РОЛЬ МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый абитуриент, поступая в высшее учебное заведение, впоследствии знакомится с основными положениями обучения: от получения студенческого билета и зачетной книжки до изучения кодекса корпоративной культуры вуза, где прописаны ключевые принципы и методы организации учебного процесса, а также требования к студенту, к его внешнему виду, поведению и т.д.

В данном документе прописано, что студент в процессе всего обучения должен глубоко овладевать знаниями, умениями, навыками современных методов научных исследований по избранной специальности, выполнять в установленные сроки все виды практических заданий, предусмотренных учебным планом.

Прохождение практики является неотъемлемой составной частью образовательного процесса. Вследствие того, что наличие профессионального навыка в настоящие дни является одним из самых ценных качеств у молодых специалистов, готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к трудовой деятельности формируется, в первую очередь, в процессе практического обучения.

Так же при прохождении практики у студента происходит момент закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Обучение по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм тоже требует прохождения разного рода практик: от учебной на первом курсе до профессионально-производственной – на пятом. Кафедра сервиса и туризма Уральского федерального университета имеет долгосрочные договоры с крупными предприятиями для прохождения учебных, производственных и преддипломных практик с последующим трудоустройством: Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики; Туроператор «Odeon Tours»; Уральская ассоциация туризма; Координационный совет по туризму при администрации города Екатеринбурга. Студенты данной специальности самостоятельно выбирают базу для прохождения практики. Они так же могут выбрать практику за рубежом: в Турции или Греции.

Студент за пять лет обучения овладевает практическими навыками на предприятиях сервиса и туризма. Деятельность по оказанию услуг носит всеобщий и комплексный характер, учитывает национальные, культурные, демографические, природно-климатические и другие потребности человека. Специалисты сферы сервиса должны быть готовы к реализации новаций в области техники, технологии, социально-культурного сервиса, вести самостоятельную научно-производственную деятельность.

Организация учебной и производственной практики для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм, имеет целью развитие профессиональной подготовки студентов для работы в сфере сервиса и туризма. Задачами практики являются:

  • знакомство студентов с организацией деятельности в учреждениях и на предприятиях сервиса и туризма;

  • участие в разработке туристского продукта коммерческой или социальной направленности;

  • знакомство студентов с туристскими возможностями края;

  • установление прямых связей между учебными заведениями РФ и других стран;

  • организация активного отдыха и общения студентов.

Например, базой для прохождения моей учебной практики на первом курсе стало Министерство торговли, питания и услуг по Свердловской области. В отделе развития торговли в мои функциональные обязанности как практиканта входило ведение базы данных в интернете, знакомство с организационной структурой предприятия и аналитика функций отдельных структурных подразделений. Больше всего мне запомнилась работа по организации профессионального праздника работника торговли, который проходил во Дворце игровых видов спорта г. Екатеринбурга. Это был мой первый опыт в подготовке такого масштабного мероприятия, встречи гостей, их регистрирования и дальнейшего сопровождения. Насыщенный процесс прохождения данной практики подарил мне огромный опыт самостоятельной работы, развил профессиональные качества: ответственность, исполнительность и добросовестность выполнения работ. А, самое главное, пробудил во мне интерес в последующем изучении моей специальности. На втором курсе я целенаправленно записалась на курсы протокольной службы и прошла курсы экскурсоведения. Данная деятельность была дополнением к основному курсу обучения в институте.

Считаю, очень важно, чтобы студент подходил к прохождению практики ответственно и не думал, что она бессмысленна. Мотивация учебно-познавательной деятельности у студента должна сохраняться на протяжении всего обучения. Заинтересованность у студента, прежде всего, связана с поиском внутренних условий повышений эффективности учебной деятельности. Поэтому одним из ключевых средств развития мотивационной сферы личности является специально-организованная деятельность.

Ставится проблема: какими способами организовать самостоятельную работу студента? Известно, что для активизации самостоятельности у студентов необходимо создавать условия по формированию умений и навыков. Но зачастую, у студента нет интереса и мотива проходить практические задания. Иногда студенты прибегают к покупке готовых отчетов по практике. Это огромная проблема, которая требует глубокого изучения и исследования, почему так происходит.

Одной из задач, которую ставит Высшее учебное заведение, как раз и является расположение студента к получению знаний, заинтересованность его в самостоятельной работе, использование своего творческого потенциала при написании курсовых работ, рефератов, отчетов.

Познавательный интерес является ключевым фактором самостоятельности и трудолюбия студента. Если возникает познавательный интерес, то и появляется мотивационная составляющая в структуре мотивов. Поэтому качество выполняемых учебных работ улучшается. При этом у студента выявляется само осознание значимости самостоятельности и активности при выполнении практических работ. Данную деятельность можно увидеть в следующей последовательности: я смог это сделать – я смог это сделать самостоятельно – я получил удовольствие от того, что могу сделать.

В систему поэтапного формирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов включены три компонента:

  1. Условия формирования мотивации – ценностно-мотивационный компонент;

  2. Деятельностный компонент, или умение оперировать полученными навыками;

  3. Закрепление позитивных мотивов в психологический процесс.

Ценностно-мотивационный и когнитивный компоненты учебно-познавательной деятельности заключаются в элементарных умениях выполнять самостоятельную работу. Естественно, у многих студентов данный компонент проявляется в разной степени. Некоторые студенты творчески подходят к написанию курсовых работ, рефератов. У других студентов все сводится к копированию или скачиванию выставленных работ в интернете.

Деятельностный компонент мотивации учебно-познавательной деятельности – это сам процесс выполнения студентом самостоятельной работы. Данному компоненту я хотела бы уделить особое внимание. На третьем курсе я проходила практику в УК «Деловой дом на Архиерейской». Эта компания, которая занимается управлением недвижимостью и имеет в своем владении сразу несколько объектов сферы сервиса и туризма.

Летом 2013 года мне была предоставлена возможность пройти практику в санатории «Машук-Аква Терм» на Кавказе. Передо мной стояла цель изучить структуру санатория с точки зрения предприятия сервиса и обслуживания, познакомиться с отдельными службами санатория: от службы приема и размещения до службы прачечной. Я прошла практику во всех отделах санатория и комплексно изучила их работу. На практике познакомилась с функциональными обязанностями разных руководителей: руководителя службы размещения, маркетинга, технической службы, руководителя службы питания и развлечений. Мною был получен огромный опыт в сфере анимации при проведении различных развлекательных мероприятий.

Практика помогла мне осознать, что же такое предприятие сервиса в реальной жизни. Только после глубокого изучения работы отдельных служб, я поняла, что предприятие санаторно-курортного сервиса – это огромный организм, в котором все взаимосвязано, а общий результат предоставления качественного сервиса будет зависеть от четко поставленной работы разных служб.

Данная практика еще больше замотивировала меня изучать мою специальность, тонкости моей будущей профессии. Я зарекомендовала себя как ответственный, исполнительный, заинтересованный в своей деятельности студент и, вот, уже скоро год, как я официально работаю в компании «Деловой дом на Архиерейской» в должности стажер-специалист развития отельных проектов. Мне очень нравится выполнять различные задания, связанные с разработкой систем управления качеством предоставления услуг. Постепенно изучаю технику и автоматизированные системы, обеспечивающие технологические процессы гостиничной деятельности, например, программное обеспечение нового поколения – систему управления отелем Fidelio.

Студент специальности социально-культурный сервис и туризм за пять лет обучения проходит четыре вида практик: учебную, производственную, профессионально-производственную и преддипломную. И только после прохождения всех видов практик студент понимает, что ему нравится, что ему ближе по душе: ресторанный бизнес, гостиничное дело, музейное дело, либо индустрия развлечений и красоты.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно констатировать следующее:

  • Практико-ориентированная деятельность – неотъемлемый элемент обучения. Практика помогает студентам не только получить профессиональные навыки и умения, но и выступает неким ориентиром в определении и принадлежности к будущей профессиональной деятельности. Именно в процессе практики методы формирования профессиональных знаний наполняются смыслом;

  • Процесс прохождения производственной практики – серьезный этап на пути к началу эффективного развития будущей карьеры. Практика для вуза – это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на рынок труда;

  • Непосредственной мотивацией самих студентов к прохождению практики является создание в пространстве вуза системы организации практик с последующим трудоустройством;

  • Являясь центральным звеном в системе подготовки будущего сотрудника сферы индустрии услуг, практико-ориентированная деятельность помогает глубже осознать, насколько верен профессиональный выбор, проверить уровень усвоения теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально-важные качества будущей специальности.

Просмотров работы: 1396