ТИП ЛИЧНОСТИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МАЛОЙ ГРУППЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТИП ЛИЧНОСТИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Патрушева А. Д., Кондратович С.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование личности человека происходит в процессе непосредственного межличностного взаимодействия в социальных группах. Именно в малой группе определяющими являются отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. Человек является непосредственным участником внутригрупповых отношений, где основой взаимоотношений выступают межличностные отношения, групповые стремления, мнения, традиции, которые отражают непосредственную жизнь ее участников.

Межличностные отношения – это связи, возникающие как результат общения членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями. Они строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга. На развитие межличностных отношений влияет: содержание работы, условия деятельности, способ организации людей, личностные особенности участников отношений. Процесс социального взаимодействия, происходящий в малой группе, является одним из сильнейших факторов формирования и воспитания личности, регулирования ее деятельности. Поэтому вопрос изучения межличностных отношений в малых группах является своевременным и актуальным. Важно и необходимо изучать взаимоотношения людей внутри групп, исследовать типологию социального поведения.

Представителями отечественных и зарубежных школ и направлений, наиболее видными из которых являются Г. Гурвич, У. Фост, Э. Мэйо,Я.А. Коломинский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Ч. Кули, Дж. Л. Морено, X. Э. Рихтер, Д. Тейлор, М. Филипс, Дж. Хоманс, и др. разрабатывается психология и социология малых групп.

Малая группа – это выделенная из социального целого группа индивидов (от 2 до 30-40 человек), объединенных общей совместной деятельностью и тесными взаимосвязями. Главная черта малой группы – простота ее строения. Под этим подразумевается, что в группе есть авторитетный лидер - личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, и есть остальные члены, занимающие различные ролевые позиции. Лидер – это человек, за которым идут. Но, оговорим сразу, что лидер – это не человек, который управляет, а тот, который мотивирует. Люди работают в коллективе и поэтому им должно быть комфортно с человеком, к которому они присоединяются.

Вне зависимости от того, в какой малой группе мы находимся, в ней есть так называемые лидеры, принятые, отвергнутые и изолированные ее члены.

На раннем этапе исследований ученые верили, что лидеры имеют определенный набор устойчивых лидерских качеств, которые не меняются с течением времени. Этот подход был основан на том, что лидерами не становятся, а рождаются. Современные ученые утверждают, что человек, у которого есть определенный набор личностных черт, будет лидером вне зависимости от характера ситуации, в которой он находится. Не смотря на это, любой из членов группы должен уметь адаптироваться в изменчивых условиях современного мира.

С цельюизучения типов личности для определения положения индивидов в малой группе, обнаружения микрогрупп и выявления лидеров была проведена исследовательская работа, которая проходила на базе Института физической культуры, спорта и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». В исследовании приняли участие студенты III курса, обучающиеся по специальности Социально-культурный сервис и туризм, в количестве девяти человек. Возраст испытуемых – 19–20 лет.

Для определения типологии социального поведения испытуемых в условиях групповой деятельности, социально-психологической совместимости членов группы, диагностики межличностных отношений и эмоциональных связей, с целью их улучшения и совершенствования был применен метод социометрии Джекоба Леви Морено, являющийся одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе, и методика Тимоти Лири – диагностика личности как субъекта межличностных отношений.

Схема Дж.Морено – социограмма, представляет собой несколько вписанных друг в друга кругов. Чем ближе к центру круга расположен участник группы, тем больше предпочтений ему было отдано. Количество предпочтений определяется с помощью опроса. В центре круга самый популярный член группы – «звезда», он обладает самым большим количеством предпочтений. Во втором круге – «предпочитаемые», они обладают меньшим количеством предпочтений и так далее до последнего круга – «изолированных» (внешний круг). Существенным недостатком этой методики является то, что диагностике может быть подвергнут только уже сложившийся коллектив, существующий более года и состоящий не менее чем из 9-10 человек.

Социометрическая техника позволяет только выявить лидеров или отвергнутых членов коллектива, но не дает характерологические качества этих людей. Для определения качеств лидеров была использована методика Т. Лири (сoздана Т. Лири, Г. Лефoржем, Р. Сазеком в 1954 г.).

По мнению Т. Лири, социальные ориентации условно можно представить в виде круга, разделенного на секторы двумя осями. Общее впечатление о человеке в процессе общения определяют факторы: дружелюбие-агрессивность (горизонтальная ось) и доминирование-подчинение (вертикальная ось). Чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь переменных. Расстояние показателей от центра указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Схема проведенного исследования состояла из нескольких этапов. На первом этапе были сформированы основные положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Полученная информация была представлена в форме социоматрицы, включающей все положительные и отрицательные выборы, сделанные членами группы. На основе социоматрицы была построена социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах и дающая наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. При анализе социограммы были выделены наиболее влиятельные члены группы, взаимные пары, группировки, составленные из числа стремящихся выбрать друг друга. На основе матрицы были рассчитаны социометрические индексы: индивидуальные, предназначенные для характеристики отдельных членов группы и групповые, характеризующие группу как целостное образование.

С целью выявления факторов "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность", определяющих общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия, на втором этапе исследования была применена методика Т. Лири. В зависимости от полученных результатов был выделен ряд ориентаций – типов отношения к окружающим, сделаны выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения.

У «предпочитаемых» участников группы выявлены такие типы межличностных отношений как: дружелюбный и альтруистический.

Дружелюбный или сотрудничающий тип склонен к кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего топа в отношении с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. Альтруистический тип ответственный по отношению к людям, мягкий добрый, деликатный, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

У «принятых» участников группы наблюдается агрессивный и подозрительный типы отношений в умеренной и высокой степени.

Агрессивный тип требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценках других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, вспыльчивый, несдержанный, раздражительный. Подозрительный или недоверчивый, скептический, критичный, необщительный, замкнутый, скрытый, обидчивый, разочарованный в людях. Испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить, что в студенческой группе существуют оправданно-подтверждающие типы отношения друг к другу, характеризующие позиционное положение. При построении взаимоотношений существенно сказывается возраст, характерологические особенности. Полученный индекс сплоченности группы характеризует высокую степень психологической взаимности членов коллектива.

Полученные результаты могут быть использованы в практической работе специалистов – психологов, кураторов групп, при определении позиций членов группы в системе межличностных отношений.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2010. – 217с.

  2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: Владос, 2003. – 264 с.

  3. Карелин А.А. Большая энциклопедия тестов / А. А.Карелин. – М.: Экспо, 2007. – 416с.

  4. Коломинский Я.П. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.П. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432с.

  5. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И.Рогов – М: Владос, 2005. – 430 с.

Просмотров работы: 2113