АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ВО ВРЕМЯ АВИАПЕРЕВОЗКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ВО ВРЕМЯ АВИАПЕРЕВОЗКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная эпоха декларирует социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Между тем по данным ООН, в мире свыше 500 млн. человек являются инвалидами вследствие физических, сенсорных или иных расстройств. Таким образом, в среднем 10 % населения земного шара – инвалиды. По данным Минздравсоцразвития, в России проживает более 13 миллионов инвалидов, из них более 400 тысяч инвалидов являются жителями Свердловской области Эти люди зачастую не могут вести полноценный образ жизни из-за барьеров различного характера, препятствующих успешной социализации.

Важная задача общества состоит в выявлении и устранении затруднений, осложняющих жизнедеятельность инвалидов. Одним из очевидных направлений в решении проблемы успешной социализации людей с ограниченными физическими возможностями является создание условий беспрепятственного передвижения, то есть в первую очередь устранение барьеров.

С точки зрения проблемы инвалидности, доступная среда — это среда, которую беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями – физическими, сенсорными или интеллектуальными.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одним из важнейших условий обеспечения их прав и свобод. Всеобщей декларацией прав человека, принятой ещё резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, предусмотрено право на равенство возможностей. С целью привлечения внимания общества к проблемам инвалидов Организация объединенных наций в 1983–1992 годах проводила десятилетие инвалидов, а в 1992 году учредила ежегодный Международный день инвалидов — 3 декабря.

Конвенция о правах инвалидов, утвержденная резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (далее — Конвенция), устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, в том числе информационно-коммуникационным технологиям и системам, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Подписание Конвенции Российской Федерацией 24 сентября 2008 года показало готовность нашей страны к соблюдению международных стандартов в области соблюдения прав инвалидов.

Обеспечение для инвалидов доступа к объектам социальной инфраструктуры означает возможность посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и помещения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-досуговые и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Работа по подготовке к реализации права на доступную среду для инвалидов в Российской Федерации началась в 90-х годах ХХ века с принятием Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определены обязанности органов власти всех уровней, предприятий и организаций всех форм собственности обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, создавать условия для беспрепятственного пользования всеми видами пассажирского транспорта, средствами связи и информации. ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов» требует в части обязанностей собственников социальных и инфраструктурных объектов за свой счет обеспечивать доступность этих объектов для инвалидов.

В дальнейшем в целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни принята государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, основными задачами которой стали:

оценка состояния доступности и повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам и иные задачи.

В рамках программы «Доступная среда» отечественные аэропорты активно развивают инфраструктуру и расширяют спектр услуг для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Однако для людей с ограниченными возможностями здоровья авиапутешествие превращается в настоящий стресс. Большинство аэропортов только начинает реализовывать программу по созданию безбарьерной среды.

На сегодняшний день согласно действующему Воздушному кодексу (ВК) ст. 107, перевозчик может отказать инвалиду в перевозке и расторгнуть договор перевозки, ссылаясь на отсутствие условий по его обслуживанию, хотя это и противоречит требованиям ФЗ-181.

Воздушный Кодекс задает только права и обязанности сторон (инвалида, перевозчика и аэропорта), а порядок предоставления заявленных услуг, т.е. фактически стандарт качества обслуживания, регламентируются Федеральными авиационными правилами (ФАП). На сегодняшний день в ФАПах есть только общее упоминание о существовании такой категории пассажиров и нет стандартов обслуживании данной категории пассажиров.

Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» пассажир на инвалидной коляске может лететь без сопровождения «под наблюдением перевозчика, по согласованию с перевозчиком и после оформления письменного заявления». Российские авиакомпании трактуют этот пункт в свою пользу и не всегда пускают на борт инвалидов в коляске без сопровождения. Иногда авиакомпании неправомерно отказываются продать билет на самолет инвалидам-колясочникам.

Между тем крупнейшие отечественные авиакомпании с каждым годом все больше стремятся обеспечить соответствие своих услуг международным стандартам.

В соответствии с международными стандартами при бронировании билетов для пассажиров-инвалидов должна заранее обговариваться степень инвалидности, способность к передвижению и потребность в кислородном баллоне. За рубежом пассажир по своему желанию может прибегнуть к услугам медпункта и полететь с сопровождающим лицом.

Пассажирам с отсутствующим зрением и следующим в сопровождении собаки-поводыря разрешено провести животное бесплатно в пассажирский салон. Собака во время полета должна быть привязана у ног пассажира и иметь намордник. Инвалид должен иметь при себе официальный документ, подтверждающий прохождение животным специальной тренировки.

Для инвалида, который летит с инвалидной коляской, предоставляется одно место, а коляска сдается в багаж с особой маркировкой — «Special assistance».

При перевозке пассажира, нуждающегося в подключении системы жизнеобеспечения, на борту предоставляется возможность воспользоваться источником электропитания.

Если пассажир нуждается в носилках, то бронируется несколько мест (обычно три ряда по два кресла). По прилете работники медпункта и сотрудник пограничного контроля для проверки документов поднимаются на борт, после чего пассажира доставляют в медпункт на специальном транспорте. В медпункте в присутствии пассажира и инспектора таможни осуществляется прохождение таможенного контроля.

В крупных городах России уже проведена работа с комплексами аэровокзалов и их оснащением для приема пассажиров с ограниченными физическими возможностями, в рамках программы «Доступная среда». Рассмотрим некоторые из них.

Аэропорт «Шереметьево» (г. Москва) на данный момент предлагает маломобильным группам пассажиров персональную помощь при нахождении в терминалах, посадке и высадке из воздушного судна. Подъездные пути к терминалам оборудованы пандусами, предусмотрены отдельные парковочные места, терминалы оснащены телескопическими трапами, лифтами с тактильными поэтажными указателями, специально оборудованными туалетными комнатами, удобными стойками информации, регистрации и заполнения пассажирской таможенной декларации, высота которых составляет 80 см. Во всех терминалах установлены многофункциональные информационные киоски с сенсорными панелями Touch Screen, которые оборудованы кнопкой переключения экрана для инвалидов-колясочников, а также переговорным устройством. В 2011 году в «чистой зоне» Терминала Е был открыт бесплатный зал отдыха «Сириус» для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Посетить зал могут пассажиры международных рейсов терминалов D, E, F, имеющие инвалидность. Сотрудники аэропорта проводят пассажира, прошедшего регистрацию, до зала и, в дальнейшем, до выхода на посадку. На борт воздушного судна, стоящего на удаленной стоянке, пассажира может доставить специализированный автомобиль с подъемником - амбулифт. При необходимости обеспечивается сопровождение квалифицированным медицинским работником. Услуги по багажному и транспортному обслуживанию для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья бесплатны.

Партнеры аэропорта «Шереметьево» также предоставляют ряд услуг для повышения качества обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. Так компания «Аэроэкспресс» предоставляет услугу «Персональный помощник», которая включает в себя комплексное обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. В частности вагоны электропоездов оборудованы для перевозки пассажиров на инвалидом кресле. Для того, чтобы воспользоваться данной услугой, пассажиру или его сопровождающему необходимо заранее позвонить в справочную службу компании и сообщить планируемое время отправления поезда до аэропорта.

В «Домодедово» (г. Москва) существует специальная «Служба по обслуживанию пассажиров с ограниченной подвижностью», сотрудники которой сопровождают маломобильную категорию путешественников на протяжении всего времени их пребывания в аэропорту, вплоть до посадки на воздушное судно, и обеспечивают максимально быстрое и комфортное прохождение необходимых формальностей. Например, они помогают зарегистрироваться на рейс, пройти таможенный и пограничный контроль, содействуют при получении и оформлении багажа. Если пассажир путешествует без сопровождения, то он может заказать сопровождение через «Службу по обслуживанию пассажиров с ограниченной подвижностью» при покупке билета или на любой стойке регистрации, стойках информации и в медицинской службе пассажирского терминала. Услуги предоставляются аэропортом на безвозмездной основе.

В аэропорту «Внуково» (г.Москва), на всей территории терминала А аэропорта реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться. Все препятствия в виде лестниц между уровнями дублированы лифтами и эскалаторами. Также предусмотрены травалаторы.

В аэропорту также была создана группа по обслуживанию маломобильных пассажиров, которая позволила отказаться от практики обслуживания маломобильных пассажиров через медицинский пункт аэропорта; предоставить пассажирам данной категории более комфортные условия пребывания в аэровокзальном комплексе, в том числе находиться в своем кресле-коляске до момента посадки на борт ВС; пользоваться всеми услугами, представленными в аэропорту, на ровне с другими пассажирами.

В аэропорту «Толмачево» (г. Новосибирск) существует технология обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями, разработана документированная процедура Системы менеджмента качества «Обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями здоровья».

Для данной категории пассажиров имеются места парковок на привокзальной площади терминалов А и Б. Входы и выходы из терминалов оснащены пандусами. Для обслуживания лиц с ограниченными возможностями в 2012 г. приобретен амбулаторный автолифт. На сегодняшний день отрабатывается технология его эксплуатации, ведется стажировка персонала. В ближайшее время амбулифт начнет работу на перроне.

Лестницы Терминала А при выходе на посадку после зоны досмотра оснащены подъемными платформами БК 350 и используются в случае, если пассажир пожелает передвигаться самостоятельно.

Пассажиры с ограниченными физическими возможностями при покупке билетов должны заявить о своём состоянии. При этом система бронирования отразит необходимость обслуживания инвалида в здравпункте аэровокзала и доставки его к ВС. В случае, если инвалидная коляска сдана в багаж, пассажира-инвалида транспортируют на коляске здравпункта. Имеются в наличии детские инвалидные коляски. Информация о нахождении пассажира данной категории на борту поступает заранее в аэропорт прибытия. Пассажира доставляют на борт в первую очередь, даже если посадка осуществляется по телескопическому трапу. Доставку пассажира осуществляет под контролем медицинского работника персонал, прошедший специальную подготовку.

Аэропорт «Сочи» готов в полной мере обслуживать лиц с ограниченными физическими возможностями. Все переходы оснащены пандусами, для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья на стоянке возле аэропорта предусмотрены специальные парковочные места, а туалетные комнаты оборудованы в соответствии с международными требованиями. При необходимости пассажиру с инвалидностью будет обеспечено сопровождение квалифицированным медицинским работником. Аэропортом было приобретено 6 кресел-колясок для перемещения внутри аэровокзального комплекса. Кроме этого аэропорт имеет в наличии две машины скорой медицинской помощи марки «Газель» категории комплектации А и В, амбулаторный лифт HELP 15 HDS для подъема и высадки пассажиров из воздушного судна. На период проведения Олимпийских игр планируется дополнительно укомплектовать медицинскую службу еще одним амбулифтом, автомобилем скорой помощи класса комплектации В и дополнительными креслами-колясками (ориентировочно в количестве 20 штук).

В дальнейшем запланирована организация зон для слабослышащих пассажиров (установка в здании аэровокзала индукционных петель) и установка мнемосхем и информационных стоек для слабовидящих пассажиров и пр.

Необходимости заблаговременно предупреждать аэропорт о прибытии маломобильного пассажира нет, поскольку все проблемы с транспортировкой и обслуживанием можно решить по прибытии в аэропорт. Тем не менее, возможность предварительного уведомления существует и периодически используется, например, при транспортировке носилочных больных городскими бригадами скорой помощи.

Как мы видим, аэропорты стремятся к созданию благоприятных условий для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Однако большая проблема обстоит не только с инфраструктурными недоработками, но и с неквалифицированным персоналом.

Для перехода на международные стандарты обслуживания инвалидов необходимо заблаговременно готовить кадры, обслуживающие сферу гражданской авиации к встрече и дальнейшей работе с инвалидами. Именно квалифицированный подход в работе с инвалидами позволит избежать многих проблем, возникающих при перелете пассажиров с ограниченными возможностями.

Говоря об инвалидах как специфической категории населения, надо отметить, что социальный ярлык инвалида носит преимущественно негативную окраску. И здесь толерантное отношение общества к таким людям играет главенствующую роль, так как оно способствует более скорому и лёгкому приспособлению, адаптации человека с трудной судьбой к социальной реальности. А такое отношение важно и для здоровых людей – ведь оно позволяет не потерять природную доброту и отзывчивость.

Просмотров работы: 3947