В настоящее время роль и значение электроники приобрели настолько широкий характер, что трудно назвать область техники или промышленности, где бы она ни применялась. Неразрывная связь электроники с техникой делает содержание физики как учебного предмета глубоко политехничным. Поэтому электроника – основа техники настоящего и будущего.
В связи с этим неудивителен тот факт, что учащиеся средней школы, особенно 9-10 классов, глубоко интересуются электроникой. Однако эти интересы не могут быть удовлетворительны, так как учебная программа и стабильный учебник физики ( 1; 2; 3) имеют слабую сторону в плане усиления политехнической направленности курса физики. Внеклассная работа также не дает выхода из положения, так как она охватывает обычно небольшое число учащихся. В силу этого оканчивающий среднюю школу не обладает достаточными политехническими умениями и навыками в соответствии с неуклонно возрастающим уровнем техники на основе электроники.
Такое положение явно не соответствует задачам сегодняшнего дня. На этот серьезный недостаток указывает С. Е. Каменцкий: «… целосообразно создание курсов, которые были бы больше, чем существующие, насыщены экспериментом, практическими вопросами, имели бы более явное политехническое направление» (4,239).
Поэтому важно ознакомление учащихся с элементами электроники и автоматики, которые являются одной из основ современного производства. Изучение таких вопросов в курсе физики позволяет показать учащимся основное направление технического прогресса, место технических устройств в современном производстве.
Основываясь на такие же основные направления развития народного хозяйства, мы представляем интересным само искомое понятие «политехнические умения и навыки по электронике». Политехнические умения и навыки по электронике – это важный компонент общетрудовых политехнических умений и навыков, приобретенный в средней школе, связанный с электронными приборами наиболее общих технических устройств, механизмов, узлов, систем и установок в различных отраслях техники (механизации и автоматизации, работизации, гибких автоматизированных производствах и др.).
Наши педагогические наблюдения и обобщение опыта передовых учителей физики показывают, что для осуществления политехнических умений и навыков по электронике необходимы определенные пути и средства:
- физические явления и законы должны сопровождаться демонстрациями (электронные приборы);
- выполнение лабораторных работ по изучению технических приборов (люминесцентная лампа, действующая модель радиоприемника и т.д.);
- показ кино – и телефильмов с физика – техническим содержанием;
- физический практикум (снятие вольтамперной характеристики полупроводникового диода, изучение транзистора, изучение осциллографа и его применение и т.п.);
- проведение экскурсий на автоматизированные производства, в вычислительный центр, в лаборатории электронного микроскопа и т.п.;
- организация физических вечеров по электронике, декады физики, физической выставки и т.п.;
- приобщение учащихся к работе в общество «Умение», в частности, по электронике;
Все это в целом определяет коренное улучшение подготовки учащихся к новым профессиям, рождаемым научно-техническим прогрессом. Считается, что комплекс учебных средств состоит из следующих групп, без учета технической оснащенности кабинетов:
Группа I. Графические средства.
а) справочник;
б) бумага для записи;
в) лабораторно-технические упражнения;
г) наглядные пособия, схемы, таблицы;
д) дидактический материал.
Группа II. Визуальные средства.
а) набор диапозитивов;
б) учебные звуковые фильмы;
в) учебные телевизионные передачи (телефильмы);
г) телевставка по теме.
Группа III. Сюда относятся все основные физические приборы, аппаратура, необходимые для демонстрации и экспериментов.
Комплекс учебных средств при изучении курса физики создает условия для осуществления политехнических умений и навыков по электронике. Этот комплекс помогает учащимся в выполнении практических работ, дает возможность ознакомиться с электронными устройствами, узлами, приборами и более рационально использовать современную новейшую технику в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Программы восьмилетней и средней школы. Физика; Астрономия М.: Просвещение 1983.
Буховцев Б.Б., Климентович Ю.Л., Мякишев Г.Я. Физика 9. М.: Просвещение 1979.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 10.
М.: Просвещение 1979.
Каменецкий С.Е. Проблемы изучения основ
электродинамики в курсе физики средней школы. Дисс. докт. пед. наук, - М.: 1978