СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье [2, c. 35]
Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). [4, с. 54]
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).[4, c. 29]
Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. [4, c. 102] Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.[4, c. 156]
Итак, печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
В настоящее время популярность Интернета поражает и это притом, что Интернет – самый молодой из всех представителей СМИ. Его аудитория увеличивается каждый год. Что все также доказывает неизменную необходимость его существования. Чего не скажешь о традиционных СМИ, количество приверженцев которых уменьшается пропорционально росту количества поклонников Интернета. Статистические данные показывают, что в 2006 году новости в Интернете читали 13% населения, в 2005 году таких было 10%, а в 2013 году – 65% активного населения [3]
Сейчас аудитория русского Интернета насчитывает примерно 21 млн. человек. Традиционные средства массовой информации, в связи с тем, что их основная аудитория стала переходить на сторону Интернет, СМИ, стали всевозможными способами проникать в глобальную паутину. И, каждое крупное печатное издание, радиостанция или телевизионный канал, организации, предприятия, учреждения имеют сайт в Интернете-пространстве, где дублируются новости и вся информация, которую хочется донести до аудитории. В отличие от других СМИ, Интернет предоставляет возможность получать нужную информацию в любое время суток и в любом объеме.
В образовании межличностное взаимодействие, как отмечает Андрюхина Л.И., достигает педагогических целей только в условиях, когда оно становится проводником взаимопонимания, эмоционального сопереживания, личного доверия и признания. Традиционные компьютерные каналы коммуникации, технико-опосредованные виды общения до недавнего времени значительно уступали по своим возможностям живому непосредственному общению, что приводило к потере функций педагогической коммуникации. Однако технические возможности развиваются стремительно [1]. Показательна сравнительная характеристика коммуникативной эффективности, представленной в таблице 1.
Таблица 1. - Характеристики коммуникативной эффективности [1, с. 2756]
Интернет-технология |
Обратная связь |
Невербальные элементы |
Языковое многообразие |
Персонификация |
Видеоконференцсвязъ |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
Интернет-тел ефония |
+++ |
+ |
++ |
++ |
Электронная почта |
++ |
+ |
+ |
++ |
Чат |
++ |
+ |
+ |
+ |
Веб-форум |
++ |
- |
+ |
4- |
Списки рассылки/ телеконференции |
+ |
- |
+ |
+ |
Веб-сайт |
- |
- |
+ |
- |
Значима не только возможность развития потенциала коммуникативной среды средствами телекоммуникационных технологий, но и то, что колоссально возрастают возможности приобщения к культурному, социальному опыту и возможности погружения в различные пространства и среды. Новые телекоммуникационные технологии существенно расширяют не только информационные ресурсы человека, но делают доступной и возможной для каждого обучающегося и педагога работу в различных культурных средах и пространствах, позволяют стать реальными участниками значимых социальных событий, непосредственно общаться с известными представителями науки, культуры, бизнеса, управления и т.д. Пространство образования становится по настоящему многомерным и открытым, позволяет человеку реально участвовать в совместной творческой деятельности, вступая во взаимодействие с творческими сообществами,
Переход на новый этап информатизации современного общества, а значит и образования, который Андрюхина Л.М. связывает с появлением новых телекоммуникационных платформ - технологий телеприсутствия, открывая новые возможности педагогически полноценного освоения информационной среды. Телеприсутствие (англ. TelePresence) — технология проведения сеансов видеоконференцсвязи, обеспечивающая максимально возможный эффект присутствия собеседников в одной комнате (кабинете или зале).это технологические видеорешения для совместной работы, когда воспроизводятся (передаются) максимально реалистично образы участников, создавая эффект (ощущение) полного личного присутствия.
Наиболее эффективной в педагогическом отношении компьютерно-опосредованная коммуникация становится тогда, когда она осуществляется на основе телекоммуникационных технологий, среди которых педагогически наиболее значимыми являются технологии «телеприсутствие». Характеристиками эффективной коммуникации рассмотренных ранее, что характерные и для телеприсутствия, являются:
-наличие обратной связи;
-многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера;
-возможность варьировать язык общения, языковое многообразие, средства выражения - устный, письменный, паралингвистика, мультимедиа;
-личная направленность» [1].
Указывая на особенности технологии телеприсутствия, Андрюхина Л.М. добавляет к показателям эффективности ещё такой параметр, как иммерсивность (эффект погружения) [1, c. 2756].
Итак, с развитием технологий телеприсутствия становится возможным в полной мере реализовать уже получившие признание и практическое применение современные моделеи личностно-развивающей образовательной среды вуза. Именно, телеприсутствие обеспечивает дистанционное проведение учебных занятий, совещаний и других мероприятий, требующих нахождения всех участников в одном месте, с качеством изображения и звука на уровне, практически полностью заменяющем живое общение, с помощью устройства, позволяющее человеку наблюдать за событиями в удалённом месте и так или иначе (информационно или физически) влиять на них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрюхина Л.И. Технологии телеприсутствия – новая креативная платформа развития образования.// Фундаментальные исследования.- 2013.- №10.- С. 2754-2759.
2. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Председатель Науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л.Кравец. Т. «Россия». – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. – 1007 с.
3. Российские СМИ: количественная характеристика. // Отечественные записки. -2003.- №4.
4. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. – 231 с.