ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СВЕТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ СОЧИ-2014 - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СВЕТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ СОЧИ-2014

Едешева Ч.В. 1
1Юргинский Технологический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статья посвящена экономической оценке стратегических возможностей региона в свете проведения Олимпиады Сочи-2014.

В развитие Сочи государство и бизнес вложили миллиарды. Вложения привели к резкому росту экономики региона, а Сочи стала курортом мирового уровня. Правда, очень дорогим и недоступным для большинства россиян. Львиная часть денег пошло на обновление инфраструктуры региона. Уже энергетическая система региона полностью модернизирована. Объем работ оценивалось в 83,6 млрд рублей. Планировалось удвоить мощность Сочинской ТЭС, реконструировать Краснополянскую ГЭС, построить Краснодарскую и Адлерскую ТЭЦ, энергетический комплекс из четырех каскадных ГЭС на реке Мзымта и парогазовые электростанции в районах соседних городов Туапсе и Новороссийск. Почти половина суммы пошло на обновление сетевого хозяйства, все городские сети были полностью заменены [1]. 115 млрд рублей планировалось потратить на организацию транспортного сообщения. Провели легкое метро от Сочи до Красной Поляны, организовано высокоскоростное железнодорожное движение Москва-Адлер. Затраты на организацию данного проекта составило 481,3 млрд рублей. Помимо этого средства пошли на возведение 15 современных спортивных объектов и нескольких гостиниц на 10,3 тыс. мест. $300 млн пошли на горнолыжный комплекс. «Газпром» уже построил канатную дорогу «Лаура». Эти компании занимались также возведением ГЭС на реке Мзымта и скоростной железной дорогой вокруг олимпийского комплекса. «Базовый элемент» построил олимпийскую деревню и Дворец спорта в Сочи общей стоимостью $800 млн, помимо этого, «Базэл» занимался и обустройством аэровокзального комплекса Сочи. Организаторы рассчитывали, что вложения скажутся не только на удобстве участников и гостей Олимпиады, но и на общем развитии экономики региона. Подготовка к Олимпиаде стимулировало ускоренный рост экономик стран, в которых эти игры устраивались. Например, подсчитано, что организация Игр в Афинах в 2004 г. вызвала дополнительный рост ВВП Греции на 2 процентных пункта в течение трех лет, предшествовавших Играм. Обратим внимание на время проведения - зимние Игры по своим масштабам меньше летних - и соотношение олимпийских инвестиций с территориальной протяженностью страны, в которой они проходят. Воздействие подготовительных мероприятий тем слабее, чем больше масштаб экономики - влияние Игр на экономику большой России неизбежно меньше, чем на экономику маленькой Греции. Тем не менее, и для российского национального хозяйства, особенно в рамках северо-кавказского экономического региона, воздействие будет существенным. Уже с момента подачи заявки ВВП в крае растет более чем на 8% в год. Налоговые поступления края в консолидированный бюджет ежегодно почти удваиваются. В 2014 году они превысили 25 млрд рублей, из них в региональный бюджет пошло 15 млрд. По оценкам, поток туристов в регионе достигнет 6 млн в год, причем рост этот будет обеспечиваться не столько за счет россиян, сколько за счет жителей ближнего и дальнего зарубежья.

Сочи стал рекордсменом по объему инвестиций в подготовку Олимпиады. Согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта на период до 2014 г.» в инфраструктуру города было инвестировано 313,9 млрд руб. (около $12 млрд). Из федерального бюджета поступило 185,8 млрд руб., еще 9,2 млрд руб. дали Краснодарский край и городская администрация, а остальные 118,8 млрд руб. были привлечены из внебюджетных источников. За такие деньги зимние олимпиады еще не организовывали. По данным интернет-портала туринской 0лимпиады-2006, проведение Игр в японском Нагано (1998 г.) обошлось в $2 млрд, в американском Солт-Лейк-Сити (2002 г.) - в $1,32 млрд, а в Турине - в 2,7 млрд евро, т. е. мы видим разницу в финансировании примерно в шесть раз, обусловленную, прежде всего тем, что в отличие от вышеупомянутых городов Сочи необходимо полностью перестраивать свою инфраструктуру.

Большая часть бюджетных средств пошло на транспортную инфраструктуру. 108,8 млрд руб. были потрачены на строительство автомобильных и железных дорог к спортивным объектам. Работы по строительству дорог начались в конце 2007 г. Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев оценивает срок окупаемости крупного горнолыжного курорта в районе Сочи примерно в 7-10 лет. Это удачные инвестиции, ведь после Игр такой объект точно не будет простаивать.

Олимпиада - очень крупный проект, который может дать толчок развитию экономики не только Краснодарского края, но и всей России По расчетам Минэкономразвития и заявочного комитета «Сочи-2014», во время подготовки к Олимпиаде спрос на продукцию большинства отраслей - от стройматериалов до машиностроения - вырастет на 50-60%. Благодаря Олимпиаде валовой региональный продукт края растет быстрее на 1,29% в год (средние темпы роста составят 5,6%). Число рабочих мест будет расти на 89 500 в год, причем своих рабочих рук не хватит, в город приедет 30 000 мигрантов. Реальные доходы населения растут на 8% в год. К 2015 г. в Сочи будет приезжать 7 млн туристов. Если в 2007 г. они потратили на отдых там 4,7 млрд руб., то в год Олимпиады их расходы вырастут до 64,6 млрд руб. Разница между потенциалом и реальным уровнем развития экономики в Краснодарском крае больше, чем где-либо еще в России: «Олимпиада - лучший повод его реализовать». С одной стороны, стоимость жизни в регионе повысится, особенно поднимутся цены на недвижимость, с другой - темпы ее роста вряд ли превысят темпы роста зарплат. И Сочи после Олимпиады станет для Южного региона тем же, что сейчас Москва - для всей России: туда усилится приток рабочей силы из соседних депрессивных регионов. Все крупные аэропорты края - Краснодар, Сочи, Анапа, а также строящаяся воздушная гавань в Геленджике - будут работать на единую цель - развитие экономики и туристического бизнеса региона.

Однако кроме плюсов, есть и минусы. Эксперты уже отмечают значительный рост цен на землю и недвижимость в Сочи. Цена одной сотни кв. м. в престижных районах (центр, Красная Поляна) уже доходит до $150 тыс., что сравнимо с «московскими ценами». Темпы роста цен на недвижимость в Сочи даже выше московских. Из-за активного спроса они растут в среднем на 30% в год. В ближайшее время стоит ожидать резкого скачка цен на 10-20%. Цены будут расти как на землю, так и на готовые объекты. Олимпиада повышает и стоимость проживания для туристов. Аналитики говорят, что инвестиционная привлекательность Сочи сыграет на руку жителям города. Стоимость квартир возрастет, при этом появится много новых рабочих мест. Сочинцы смогут выиграть и на аренде жилья, которая будет более чем востребована как во время проведения Олимпиады, так и после, когда Сочи станет главным российским курортом. По данным аналитического агентства IRN.Ru стоимость новых сочинских домов, расположенных на первой линии у моря, доходит до $15 тыс. за кв. м, а цена метра в обычном панельном доме на окраине города уже сегодня достигает $2 тыс. Курорт, который получится в результате реализации программы, будет заоблачно дорогим, предупреждают туроператоры. Стоимость проведения Олимпиады в Сочи запланирована в объеме 12 млрд долларов. Из них часть средств (4-5 млрд долларов) была привлечена от крупных компаний. Но без участия малого и среднего бизнеса проект развития будет однобоким. Дело не в финансировании, которое существенно будет обеспечено бюджетом и крупными корпорациями. В Сочи должны будут работать рыночные механизмы, предусматривающие серьезную конкуренцию за качество обслуживания. А в случае монопольной системы обслуживания бизнес-проекты быстро придут в упадок. На прошедшем в Токио форуме Организации экономического сотрудничества и развития эксперты подчеркивали значение малого бизнеса для глобальных проектов. И Сочи - как раз отличный шанс для малого бизнеса, чтобы определить свои силы и степень соответствия международному уровню. Необходимо будет развивать ресторанные сети, туристическую логистику, ЖКХ. Кстати, Сочи - один из хороших примеров участия малого бизнеса в ЖКХ, там целые районы успешно управляются предприятиями. Местное руководство - мэр и администрация видят перспективы в малом бизнесе. Сейчас мелкое предпринимательство только начинает развиваться. В строительстве доля малого бизнеса составляет 13% от всех зарегистрированных компаний. А ведь небольшие предприятия можно привлекать в качестве субподрядчиков: различные бригады электриков, наладчиков, бригады поставщиков материалов, перевозчики. Чем больше подобных предприятий, тем больше конкуренция, а, следовательно, происходит рост качества и падение издержек. Сегодня юг России, по большому счёту, можно назвать федеральным проектом. Сюда брошены мощные управленческие кадры «Олимпстроя», огромные бюджеты (около 315 млн рублей федеральных средств на олимпийские нужды, более 146 млрд рублей - ФЦП «Юг России» на 2008-2012 годы, при этом лишь 52 млрд из них - средства федерального бюджета, остальное - деньги территорий и внебюджетные источники). Для подъёма территории мобилизован крупный бизнес - «Базовый элемент», «Интеррос», «Газпром», «Синара», «Сургутнефтегаз». Это удалось благодаря налаживанию понимаемого в широком смысле частно-государственного партнёрства, при котором федеральные планы вложений в инфраструктуру согласовывались с запросами крупных компаний (так было, например, при разработке ФЦП «Юг России»). Однако можно ли говорить о «смещении на Юг», имея в виду конкретные планы нескольких, пусть даже и крупных компаний? Да, поскольку влияние этих проектов будет системным. Анализируя пользу, которую может принести региону деятельность федерального центра и крупного бизнеса, выделим несколько моментов, которые с разных сторон раскрывают роль таких локомотивов в развитии экономики. Главы крупных компаний («Интеррос», «Газпром») неоднократно заявляли, что их компании принципиально не будут работать в регионах, где местные власти недостаточно расположены для приёма. Поэтому реализация проекта в Приэльбрусье (около 25 млрд рублей) - во многом заслуга администрации Кабардино-Балкарии. Однако почву для таких заслуг местных властей готовит федеральный центр, указывая живущим за счёт дотаций, а значит, фактически полностью контролируемым территориям курс на привлечение инвестиций. Во-первых, федеральный центр и крупный бизнес совместно научат власти территорий работать с инвестором. Чиновники были вынуждены создавать для бизнеса административную инфраструктуру, приобретая навыки обслуживания инвесторов. Крупные проекты - достаточно весомая причина, чтобы создать, например, «одно окно» для инвесторов, агентства по привлечению инвестиций и т. д. Механизмами, которые при этом создаются, затем воспользуются при реализации средних и мелких проектов. Во-вторых, масштабные проекты выведут бизнес Юга на принципиально новый уровень. Крупный бизнес фактически берётся создать организованные по мировым стандартам острова экономики. Так, «Базовый элемент» реализовывал в Сочи проект гостиничного комплекса площадью 208 тыс. кв. метров. ОАО «Красная поляна» создаёт, по сути, целый горнолыжный мир на территории 250 тыс. кв. метров, строит горнолыжный курорт «Карусель», который включает в себя несколько гостиничных комплексов, около 20 подъемников различного типа, 70 км лыжных трасс, санно-бобслейную и саночную трассы. Комплекс рассчитан на проживание 12 тыс. туристов, его общая стоимость оценивается в 350-400 миллионов долларов. «М-индустрия» насыпал между Сочи и Адлером искусственный остров площадью 330 гектаров, который представляет собой элитную рекреационную зону. Такие зоны современной экономики станут центрами притяжения для менее масштабного бизнеса, который будет либо предлагать партнёрство, брать услуги на аутсорсинг, либо пытаться самостоятельно использовать свою близость к центру активности. Но, как бы то ни было, малый и средний бизнес, идущий следом за крупным, должен будет подстраиваться под предложенный уровень работы. Третье: создание в регионе островов современной экономики позволит вывести на новый уровень потребительский рынок. Сейчас девелоперы, которые занимаются развитием современных логистических комплексов, офисной недвижимостью класса «А» и т. д., говорят о том, что цены, которые они пытаются предложить в регионах, непривычно высоки для местных клиентов, а вертикальные партнёры требуют значительного дисконта, пользуясь услугами современных комплексов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Крупные проекты смогут задать качественно другую ценовую норму для региона и привлечь тем самым достаточную аудиторию, для которой цена будет приемлемой. Это послужит основанием для стремительного увеличения ёмкости целого ряда рынков. Четвёртое: не обойтись без жертв. Когда экономика территории приобретает открытый характер, это по-разному сказывается на интересах местного бизнеса. Прогрессивный региональный бизнес от открытия границ только выигрывает, а проигрывают прежде всего те компании, которые опираются на тот или иной административно-семейный ресурс. Если обобщать, то главное, в чём в минувшем году повезло Югу, - регион попал под свет прожекторов. И теперь его видно отовсюду. Это тут же обернулось притоком инвестиционных заявок. На ближайшие семь лет Южный округ обречён на публичное существование. Заметим, что не каждый регион может похвастать тем, что он когда-либо становился главным центром экономического внимания страны. С Югом это произошло. Все плюсы и минусы нынешнего положения дел в экономике региона связаны с этим обстоятельством.

Кстати, для иностранных инвесторов победа Сочи в конкурсе за право провести Олимпиаду 2014 года - событие едва ли не более важное в экономическом смысле, чем для российских компаний. Потому что иностранцы уже имеют опыт заработков на Олимпиаде и лучше понимают плюсы международного внимания к региону. Финансовая сторона вопроса не менее важна, чем имиджевая составляющая. Если бы проведение Олимпиады было бы проектом с отрицательной приведенной стоимостью, не было бы такой острой конкуренции за получение возможности ее проведения. Проведение Олимпиады - тот же бизнес. Более того, это монопольный бизнес и может проводиться раз в 4 года только в одном месте на Земле, так что есть все предпосылки для позитивной реализации этого проекта.

Республика Адыгея также не осталась в стороне от внимания инвесторов. Она заключается в изучении программы социально-экономического развития региона и выявлении финансовых источников для реализации потребностей региона в строительстве дорог, спортивных объектов. Это должно обеспечить сбалансированное развитие экономики Адыгеи и интегрировать ее в мировое бизнес-сообщество. В перечне проектов были -строительство трех горнолыжных комплексов: «Оштен», «Партизанский» и «Курд-жипс». Помимо этого создание туристско-рекреационного комплекса «Хаджох» и строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Романтика». Но этого явно недостаточно. Ситуация с инвестиционной привлекательностью оставляет желать лучшего - Адыгея находится в шестом десятке среди субъектов федерации, тогда как Краснодарский край уверенно занимает лидирующие позиции. Парадокс! Одна и та же территория и такая разница! Если посмотреть на карту, Адыгея находится в центре Краснодарского края. На одном берегу Кубани Краснодар, на другом - начинается республика и такие различия! Повышение уровня социально-экономического развития возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством и создания условий для уменьшения зависимости от федерального бюджета. При этом основной целью деятельности органов государственной власти республики должно быть обеспечение экономического роста, финансовой стабилизации и, в конечном итоге, - переход к самофинансированию и самообеспечению. Достижение существенного экономического роста возможно только при осуществлении масштабных инвестиций и одновременном повышении эффективности капиталовложений.

Источником этих средств могут стать только частные инвестиции, которые очень чувствительны к условиям ведения бизнеса. Таким образом, на первый план выходит проблема формирования благоприятного делового климата. В первую очередь речь идет о формировании законодательной и нормативной правовой базы осуществления экономической деятельности. Разработка законодательно-правового механизма защиты частных инвесторов должна включать введение законодательной и фактически реализуемой ответственности за нарушение прав с обеих сторон. Обеспечение политической стабильности, создание института обеспечения кредитов в реальный сектор на основе развития рынка земли и недвижимости, института ипотеки, использование бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования, повышение открытости предприятий инвесторами, либерализация экономической политики и развитие частного бизнеса - все это сработает на рост благосостояния и социальный климат в республике.

У Адыгеи есть инвестиционная привлекательность, но нет системности, четкого плана. Также нельзя не отметить, что существенным фактором недоинвестирования при потенциально благоприятном инвестиционном климате является слабая информированность о привлекательности Республики Адыгея. Необходима активная деятельность властей по привлечению инвесторов. Для Адыгеи Олимпиада в Сочи отличный шанс заявить о себе как о Республике с высокой инвестиционной привлекательностью. Этот шанс нельзя упускать.

Литература и источники:

1. Козлов, В. Смещение на Юг / В. Козлов // Эксперт Юг-2007. -№ 6. - 24.12.2007.

2. Ляув, Б. Дорогая Олимпиада / Б. Ляув, А. Филатов //«Общая газета». -№ 7. - 06.07.2007.

3. Аносов, В. Сочинская Олимпиада станет локомотивом экономического развития региона / В. Аносов // Российская газета. - № 33. -25.11.2007.

4. http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-strategicheskih-vozmozhnostey-regionalnogo-razvitiya-v-svete-provedeniya-olimpiady-sochi-2014#ixzz2srKVyA00

Просмотров работы: 1323