самостоятельные формы обучения.

Однако за все годы существования Закона об образовании и этих форм обучения федеральное положение принято только по экстернату и семейному обучению, причем положение о семейном обучении утратило силу в 2004 году.

Весной 2013 года в Общественной палате обсуждалась тема семейного образования. В данной работе приняли участие родители, рассказавшие о многочисленных нарушениях своих прав на выбор обучения в форме семейного образования. И основная причина таких нарушений – отсутствие регулирования семейного образования на федеральном уровне1.

Новый же закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, вообще поставил судьбу семейного образования под вопрос.

О семейном образовании авторы законопроекта сначала просто-напросто забыли, поэтому в первом варианте проекта закона эта форма получения образования отсутствовала вообще. В ответ на эту забывчивость поднялась волна возмущения, и уже в следующий вариант проекта закона семейное образование было возвращено.

Все формы получения образования по новому закону делятся на две категории: образование учащиеся получают в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне этих организаций. Ко второй категории относятся семейное образование и самообразование2.

Если раньше «семейники» входили в основной контингент школы, то теперь они получают образование «вне образовательной организации».

До этого аттестация учащегося не регулировалась законом, единственным способом определить правила поведения сторон оставался договор между родителями и школой. То теперь в законе четко написано, что учащиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию экстерном.

Теперь экстернат стал лишь формой аттестации. А формами обучения, при которой она используется, остались семейное образование и самообразование (для детей после девятого класса).

С переводом экстерната лишь в форму аттестации — формулировки окончательно запутались. Школы избавляются от этой путаницы самым простым методом — исключая детей. Родители по незнанию подписывают документы об исключении и, по настоянию школ, расторгают договоры о семейном образовании. В итоге — оставляют неясным статус своих детей и лишаются права на денежные компенсации.

Все это — следствие непонимания нового закона региональными чиновниками и администрациями школ. А также отсутствия подзаконных нормативных актов, которые разъясняли бы сложные места в законе.

Так, в соответствии с постановлением правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 827-ПП, родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей3.

Однако после принятия нового закона об образовании директора ряда московских школ сообщили о прекращении финансирования и обеспечения учебными материалами, сославшись на некие нормативные акты Департамента образования Москвы, которые отменяют вышеуказанное положение.

Тем самым происходит нарушение конституционных прав граждан на получение бесплатного образования.

На федеральном уровне так и не появилась норма о выплате компенсаций родителям, практикующим семейное образование, хотя эту норму много раз предлагали, она обсуждалась, в частности в Общественной плата России, в экспертных структурах при думских партиях. «До 2004 года такая норма была. Ее нужно восстановить – это вопрос справедливости, налоги же платят все граждане, действует принцип «деньги следуют за учеником» – и он должен распространяться, конечно, на всех детей, в том числе и обучаемых дома»4.

Но в каких ситуациях все же выбор семейной формы образования был бы оправдан, если речь действительно идет о защите прав ребенка на образование и закон предполагает равные для всех возможности по усвоению материала, но индивидуальные особенности вносят свои коррективы?

При отставании ребенка по одному или нескольким предметам при значительных успехах в других дисциплинах индивидуальная форма помогает не только избежать статуса отстающего ученика, но и выравнивает крен и помогает развиться талантам ребенка в той или иной области.

Бывает, что дети рано показывают значительные результаты в той или иной области — например, в музыке, спорте, или рисовании. И тогда им требуется много времени на дополнительные занятия. Обучение на семейной форме освобождает время для этих занятий, которые потом помогут определиться с профессией.

Семейное образование является прекрасным выходом в ситуации, когда ребенок значительно опережает одноклассников. У таких учеников всегда есть угроза «скатиться» из-за искусственного торможения школьной программой, скукой на уроках. И индивидуальные особенности одаренных учеников при этом не получают своего должного развития, что также является ущемлением прав несовершеннолетнего.

Бывает, что ребенок по болезни пропускает занятия достаточно долгое время. Большое отставание сказывается на успеваемости, ученик нуждается в дополнительных занятиях. А значит, что ослабленный после болезни организм вынужден справляться с двойной учебной нагрузкой. Щадящий режим обучения в семье позволяет догнать одноклассников без лишних усилий.

Выбор семейной формы образования может быть также связан с особенностями здоровья конкретного ребенка (аллергия, астматические приступы и т.п.), с необходимостью учесть индивидуальную специфику процесса его познавательной деятельности (что практически невозможно сделать при групповом обучении) и по другим подобным причинам.

Среди «минусов» такого воспитания называются и слабая социализация несовершеннолетних, и недостаток педагогического образования родителей, и проблемы финансирования, и определенный крен в сторону интересных или перспективных в будущем предметов. Но, как бы то ни было, данная форма получения образования имеет достаточно широкое применение в странах Запада, где показывает себя с лучшей стороны. Учитывая потребности детей, ранее накопленный опыт как собственный, так и зарубежный, реалии современной жизни представляется не только возможным, но и необходимым возврат к обсуждению данной темы, восстановлению ее в праве на существование.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"

2.http://ww.gulag.su/?module=articles&c=Vzgliad&b=8&a=35

3.http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/10/07/semejnoe_obrazovanie_est_li_buduwee/

4. http://www.islamnews.ru/news-141864.html

1 «Семейное образование, всем ли оно доступно»: о круглом столе в Общественной палате РФ

2 Статья 63. Общее образование. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации"

3 Сторонников семейного обучения превращают в «секту изгоев» Автор: Вера Ильина

4 Председатель МОО «За права семьи», генеральный директор Аналитического центра «Семейная политика РФ» Павел Парфентьев.

Просмотров работы: 1237